Кыргызстан
+16°
Boom metrics
Сегодня:
Общество21 ноября 2017 22:00

Поработать над имиджем: Как Кыргызстану придумывали бренд

У каждой страны есть что-то, с чем ее можно безошибочно связать. А с чем ассоциируется Кыргызстан? Об этом говорили в минувшие выходные на первом PR-форуме «Кыргызстан в поисках нового бренда»
В Бишкеке прошел первом PR-форум «Кыргызстан в поисках нового бренда»

В Бишкеке прошел первом PR-форум «Кыргызстан в поисках нового бренда»

Фото: Екатерина УЛИТИНА

ЧТО В ИМЕНИ ТВОЕМ, КЫРГЫЗСТАН?

В сознании обывателя, живущего где-нибудь в Европе, имидж Кыргызстана сложился на основе шуток из пародийного фильма «Барат», увидевшего свет в 2006 году. Хотя в картине показывают даже не Кыргызстан, а Казахстан, тем, кто ни разу не бывал в Центральной Азии, принципиальной разницы нет.

Еще на имидж Кыргызстана сильно повлияли новости о нашей стране, часто совсем не позитивные. Но эксперты уверены, что это не такая уж большая проблема. Например, Грузия несколько лет назад прошла через кровопролитный конфликт, страна потеряла часть своей территории, а сейчас, преодолев негативный имидж, переживает настоящий туристический бум - в прошлом году туда приехали шесть миллионов туристов. «Разве Кыргызстан так не может?», - задумались участники форума.

Глава департамента туризма Азамат Жаманкулов уверен, что еще как может, и может даже лучше. Но проблема как обычно в деньгах. Если Кыргызстан на свое продвижение тратит 30 тысяч долларов в год, то та же Грузия - $3 миллиона! Результаты соответствующие: 2 миллиона туристов в Кыргызстане и шесть - в Грузии.

По мнению Азамата Жаманкулова, в туризме Кыргызстан мог бы достичь уровня Грузии. Единственная проблема - недостаток финансов

По мнению Азамата Жаманкулова, в туризме Кыргызстан мог бы достичь уровня Грузии. Единственная проблема - недостаток финансов

Фото: Антон СЕРЕДА

ЗАЧЕМ СТРАНЕ БРЕНД?

Живем же как-то без него и не жалуемся.

Специалисты бюро TAGS с такой точкой зрения не согласны.

Даже если не создавать свой бренд самому, он все равно появится, правда не факт, что такой, какого хотелось бы его владельцу. Кыргызстану, например, совсем не нравится быть страной революций, люди больше не хотят решать митингами политические проблемы. Однако образ закрепился - попробуй от него теперь отделаться!

- Кыргызстан очень мало представлен на международной арене, в том числе и в медийном поле. Республика не работает целенаправленно и стратегически над своей репутацией. Мы - специалисты по связям с общественностью - много лет проработали в этой сфере, понимаем необходимость такой работы и хотим помочь государству, организовав площадку для дискуссий и для рождения идей, - рассказала одна из организаторов мероприятия Софья Балакина.

Для участия в форуме «Кыргызстан в поисках нового бренда» приехали более 30 специалистов самых разных профессий из Украины, Казахстана, Кыргызстана, России, Беларуси, Армении, Монголии и США. Всех их объединяет то, что они так или иначе связаны с формированием образа страны.

- То, что форум необходим, мы по-настоящему почувствовали только здесь. Кто бы мог подумать, что после выступления бизнесменов появится столько вопросов? Оказалось, что в формировании странового имиджа заинтересованы не только пиарщики, но и предприниматели. Они общаются с иностранными партнерами, и им важно, чтобы у Кыргызстана был привлекательный образ, - добавила соорганизатор форума Гульмира Борубаева.

Участники форума получили не только ценную информацию, но и возможность познакомиться со специалистами из других стран

Участники форума получили не только ценную информацию, но и возможность познакомиться со специалистами из других стран

Фото: Екатерина УЛИТИНА

«МЕДОВАЯ ДЕРЖАВА» ИЛИ «КОНТРАБАНДИСТАН»

Приглашенные спикеры с воодушевлением принялись придумывать для Кыргызстана новый бренд. Бакыт Дегенбаев, основатель движения «Покупай кыргызское», предложил раскручивать Кыргызстан как «медовую державу». Бизнесмен рассуждает так: если уж получается что-то делать хорошо, делай это в промышленных масштабах и зарабатывай.

Из всех сфер сельского хозяйства лишь пасечникам удалось восстановить объемы производства, которые были при Советском союзе. И это без помощи дотаций государства, которые были раньше. Сейчас в республике производят 12 тысяч тонн меда в год. Но это не предел.

