Кыргызстан
+19°
Boom metrics
Сегодня:
Интересное30 июня 2016 3:00

Альгимантас Видугирис: Отец и творец «кыргызского киночуда»

30 июня в Доме кино пройдет вечер памяти, посвященный 80-летию народного артиста Кыргызстана Альгимантаса Видугириса. Для нас это - уникальная возможность окунуться в многогранное творчество одного из создателей «кыргызского чуда»
Работал режиссер увлеченно. Снимал, как советские инженеры-гидростроители возводили высотные сооружения в диких горах, меняли направления рек.

Работал режиссер увлеченно. Снимал, как советские инженеры-гидростроители возводили высотные сооружения в диких горах, меняли направления рек.

Фото: Александр ФЕДОРОВ

Аллею - в подарок к юбилею

Идея отметить знаменательную дату возникла у сына режиссера, Стасиса Видугириса. «Комсомолка» побеседовала с ним накануне мероприятия. Видугирис-младший рассказал, что вечер памяти - это только начало празднования юбилея. В скором времени выйдет в свет книга, в которой будут собраны все публикации, посвященные творчеству Альгимантаса Видугириса. А еще в планах Стасиса создать в Бишкеке аллею выдающихся кинематографистов. Например, по улице Пушкина, недалеко от Национального театра русской драмы имени Чингиза Айтматова. В этом местечке любили прогуливаться многие наши киномэтры.

- Возможно, это будут небольшие памятники или стелы с именами и фильмографией кинематографистов. Можно разместить их вдоль аллеи, чтобы горожане и гости столицы, прогуливаясь в тени деревьев, узнавали о тех, кто создавал кыргызский кинематограф. Ведь сейчас большинство кыргызстанцев, особенно молодежь, не знают и не интересуются фильмами, снятыми в то время, - говорит Стасис.

- А у вас есть любимые фильмы, которые снял ваш отец?

- Я вырос на его фильмах. Одна из лучших киноработ - «Нарынский дневник», нравится «Сказ о Человеке, Колесе и Чинаре». Отец брал меня с собой в экспедиции, на съемочные площадки. Так что я побывал везде: начиная с машзала Токтогульской ГЭС и заканчивая подводными тонеллями.

Работал режиссер увлеченно. Снимал, как советские инженеры-гидростроители возводили высотные сооружения в диких горах, меняли направления рек.

«Именно в Киргизии я нашел свою экологическую нишу - Нарынский каскад. Люди обуздали страшную реку. Энергетика, вода, море и никакой лжи. Единственный момент - тогда мы верили, что можно озеленить пустыню. А потом узнали о трагедии Арала…», - признается кинорежиссер в одном из своих интервью.

- Выдающиеся инженеры, которые строили наши ГЭС, очень уважали отца, - продолжает Стасис. - Ведь благодаря его фильмам удавалось убедить Министерство энергетики СССР продолжить финансирование проектов. Отец проводил закрытые кинопоказы, показывал в каких сложнейших условиях трудятся строители Киргизии.

- А вы что-нибудь снимаете?

- Я - нет. Я задумывался над этим, но, понимаете, сейчас время другое, форматы другие. Помню, как в 2009 году сходили с отцом на премьеру «Аватара». Кстати, его очень сложно было уговорить пойти в кино. Если он и соглашался, то по пять раз за сеанс выходил курить. С «Аватором» вышла другая история. Отца впечатлил этот фильм. «Какое кыргызское кино, какое российское кино? Все. Уже не сделаешь его…», - сказал он тогда.

Конечно, при нынешних цифровых технологиях, которые используют в Голливуде, снять хорошую картину очень непросто. Да, у нас есть достойные авторские фильмы, но на съемки качественного игрового кино нужны немалые деньги. Я считаю, если делать что-то, то делать хорошо.

- Что ваш отец считал своим главным триумфом в жизни?

- Он всегда говорил, что главное достижение в его жизни - дети - дочь Айгуль и сын Стасис.

Экстрим и риск на съемках - частые спутники в профессии.

Экстрим и риск на съемках - частые спутники в профессии.

Фото: Александр ФЕДОРОВ

Солнечный шутник

Чуть больше 40 лет прошло с того времени как на экраны вышел игровой фильм Видугириса «Очкарик», так полюбившийся многим взрослым, а особенно детям. «Комсомолка» попросила одну из исполнительниц главной роли, ныне известного журналиста Бермет Маликову, поделиться воспоминаниями о работе с кинорежиссером.

- Мне было 8 лет, я заканчивала первый класс. На перемене в коридоре школы №6 я и увидела большого бородатого мужчину, который ходил туда-сюда и как-то странно и очень внимательно разглядывал детей. Я обратила внимание, что незнакомый дядька уж очень подозрительно смотрит. Потом меня вызвали с урока в актовый зал. Там было еще несколько детей и незнакомых людей. Честно говоря, я была довольно робкой. Меня завлекли расспросами, люблю ли петь, танцевать или читать стихи. Деталей не помню. Но еще один бородатый мужчина, как потом выяснилось, оператор-постановщик Константин Орозалиев, начал меня пугать крокодилом, который появится и съест. Такого поворота я не ожидала. Подняла крик, заплакала. Оказывается, именно так, как требовалось. Мне сказали, мол, детка, не бойся, мы тебя в кино будем снимать. А я им в ответ: «Не хочу сниматься в кино, отпустите домой, к маме...». Меня отпустили, но через некоторое время дома появился ассистент режиссера. Я его выгнала, сказав, что в кино сниматься не буду. Потом появился сам режиссер, с родителями чай пил. Говорил, что хочет повезти меня на пробы. Но я категорически отказывалась. Потом начались летние каникулы. Помню, были какие-то пробные съемки с выездом за город на маковое поле. Толком осознать, что происходит, в том возрасте было трудно. Рабочим названием картины было «Призвание». На главную роль утвердили другого мальчика, худого и долговязого. Но он заболел и не смог сниматься. Потом на некоторое время киношники пропали.

В августе я жила у бабушки в селе Кенеш. Вдруг за мной приехали родители. Меня временно отдали на попечение в семью Альгимантаса Видугириса. Мы жили в его квартире в 5 микрорайоне неделю или больше. Там во дворах 4-5-этажек и снималась картина.

- Каким запомнился вам Альгимантас Стасевич?

- У меня о нем больше детских воспоминаний. Позже мы встречались несколько раз, но урывками. В моей памяти он остается молодым, солнечным человеком, шутником с добрыми глазами. Он по характеру, как мне кажется, был большим ребенком, непосредственным и жизнерадостным, поэтому у него хорошо получился детский фильм.

5 лучших фильмов режиссера

«Замки на песке» (1968)

«Нарынский дневник» (1971)

«Очкарик» (1973)

«Сказ о Человеке, Колесе и Чинаре» (1975)

«Мужчины без женщин» (1981)