Кыргызстан
+9°
Boom metrics
Сегодня:
Спорт28 августа 2017 22:00

«Железная леди» Юлия Фернас: В первую очередь, я мама, и лишь потом - спортсмен

Спортсменка рассказала «Комсомолке», почему решилась преодолеть одну из самых сложных триатлонных дистанций, как найти время на тренировки, если у тебя на руках годовалый ребенок, и чего в Кыргызстане не хватает любительскому спорту
Юлия Фернас - мастер спорта по легкой атлетике и мама двух дочерей: старшей 6,5 лет, младшей - 1 год.

Юлия Фернас - мастер спорта по легкой атлетике и мама двух дочерей: старшей 6,5 лет, младшей - 1 год.

Фото: Из личного архива героя публикации

А ПОЧЕМУ БЫ И НЕТ?

- С чего началось все, почему решили участвовать в соревновании? До вас на IronMan не ездила ни одна женщина из Кыргызстана, да и среди мужчин желающих преодолеть дистанцию почти не было…

- Это начиналось с вопроса: а сможешь или нет? Первый «Железный человек» из Кыргызстана – Канат Келсинбеков – мой хороший друг. Он-то и задал мне подобный вопрос. Мол, кому, как не тебе, бывшему профессиональному спортсмену (Юлия – мастер спорта по легкой атлетике – прим. авт.), стать первой Iron-леди? И меня это задело, я решила – а почему бы и нет? Когда я начала тренировки, младшей дочери месяца два было. На работу в такой ситуации рано еще, надо года два подождать. Да и подумалось, что заодно и себя в форму приведу.

- А когда вы успевали тренироваться? Дочь на тренировки брали?

- Пока она была маленькая и спокойно лежала, я рано утром ходила в бассейн, а за ней муж приглядывал. Бегала же вечером, когда папа возвращался с работы. С велосипедом было сложнее. Зимой я занималась в помещении на велостанке и дочь брала с собой. Я тренировалась, она спала. Иногда ее развлекали ребята из велоклуба, за что им огромное спасибо. Когда же дочка подросла, тренировки пришлось сократить: она же не может лежать, ей надо чем-то заниматься. Приходилось искать время на выходных или вечером. В первую очередь, конечно, мне помогал муж.

Кстати, я, когда шла на соревнования, хотела показать, что молодая мама может заниматься спортом, и от этого у нее не пропадет и не испортится молоко. Знаете, некоторые переживают, что воздух из форточки подул – все, не хватит молока для кормления. Или на йогу сходила – и все, молоко стало горьким. А я продемонстрировала, что даже 12-тичасовое соревнование не влияет на кормление: ребенок потом ест, не кривится, пятнами не покрывается – даже несмотря на то, что мне пришлось употребить не только бананы и воду, но и энергетические батончики. Но дочка в порядке, хорошо себя чувствовала потом, была довольная и счастливая. Соскучилась, правда, мы ведь целый день не виделись.

- Сложно было с ребенком лететь на такие соревнования?

- Я считаю, что в первую очередь я все-таки мама, а потом уже спортсменка. Я взяла младшую дочь, и еще со мной летел муж. Ребенок у меня спокойный, проблем в полете у нас не было. Но муж поехал не только ради того, чтобы приглядывать за дочерью. Это большая поддержка, многие триатлеты на международном уровне, по моим наблюдениям, прилетают с семьей. Правда, чаще всего они состоятельные люди, которые могут себе позволить и участие в соревнованиях, и отдых с близкими после них.

- Что еще хотелось доказать? Были ли еще какие-то цели?

- Еще мне хотелось продемонстрировать, что можно участвовать, не имея бизнеса, не имея больших денег. Я ехала, можно сказать, на советском велосипеде – на переоборудованном, обновленном, но все-таки советском велосипеде. У него простейшая алюминиевая рама. По-моему, из всех трех тысяч велосипедов мой был самым простым. Алюминиевых было штук двадцать, остальные карбоновые, а они намного дороже. Мне же хотелось показать, что дистанцию можно преодолеть и на обычном велосипеде. Да и в целом – пройти испытание с минимальными затратами. В конце концов, все достижимо при определенном желании, тренировках, временных затратах. Деньги тут – не главное, хотя, конечно, что-то потратить придется.