- Я ездил по пасекам и провел исследование. Кыргызстан может производить до 150 тысяч тонн меда. Но даже если получим только 100 тысяч тонн, то все равно войдем в шестерку «медовых держав» и займем позиции на мировом рынке, - уверен Дегенбаев.

Что для этого нужно сделать? Наладить логистику, построить лаборатории и центры сертификации и главное рассказать покупателям, что кыргызский мед - лучший в мире.

А вот Кубат Рахимов, председатель Комитета по промышленной политике Торгово-промышленной палаты, в своем выступлении был настроен не так позитивно и придумал для Кыргызстана хлесткое и даже обидное прозвище «Контрабандистан».

«Комсомолка» не могла этого стерпеть и отправилась выяснять отношения с экспертом.

- Кубат, мы сегодня говорим о положительном имидже Кыргызстана. А вы обзываетесь. Вам не стыдно?

- Нет, не стыдно. Иногда нужно сыпать на голову пепел и рвать на себе рубаху. Нужно признавать свои недостатки и исправлять их. И если уж речь зашла о том, как кого называть, то «контрабандистаном» можно назвать и Беларусь, которая поставляет в Россию санкционку, и Казахстан, который через «Хоргос» везет серый импорт в Россию. Это все делается по заказу крупных российских компаний. Когда им нужны товары из Европы, они используют Беларусь, а вот если нужна одежда и обувь из Китая, тут на помощь приходит Кыргызстан. Ну, не может маленькая республика для себя завозить 53 миллиона пар обуви при населении в 5,3 миллиона человек.

- Мы очень любим обувь!

- Не смешите мои китайские тапочки! По 10 пар обуви на каждого кыргызстанца, включая стариков и детей? Нужно осознать, что мы даем возможность зарабатывать какой-то международной мафии, и это прямо бьет по нашему имиджу. И я в режиме сожаления и глубочайшей скорби использую термин «контрабандистан». Я его обозначил, чтобы он умер. Мы очень хорошая страна, у нас есть очень хорошие заделы, которых нет в других государствах. Мы научились худо-бедно выживать сами, и это нужно сделать нашей ценностью. Но все заслуги убивает контрабанда. Не только мы виноваты в этом, а все страны ЕАЭС.

Кубат Рахимов в шутку назвал Кыргызстан «Контрабандистаном»

Кубат Рахимов в шутку назвал Кыргызстан «Контрабандистаном»

Фото: Екатерина УЛИТИНА

НОВОСТИ КАК ЧАСТЬ ИМИДЖА

Справедливости ради надо сказать, что разговоры о контрабанде первым начал не эксперт, а премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев на заседании Межправсовета стран ЕАЭС. В ответ кыргызские власти указали, что и у казахов рыльце в пушку - серый импорт там процветает, во всяком случае, не меньше, чем у нас. Противостояние двух соседей обостряется многокилометровыми очередями на границе, которые появились после введения Казахстаном усиленного контроля. Эксперт из Беларуси Александр Шпаковский считает, что эта ситуация вредит не только двум странам, а всему Евразийскому союзу.

- Развитие противоречий очень опасно для ЕАЭС, потому что градус конфликтности перенесен с двухстороннего уровня на уровень наднациональный. Руководство Казахстана блокирует торговлю Кыргызстана с другими странами, и руководство Кыргызстана критикует ЕАЭС за то, что страны союза не хотят вмешиваться и влиять на Казахстан. Все это не очень хорошо в глобальном контексте, - отмечает эксперт.

Все рекомендации экспертов, озвученные во время форума, организаторы собрали воедино и представили правительству

Все рекомендации экспертов, озвученные во время форума, организаторы собрали воедино и представили правительству

Фото: Антон СЕРЕДА

ПОНЯТНЫЙ ПОРТРЕТ КЫРГЫЗСТАНА

Двухдневный PR-форум в отличие от многих подобных проектов не прошел впустую. После его завершения организаторы проанализировали все выступления, собрали их воедино, выбрали самое полезное и полученный продукт отдали правительству.

- Представьте, что мы рисуем портрет Кыргызстана. Мы хотим, чтобы он был четкий, красивый, приятный для глаз и понятный для восприятия. Посмотрел на него - и хочется приехать, узнать побольше, - поделилась Софья Балакина.

Вице-премьер-министр Толкунбек Абдыгулов, который открывал мероприятие, обещал рассмотреть рекомендации пиарщиков, и не исключено, что в будущем их станут применять на практике.