2018-10-30T15:29:18+03:00

Платим в транспорте без рук

В Бишкеке мэрия планирует ввести новшество в общественном транспорте. Чтобы не отвлекать водителя от дороги и, возможно, пополнить городской бюджет
Поделиться:
В Бишкеке около 3 тысяч маршруток. Большая часть аварий происходит по вине водителей маршрутных такси.В Бишкеке около 3 тысяч маршруток. Большая часть аварий происходит по вине водителей маршрутных такси.Фото: Пресс-служба ГУОБДД КР
Изменить размер текста:

Электронное билетирование в столице начали продвигать еще в 2015 году. Тогда даже был подготовлен проект внедрения электронной системы оплаты проезда. В проекте предлагалось участвовать всем, кто заинтересован в сотрудничестве с мэрией. Но то ли заинтересованных не было, то ли проект был несвоевременный, в любом случае, он так и остался на бумаге.

Пришел новый мэр, Азиз Суракматов, и активно начал внедрять электронное билетирование. На днях в мэрии прошло совещание, где обсуждались конкретные этапы реализации проекта. Причем мэр несколькими днями ранее предъявил претензии городским службам. Они, якобы, саботируют электронное билетирование. И поручил вице-мэру Максиму Ситникову решить этот вопрос к ноябрю.

29 октября в мэрии прошло совещание, на котором заведующий отделом транспорта мэрии Кубанычбек Джусупов рассказал, как будет внедряться электронное билетирование и какие выгоды оно принесет бишкекчанам и городскому бюджету.

ПЛАТИТЬ ВОДИТЕЛЮ НЕ НАДО

Новая система несет в себе, по утверждению разработчиков, массу выгод. Во-первых, водитель не будет отвлекаться на прием оплаты, отсчитывание сдачи, соответственно, снизится риск создания аварийной обстановки на дороге. Поскольку аварии в городе чаще всего происходят по вине водителей маршруток.

Во-вторых, электронная система сделает прозрачной систему оплаты, а значит, увеличатся поступления в бюджет. Деньги будут сразу направляться в банк, сократится, по мнению мэра, коррупция.

- Есть проблема теневого дохода, это вопрос недобросовестности водителей. Они могут злоупотреблять, брать наличные и не сдавать в кассу определенную сумму, - отметил на совещании заведующий отделом транспорта мэрии Кубанычбек Джусупов.

Планируется, что в 2020 году, когда заработает полный цикл системы, поступления в бюджет возрастут до 500 млн сомов. Сейчас они составляют 190 млн сомов.

ТРИ СПОСОБА ОПЛАТЫ

Как это будет работать? Будут смарт-карты у пассажиров и валидаторы, или считывающие устройства. Последние установят в транспорте. На первом этапе планируется установить валидаторы в 160 троллейбусах и 120 автобусах. На втором этапе устройства установят в 2,2 тыс. маршрутках. А в перспективе валидаторы хотят установить также и в такси. Планируется, что это будет сделано к 2025 году.

С введением смарт-карт, на которых будет определенное количество поездок, появляется и три новых способа оплаты: киоски, банковские карты и смартфоны. В городе планируют установить 200 таких специальных киосков. Располагаться они будут в центре города, на окраинах, в зданиях «Кыргызпочтасы».

Смарт-карты будут четырех видов:

- для пенсионеров (около 100 тысяч пенсионеров) на 60 поездок в месяц - бесплатно;

- для школьников (в столице, по данным мэрии, 165 тыс. школьников) на 60 поездок в месяц - 200 сомов;

- для студентов (106 тыс.) на 60 поездок в месяц - 350 сомов;

- для всех на 100 поездок - 500 сомов.

Разработчики подсчитали, что поездки по смарт-картам обойдутся пассажирам дешевле, чем разовые поездки за наличные. Кстати, на первых этапах будет действовать и оплата наличными. Правда, стоимость оплаты, скорее всего, возрастет. Конкретную сумму в мэрии пока не называют.

КОГДА СТАРТУЕМ?

Проект будет реализовываться методом государственно-частного партнерства. Тендер планируется провести в ноябре 2018 года. Через два месяца будет определен победитель и подписан контракт.

Далее частный партнер, определенный по результатам тендера, должен создать оператора системы и передать ему 25% его акций в собственность муниципалитета. Оператор будет отвечать за сбор средств, осуществлять контроль смарт-карт и распределять платежи между перевозчиками.

Бишкекский горкенеш, в свою очередь, должен принять положение о безналичных платежах в транспорте.

Опять же по планам мэрии, система электронного билетирования должна начать работать уже в конце январе 2019 года.

Подпишитесь на новости:

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также