В Бишкеке обсудили проект цифровой трансформации общества "Таза Коом" - а вместе с ним и "Умный город".
Фото: gov.kg
УМНЫЙ, ЧТО ЛИ?
«Безопасный город», который несколько лет готовили к внедрению, так и не став явью, ушел в прошлое. Теперь в Кыргызстане обещают реализовать другой проект, еще более амбициозный - «Умный город». Он имеет целый ряд преимуществ. Если функции «Безопасного города» сводились к тому, чтобы фиксировать нарушения правил дорожного движения и передавать информацию о водителях в информационный центр, то система «Умного города» значительно расширяет возможности. Например, она может обрабатывать любые данные с камер видеонаблюдения и сигнализировать об обнаружении преступников и террористов или уведомлять о скоплении больших групп людей на улице. Система управления городским транспортом и светофорами поможет уменьшить пробки на дорогах и сократить время, которое тратят медики, пожарные и милиция, чтобы добраться на место происшествия.
Реализация программы «Умный город» - одна из составных частей еще более глобального проекта «Таза коом». На первом заседании совета по его реализации мэр Бишкека Албек Ибраимов рассказал, что в скором времени «Умный город» начнет работать на двух основных улицах столицы.
- Камеры фото- и видеофиксации и другое оборудование будут установлены на проспекте Чуй - от улицы Турусбекова до улицы Суюнбаева - и на проспекте Манаса - от проспекта Жибек Жолу до госрезиденции «Ала-Арча», - сказал он.
Кроме того, чтобы вся техника начала работать и ею можно было централизованно управлять, в Бишкеке будет построен Центр обработки данных.
- Пилотный проект «Умного города» позволит увидеть реальную картину и понять, насколько эффективно реализовывать этот проект в масштабах республики, - заключил градоначальник.
Мэр Бишкека Албек Ибраимов обещает: камеры фото- и видеофиксации появятся совсем скоро. Точные сроки, впрочем, не называет.
Фото: gov.kg
ГДЕ ВЗЯТЬ ДЕНЬГИ?
Таким вопросом задался руководитель аппарата президента Сапар Исаков после выступления мэра. Любой проект с использованием «умных» технологий предполагает большие расходы. А лишних денег в скромном бюджете Бишкека нет.
- Инвесторы готовы вкладывать средства и за свой счет реализовывать проект, - ответил на это Ибраимов. - Речь идет не только о камерах фото- и видеофиксации, но и об освещении, покупке светофоров и других коммуникациях. Естественно, в будущем бизнесмены надеются вернуть вложения за счет собранных с нарушителей штрафов.
Мэр города отметил, что сейчас для инвесторов созданы весьма привлекательные условия. Лишь половина денег от штрафов за нарушение ПДД отправляется в государственный бюджет, еще 10% уходит в МВД, остальные 40% остаются в городском бюджете. Это позволит инвесторам быстро окупить свои расходы.
- Думаю, будет правильно, если инвестор вложит деньги и будет сам управлять проектом. После того как окупит свои инвестиции, он должен выйти из проекта и оставить весь комплекс городу, - поделился мнением Сапар Исаков.
Первые «умные» комплексы появятся на бишкекских дорогах в ближайшие месяцы. Если пилотный проект завершится успешно, то компания будет расширяться и охватит весь город. Следующим «умным» городом станет Ош, а потом и вся республика.