+13°
Boom metrics
Экономика14 ноября 2018 22:00

В Молдове быстрые кредиты берут, чтобы хоть день чувствовать себя человеком

Количество микрофинансовых организаций в нашей стране в последнее время возросло, так же как и агрессивная реклама, зовущая людей получить несколько тысяч леев за пять минут. И они и рады стараться
5-10 минут ожидания – и ты при деньгах

5-10 минут ожидания – и ты при деньгах

Фото: Олег РУКАВИЦЫН

Вы заметили, сколько в последнее время развелось в Молдове микрокредитных организаций? И насколько агрессивна стала их реклама? Уже из каждого утюга звучит - «Первый кредит до 5 тысяч леев – бесплатно!», «Копи бонусы!», «Выиграй машину!».

Как-то пришлось мне взять кредит в одной из таких контор. Взял немного — 4 тысячи леев на три месяца. Возвращать пришлось аж 5200. Сумасшедший процент! Вернул все на месяц раньше, думал, что послабление финансовое будет, ан нет – ни копейки не скостили.

И знаете, как много там народа, причем самого разного возраста и достатка. Очереди прямо стоят! Зато показал только паспорт, 5-10 минут ожидания – и ты при деньгах. А то, что возвращать придется намного больше, не думаешь. Это же будет только завтра...

- В этих микрокредитных организациях упрощенная форма выдачи кредита, - объясняет экономист Михаил Пойсик. - В банках ведь процедура выдачи кредита сильно забюрократизирована. Естественно, процент по кредиту в этих организациях выше. В том числе, из-за повышенных рисков по возврату таких кредитов. Повышенные риски тоже закладываются в ставку кредитования.

- Завлекают, например, тем, что первый кредит – бесплатно. То есть, взял 5 тысяч леев, вернул столько же...

- Но кредит выдается всего на две недели. Но, в любом случае, всегда берется процент за оформление кредита. Дают вам не 5 тысяч леев, а за минусом 50 леев.

- Почему в последнее время появилась такая агрессивная рекламная кампания именно таких малых финансовых организаций?

- В последнее время в стране, как это ни парадоксально звучит, избыток кредитных денег. То есть, люди сдают деньги на депозиты, а кредиты не берут. Объемы кредитования в последние пять лет сокращаются. Количество депозитов растет, есть излишек денег, а их же надо куда-то вкладывать. Раньше основным потребителем кредитов был бизнес. А сегодня в бизнес никто вкладывать не хочет. Поэтому идут на любые ухищрения, чтобы кому-то выдать деньги.

- На что чаще всего берут деньги в этих микрокредитных организациях?

- Образно говоря, человек хочет купить велосипед, а денег ему не хватает. Или часы, или на отдых. Думает, что возьмет на месяц, потом сможет вернуть. А процент-то возрастает! В малых кредитных организациях высокий процент, поэтому надо все считать. Есть так называемая «реальная ставка». Не та, которую они пишут, а надо пересчитывать на годовую ставку. Говорят — вы в день будете платить 10 леев. Ты думаешь - «а что такое 10 леев!» А когда пересчитаете на годовую ставку, так большой процент получится.

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА

- Большая часть населения Молдовы находится в состоянии инфантильного сознания, - говорит психолог Людмила Максимова-Пенькова. - То есть, уровень интеллектуального состояния у людей не предусматривает полностью осознания ответственности за свое поведение, в частности, в финансовой сфере. Люди, не всегда справляясь с ситуацией, не могут проанализировать результаты своих поступков. Надо схватить сейчас, получить кратковременное удовольствие и совершенно не думать об ответственности. Это говорит о неразвитости личности.

- Почему так происходит?

- Людям страшно, присутствуют тревожность и чувство неуверенности. Люди хотят получать удовольствие, жить сегодняшним днем. И получается такая вилка: хочу — но не могу. Много потребностей и противоречивое осознание возможностей реализации. Плюс еще агрессивная реклама, которая является гипнотическим средством внушения. Эта реклама как раз подготовлена для незрелого населения. Бизнесу невыгодно, чтобы человек был умным и с чувством полной ответственности за свои поступки. Для не думающих личностей без чувства ответственности. Для инфантильного и неразвитого населения. У нас, в Молдове, много таких людей. Необходимо просчитывать каждый свой шаг! Прежде всего, задайте себе три вопроса. Для чего я это сделаю? Какой ценой мне это достается? Что полезного мне это принесет? Тогда человек поймет, какую цену он платит за этот кредит...