Кыргызстан
+17°
Boom metrics
Сегодня:
Общество20 июля 2017 3:00

Бабур Тольбаев: «Мы видим путь! Мы инвестируем в добро!»

«Комсомолка» побеседовала с генеральным директором компании «Мол Булак Финанс» и председателем наблюдательного совета ОФ «Апаке» о его новом социальном детище, искусстве жертвовать и ключевых факторах успеха
Недостижимых целей не бывает, считает глава микрокредитной компании «Мол Булак». Но только через упорный труд можно проложить путь к успеху.

Недостижимых целей не бывает, считает глава микрокредитной компании «Мол Булак». Но только через упорный труд можно проложить путь к успеху.

ОЧЕНЬ МНОГОЕ ЗАВИСИТ ОТ ПЕРВОГО

Утро понедельника у руководителя микрокредитной компании «Мол Булак» традиционно начинается с деловых совещаний. Уже до встречи со мной Бабур Латиханович успевает пообщаться с ребятами, делающими в бизнесе первые шаги - студенты-старшекурсники попросили его оценить авторский проект. Предприниматель с удовольствием делится с молодежью накопленным опытом. «Хороший стартап, нужно только проработать слабые стороны», - отмечает он.

- В «архиве» Вашей компании хранятся, наверное, десятки тысяч успешных историй. Расскажите о самых удачных проектах.

- Без ложной скромности скажу, что у «Мол Булака» больше клиентов, чем у любого коммерческого банка в стране. По результатам опроса, 98,5% наших заемщиков довольны услугами, которые мы оказываем, и для меня это ключевой показатель. За этими цифрами кроется успешная история каждой отдельно взятой семьи. Случается так, что выданный кредит в 500-1000 долларов просто в корне меняет судьбы людей. Если говорить о более масштабных вкладах, то пять лет мы выступали спонсорами команды «Азия MIX», и в 2016 году ребята одержали победу в финале Высшей лиги КВН. За эти годы они стали успешными медийными личностями, уверенными в своих силах. Все приобретенные навыки и умения обязательно пригодятся им в жизни. Инвестиции в развитие молодежи - одно из лучших вложений.

- А когда стартап обречен на провал?

- Вся ответственность за взлеты или падения лежит на руководителе. Если топ-менеджер из него никакой, он некомпетентен, недальновиден, нетрудолюбив и не умеет стратегически мыслить, компания потерпит крах - это только вопрос времени. Рыба гниет с головы. Человек, сидящий не на своем месте, как магнит притягивает к себе подобных, и ждать прорывов от такой команды бессмысленно.

- Поделитесь самыми выгодными бизнес-идеями в условиях нашей страны?

- Практически любой стартап можно раскрутить с нуля, и даже из идеи, в которую многие не верят, можно сделать «конфетку». Все, повторюсь, зависит от руководителя, от №1. К примеру, недавно в Бишкеке открылся современный фитнес-клуб. Проект, с которым ко мне пришел молодой человек, был составлен корректно и грамотно. Я оценил это и помог найти инвесторов, в том числе зарубежных, которые согласились вложить несколько сотен тысяч долларов в его бизнес. В итоге, запустились очень быстро. На подготовительном этапе потратили даже меньше денег, чем предполагалось. Во главе центра стоит порядочный, вдумчивый, ответственный человек, и все прекрасно работает.

В конце прошлого года команда «Азия MIX» сделала новогодний подарок всей стране, завоевав титул чемпионов Высшей лиги КВН.

В конце прошлого года команда «Азия MIX» сделала новогодний подарок всей стране, завоевав титул чемпионов Высшей лиги КВН.

МИЛОСЕРДИЕ - В НАШИХ СЕРДЦАХ

- Бабур Латиханович, еще несколько лет назад мы рассуждали о том, что в Кыргызстане не развита культура благотворительности. Сегодня можно сказать, что ситуация изменилась?

- Кыргызстанцы склонны совершать благие дела, все необходимые «ингредиенты» в нашем обществе для этого есть, как с точки зрения религии, так и сформированных столетиями обычаев.

