+4°
Boom metrics
Кишинев6 сентября 2018 21:00

Лучшие дома Кишинева: Заказчик хочет «богато» – получается уродливо, но в городе появляются приятные исключения

Журналист «Комсомолки» прогулялась по городу с известным архитектором Михаилом Орловым в поиске зданий, достойных обложек престижных западных журналов
Архитектор Михаил Орлов считает, что вся прелесть этого дома в нюансах

Архитектор Михаил Орлов считает, что вся прелесть этого дома в нюансах

Фото: Наталья СИНЯВСКАЯ

Честно говоря, грустная получилась прогулка. Дома красивые, конечно, есть. Но их мало. А таких, которые удачно вписались бы в улицы нашего города, а не выглядели непонятными пришельцами, - единицы. Михаил Орлов, архитектор, член Союза архитекторов Молдовы и Союза дизайнеров Молдовы, показал дома, чьи фотографии могли бы украсить обложки престижных журналов.

- Кишинев меняется на наших глазах. Строится большое количество новых зданий, исчезают сложившиеся городские ансамбли, меняется масштаб цент¬ра города, продолжается разрушение памятников архитектуры. Однако это не означает, что у нас нет примеров качественных новых построек, - высказывает мнение Михаил Орлов. – Такие примеры есть, хотя их, к сожалению, не так много. О современных работах талантливых зодчих, удачно вписавших свои здания в архитектуру города, мне хотелось бы поговорить сегодня в первую очередь.

Условия, в которых работают архитекторы в Кишиневе, легкими не назовешь. Очень многое зависит от заказчиков, которых проблемы архитектуры, а тем более городской среды, интересуют в последнюю очередь.

- Нужно, во-первых, «выжать» все возможное из участка, не заботясь о том, как новое здание повлияет на уже сложившуюся застройку, а, во-вторых, сделать «богато», что в местной трактовке означает «в камне», и с максимальным использованием классических элементов, - продолжает Михаил Орлов. - Очень трудно аргументированно спорить с человеком, который платит деньги и «заказывает музыку». К счастью, бывают исключения. Это происходит, когда заказчик доверяет выбранному архитектору. И только в том случае, когда этот архитектор талантлив.

Улица Бернардацци, 54

Автор этого дома - архитектор Елена Забунова. В 2002 году здание получило диплом Союза архитекторов Молдовы за лучший проект в номинации «Жилые здания».

Автор этого дома - архитектор Елена Забунова.

Автор этого дома - архитектор Елена Забунова.

Фото: Наталья СИНЯВСКАЯ

- Здание на первый взгляд очень скромное, типичное для сложившейся застройки Кишинева, - заключает Михаил Орлов. – По стилистике похоже на кишиневские дома 1930-х годов. Вся прелесть этого дома в нюансах. Пользуясь очень сдержанной цветовой палитрой, используя недорогие материалы отделки, архитектор, тем не менее, добивался удивительной гармоничности образа. Достигается это мастерской проработкой фасада, оригинальным решением входа, умелым использованием декоративных элементов, характерных для кишиневской архитектуры 30-х годов. Архитектору удалось так вписать это здание в окружающий контекст, что трудно представить, что построено оно совсем недавно.

Улица Букурешть, 117

Это здание, украшающее пересечение улиц Букурешть и Петру Мовилэ, - пример удачной реновации особняка, созданного на рубеже XIX-XX веков. Перед архитекторами Валентином Гальчинским и Ирен Миладзе стояла задача вдохнуть новую жизнь в памятник истории и культуры локального значения, находившийся в аварийном состоянии. И они мастерски справились с этой задачей. Архитекторы Гальчинский и Ирен Меладзе за дом на Букурешть, 117 были удостоены престижной премии ДАС в 2012 году.

