Кыргызстан
+9°
Boom metrics
Сегодня:
Общество29 ноября 2017 22:00

В Кыргызстане отметят 110-летний юбилей режиссера Владимира Васильева

В июле исполнилось 110 лет со дня рождения одного из основателей Театра оперы и балета им. Малдыбаева Владимира Васильева. «КП» встретилась с внуком Владимира Яковлевича - Заслуженным деятелем культуры КР Леонидом Бухманом
Владимир Яковлевич почти 40 лет работал на благо национальной кыргызской оперы

Владимир Яковлевич почти 40 лет работал на благо национальной кыргызской оперы

Фото: из архива Леонида БУХМАНА

ДОБРЫЙ И СПРАВЕДЛИВЫЙ

- Для многих, кто знал Владимира Яковлевича, он был выдающимся режиссером, своеобразным, недосягаемым олимпом. В честь него даже названа улица в нашем городе. А кем он был для вас, как дедушка, как близкий человек? Каким он вам запомнился?

- Дедуля был простым человеком с отличным чувством юмора. Он любил пошутить, рассказать анекдоты, которые во время работы расслабляли артистов и при этом настраивали на творческую волну. А самое яркое воспоминание осталось о том, как мы с сестренками перед сном забирались к нему на кровать, и он начинал рассказывать сказки. «Мальчик-с-пальчик», «Снежная королева» в его изложении остались в памяти яркими картинками. Как будто я не просто слушал истории, а видел это на самом деле. Еще дед был очень справедливый. Однажды у меня украли велосипед, и весь удар, как всегда в детстве, взяла на себя мама, прикрыла меня. Когда правда открылась, дед очень рассердился и сказал, что за свои поступки надо отвечать самому. Потом велосипед нашелся, у какого-то мальчишки, но урок я запомнил на всю жизнь. Пожалуй, это два самых ярких воспоминания о нем, оставшиеся с детства.

- Сколько вам было лет?

- Он умер в апреле 1977-го, значит, мне было 11 лет и 5 месяцев. Я помню его последние дни. Это было в Доме актеров, который стоит напротив здания Академии наук.

ДОМ АКТЕРОВ

- Кстати, об этом доме. Насколько мне известно, вы давно занимались установкой мемориальной доски на фасаде этого исторического дома.

- Да, этот дом особенный, он с собственной историей. В свое время там жили только актеры - 12 Народных артистов СССР, более 20 Народных артистов Киргизской ССР, а заслуженных просто не счесть. А вот мемориальную доску долго не удавалось установить. Хлопотать об этом начал еще мой папа в 1997 году. Он ходил в мэрию, просил акимов, но власти менялись, а дело не двигалось с мертвой точки. К большому сожалению, папа умер, и я продолжил его начинание. Подумал, если не удается выбить мемориальную доску для всех, может быть, получится увековечить память дедушки и бабушки. В 2011 году мэр города Иса Омуркулов подписал постановление, за что ему большое спасибо. А в скором времени, к счастью, моя мечта сбылась, и мемориальная доска появилась на доме, где с 1956 года и по настоящее время живет наша семья. Мемориальная доска - это по-настоящему моя гордость! Знаете, что самое интересное? Когда я увидел распоряжение, подписанное Исой Шейшенкуловичем, то обнаружил, что оно вышло в день рождения папы, который начал заниматься этим делом еще 14 лет назад. Как после такого не верить в судьбу? Но долгое время всем было все равно, что город теряет свою историю, что в Бишкеке совсем нет интересных экскурсионных мест. А Дом актеров - одна из достопримечательностей нашей столицы - просто забыт. Но не будем о грустном...

- Не все так плохо. Недавно, например, отремонтировали театр оперы и балета. Вы уже были там после ремонта?

- Слава Богу, что занялись ремонтом главного храма искусства страны. Ведь это наша культура и интеллигентное воспитание молодежи. Раньше, отправляясь в театр, люди надевали все самое лучшее и красивое. Женщины брали с собой туфли и переобували их в гардеробе. Залы в оперном театре в 60-е, 70-е, 80-е годы были всегда полными. Но я думаю, что все самое лучшее еще впереди, и наш театр, как и раньше, будет одним из лучших в Центральной Азии.

Деятели искусства на Первой декаде кыргызского искусства в Москве в 1939 году

Деятели искусства на Первой декаде кыргызского искусства в Москве в 1939 году

Фото: из архива Леонида БУХМАНА

ПРИЕХАЛ, ЧТОБЫ ОСТАТЬСЯ

- Расскажите, как Владимир Васильев приехал в Кыргызстан и главное, почему он остался здесь, а не вернулся в Россию, как многие другие приехавшие по комсомольскому направлению?

