Кыргызстан
+12°
Boom metrics
Сегодня:

Духовная дипломатия как ответ на санкции Запада

Что может изменить визит Патриарха к королеве Англии в отношениях России и Запада, обсуждаем в эфире программы «Национальный вопрос» на Радио «Комсомольская правда» [аудио]
Духовная дипломатия как ответ на санкции Запада

Духовная дипломатия как ответ на санкции Запада

Баранов:

- В студии журналисты отдела международной политики газеты «Комсомольская правда» Елена Чинкова и я, Андрей Баранов.

Чинкова:

- Добрый вечер.

Баранов:

- Повод для нашей программы не нов и злободневен вот уже не первый месяц. Он связан с тем, что отношения России с Западом холодают день ото дня. И становится даже некоторым страшновато и зябко на этом холоде. Чем это все может закончиться? Дипломаты договориться не могут. Тут и Украина, и Сирия, и ПРО, и другие камни преткновения. Военные подливают масла в огонь. Мы слышали заявления со стороны генералов Соединенных Штатов о том, что война с Китаем и Россией практически неизбежна. Но мы решили взять другой ракурс в этой проблеме. Мы решили посмотреть, что может сделать церковь, духовные силы для возможного примирения вот этого сползания к новой конфронтации, к новой холодной войне. Потому что церковь в былые годы могла найти какой-то общий язык для тех, кто, казалось бы, вот-вот начнет стрелять друг в друга если не из дуэльных пистолетов, то уже из баллистических ракет.

Оттолкнемся мы от совсем недавней поездки Патриарха Кирилла в Великобританию. Она вызвала очень большой интерес как в самой Англии, так и на Западе, так и в нашей стране. Предлагаем послушать сначала то, что Патриарх сам сказал об этой поездке.

- Я с самого начала воспринимал свою миссию здесь и хотел бы, чтобы ее все воспринимали так, не как политическую миссию. Я понимаю, что никакими визитами Патриарха не сгладить тех противоречий, которые сейчас существуют. Но я считал, что нужно посетить Великобританию вне зависимости от того, каким является политический контекст в отношениях между нашими странами, в связи с празднованием 300-летия нашего прихода, с тем, чтобы помолиться с нашими православными людьми. Но и чтобы пообщаться с британцами. Я общался с разными людьми. Вы упомянули встречу с королевой. Это были и парламентарии, были представители аристократических родов. И были простые британцы. Я не почувствовал враждебности. Я ее не почувствовал. И уверяю вас, что люди, с которыми я встречаюсь, не являлись какими-то друзьями России. Это были просто британцы, у которых есть интерес к визиту Патриарха. И я почувствовал очень теплую и добрую атмосферу.

Баранов:

- Вопрос для наших слушателей: поможет ли духовная дипломатия там, где не помогает политика и дипломатия обычная? Может ли церковь стать миротворцем? Лена, ты была вместе с Его Святейшеством в этой поездке. Какие у тебя сложились основные впечатления о ней с точки зрения духовной дипломатии? Удалось ли главе РПЦ объяснить нашу позицию? Почувствовала ли ты интерес со стороны англичан, всего Запада к ней? В их сердце нашелся ли какой-то отклик на это?

Чинкова:

- Безусловно, удалось. Почувствовала интерес я, еще будучи в Москве. Потому что я следила за тем, что пишет британская пресса о готовящемся визите Святейшего. А писала она очень негативные и нелицеприятные вещи. Я немножко поцитирую. Редакционная статья в «Таймс» вышла вообще под нелепейшим заголовком «Кроваво-красная дорожка». Это такой отсыл к нашим действиям в Сирии был дан. Цитата такая: «Он вправе посетить Британию. В пределах разумного это право имеет любой человек. А у Патриарха здесь многочисленная паства. Но план включить аудиенцию у королевы в график его четырехдневного визита – ошибка». «Дейли Мейл» задавалась вопросом: почему Святейшего будет принимать сама королева Великобритании? Ведь приезжающих религиозных лидеров обычно встречает принц Чарльз. Почему не в этот раз?

Баранов:

- Мы должны напомнить, что королева является главой англиканской церкви.

Чинкова:

- «Дейли Мейл» почему-то этот важный момент опускает. «Почему не в этот раз? Может быть, потому что Патриарх – союзник воинственного Путина?» И напоминает о том, что ранее принц Чарльз сравнил российского президента не с кем-нибудь, а с самим Адольфом Гитлером. Вот на таком негативном фоне мы и прибыли в Лондон. Я обсуждала эти публикации и с простыми британцами, с верующими, которых было очень много на всем протяжении визита Патриарха. Мы были во множестве храмов как и Русской православной церкви, так и Русской зарубежной церкви. Причем Святейший специально подчеркнул, что не делит приходы на свои и зарубежные, что все это осталось в прошлом. И это было не какое-то глубокое разделение, а всего лишь поверхностный шрам. Мне сказали очень коротко и емко: не читайте до обеда английских газет. Правда здесь.