Юлия хотела показать: можно заниматься спортом с грудным ребенком на руках.

Юлия хотела показать: можно заниматься спортом с грудным ребенком на руках.

Фото: Из личного архива героя публикации

«МНЕ СКАЗАЛИ: ПЕРЕСАЖИВАЙСЯ НА ВЕЛОСИПЕД, ТЫ БУДЕШЬ ТАМ ПЕРВАЯ»

- Вы, получается, спортом с детства занимались?

- Да, спасибо Советскому союзу – садик находился около Дворца пионеров, нас водили на гимнастику. Детей приучали сызмальства к спорту. В школе у меня потом и легкая атлетика была, и баскетбол-волейбол. Кроме того, я живу около озера – туда ходила на греблю. Мне нравилось постоянное движение, спорт, физические упражнения.

В 10-11 классах я увлеклась легкой атлетикой - она мне давалась легко. Да это и дешево: купил кроссовки и форму и вперед. Цель была - выполнить звание мастера спорта и поездить по загранице. К тому моменту, как я вышла замуж, я практически все успела сделать: и мастера заслужила, и на три-четыре старта съездила. Но здоровье начало сдавать: все равно травмы же накапливаются, пусть и не глобальные. Кроме того, надо было соблюсти баланс – или семья, или спорт, в котором не ценят… Легкоатлетам тогда даже деньги на восстановление не давали. Я подумала: ради чего я буду гробить свое здоровье?

Да и понимала: у меня талант-то есть, но, увы, не такой, чтобы выигрывать Олимпийские игры. Я это осознаю, я критически отношусь к себе. Я поняла, что я близко подошла к вершине, к максимуму своих возможностей. В целом, я была довольна собой, но осталось ощущение чего-то незавершенного.

Когда у меня родилась первая дочь, бывшие мои знакомые легкоатлеты все ушли в велоспорт и стали говорить мне: садись на велосипед, ты будешь там первая. Я говорю: да что вы шутите-то? Но в 2014 году, когда дочери исполнилось два года, я все-таки пересела на велосипед, и мне это действительно легко далось – у меня была выносливость легкоатлета, база, которая помогла мне. И я стала выигрывать.

На старт в Данию Юлия с собой взяла мужа и младшую дочь.

На старт в Данию Юлия с собой взяла мужа и младшую дочь.

Фото: Из личного архива героя публикации

«НА ФИНИШЕ СТОЮ И ДУМАЮ: И ЭТО ВСЕ?»

- А первое соревнование по триатлону помните?

Оно было году в 2015. Я тогда умела плавать как все, как на иссык-кульском пляже: двадцать метров туда да обратно. Первый плавательный этап был 750 метров, и я подумала: как-нибудь да проплыву, по-собачьи хотя бы. В итоге 700 метров я преодолела на спине, чтобы не отставать от других. Для меня тогда было поразительно - как люди плавают километр, два, три, четыре? А есть и плавательные марафоны! Я начала тренироваться, плавала и во время беременности тоже. Спустя два года спокойно могу преодолеть 3,8 километра. Средний темп – две минуты на сто метров. Считается оптимальным, кстати. И я, честно говоря, до сих пор в шоке, что я могу так долго плыть, причем особо не напрягаясь. Не верится.

- К какому этапу IronMan было сложнее всего подготовиться?

- Велосипед мне все-таки давался сложнее всего. Кстати, занятия велоспортом – отличный способ похудеть: килограммы тают на глазах. Вот только я и так весила немного… Я потеряла килограмма три, и они стали для меня критическими. Я стала слишком легкой, и вместе с весом потеряла силы и мощь. Для бега и плавания это не было критичным, но на велосипеде меня буквально сдувало, мне не хватало массы. Отчасти поэтому этот этап и был самым сложным.