- Я думаю, что ему понравились не только природа, горы и сам город, но и самое главное, гостеприимство кыргызов и их стремление поднять свою культуру на мировой уровень. Владимир Васильев приехал во Фрунзе в 1934 году, окончив режиссерское отделение ГИТИСа. В тот год правительство Киргизской ССР обратилось в Москву с просьбой прислать профессионалов для развития культуры в республике. Мой дед в числе других работников искусства приехал сюда и стал работать в Музыкальном драматическом театре, который располагался на месте Русского драмтеатра им. Чингиза Айтматова. В 1935-м его назначили главным режиссером, и в том же году он познакомился с моей бабушкой, своей будущей женой. Она приехала сюда тоже по комсомольской путевке из Ленинграда и работала директором «Роскино». Это кинофикация тогда еще всей Киргизской АССР. Потом родилась их первая дочь - моя мама. Вместе с композиторами Малдыбаевым, Власовым, Фере, художником Арефьевым они поставили профессиональную кыргызскую оперу «Айчурек».

Вскоре Власов и Фере уехали в Москву, где стали большими начальниками, а дед, влюбленный в Киргизию, попавший на волну успехов на творческом поприще, остался, чтобы дальше прославлять кыргызскую и классическую оперу на сцене Академического театра оперы и балета, который сейчас носит имя Абдыласа Малдыбаева, и, конечно, делиться опытом с будущими звездами и народными артистами нашей республики и Советского союза. На сцене родного театра он поставил около 40 спектаклей, стоял у истоков кыргызской оперы и даже сам участвовал в строительстве здания театра оперы и балета. Дом бабушки и дедушки, в котором они тогда жили, стоял неподалеку, на том месте, где сейчас находится государственное агентство «Кабар». Кстати, на месте библиотеки Баялинова раньше располагался хоздвор театра, там даже держали лошадей.

- Зачем театру лошади? Это же не цирк…

- Они тоже выходили на сцену. При первой постановке оперы «Айчурек» были задействованы две лошади - черная и белая. Их даже возили на Первую декаду кыргызского искусства в Москву в 1939 году. В тяжелые военные времена лошадей убрали из постановки. Содержать животных стало дорого, да и слишком хлопотно.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР Михаил Калинин вручает Владимиру Васильеву орден Трудового Красного Знамени

Председатель Президиума Верховного Совета СССР Михаил Калинин вручает Владимиру Васильеву орден Трудового Красного Знамени

Фото: из архива Леонида БУХМАНА

«ПОПРОБУЙ ПОЙТИ ПРОТИВ - И ТЫ САМ НА НАРАХ»

- Вы показывали документы, где сказано про арест вашей бабушки, Людмилы Валентиновны Ивановой. Она тоже попала под репрессии 1937-1938 годов?

- Бабушку посадили по какому-то доносу. Я до сих пор не знаю, что именно тогда произошло. Она работала на высокой должности, директором «Роскино». Время тогда было сложное, человека могли забрать ни за что. Когда ее арестовали, маме не было и года. А главное, дедушку заставили отказаться от бабушки. Такая была политика. Только попробуй пойти против - и ты сам на нарах. Через 11 месяцев бабушку выпустили на свободу, принесли извинения и вновь сыграли комсомольскую свадьбу. Вот как-то так! Представляете, как играли судьбами людей? Могли поломать жизнь, а потом опять склеить. Для бабушки время, проведенное в тюрьме, не прошло бесследно. В 27-28 лет она лишилась всех зубов на допросах... Потом, все-таки оценив работу и стойкость Людмилы Валентиновны, ее назначили первым директором кинотеатра «Ала-Тоо», самого большого кинотеатра во Фрунзе. При этом дед, будучи человеком творческим, оставался беспартийным, а бабушка была настоящей коммунисткой, истинной патриоткой Советского союза. Кстати, еще моя бабуля была первым директором кыргызского цирка с 1950 по 1968 годы, и при ней был поставлен первый кыргызский номер «Молодая Киргизия», где она, выражаясь современным языком, была продюсером проекта.

Владимир Васильев с семьей

Владимир Васильев с семьей

Фото: из архива Леонида БУХМАНА

ДЕТСТВО ЗА КУЛИСАМИ

- У вас очень творческая семья, а были какие-то традиции, посиделки в семейном кругу?

