Кыргызстан
+12°
Boom metrics
Сегодня:

Владимир Якушев: Улыбающийся ГИБДДшник тоже участвует в формировании инвестклимата

Глава Тюменской области - о том, как привлечь инвестиции в регион, побороть коррупцию и создать условия для талантливой молодежи [аудио]
Губернатор Тюменской области Владимир Якушев в гостях у Радио «Комсомольская правда»

Губернатор Тюменской области Владимир Якушев в гостях у Радио «Комсомольская правда»

Фото: Иван МАКЕЕВ

Арасланов:

- Сегодняшний гость нашей программы в рейтинге эффективности губернаторов, который был опубликован в июне 16-го года Фондом развития гражданского общества, занимает первое место. Это губернатор Тюменской области Владимир Якушев.

Якушев:

- Здравствуйте!

Арасланов:

- Насколько вы обращаете внимание на такие вещи? Рейтинги, списки, места. Насколько это важно для вас лично?

Якушев:

- Сказать о том, что я не обращаю на это внимания, это несколько слукавить, потому что, когда делается оценка твоей работы, ты все равно внимание на это обращаешь, потому что есть определенные показатели. Эти показатели ты просматриваешь. И где-то задаешь вопросы, почему здесь меня оценили не так, у меня дела в этом отношении лучше. А где-то меня немного переоценивают. Ты эти вещи анализируешь. И сказать, что на эти рейтинги ты не обращаешь внимания, это, конечно, лукавство. Но сказать, что это будет серьезной трагедией, если ты не увидишь себя на той строчке, на которой привык видеть, то трагедии никакой не произойдет. Потому что мы понимаем, что есть объективные. Есть субъективные факторы в этой жизни. Самое главное – это как люди оценивают твою работу.

Арасланов:

- Но на саму работу и отношение к ней это не влияет?

Якушев:

- Нет.

Арасланов:

- На днях в Москве прошла конференция «Сто шагов к благоприятному инвестиционному климату», в которой вы принимали участие. Делились опытом. В частности, вы говорили о том, что важным шагом к тому, чтобы условия благоприятное создать для бизнеса, для деловой среды, важно подключить к этому процессу руководителей муниципальных образований. Расскажите, что имеется в виду? Как удалось эту работу наладить? И в чем самое главное? Административные ресурс или нет?

Якушев:

- Главный момент всегда, чтобы сделать какое-то дело, это чтобы люди почувствовали себя единой командой. Конечно, можно вводить какие-то показатели, рейтинги. С помощью этого потом либо премировать, либо наказывать. Но главное, чтобы все прониклись духом и работали, как единая команда. Для того, чтобы поменять отношение в целом к инвестиционному климату, чтобы настроить людей, чтобы они боролись за каждого предпринимателя, за каждый новый проект, чтобы именно в их муниципалитете это появилось, чтобы появились новые рабочие места, проекты большие и маленькие, очень важно, чтобы люди работали в команде. В самом муниципалитете и работали в команде с региональным правительством. Для этого работает определенный набор инструментов, который в том числе помогает всем двигаться. Когда мы понимаем друг друга и работаем на одной волне, вот вы меня спросили про рейтинги, это очень важно, поэтому мы рейтингуем наши муниципалитеты, кто лучше и кто хуже, и это служит серьезным стимулом. Очень серьезный стимул, который мы запускаем, это премирование муниципальных команд и глав муниципалитетов в зависимости от того, как они работают сегодня с инвесторами. И, конечно, у каждого муниципалитета есть свой бюджет развития. И те муниципалитеты, которые сегодня получают трансферты из регионального бюджета, кто отработал лучше, кто реализовал инвестиционные проекты, создал новые рабочие места, бюджет для развития социальной, дорожной инфраструктуры из регионального бюджета получают больше.