Да и во время тренировок я ни разу не проехала 180 километров - максимум 120 Я не успевала, были еще и другие соревнования, я в них тоже участвовала. И вот во время IronMan для меня испытанием оказалась не только полная дистанция, но и велоэтап. На 150-м километре хотелось вообще слезть, потому что начало ныть все, и спина, и попа, и руки. Я мечтала: когда же начнется бег? Психовала уже, семь часов едешь, все затекает…

- Бежать проще?

Мне беговой этап дался легко, я особо не напрягалась. Я, как профессиональный бегун, знаю, что если быстро бежишь, то на 30-32 километре может резко стать так плохо, что ты не только не добежишь – пешком не дойдешь до конца. Я выбрала средний темп. Да и знала, что уже не покажу того времени, которое хотела. Часов у меня не было, я бежала легко, свободно, радостно, догоняя то мужчину в зеленых трусах, то того, который бежал еще дальше. Цель была – преодолеть дистанцию, и с этим я справилась.

Финиш мне дался легко. Я не чувствовала себя разбитой. Стояла там и думала: и это все? Было легкое разочарование. Мне-то говорили, что это так тяжело, что надо быть не железным, а алмазным человеком, чтобы все преодолеть. Результатом, правда, я была недовольна, но успокоила себя тем, что уж Каната Келсинбекова я обогнала на 18 минут (результат Юлии - 12:31:43 - прим.авт.). В конце концов, я, хоть и женщина, но профессиональный спортсмен все-таки. А Канат – любитель, и его-то результат я должна была превзойти.

Плавательный этап показался одним из самых легких, рассказывает Юлия

Плавательный этап показался одним из самых легких, рассказывает Юлия

Фото: Из личного архива героя публикации

«ХОТЕЛОСЬ БЫ, ЧТОБЫ ГОСУДАРСТВО СОЗДАВАЛО УСЛОВИЯ ДЛЯ СПОРТА»

- Как у нас в городе с местами для тренировок, кстати? По нашему городу на велосипеде ездить сложно, мне кажется.

- Опасно, я бы сказала! Даже не считая ямы, которых у нас много – у нас на дороге находиться опасно не только на велосипеде, а даже пешком. У нас, даже если ездишь сам по правилам, постоянно смотришь, чтобы другие в тебя не врезались. И это при том, что у нас сейчас начался бум на любительский спорт – многие начали бегать, велосипедистов стало больше, прогулки выходного дня в горы стали популярными. Это здорово и классно. Но хотелось бы, чтобы не только люди интересовались спортом, но и чтобы государство задумалось об условиях. Если будут созданы условия, тогда и людей будет больше заниматься спортом.

- Чего еще нам не хватает? Как обстоят дела с местами для пробежек?

- Парковых зон мало, и не вся поверхность подходит для бега. Допустим, на Дзержинке и Молодой Гвардии уложена брусчатка. А я по ней вообще не рекомендовала бы бегать, потому что это очень жесткая поверхность, она вредна для колен, для ног. Она еще у нас и выстлана ямами. Можно не так наступить и ногу подвернуть. Мне повезло - я живу около Карагачевой рощи, там можно как по роще бегать, так и вдоль БЧК по грунтовке. Грунтовка - самая идеальная поверхность для бега. Кто живет в южных микрорайонах - тем тоже повезло: рядом горы, неплохой асфальт вдоль Южной магистрали. Для тех, кто в центре, подходит только стадион, туда многие приходят. Но за него надо платить - абонемент стоит 200 сомов. Да и по кругу длинные дистанции бегать тяжело.

А за бассейны, в которые триатлету в любом случае надо ходить, приходится отдавать не менее двух с половиной тысяч в месяц. По крайней мере, я плачу именно столько.

- Что бы вы посоветовали тем, кто только собирается заняться спортом?