Один из пяти столпов ислама - закят - обязательное пожертвование (1/40 части дохода) мусульман в пользу нуждающихся. И мне известны случаи, когда кыргызстанцы направляют на благотворительность внушительные суммы. С другой стороны - традиции. Наши люди издревле резали баранов, варили огромный казан плова и раздавали мясо и еду соседям или нуждающимся родственникам. Милосердие - в наших сердцах. Другое дело, что эта помощь, к сожалению, не структурирована и не отвечает современным вызовам. Я знаком со многими состоятельными людьми в Кыргызстане, которые хотят, но не знают как и, самое главное, кому помочь. И иногда это бывает проблемой! Не хватает централизованных мест или организаций по сбору так называемых «проблем» для решения. Спекуляции, коррумпированность, отсутствие прозрачной отчетности - эти факторы подрывают доверие и репутацию, которая всегда ценится на вес золота. Кто будет жертвовать деньги через благотворительный фонд, если существенную часть (10-20%) вливаний «съедают» его директор и сотрудники, и вообще непонятно, как, в конечном итоге, распределяются эти средства? Из всех денежных поступлений профессиональная благотворительная организация должна взять максимум 2% на свои расходы, использовав остальные 98% по целевому назначению. Я знаю такие организации за границей. У нас таких фондов практически нет. Есть другие хорошие, но их немного, и охват небольшой. Вообще, люди, которые создают фонды и занимаются благотворительной деятельностью, - настоящие герои! Без преувеличения. Просто некоторым из них не хватает каких-то знаний в этой области, а ведь всегда надо сравнивать себя с лучшими организациями в мире. Поэтому благотворительность в стране, на мой взгляд, пока не на высоком уровне.

- Если чего-то нет, значит, нужно создать?

- Как раз этим мы сегодня занимаемся. В начале года был образован общественный фонд «Апаке» («Мамочка»), в состав учредителей которого вошли семь самодостаточных успешных женщин из разных социальных сфер, включая мою маму. Калькируя многолетний опыт работы всех вовлеченных профессионалов, мы покажем, как должны работать благотворительные/общественные организации, и надеемся уже через 3-5 лет продемонстрировать конкретный результат. Оговорюсь сразу, мы не будем искать средства для тяжелобольных людей, в Кыргызстане достаточно других организаций, занимающихся этим. При формировании фонда «Апаке» мы используем научный подход, и для этого привлекаем специалистов Берлинского научно-исследовательского института, которые подсказывают, как правильно выстроить эффективную благотворительную организацию в Кыргызстане. Наша главная цель - строить с нуля объекты для решения масштабных социальных задач. У фонда два направления: программы национального масштаба (их будет немного) и проекты сельского, районного и городского значения, которые будут реализовываться при обязательном участии местного сообщества.

В состав учредителей фонда «Апаке» вошли семь самодостаточных женщин, успешных в своей сфере деятельности.

В состав учредителей фонда «Апаке» вошли семь самодостаточных женщин, успешных в своей сфере деятельности.

С МИРУ ПО НИТКЕ

- Вы поставили перед собой амбициозную цель - создать в Бишкеке Центр лучевой терапии с высокотехнологичным современным оборудованием - и объявили о начале сбора денег на его строительство. Сумма огромная - 10,5 млн долларов. Проект сложный на всех этапах реализации. Считаете, справитесь?

- Мы сделали и делаем все, чтобы проект был успешным: максимально предусмотрели все риски, привлекли нужных людей и госструктуры, сделали четкие расчеты и подготовили бизнес-план.

Поскольку государство не может в полной мере взять на себя заботу об онкобольных пациентах, эту функцию готовы выполнять бизнес- и общественные организации. Как вы сказали, «огромную сумму» можно собрать методом ашара, то есть «всем миром». Мы призываем бизнес-сообщества вложить только 2 млн долларов, причем с условием возврата через 6-7 лет. Это и есть социальный бизнес - направить деньги на благо общества, не извлекая для себя прибыль, но делая что-то важное и нужное.

- А оставшаяся львиная доля - 8,5 млн долларов?

- Эти деньги получим в качестве кредита в местных и международных финансовых институтах, фондах и европейских банках. Рассчитываем на финансирование со стороны Российско-Кыргызского фонда развития, они очень профессионально и подробно изучают наш бизнес-план. На первом этапе один из наших партнеров безвозмездно выделил участок для строительства центра - это его вклад в общее дело. Второй - бесплатно предоставит стройматериалы и построит лифты. Компания «Мол Булак» выделяет 200 тыс. долларов на беспроцентной основе на 6 лет. Конечно, большая часть суммы уйдет на закупку дорогостоящего оборудования (два линейных ускорителя стоят порядка 9,5 млн долларов) и обучение персонала в Латвии. Но я уверен, что мы справимся и сумеем завоевать доверие людей. Ни один сом не будет потрачен зря. Мы научим людей грамотно работать и организовывать денежные потоки, и я очень надеюсь, что наш опыт другие тоже возьмут на вооружение. Просто на это потребуется время.

