Кыргызстан
+11°
Boom metrics
Сегодня:
Общество13 ноября 2017 4:00

Споры о Водном кодексе: Активисты требуют не вносить поправки в закон

Круглый стол по обсуждению изменений в закон, которые позволят «Кумтору» продолжить работу в районе ледников Давыдова и Лысый, закончился скандалом. Правительству и парламенту пригрозили роспуском, если законопроект будет принят
Вице-премьер-министр постарался донести до активистов позицию правительства, но диалога, увы, не получилось.

Вице-премьер-министр постарался донести до активистов позицию правительства, но диалога, увы, не получилось.

Фото: Мария ОРЛОВА

ЛЕД ПЛАВИТСЯ. КТО ВИНОВАТ?

На этот вопрос гражданскому обществу, взбудораженному новостью о внесении изменений в Водный кодекс, попытались ответить специалисты в области горного дела.

Речь, напомним, идет о внесении поправок в закон, которые позволят «Кумтору» перемещать сползающие к рабочим зонам карьера ледовые массы ледника Давыдова. Компания и ранее проводила работы по разгрузке льда, ежегодно получая на это временные разрешения от госорганов. Чтобы облегчить работу инвестора и утвердить проект разработки рудника до конца срока его эксплуатации, правительство готовится внести изменения на законодательном уровне. Активисты встретили это предложение в штыки и потребовали сначала провести общественные слушания.

При поддержке Кыргызской горной ассоциации и Ассоциации геологов и горнопромышленников в Бишкеке прошел круглый стол с участием экспертов, представителей парламента, правительства и гражданского сектора, где, ссылаясь на научно-обоснованные и практические данные, специалисты рассказали о главных причинах таяния льда в высокогорье и нынешнем состоянии экологии в районе крупнейшего месторождения золота. И если еще поначалу активисты слушали экспертов молча, задавали вопросы, высказывались сами, то к концу обсуждение превратилось в перепалку.

ЧТО ПРОИСХОДИТ С ЛЕДНИКАМИ

Внести ясность в понимание вопроса в начале встречи постарался замдиректора Кыргызгидромета при МЧС Рыскелди Асанкожоев. Он рассказал о выводах экспертной научно-технической комиссии и независимых международных экспертов, изучавших состояние ледников в 2015 году. Объектом исследования стали ледники, расположенные как вблизи рудника, так и в отдалении на большом горном массиве Ак-Шыйрак, общая площадь которого в 70-х годах составляла 436 кв. км. К 2013 году она сократилась уже до 351 кв. км, и по данным гляциологов, деградация всей ледниковой системы напрямую связана не с антропогенной деятельностью, как принято считать, а с повышением средней температуры и уменьшением количества осадков.

Замдиректора Кыргызгидромета при МЧС Рыскелди Асанкожоев констатировал, что ледники тают на всей территории горного массива Ак-Шыйрак. Причина тому - глобальное потепление.

Замдиректора Кыргызгидромета при МЧС Рыскелди Асанкожоев констатировал, что ледники тают на всей территории горного массива Ак-Шыйрак. Причина тому - глобальное потепление.

Фото: Мария ОРЛОВА

- Изучив состояние ледников, ученые пришли к выводу, что они сокращаются во всей высокогорной зоне Тянь-Шаня и сегодня имеют отрицательный баланс массы. Проще говоря, в летнее время льда стаивает больше, чем выпадает зимой осадков. К сожалению, это устойчивый процесс, вызванный климатическими изменениями, - констатировал Асанкожоев.

Какова же степень влияния производственной деятельности «Кумтора» на близлежащие ледники, и сколько льда стаивает естественным способом, задались вопросом ученые-аналитики.

- Анализ показал, что деградация ледников из-за естественного повышения температуры составляет 93% и только 7% - это «вклад» рудника «Кумтор». Причем львиная доля негативного техногенного влияния приходится на ледник Давыдова, который подвергается прямому механическому воздействию. Ледник утрачен на 2/3, оставшаяся часть ускоренно тает и сползает к карьеру. Для того чтобы защитить рабочий персонал и не допустить катастрофы, компания построила призму, защищающую карьер от попадания ледовых масс, и занимается постоянной разгрузкой ледника. Лед складируется в долине Лысый и на участке Чон-Сары-Тор на той же высоте, - объяснил происходящее с ледником Давыдова на Кумторе представитель Кыргызгидромета.

Он добавил, что большая часть эоловой пыли, оседающей на снежных вершинах Тянь-Шаня, приносится ветром извне. Лишь небольшая доля - последствие взрывных работ на руднике и в его окрестностях.

ЧЕМ ЧРЕВАТА ОСТАНОВКА «КУМТОРА»

Член правления «Кумтор Голд Компани» Дюйшен Касенов - не менее авторитетный докладчик. В компании он проработал 14 лет, причем первые четыре года - на должности менеджера по экологии. В своем выступлении эксперт рассказал не только о работе «Кумтора», но и заострил внимание на рисках от остановки предприятия, если в конечном счете рудник будет закрыт раньше времени в угоду сторонникам такого сценария.