Набор таких не очень хитрых нововведений помог нам неплохо за последние два года изменить ситуацию и отношения на местах. И к инвесторам, и к предпринимателям. И начать формирование. Там еще далеко двигаться. И сказать о том, что дальше делать ничего не надо, это не так. Я всегда говорю, что мы только в начале пути. И предстоит сделать очень большую работу. Мы только приступили к самому главному. Это формирование культуры, отношение всех жителей к предпринимательскому сообществу, к новым инвесторам, которые приходят. Эту культуру формирует не только глава администрации, не только члены его команды. Это формирует каждый житель, живущий сегодня на территории. Если работник ГИБДД останавливает автомобилиста, грубит и хамит – это одна тема. Если он, улыбаясь, хорошо относясь к человеку, с которым он ведет диалог, то он тоже участвует сегодня в формировании инвестиционного климата. Если люди, которые в хороший теплый солнечный день прогуливаются по улицам этого города, но с суровыми лицами, это одна тема. Или они улыбаются, от них идет теплота, что им нравится эта земля, жить в этом муниципалитете, они тоже формируют инвестиционный климат.

Так формируется культура. И в этом отношении предстоит сделать еще много, потому что потенциальный инвестор должен получить поддержку не только в здании администрации, не только прийти и сказать, я должен построить некое производство, создать столько-то рабочих мест, давайте обсудим, как мне проще получить земельный участок, не нарушая процедур. Но, тем не менее, сделать это достаточно быстро, потому что у меня есть деньги и я готов это сделать. Но, выйдя на улицу, он тоже должен видеть и ощущать, что люди, которые живут в этом муниципалитете, они тоже заинтересованы в том, чтобы инвестор там появился.

Арасланов:

- Но чтобы этот сотрудник ГБДД с улыбкой встречал человека на дорогущей иномарке, он сам должен быть уверен в собственном благосостоянии и иметь высокую зарплату, хорошие условия для жизни, чтобы у него не было этого оскала.

Может, я зря сделал акцент на работе с муниципалитетами и их руководителями, если попробовать выстроить от одного до трех по важности факторы, которые влияют, в первую очередь, на инвестиционную привлекательность региона, что бы вы отметили в первую очередь?

Якушев:

- Это заинтересованность органов власти, причем, разных уровней, регионального и муниципального, в инвесторах. Когда инвестор приходит на встречу, не видит в глазах заинтересованности, что его ждут здесь, все остальные факторы роли не играют.

Второе. Понятная и прозрачная процедура, которую инвестор должен пройти. Площадка, земля, подключение к сетям. И если вот это все делается достаточно предметно и конкретно в течение 10-15 минут, ему показывают 10-15 площадок, видно, что работают все эти вещи, мы знаем, что из 10 предложений, если 2 выстреливает, это очень хороший показатель. Второй шаг достаточно важный как для инвестора, так и для команды, которая ведет переговоры с инвестором, потому что для того, чтобы эту работу провести, это не один год времени. И очень большие затраты с точки зрения времени и остальных ресурсов.

Третий фактор. Последние годы он становится одним из основных – это, естественно, кадры. Инвестор, когда уже среднее или крупное предприятие, когда он задает вопрос о том, как ему подготовить кадры для будущего производства и не получает в ответ четкой позиции, то это тоже имеет знаковое значение. И тот форум, который вы упоминали, «Сто шагов к благоприятному инвестиционному климату», главная тема, которая обсуждалась на этой площадке - это вопрос кадров. Как наша образовательная система готова сегодня подготовить кадры для бизнеса, как и насколько кадры, которые выпускают наша высшая школа, профессиональные училища и колледжи, насколько эти кадры сегодня конкурентоспособны. И соответствуют тем требованиям, которые предъявляют инвесторы, приходя на ту или иную территории.

Если по этим трем важным моментам сегодня возникает понимание с инвестором, если это в одном пакете мы предоставляем, можно сказать о том, что успех возможен.

Арасланов:

- Зная разного уровня успехи Тюменской области, Тюмени как города, как центра, я рассчитывал увидеть главой региона человека максимально рачительного и расчетливого. А вы на первое место поставили субъективный фактор. Это любопытно.

Третий год подряд Тюмень – город номер один в рейтинге, который был поставлен Финансовым университетом при правительстве России. По благоустройству, по уровню жизни. И на телевидении недавно в шутку или нет один из телеведущих впроброс сказал, что хорошо бы объединить Тюменскую область с соседями, чтобы соседей подтянуть в отношении успешности и развития. А если серьезно, насколько часто и обращаются ли вообще за опытом главы других регионов?