- Конечно! Помимо дедушки и бабушки моя мама 37 лет пела на сцене нашего театра оперы и балета. Я вырос за кулисами театра и цирка. Сидел на коленях у клоуна Олега Попова и дрессировщика Владимира Дурова, выдающегося кыргызского баса Булата Минжилкиева, танцора мирового уровня Махмуда Эсамбаева. Дедушка брал меня с собой на гастроли оперного театра. Представляете, после первого спектакля и банкета в три часа ночи два великолепных баса Булат Минжилкиев и Владимир Муковников выходили на балкон и исполняли какую-нибудь арию. Вся гостиница затихала и наслаждалась, такой был кайф! Когда растешь в таком окружении, невозможно оставаться в стороне. На каждый праздник мы с сестрами устраивали для родителей и гостей театрализованные представления. Сами мастерили костюмы, придумывали грим и сценарий своих сценок. Талантливее всех всегда была младшая сестренка Людочка. Она была любимицей дедушки и бабушки. Они мечтали и верили, что внучка станет талантливой актрисой и хорошим человеком.

«ТЕАТР НЕЛЬЗЯ ЗАКОНСЕРВИРОВАТЬ»

- Со дня рождения Владимира Яковлевича прошло 110 лет. Это большой срок. Сейчас люди помнят его?

- Еще живы те, кто с ним работал, кто ходил на его спектакли. Правда, к большому сожалению, их все меньше и меньше. В Кыргызстане осталось всего два народных артиста СССР Кайыргуль Сартбаева и Токтоналы Сейталиев. Дай Бог им здоровья. К своему 70-летию театр оперы и балета выпустил книгу, где достойно оценено творчество Владимира Яковлевича Васильева.

- А его творчество, оно сейчас живо?

- Опера - не кинофильм, который отсняли один раз, и он остается неизменным. Театр - совсем другой жанр, который нельзя законсервировать или сохранить в веках. Меняются поколения, приходят новые режиссеры, они ставят новые постановки. Это значит, что театр живет, так и должно происходить в творческом мире.

Телеграмма от министра культуры СССР Екатерины Фурцевой, в которой она поздравляет Владимира Яковлевича с 60-летним юбилеем

Телеграмма от министра культуры СССР Екатерины Фурцевой, в которой она поздравляет Владимира Яковлевича с 60-летним юбилеем

Фото: из архива Леонида БУХМАНА

ДАНЬ ПАМЯТИ

- В эту субботу, 2 декабря, состоится творческий вечер памяти Владимира Васильева, расскажите об этом мероприятии.

- На вечере памяти соберутся люди, неравнодушные к оперному искусству, настоящие ценители тех, кто создал профессиональную, творческую базу в те далекие времена, на которой до сих пор держится наш театр. Придут те, кто знал Владимира Васильева и его семью. К творческому вечеру мы подготовили специально оперу «Кармен», которую в 60-е годы поставил Владимир Яковлевич. На сцене нашего театра ее не было очень давно, поэтому, я думаю, для любителей искусства это станет захватывающим событием.

Лично для меня это мероприятие очень важное. К сожалению, мне не удалось провести такой вечер памяти к 100-летнему юбилею моего любимого дедушки. Десять лет назад подготовка к мероприятию шла полным ходом, но за две недели до юбилейного мероприятия ушел из жизни мой любимый папа Юлий Борисович. К сожалению, еще через три года я потерял мамулю Маргариту Владимировну. Поэтому сейчас это просто мой долг - вспомнить о дедушке, о моих корнях, не подвести своих родителей и сделать 110-летний юбилей достойным первого главного режиссера Кыргызского национального театра имени Малдыбаева.

СПРАВКА «КП»

Будущий талантливый режиссер родился в семье обыкновенного питерского рабочего в 1907 году. Решив связать свою жизнь с искусством, он несколько лет прослужил в московском Ленинском театре рабочей молодежи. А в 34-м году, получив диплом об окончании Института театрального искусства им. Луначарского, молодой специалист поехал по направлению во Фрунзе. Первые постановки талантливого режиссера «Айчурек», «Аджал Ордуна», «Манас», «Токтогул» со временем вошли в золотой фонд киргизской национальной оперы. Почти за 40 лет работы в театре Владимир Яковлевич поставил 39 спектаклей. Среди них такие великие творения, как «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Травиата», «Риголетто», «Тоска» и многие другие. За свой вклад в отечественное искусство Васильев получил звание Народного артиста Киргизской ССР, был награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалью «За доблестный труд» в годы Великой Отечественной войны, дважды был депутатом Верховного Совета Киргизской ССР. Владимир Яковлевич Васильев ушел из жизни на 70-м году, оставив после себя достойную память и заслужив уважение народа Кыргызстана.