Премия Рунета-2020
Новосибирск
+12°
Boom metrics
Общество1 декабря 2015 22:00

Новосибирские ученые предложили кататься… на дирижаблях!

Они разработали проект целого путепровода, по которому, как по дороге, смогут передвигаться аэростаты с пассажирами
Источник:kp.ru
Таким видит путепровод с дирижаблями автор проекта Олег Зарбеев. Фото: academ.info

Таким видит путепровод с дирижаблями автор проекта Олег Зарбеев. Фото: academ.info

Автор и идейный вдохновитель новшества Олег Зарбеев признался, что мечтал увидеть летающие по Новосибирску воздушные аппараты еще лет 20 назад. Решился, начал готовить проект. Оказалось, что аналогов подобному виду транспорта нет еще ни в одном городе.

- К этому не надо относиться слишком серьезно, - сразу предупредил нас автор, - однако это очень простой в исполнении проект, и он вполне реализуем.

Предполагается, что дирижабль передвигается при помощи проводов, размещенных в нескольких метрах от земли. Создается впечатление перевернутого «воздушного троллейбуса». Аппарат цепляется за сети и передвигается по направляющим. Высота путей зависит от ландшафта, это может быть и 1, и 50 метров от земли - не важно. Прежде всего такие аэростаты могут появиться в горах, например, на Кавказе. Можно разместить их и в Новосибирске.

- Конечно же, этот проект задумывался как туристический. На дирижабле можно летать в труднодоступные места, посещать достопримечательности. Это может быть и путешествие за город, и поездка на природу, - говорит ученый.

Принцип работы максимально упростили, предвосхищая поток критических откликов, вроде «дорого», «непрактично» или «сложно реализуемо». Оказывается, что по затратам дирижабль не требует миллиардных вложений, - разработчик уверяет, что в совокупности это обходится дешевле строительства новой дороги: нужно построить путепровод и запустить аппарат, который, кстати, может выглядеть как полноценный дирижабль, с кабиной в пластиковой оболочке и винтами. Заполненный гелием, он будет легче воздуха. А вмещать такое чудо техники сможет по 10 - 15 пассажиров одновременно. Напрашивается вопрос: как туристы смогут забираться на такую высоту?

- Очень просто, - отвечает Олег Зарбеев. - Можно при помощи специальных механизмов сажать дирижабль на землю и выполнять погрузку, а можно в нескольких местах установить лифты и в них поднимать людей.

Тогда как насчет безопасности? При наших чуть ли не еженедельных штормовых предупреждениях, особенно в теплое время года, такую крупную, но легкую махину должно бросать из стороны в сторону, как парус. Об этом поинтересовался один из слушателей Радио «Комсомольская правда», обеспокоившись, что дирижабль можно будет запускать только при полном штиле лишь несколько дней в году.

- Здесь нужно знать о принципах работы механизма, - поясняет автор проекта. - Вы когда-нибудь летали на воздушном шаре? Это очень нежный транспорт, и при этом его не так просто напугать порывами ветра. У дирижабля есть двигатель, винты и система управления ориентацией.

А это позволяет передвигаться в любом направлении, не опасаясь воздушных потоков. Питание же может поступать от электропроводов, как в системе управления городскими троллейбусами, или обеспечиваться собственным дизельным двигателем.

- Вот сейчас стряхиваю с папки пыль - надо же, как заинтересовались, я и не ожидал! - смеется ученый. - Не надо думать, что это невозможно. Но и слишком серьезно к этому относиться тоже не стоит. Если будут инвесторы, мы все пересчитаем и предоставим цифры, что и сколько будет стоить, а пока прогнозировать что-либо рано. Одно точно - это дешево!

Разработчика поддержали коллеги из Технопарка и Института химии твердого тела и метанохимии СО РАН. Сейчас он ведет переговоры о реализации проекта. С кем - эту информацию пока не рассекречивает, но уверяет, что интерес есть, правда, не у наших инвесторов. Кстати, в Новосибирске около полутора лет назад уже заходили разговоры о создании альтернативного транспорта. Правда, тогда это было воспринято как пиар-ход, ибо заявил об этом не кто иной, как Сергей «паук» Троицкий, претендовавший тогда на пост мэра города:

- В Новосибирске мы запустим 10 - 20 дирижаблей, которые будут летать над городом с громадными «крабами» - выхватывать автомобили и эвакуировать, - обещал в апреле минувшего года кандидат.

Невероятно? Да. Абсурдно? Возможно. И идея эта так и не добралась даже до бумаги.

А ВОТ БЫЛ СЛУЧАЙ

Иностранцы хотели перекинуть через Обь канатную дорогу

Французы как-то тоже предложили создать альтернативный транспорт в сибирской столице - перекинуть канатные тросы через Обь и по этой «дороге» пустить прогулочные кабинки. Дело было еще в декабре прошлого года во время визита делегации франко-российской торгово-промышленной палаты во главе с послом Франции в России Жан-Морисом Рипером. С тех пор проект не развивался. Хотя губернатор региона взял предложение на заметку. Идею новосибирских ученых он тоже одобрил и сказал, что не против подобных экспериментов.

- Трудно представить, как на дирижабле летать, - выразил сомнение Владимир Городецкий. - Хотя я не исключаю, что развитие малой авиации будет востребовано: дирижабли или малые самолеты. Заявка на развитие темы есть. Как это будет исполнено, пусть решают эксперты и те, кто будет внедрять идею. Ясно, что будем покупать не за счет бюджета. Но если кто-то изъявит желание приобрести в порядке эксперимента, то пожалуйста.

Так что увидим ли мы над столицей Сибири или в других городах летающие аэростаты легче воздуха - покажет время. А энтузиазма у разработчиков полно. Лишь бы идея, оказавшись практичной, не улетела за пределы досягаемости, подобно дирижаблю.