Якушев:

- Такие обращения есть. И не только к нам обращаются, но и мы очень часто обращаемся к субъектам Российской Федерации для того, чтобы какой-то опыт изучить. И я тоже обращаюсь к членам команды. И говорю о том, если где-то присутствует какая-то практика, то зачем изобретать велосипед? Дополнительно тратить время, какие-то ресурсы, когда это можно, ну, достаточно очень быстро позаимствовать. Вот такой обмен практиками, он в России существует. И последняя работа достаточно большая большой группы экспертов и специалистов, представителей регионов, представителей федеральных органов исполнительной власти – это работа над докладом «12 целевых моделей» по улучшению инвестиционного климата. Она показала, что география тех практик, а эти «12 целевых моделей» были прописаны на основе положительных практик субъектов Российской Федерации, так вот, география этих субъектов – 60 регионов. 60 положительных практик были учтены при разработке этих 12 целевых моделей. Это говорит о том, что мы по многим вопросам сегодня не обязательно можем ездить в Сингапур, Китай, Гонконг. Мы за этот промежуток времени наработали колоссальный опыт. И прописав некие стандарты, представив их главе государству на президиуме Госсовета, мы увидели, что опробированные вещи, когда можно поехать в конкретный регион и эту практику потрогать руками. Это не космос и не выдумки, рожденные в кабинете. Это реальные вещи, которые работают на земле. Группа, которая работала, я сам, мы увидели, что в вопросах улучшения инвестиционного климата страна прошла огромный путь.

Арасланов:

- И на этих словах во сне просыпается мой внутренний скептик. Вопиет: что же мы тогда так плохо живем?!

Якушев:

- Я бы не сказал, что мы плохо живем.

Арасланов:

- Я достаточно эмоционально, но, думаю, вы понимаете, о чем речь идет.

Якушев:

- Многие институты по формированию инвестиционной среды, отношения к предпринимательству, у наших партнеров, как мы в последнее время говорим, у других государств они формировались более длительный промежуток времени. Мы этот путь проходим очень быстро. Мы проходим, учимся на каких-то ошибках. Динамика высокая. И я, как руководитель этой группы, когда мы все обобщали, я посмотрел на людей, которые работают в группах из представителей всех уровней власти, из предпринимательского сообщества, это очень грамотные и продвинутые люди. И тот материал, который был сделан на основе того, что есть в России сегодня, поверьте, это очень хороший и положительный опыт.

Другое дело, что в одном регионе одна вещь получается хорошо, а другая плохо. В силу разных причин. А вот когда мы теперь взяли и обобщили эти практики, теперь можно посмотреть, увидеть себя в этом докладе и сказать, да, с землей-то я работаю хорошо, а вот как-то с кадастром у меня не все здорово. Но теперь можно заглянуть в конкретный документ, где все прописано. И я могу поехать, а с кадастром работа неплохо поставлена в Ханты-Мансийском автономном округе, поехать туда и посмотреть, как за это время наработана практика и что там есть. И просто этому научиться, не выдумывая ничего. Не теряя времени, силы и средства.

Утвердив эти 12 целевых моделей по основным шагам развития бизнеса, грубо говоря, это то, с чем сталкивается предприниматель: с получением государственных и муниципальных услуг. Теперь они жестко прописаны. Там есть сроки, к которым надо стремиться.

Арасланов:

- Это такая дорожная карта.

Якушев:

- Совершенно верно. Указаны места, где этому можно поучиться. И, мне кажется, сейчас этот обобщенный материал, революция в хорошем смысле этого слова, но многие субъекты получат хороший материал, переработают его и будут двигаться в этом направлении еще быстрее. Мы думали, что мы двигаемся и все здорово. Но сейчас, когда мы эти вещи проанализировали, мы увидели, как минимум, 10 точек напряжения, которые благодаря вот этому обобщению, поучившись на примере других субъектов, мы сейчас начинаем менять. И мы видим, что нам нужно поменять. И не изобретаем велосипед, а смотрим опыт Татарстана, Москвы, Вологды, Липецка, других регионов, где эти шаги проходят быстрее и более организованно.

Я думаю, эта работа поможет субъектам, всем без исключения, с точки зрения создания теплого инвестиционного климата двигаться более динамично. И мы с вами встретимся года через три-четыре, вспомним мое интервью и ситуация в России в этом отношении будет совершенно другой.