Это здание, украшающее пересечение улиц Букурешть и Петру Мовилэ, - пример удачной реновации особняка, созданного на рубеже XIX-XX веков

Это здание, украшающее пересечение улиц Букурешть и Петру Мовилэ, - пример удачной реновации особняка, созданного на рубеже XIX-XX веков

Фото: Наталья СИНЯВСКАЯ

- Авторы сохранили главный фасад здания, который стал важнейшим композиционным элементом нового здания, - поясняет Михаил Орлов. - Он был скрупулезно отреставрирован, сохранен даже характерный для сооружений того периода цоколь здания (в городе можно найти лишь пару таких примеров). Здание было надстроено, получив два новых этажа, что позволило значительно увеличить его полезную площадь. Этажи эти решены более скромно, чем существовавший первый, и являются для него своеобразным фоном. Ромбовидный рисунок остекления третьего этажа с акцентированным каменным карнизом по периметру вносит ярко звучащую современную архитектурную ноту, а знатокам архитектуры напоминает о рисунке плитки на здании Одесской филармонии. Автор филармонии — архитектор Бернардацци, и эта «реплика» — свидетельство уважения к его таланту.

Первый этаж особняка восстановили в первозданном виде

Первый этаж особняка восстановили в первозданном виде

Фото: Наталья СИНЯВСКАЯ

- В проекте учитывались и градостроительные аспекты. Большим аргументом в пользу увеличения этажности служит то, что высоты одноэтажного здания явно не хватало для того, чтобы здание «держало» угол квартала. Новое трехэтажное здание стало работать в одном ансамбле с расположенным рядом зданием Митрополии. Кстати, это здание в свое время также было одноэтажным и надстроено было после пожара.

Улица Примэвэрий

Когда оказываешься перед этим домом на небольшой, чистой, асфальтированной улочке, где у ограды растут цветочки, кажется, что ты вовсе не в Кишиневе, а где-нибудь в Европе. Настолько соответствует здание понятию «городской жилой дом». Как правило, те особняки, которые строят для себя местные богатеи, впечатление производят только размерами. А вот красивыми их не назовешь. У меня часто возникало ощущение, что дома будто перенесены из сельской местности в город.

Этот дом – настоящий образец городской архитектуры

Этот дом – настоящий образец городской архитектуры

Фото: Наталья СИНЯВСКАЯ

- Да, сельский дом во многом отличается от городского, но этого, к сожалению, часто не понимают не только заказчики, но и архитекторы, - соглашается Михаил Орлов. – А этот дом – настоящий образец городской архитектуры. Он достоин украсить обложку любого архитектурного журнала. Об этом произведении талантливого коллектива архитекторов Эдуарда Крянгэ, Светланы Олейниковой и Дениса Крянгэ писал журнал ДАС, в 2016 году он был удостоен диплома Союза архитекторов Молдовы.

Перед архитекторами стояла задача построить удобный для жилья, просторный, светлый дом с современной планировкой и полным набором помещений и технических опций для комфортного проживания.

Фото необычного жилого дома на Примэвэрий украсит обложку любого архитектурного журнала

Фото необычного жилого дома на Примэвэрий украсит обложку любого архитектурного журнала

Фото: Наталья СИНЯВСКАЯ

- Судя по планам, которые я видел, им это удалось в полной мере, несмотря на ограниченность площади участка и особенностей окружающих строений, - говорит Михаил Орлов. - Но они смогли сделать и нечто большее - создать необычный, привлекающий внимание, запоминающийся образ дома. Оригинальное решение навесных бетонных ограждающих панелей с характерными отверстиями от опалубки напоминает о любви авторов к японской архитектуре - минималистичной и образной. В отличие от большого количества зданий современной архитектуры, в которых используются своеобразные клише современного стиля, делающие их неотличимыми друг от друга, это здание ни с каким другим не спутаешь. Интересно и то, что здание это полностью обозримо, ограждено легкой решетчатой оградой, в отличие от большинства своих кишиневских собратьев, разглядеть которые за двухметровыми каменными стенами не так-то просто.