Баранов:

- Намекая на известную цитату из «Собачьего сердца» Булгакова в устах профессора Преображенского.

Чинкова:

- Конечно. А мы увидели первым делом очень активную приходскую жизнь. Напомню, что православие на Британские острова принесли наши соотечественники с подачи Петра I, который отправлял дворян учиться вслед за собой там корабельному делу. Вот с 1713 года у нас действовала первая посольская церковь небольшая на Уэлбек-стрит. Там мы тоже побывали. Кстати, британцы относятся к этому зданию очень уважительно. Там уже давно находится частная медицинская компания. Тем не менее, все напоминает о том, что ранее здесь долгие годы был храм. Они помогли нам провести там службу. Специально доставили из запасников иконостас XIX века. Все было на очень высоком уровне организовано. Здесь ранее молились и помогали активно этому приходу и Романовы, затем после них – Колчак. И вот еще один показательный момент – после наплыва эмигрантов 1917 года англичане увидели, что православным стало очень тесно у Уэлбек-стрит. И там передали большую церковь англиканскую, ныне она православная – Успенский кафедральный собор. Совсем недавно он пережил масштабную реконструкцию. Патриарх освящал колокола и часть фресок.

Баранов:

- У нас на связи пресс-секретарь Патриарха иерей Александр Волков. Отец Александр, вы тоже участвовали в этом визите. Удалось ли как-то достучаться до сердец и простых британцев, и британской элиты через церковь?

Волков:

- Я хотел бы расставить еще раз некоторые акценты. Во-первых, конечно же, у церкви совершенно самостоятельная повестка дня, связанная со своим присутствием, окормлением своей паствы во многих и многих странах. И Патриарх приезжает к своей пастве без учета или практически без учета каких-то текущих политических обстоятельств. И не для этого он ездит в свои епархии. Он равным образом посещает Саратовскую, Рязанские епархии, Китай, Владивосток, Лондон. Теперь в декабре будет Париж. Это все происходит не в фарватере российской политики, не в фарватере каких-то проблем.

Баранов:

- Тем не менее, его воспринимают как представителя России в том сложном клубке противоречий, который сейчас наблюдается.

Волков:

- К сожалению, это не очень правильное восприятие. Патриарха невозможно воспринимать как представителя России в данном официальном контексте. Потому что он Предстоятель Русской церкви, просто приехал к своим прихожанам. Но применительно к текущему политическому и общественному напряженному дискурсу понятно, что церковь своей повесткой дня предлагает и политику дипломатии простым людям. Повестка дня, которая стоит перед церковью, она иная, чем те проблемы, которые возникают в государственных отношениях между странами. Но если то, что предлагает церковь, та повестка дня, тот уровень диалога окажутся востребованными, и благодаря этому и государственные мужи, и дипломаты, и простые люди вдруг несколько под другим углом зрения посмотрят на существующие сейчас проблемы, то это и будет главным благом. Мы не примиряем, мы не соединяем руки политиков и говорим: мирись, мирись, мирись и больше не дерись. Это не наша задача.

Наша задача – напомнить людям о том, что, например, в данном случае Россию и Великобританию связывают по крайней мере 300-летние духовные отношения. Несмотря ни на какие проблемы, которые были за это время, 300 лет существовал русский приход в Лондоне, который не закрывался никогда. Несмотря на высылку дипломатов, несмотря на разрыв дипотношений в XVII, XVIII, XIX веках. Никогда этот приход не закрывался. Этот приход объединял русских людей, которые выгонялись из России в ХХ веке, первая и вторая волны эмиграции. Например, Антоний Блум, который всех там объединял и создал великую русскую общину Великобритании. Это все другая история. Но она есть. И это история, которая требует тог, чтобы о ней знали нынешние политики, когда они говорят о каком-то обострении отношений. Обострение отношений в рамках текущих пяти-десяти лет – это не такая большая проблема, как та огромная радость, которая действительно существует. Потому что мы очень многим связаны с народом и с государством Великобритания. Поэтому, конечно, визит Патриарха – это совсем другая история. И не совсем уж прямо такая миротворческая с точки зрения политической. Но при этом мы приветствуем какие-то сдвиги, которые несомненно произойдут после этого визита.

Баранов:

- Патриарх заявил, что с англиканской церковью есть целая программа совместных действий, включая горячие точки. Что имелось в виду?