Арасланов:

- Дорожные карты, кадры, личная заинтересованность, субъективный фактор и так далее, но, на мой скромный взгляд, это не будет никогда работать, пока мы не искореним пресловутую коррупцию. Когда просто воровать перестанут. Можно долго, здорово и красиво размышлять, но пока это не поборете, мне кажется, ничего не сдвинется с мертвой точки. Но это мое скромное мнение. Вы согласны? И что в вашем регионе делается для того, чтобы не допустить и что, самое главное, хочется услышать три основных фактора и основных момента, которые бы влияли на улучшение ситуации в этом отношении?

Якушев:

- Коррупция – это процессы нехорошие. Но хотим мы того или не хотим, они в нашей жизни присутствуют. И, конечно, это то, что мешает нам сегодня более активно двигаться вперед. И создают проблемы инвестиционной активности. Если коррупциогенный фактор присутствует на каждом шагу, то предпринимателю не развиться, новое дело не открыть. А если открыть, он просто устанет от поборов и закроется в конечном итоге.

Моя личная точка зрения по этому вопросу и когда я докладывал и главе государства, я сказал о том, что в данном случае это не только коррупциогенный фактор, а в целом улучшение инвестиционного климата. И, наверное, в первую очередь, это борьба с коррупциогенным фактором на всех этапах, которые проходит предприниматель. Это сведение всех услуг в «одно окно». Сегодня у нас есть такой институт – МФЦ, когда ты приходишь, пишешь заявление, отдаешь и общаешься со специалистом через перегородочку, который принимает документы. И когда тебе надо получить разрешительный документ в установленные сроки, ты приходишь в это же МФЦ и получаешь пакет документов. Ты не ходишь по кабинетам, не общаешься с чиновниками, ты не ведешь этих разговоров. Сама среда, которая порождает коррупцию, в данном случае отсутствует.

Арасланов:

- Как мы называем «бытовое взяточничество».

Якушев:

- Совершенно верно. И следующий этап – перевести все эти услуги в электронный вид. Тогда вообще, а сегодня часть услуг переведена, мы более 50 услуг государственных перевели в электронный вид, то даже хождение в МФЦ не нужно.

Такие вещи, когда общение с чиновниками исключено, это с точки зрения борьбы с коррупцией очень серьезно меняет все вещи и все ставит на свои места. И чем быстрее мы будем наращивать все это, тем меньше проблем у нас будет возникать с появлением или исчезновением коррупциогенного фактора.

Арасланов:

- И возникает вопрос, насколько это повлияет? Борьба с бытовой коррупцией, с бытовым взяточничеством с той коррупцией, о которой сейчас все трубят все СМИ? Начиная от Улюкаева и заканчивая другими. Или повлияет, имея в виду вертикальность этих взаимоотношений?

Якушев:

- Однозначно повлияет, потому что все те процедуры, какие фамилии бы мы ни говорили, о чем бы мы сегодня не рассуждали, как только у нас исчезает во всех наших процедурах необходимость общения с чиновником, коррупциогенный фактор по своей природе не может возникнуть. И вот здесь у меня достаточно жесткая и устоявшаяся позиция: чем быстрее мы будем в этом отношении двигаться, тем быстрее мы победим коррупцию. Обнулить вряд ли удастся. Практика других государств, как мы и говорим, более продвинутых во всех позициях по отношению к России, показывает о том, что в разных видах, тем не менее, коррупция там присутствует. Но уменьшить эту угрозу или приблизить ее к нулю помогут только вот такие подходы. Чем больше идет общение чиновника в разных ситуация при предоставлении услуг, в других процедурах, там, конечно, и находится сама природа, из которой потом появляются все эти нехорошие и скандальные истории. Когда их нет, нет самой первопричины, то и историй этих не будет. Все остальное, конечно, тоже имеет значение. Это и уголовное преследование, в том числе, и претензии со стороны государства, огромные штрафы в случае, если что-то подобное случилось, это такие инструменты, которые есть сегодня и у регионального руководителя, и у руководителя муниципального уровня. У президента, когда появляются указы с отстранением от должности по недоверию, а, как правило, это всегда некая информация о коррупциогенных проявлениях или нарушениях данного конкретного человека, эти инструменты тоже присутствуют.

