В дрифте оцениваются скорость, угол заноса, зрелищность и стиль гонщика
Фото: Антон СЕРЕДА
С КАРТИНГА - В ЧЕМПИОНЫ
- Тимур, как получилось, что вы занялись дрифтом?
- В 2010 или даже в 2009 году, когда еще не было ни команды Gradus Сup, ни вообще ничего, связанного с автодрифтом, проходили соревнования по автослалому (фигурное вождение по размеченной конусами трассе на время. - Прим. ред.). Это был первый чемпионат в Кыргызстане, и я абсолютно случайно приехал туда, чтобы покататься на картингах. Там меня заметили и позвали поучаствовать в соревнованиях. Я согласился и чисто случайно выиграл их. Вот так меня затянуло в автоспорт. А потом купил заднеприводную машину и понял, что это намного веселее и интереснее обычной машины. К тому времени я уже увлекался дрифтом, смотрел на видео, как это делают японцы (Япония считается родиной дрифта. - Прим. ред.) и потихоньку стал «валить боком». Как-то раз одно ивент-агентство позвало меня помочь им организовать соревнования, и я понял, что у нас есть все, чтобы развивать этот спорт. Вместе с командой Sun Рeople мы организовали клуб экстремальных видов спорта - Gradus Cup.
Тимур Губаев - один из основателей дрифт-движения в Кыргызстане
Фото: Антон СЕРЕДА
- Сколько сейчас людей в Кыргызстане занимается дрифтом?
- На субботней тренировке мы собрали 30 спортсменов, 30 участников, которые всячески бодались и рубились между собой. Из этих 30 есть примерно 10 спортсменов, которые ездят очень стабильно, на уровне казахских гонщиков и однозначно могут потягаться с российскими водителями. Вообще, с каждым годом в Кыргызстане потихоньку появляется все больше и больше людей, которые хотят заниматься автоспортом.
Дрифт зародился в середине 60-х годов в Японии, а потом захватил весь мир
Фото: Антон СЕРЕДА
- Какие нужны параметры машины?
- Параметры всем давно известны, никаких секретов тут нет. Самое главное - иметь заднеприводный автомобиль с механической коробкой передач. В идеале нужно заварить дифференциальный редуктор или поставить блокирующийся, чтобы контролировать степень сцепления с дорогой. Еще устанавливают стойки, которые обеспечивают жесткость кузова. Если машина перевернется, со стойками она не сомнется в лепешку и сохранит каркас.
- А с коробкой автомат дрифта не выйдет?
- На коробке автомат ездить можно, но это будет нерезультативно.
Дрифт - техника управляемого заноса на поворотах
Фото: Антон СЕРЕДА
ЧЕМ АГРЕССИВНЕЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ
- Как оценивается качество проката?
- Наш сегодняшний судья судит на основе своего огромного опыта. Аркадий Цареградский - спортсмен из России, многократный чемпион российской дрифт-серии, серебряный призер первого в истории Международного кубка по дрифту, который проходил в Японии. Наша трасса разделена на четыре зоны. За прохождение каждой из этих зон дают баллы.
Для тренировок подойдет любая извилистая горная дорога. Главное, чтобы на ней не было других машин
Фото: Антон СЕРЕДА
- Что считается самым сложным?
- Больше всего очков - 30 баллов - дают за постановку.
- А что это?
- После того как водитель разгоняется по прямой, он переходит в постановку на первый поворот. То есть, оценивается тот самый момент когда, водитель ставит машину боком. Это надо сделать резко, агрессивно и по определенной траектории.
Соревнования проходят в двух категориях: «street» - любители и «pro» - профессионалы
Фото: Антон СЕРЕДА
- Сколько стоит машина для дрифта? Например, ваша…
- Моя машина стоит недорого. Я в последнее время больше занимался организацией и судейством, а в соревнованиях не участвовал. В этот раз из-за того, что приехал судья из России, у меня появилась возможность поучаствовать в гонке. Достал машину из подвала, сдул с нее пыль и вышел покататься. Стоит она, наверное, 4-5 тысяч долларов. Моя машина однозначно не подготовлена к хорошим результатам, но она едет боком.
Во время дрифта водитель должен удерживать скорость и траекторию
Фото: Антон СЕРЕДА
ЗАБРОШЕННЫЕ ТРАССЫ И «СТУК В ДВЕРЬ»
- Почему выбрали именно дрифт, а не какой-нибудь другой вид автоспорта?
- Чтобы заниматься дрифтом, почти ничего не нужно. Не нужно сдавать нормативы «Формулы-1», не нужно строить специальные гоночные трассы. У нас в Кыргызстане кольца вообще не существует, поэтому с другими видами автоспорта сложно. Единственное место, где можно тренироваться, - это площадки, или мы просим мэрию, как сегодня, перекрыть дороги на время соревнований.
Соревнования начинаются с квалификации и одиночных заездов гонщиков
Фото: Антон СЕРЕДА
- В обычные дни, когда нет соревнований, где тренируетесь?
- За городом есть небольшая взлетная полоса, там часто тренируемся. Еще примерно в 20 километрах от Бишкека есть закрытая под «кирпич» дорога, там находится какой-то завод. Мы договорились с администрацией, и они пускают нас поездить по их дороге. Там отличный асфальт, хороший серпантин, в общем, идеальные условия.
Некоторые участники выбыли из соревнований еще до начала старта
Фото: Антон СЕРЕДА
- Что больше нравится - судить или самому участвовать?
- Мне, конечно, больше нравится экшен, но организация - тоже хорошее действие и приносит массу удовольствия.
- Что значит «стучать в дверь»? Во время соревнований часто звучит это выражение.
- Это когда две машины едут на максимально близком друг к другу расстоянии, машина, идущая второй, может упереться колесом в лидера. Это и называется «постучать в дверь».
Зрелищность - то, что ценится в дрифте больше всего
Фото: Антон СЕРЕДА
ДО ВСТРЕЧИ ЗИМОЙ
- Сейчас проходит финал. Это значит, что до весны мы больше ничего интересного не увидим?
- Нет. Теперь ждем зиму и будем проводить зимние этапы соревнований по сноубордам и горным лыжам. Тоже очень зрелищно.
- То есть одним автоспортом вы не ограничиваетесь?
- Gradus Cup - это команда, которая занимается многими экстремальными видами спорта, не только автомобилями. Скоро будут зимние соревнования. А в следующем году планируем расширить летние состязания и провести мотокросс.
В заездах приняли участие 18 спортсменов из Кыргызстана и Казахстана
Фото: Антон СЕРЕДА
Большие скорости и желание победить часто оказываются сильнее инстинкта самосохранения. К счастью, ни один из участников заездов не пострадал
Фото: Антон СЕРЕДА
В парных заездах ценится, чтобы машины ехали на максимально близком друг к другу расстоянии
Фото: Антон СЕРЕДА
В каждом заезде побеждает тот спортсмен, который стартует вторым и «догоняет» первую машину, при этом показывает лучшее катание
Фото: Антон СЕРЕДА