- Во-первых, нужно желание! Во-вторых, если начинаете, нужна команда, какая-то компания, и третье – цель. Цель, пожалуй, это основное. Для кого это – похудеть к определенному моменту. Причем просто похудеть – это не цель. Худать надо к какому-то определенному моменту, иначе будут отговорки, почему вы этого не делаете. Ну и лучше хотя бы одну тренировку провести с тренером по выбранному виду спорта. Хотя бы проконсультироваться, показать, как ты это делаешь. Это очень важно. Наши любители, в целом, бегают правильнее, чем, к примеру, в Дании – там почему-то часто во время пробежек люди аж задыхаются, а не тренируются расслабленно, спокойно. Техника, правда, у наших спортсменов чуть неправильная, но сам процесс хорошо выстроен.

Федерация триатлона в Кыргызстане еще молодая, но будущее у этого спорта есть, уверена Юлия.

Федерация триатлона в Кыргызстане еще молодая, но будущее у этого спорта есть, уверена Юлия.

Фото: Из личного архива героя публикации

ЦЕЛЬ – ОЛИМПИАДА

- Какая следующая цель?

- Плох тот спортсмен, который не мечтает попасть на Олимпийские игры. Чем черт не шутит! Может, удастся попасть на Олимпийские игры, даже несмотря на мое нынешнее положение и возраст. Я считаю, что, в принципе, физически у меня есть все шансы. Проблема в том, что надо набирать очки, ездить по стартам, бывать на кубках Азии, на чемпионатах разных. И это надо делать либо за свои деньги, либо за средства государства. Получится ли у меня – я не знаю. Но в любительском спорте я останусь точно.

- То есть вы попытаетесь стать профессиональным триатлетом все-таки?

- Я старше других профессиональных спортсменов-триатлетов, и на меня как-то уклон не делают, уклон делают на молодежь, потому что у них больше времени показать себя. Но мне дали возможность, пока у меня маленький ребенок, и я не могу полноценно отдавать себя спорту, выполнить полную дистанцию IronMan, потому что в дальнейшем, когда я займусь профессиональным спортом, я этого сделать не смогу.

- Почему?

- Потому что данное соревнование длится 12 часов – это одни виды тренировок. А те соревнования, что проходят на Чемпионатах Азии, на Олимпийских играх - это час. Нужна разная подготовка. Для профессионального спорта - силовая, скоростная. IronMan – это выносливость. Сезон сейчас закончится, и уже на следующий год, я думаю, буду выступать в составе сборной Кыргызстана.

- Бизнес-сообщество как-то помогает?

- Изначально триатлоном занялись именно бизнесмены, это считается их спортом. В их среде круто свои фотографии со стартов выкладывать - мол, я там побывал, такой-то результат. Хвалятся даже не оборудованием, не дорогим велосипедом, а именно достижениями. Бизнес-сообщество открыло Федерацию триатлона, она уже получила аккредитацию. Туда вовлекают простых людей, обычных любителей. Детей тренировать начали, набирают группы с 8-12 лет, чтобы растить профессиональных спортсменов. Стараются «зажигать» людей. И, благодаря Федерации, государство должно оказать какую-нибудь помощь. Какую – покажет следующий год.

Юлия Фернас преодолела дистанцию за 12 часов 31 минуту и 43 секунды.

Юлия Фернас преодолела дистанцию за 12 часов 31 минуту и 43 секунды.

Фото: Из личного архива героя публикации

СПРАВКА «КП»

«IronMan» – это самые известные триатлонные соревнования на выносливость: спортсмены сначала должны проплыть 3,8 километра, потом проехать около 180 километров на велосипеде и в конце преодолеть бегом стандартную марафонскую дистанцию в 42 километра. Перерывов в соревновании нет, и уложиться нужно в строго определенное время (максимум 17 часов). Каждый, кто справляется с задачей, получает звание «Железного человека». Раз в год на Гаваях также проходят чемпионаты серии «IronMan».