Волков:

- Идет речь о развитии отношений. Потому что до последнего времени наш диалог с англиканами строился по богословской теме и по таким гуманитарным проектам. Сейчас мы можем вести речь о возможных совместных проектах в социальной, в миротворческой сфере. Это связано и с Ближним Востоком, и с другими проблемными регионами мира.

Баранов:

- Как это конкретно может выглядеть? Какие-то миссии или инициативы?

Волков:

- Может идти речь о каких-то совместных проектах, совместных миссиях. Но детали всего этого еще предстоит разработать и сформулировать. Поэтому пока что я не стал бы так о чем-то конкретно говорить. Но в целом это уже немножко другой шаг – не только слова, но и общие дела.

Баранов:

- На связи Артур.

Артур:

- Я убежден, что церковь не может помочь абсолютно. Потому что это политика, а в политике руководствуются только рационализмом и выгодой для своей страны.

Баранов:

- Но церковь может здесь подняться над политической суетой и как-то…

Артур:

- Я думаю, что не может. В лучшем случае церковь могла бы примирить людей. Но сейчас враждуют не люди между собой, то есть не граждане России с гражданами США или Бельгии, а политики. А политики будут соблюдать интересы своей страны, что правильно.

Баранов:

- Но политики должны опираться на общественное мнение. Если церковь будет обращаться к миллионам простых людей, и эти миллионы людей скажут: хватит, мы не хотим этого охлаждения, мы не хотим этой тревоги, мы не хотим войны, тем более ядерной войны, о которой сейчас уже стали говорить чуть ли не всерьез, - то политика придется это учитывать. Потому что без общественного мнения их больше не изберут. Они окажутся в вакууме. Вы так не считаете?

Артур:

- В таком случае, как вы описали, конечно, теоретически это может быть. Но я думаю, что церковь не имеет такого влияния, чтобы убедить граждан другой страны. Скорее, политик их убедит: да нет, все нормально, мы все делаем правильно.

Баранов:

- Отец Александр, вот такое пессимистическое мнение прозвучало.

Волков:

- Оно, скорее, реалистичное. Потому что, действительно, мы знаем, что действия политиков далеко не всегда преследуют реальные интересы народов и стран, с одной стороны. А с другой стороны, в общем и целом та ситуация, которая складывается сейчас, она несомненно будет преодолена. И здесь я как раз не соглашусь с вашим слушателем. Потому что и капля камень точит. И на самом деле в тот момент, когда церковь принимает участие в каком-то широком диалоге по тому или иному вопросу, политики неминуемо к этому прислушиваются. Грубо говоря, рядом со священником обычно люди не матерятся. Когда церковь рядом, то обычно люди как-то побаиваются делать большие гадости. Хотя, конечно, большие политики – это отдельная история. Но мы надеемся на лучшее.

Баранов:

- Нам пишут: «Скорее всего, не поможет. Слишком сложные уже сформировались отношения. Юлия, Москва». Азамат пишет: «Иногда духовная вера помогает облагоразумить пыл людей, особенно политиков».

Чинкова:

- Некоторые скептики удивлялись: почему нет фото с Ее Величеством после встречи в Букингемском дворце?

Волков:

- Мы все привыкли к тому, что любой факт подтверждает фото- и видеофиксация. Но в данном случае факт был, фиксации не было. Потому что протокол королевского двора не предполагает в этом формате встречи под названием private meeting фотографирование, запись на камеру, представителей СМИ. Там не было никого – ни фотографов, никого.

Баранов:

- А вы там присутствовали?

Волков:

- Тоже нет. Я передавал слова весьма авторитетного источника.

Чинкова:

- Как там поживает всеобщий любимец Вилли? Как он доехал в Москву? Где разместился? Настоящий хит в соцсетях – фото Святейшего вместе с его новым питомцем, собачка, любимая порода королевы корги. Это был подарок лондонцев, прихожан.

Волков:

- Подарок прихожан нашего храма. Пес прилетел в Москву, благополучно пережил перелет. Сейчас бегает во дворе дома Патриарха. Сегодня мне говорили, что с утра уже прогуливался. Все благополучно, пес живет и растет.

Баранов:

- Олег у нас на связи.

Олег:

- Еще в IX веке Фотий, византийский патриарх, и Папа Римский Николай I – пошел раскол. Это трагическая судьба всего христианства. И на всем протяжении именно католическая церковь хотела главенствовать над всеми церквями. Хотя Господь сказал: «Мы равные среди равных». Все пять христианских церквей. Антиохская, Иерусалимская, Римская, Константинопольская…

Баранов:

- А сейчас?