- Самый главный риск - это, конечно, ледники. Если не принимать никаких мер при ведении горных работ, то все три рукава ледника Давыдова сползут в карьер. Под угрозой окажутся жизни работников. Кроме того, ледовые массы закроют доступ к рудному телу, и мы потеряем порядка 160 тонн золота - это запасы, утвержденные Госкомиссией по запасам полезных ископаемых и состоящие на государственном балансе. Если остановить работы даже на короткий период, запуск оборудования будет очень сложной и дорогостоящей технической задачей. Потребуется около 150 млн долларов, чтобы запустить производство вновь, и ответственность за эти колоссальные затраты будет нести правительство Кыргызстана, - рассказывает о возможных последствиях эксперт.

Эксперт Дюйшен Касенов остановился на технических и социальных рисках, угрожающих Кыргызстану в случае консервации рудника. Последствия будут очень серьезными.

Эксперт Дюйшен Касенов остановился на технических и социальных рисках, угрожающих Кыргызстану в случае консервации рудника. Последствия будут очень серьезными.

Фото: Мария ОРЛОВА

Долго можно перечислять и социальные риски. Это удар по инвестиционному климату в стране, который все еще оставляет желать лучшего. Это и около трех тысяч сотрудников «Кумтора», которые останутся без работы и будут вынуждены уехать из страны в поисках лучшей доли. Лишатся выгодных контрактов местные поставщики-партнеры, многие годы сотрудничающие с компанией. Остановятся социальные программы по поддержке и развитию региона. Как следствие, в Иссык-Кульской области возрастет напряженность.

- Для бюджета прямые потери составят порядка 108 млн долларов в год. Эта цифра была рассчитана исходя из цены на золото в $1200 за унцию, при том что сейчас она близка к 1300, и прогнозируется ее дальнейший рост. Возможны и косвенные финансовые потери - они оцениваются в $250 млн. В общей сложности экономические потери от остановки «Кумтора» составят $360 млн. В день Кыргызстан будет терять по миллиону долларов, - оперирует цифрами Дюйшен Касенов.

КУЛЬМИНАЦИЯ ВСТРЕЧИ - «КЕТСИН»!

Акцентировать внимание на поправках в Водный кодекс, для обсуждения которых и собрались участники круглого стола, не получилось. Эколог-эксперт Калия Молдогазиева, отстаивающая иную от правительственной точку зрения, говорила о рекомендациях и выводах независимого консультанта АМЕК по работе «Кумтора», об отвалах пустой породы, о полном отказе (по новому соглашению кабмина и «Центерры») от экологических исков за ущерб, причиненный окружающей среде в прошлом.

Между собой к единодушию защитники экологии тоже не пришли. Одни считают, что канадцам нужно полностью запретить работать, чтобы сохранить экологию. Другие за то, чтобы «Кумтор» продолжил работу, как и прежде. Делать для него исключения и вносить специальные поправки в закон вовсе не обязательно, считают активисты.

- Менять законодательство ради одной компании - это абсурд. До сегодняшнего дня эти ледники разрушались на основе временных разрешений, вот и выдавайте их дальше. Сейчас же компания хочет отказаться от выплаты экологического ущерба. Мы не требуем закрыть «Кумтор». Пусть он работает и выплачивает компенсации за тот вред, который нанес экологии в прошлые годы, - заявила Калия Молдогазиева.

Конструктивного разговора после этого выступления уже не получилось. Экспертов обрывали на полуслове, выкрикивали с мест. Кому-то не понравилось слово «обыватели», которое заведующий Тянь-Шанского высокогорного научного центра при Институте водных проблем и гидроэнергетики Национальной академии наук Рысбек Сатылканов использовал, обращаясь к активистам. От представителя научного сообщества потребовали «выбирать выражения» и принести извинения. Перепалка продлилась несколько минут.

Но под настоящий словесный обстрел попал вице-премьер-министр Дуйшенбек Зилалиев.

- У нас нет намерения протолкнуть этот закон втихую, мы открыты для диалога и ничего не скрываем. Было бы разумнее съездить на месторождение Кумтор вместе и посмотреть, какая там ситуация, а после вернуться к конструктивному обсуждению проблемы, - предложил вице-премьер, пригласив к высокогорному «вояжу» всех желающих.

На требование отозвать законопроект из парламента, он ответил отказом, чем вызвал бурю негодования.

- А что толку ехать, если вы уже все решили? - срывались на крик защитники экологии. Активисты пригрозили выйти на митинги и потребовать отставки правительства, а заодно и роспуска Жогорку Кенеша. На этой гневной ноте участники встречи победоносно удалились.

- К сожалению, круглый стол закончился небольшим скандалом. Никто не отрицает техногенного воздействия на ледники Давыдова и Лысый. Но нам не дали до конца высказаться, прервали интересного докладчика, который привел данные о том, что даже когда не было «Кумтора», ледники стремительно отступали, - отметил Дуйшенбек Зилалиев, подводя итоги встречи. - Тем не менее мы не теряем надежды прийти к единому мнению и надеемся на понимание ситуации представителями гражданского сектора.

Пока об этом говорить не приходится. Ни доводам властей, ни исследованиям ученых они не верят. Быть может, тогда поверят собственным глазам?

Активисты, в итоге, все-таки решили принять предложение вице-премьера и приехать на рудник. Поездка запланирована на вторник, 14 ноября.

Активисты, в итоге, все-таки решили принять предложение вице-премьера и приехать на рудник. Поездка запланирована на вторник, 14 ноября.

Фото: Мария ОРЛОВА