Но нужно убивать природу. Эти факты должны быть, но практика показывает, допустим, мы считаем с точки зрения развития экономики такая продвинутая страна как Китай, у которой темпы роста 10-15% в год, тем не менее, мы знаем, сколько там приводится в исполнение приговоров смертной казни чиновников за коррупционные преступления. Тем не менее, коррупция там сегодня присутствует. Устрашение со стороны государства должно присутствовать. Уголовное преследование должно быть. Штрафы должны быть. Отстранение от должности по недоверию и так далее. Но главное, с чем и на что должна быть направлена энергия государства – это, конечно, минимизировать эти риски, убирая саму природу, где могут проявиться эти коррупциогенные проявления.

Арасланов:

- На обывательском уровне многие о Тюменской области знают что? Думаю, не ошибусь, если скажу три слова: холодно, газ и нефть. Очевидные вещи. Но Тюменская область успехи в сельском хозяйстве демонстрирует, в строительстве. Но, в первую очередь, хочется поговорить об образовании и кадрах. Не так давно приезжала министр образования Васильева в регион. Там обсуждалось формирование опорного вуза, это безусловно. Но что самое главное. Общий вопрос и много об этом говорится. Мне интересна ваша личная точка зрения в этом вопросе. Что нужно и что делается для того, чтобы сформировать такие условия в регионе, чтобы талантливая молодежь, перспективные профессионалы и специалисты не покидали регион?

Якушев:

- Сегодня есть понятие как создание среды. Эта среда: социальная инфраструктура. И вся система образования должна быть предельно конкурентоспособной. Это будет оставлять молодежь однозначно, потому что все, кто хотят расти или чего-то добиться в этой жизни, они едут туда, где образовательная система более конкурентоспособна.

Арасланов:

- Как вы оцениваете успешность работы в вашем регионе? По каким параметрам?

Якушев:

- Самый главный параметр – это опросы населения. Сегодня это можно делать достаточно оперативно. В Тюмени работает, в других муниципалитетах формируется такой информационный ресурс по примеру, как работает в Москве, «Активный гражданин». И опросы стандартные социологические. Эта обратная связь дает четкое понимание нам, где у нас хорошо, а где плохо.

Арасланов:

- Если оценивать интересность разговора, для меня существует такой параметр. Если я не успеваю задать и половины вопросов, мне кажется, разговор интересный. В нашем случае именно так и происходит. Но, к сожалению, эфирное время неумолимо. И, тем не менее, мне хочется услышать ответ на вопрос, священный для любого тюменца, это, естественно, биатлон. Март 17-го года – тюменский этап Кубка мира планируется. Я где-то читал, что мало билетов осталось. И существуют какие-то квоты для тюменцев. Сейчас попасть туда реально? Сейчас я вот захотел и хочу приехать в Тюмень на этап Кубка мира. И будете ли вы там? И насколько вы ярый болельщик?

Якушев:

- Для Тюмени и Тюменской области это очень важное знаковое событие. Я буду присутствовать на стадионе, поэтому это не обсуждается. И как представитель территории, и как член правления Союза биатлонистов России.

Вчера мы проводили совещание. Билетов остается очень мало. Сегодня география регионов 60, откуда приедут люди на соревнования. И все, кто желает посетить Тюмень и посмотреть биатлон, я бы порекомендовал бы как можно быстрее это билеты приобрести. В течение ближайшей недели продажа билетов будет закрыта и их не будет по факту.

Мне биатлон интересен. Как просто рядовому болельщику, но меня сегодня рядовым болельщиком трудно назвать, потому что, являясь членом правления Союза биатлонистов России, я очень много знаю о внутренней кухне биатлона, что происходит с нашей сборной, что происходит в мировом биатлоне. И, конечно, на многие вещи я смотрю уже с более тонким пониманием и достаточно профессионально.

Арасланов:

- Это мешает или дополняет удовольствие от процесса, от просмотра соревнований?

Якушев:

- Думаю, что мешает. Потому что раньше, когда я не знал нюансов, лучше бы и не знал. Я болел более эмоционально и беспристрастно. Сегодня достаточно много информации знаешь не только про нашу сборную, в том числе, сборная Норвегии, Германии, а они законодатели мод в сегодняшнем биатлоне, это несколько мешает расслабленно и спокойно смотреть гонки.

Арасланов:

- Нашим спортсменам победы, а вам больших успехов! Спасибо большое!