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ КАК ИСКУССТВО ОТДАВАТЬ

- По Вашим личным наблюдениям, что побуждает людей помогать окружающим?

- Только когда человек понимает суть своего истинного предназначения, он начинает приносить пользу и стараться охватить как можно большее количество людей. Делиться - это счастье! Я понял это много лет назад. Моя цель - помочь одному миллиарду людей напрямую и косвенно. Смысл жизни никогда не заключается в том, чтобы просто заработать миллионы, деньги - это лишь временный инструмент. И если ты не смог грамотно распорядиться своими средствами к концу жизни, не направил их на что-то важное и полезное для общества, значит, ты не реализовал свою главную миссию. Все понимают это в разном возрасте - кто-то раньше, кто-то позже. Печально, если осознание приходит уже на склоне лет, когда времени творить добро не остается. Но лучше поздно, чем никогда.

- И все-таки благотворительность - это публичное дело или молчаливый благородный порыв души?

- И то, и другое. В исламе говорится, делай добро тихо, но если хочешь своим поступком подать пример другим, говори об этом. О многих благих делах окружающие могут не знать, но когда речь идет о беспрецедентном глобальном проекте, мы, как лидирующая социально-ответственная компания, должны заявить о нем, чтобы нас услышали и подхватили эстафету добра.

ПОМОЩЬ ДОЛЖНА БЫТЬ АДРЕСНОЙ

- Давайте посмотрим на другую сторону медали. Говорят, благотворительность воспитывает иждивенцев. Если государство не может помочь, подключаются активисты, которые организуют всевозможные сборы. Не приводит ли это в итоге к иждивенчеству государства - с одной стороны, и просящих - с другой? Первое и не против того, что с его задачей справляется кто-то другой. Вторые не прикладывают усилий для решения своей же проблемы или, были и такие случаи, расходуют пожертвованные деньги не по назначению - еще, мол, дадут…

- То, что наши люди стремятся совершать добрые дела, это очень круто. Было бы грустно, если бы всем было безразлично. Собирают деньги - отлично, такой актив - мечта любого государства. И я не думаю, что это его расслабляет. На данном этапе оно просто ограничено в своих ресурсах, но время расцвета обязательно наступит. И даже когда государство заработает в полную силу, нельзя забывать про активную социальную деятельность, потому что помощь нужна всегда, в современном мире ее не бывает много. Что касается непорядочности со стороны нуждающихся, мы не даем деньги на руки. Простой пример. К нам обратилось за помощью руководство детского дома, которое просит деньги на обустройство «мастерской добра» - там дети будут делать на продажу поделки. Я отправил своего специалиста, чтобы узнать, насколько к делу подходят профессионально. Если все прозрачно, попробуем организовать для них льготное финансирование. Не обязательно выделять средства на реализацию проекта, потому что появляется соблазн на чем-то сэкономить, часть положить в свой карман. И, конечно, нужно помогать адресно.

- А Вам приходилось сталкиваться с неблагодарностью?

- Было и такое. После того как «Мол Булак» решил выделить 5 млн сомов на лечение больной раком «Мисс Кыргызстана - 2013» Жибек Нукеевой, которая, к глубокому сожалению, ушла из жизни 16 июля, на нас просто обрушился шквал обращений, писем и звонков. Разумеется, мы не можем помочь всем, это нереально. Но когда люди находятся в отчаянном положении, им бывает трудно слышать и понимать. Некоторые в ответ на отказ или «тишину» с нашей стороны реагируют агрессивно. По-человечески, все понимаем и сочувствуем, но наши ресурсы тоже не безграничны. После этого случая мы пришли к выводу, что пора решать проблему кардинально - в Кыргызстане тысячи больных раком, и один человек или компания не в состоянии им помочь. А вот открытие высокотехнологичного центра частично решит эту проблему, ведь там будут работать высокопрофессиональные специалисты, и средняя стоимость курса лечения будет дешевле, чем за границей.

Сейчас мы все вместе чему-то учимся: кто-то - эффективно помогать, кто-то - правильно принимать, и всем нам в этом процессе нужно терпение. Кыргызстан - молодая и независимая страна, у нас многое только строится, в том числе, институты благотворительности. Я уверен, что мы эволюционируем и будем делать все от нас зависящее, чтобы завоевать доверие людей и служить честно и профессионально.