Олег:

- А сейчас Папа Пий Х в 1929 году благословил Гитлера на войну с Россией и на уничтожение христианства.

Баранов:

- В 1929 году Гитлер еще и не у власти был. Он пришел к власти только в 1933 году.

Олег:

- Но все равно это было. А уничтожение сербов в войну католиками хорватами?

Баранов:

- Наверное, нужно искать точки соприкосновения, а не вспоминать былые обиды и рознь. Сейчас церковь сможет найти в себе силы, чтобы с религиозными деятелями других стран вместе привести к благоразумию политиков?

Олег:

- Здесь именно католическую церковь подняли все политики, банкиры, которые владеют…

Баранов:

- Вы очень хорошо знаете историю религии. Но так далеко углубляться не будем. Нам пишут: «А крестный ход, облет Москвы в 1941-м помог. То-то». Был такой случай, когда самолет с иконой Казанской Божьей Матери облетел вокруг Москвы в 1941 году. И Москва устояла.

Михаил:

- Хотел бы поделиться тем, как я понимаю религию и ее взаимосвязь с политическими отношениями между странами. Скорая помощь – то когда у человека что-то болит. Когда мы касаемся духовности и христианства, это касается социальной среды. Ты находишься в отчаянии. Как в 90-х годах люди не могли найти себе работу, их лишили возможности работать в своей профессии. Идея социальная теряется. Это и есть христианство, люди обращаются к Богу, к высшим силам. Есть еще душевное заболевание, когда у вас в семье бывают трения. Христианство может повлиять, но не в такой степени. У церкви есть определенная ниша. Они иногда просто стараются взять чуть больше себе власти.

Чинкова:

- Патриарх отлично объясняет активную позицию церкви в социальной сфере. Что проблемы паствы – наши проблемы. Может ли церковь стать миротворцем?

Михаил:

- Я так не думаю. Церковь – это просто место, где люди непосредственно могут связываться, как им кажется, с высшими силами. Но многие люди в церковь не ходят. Но они христиане еще больше, чем церковнослужители или те, кто ходит часто.

Чинкова:

- Здесь мы с вами не согласимся.

Рамазан:

- Для меня религия как была, так и осталась опиумом для народа. Всякие вопросы, когда представители культа влезают в миротворческие дела и так далее, для меня это неприемлемо. Я сторонник того, чтобы вообще прекратить в нашем обществе это клерикальное мракобесие.

Баранов:

- Мы говорим о церкви как о миротворце.

Рамазан:

- Ничем церковь не может помочь. Только усугубит. Надо решать проблемы так, как их положено решать. И попам там нечего делать.

Чинкова:

- И такие радикальные мнения у нас тоже есть.

Баранов:

- «Никак христианство не сможет помочь» - такое мнение. «Церковь оружие освящает, как они могут мир нести?» Но ведь это же все ритуалы. Церковная дипломатия проникает туда, куда не может проникнуть дипломатия обычная. Если Патриарх встречается с монархом британским, тем более с королевой Елизаветой, имеющей огромный авторитет не только в Великобритании, но и на Западе, он может что-то донести до нее такое, что она потом передаст, возможно, в разговоре своим политикам. Это как-то может повлиять на дальнейшее принятие решений. Поэтому я бы не был таким пессимистом.

Чинкова:

- У нас на связи религиовед Роман Силантьев. Поможет ли духовная дипломатия там, где тяжело светским дипломатам и политикам?

Силантьев:

- В обществе известна позиция, что церковь ничего сделать не может. Только почему-то постоянно что-то делает. Наша страна своим появлением и существованием церкви обязана в первую очередь. Князь Владимир – основатель нашего государства, по большому счету, православный святой. И дипломат был неплохой. И бабка его – равноапостольная княгиня Ольга – тоже в дипломатии разбиралась и в вере православной. Это работает на самом деле – негосударственная дипломатия разных видов. Бывают спортсмены, бывают духовные лидеры, бывают общественные деятели, бывают медики. Но она работает там, где действительно официальная дипломатия уже работать не может.

Баранов:

- Какой-то конкретный пример, как она сработала и получила результат, можете нам привести?

Силантьев:

- В частности, примирение с Грузией после этого конфликта.

Баранов:

- Да, там же и грузинский Патриарх сыграл свою роль большую.

Силантьев:

- Да. Когда были резко отрицательные отношения к Саакашвили, переговоры велись и по церковной линии.

Баранов:

- Это способствовало примирению, пониманию.

Силантьев:

- Безусловно. Поскольку Саакашвили приходят и уходят, а церкви остаются. И в советский период множество было таких фактов. И в царский период. Не только православные занимались.

Баранов:

- В советский период ведь были гонения на церковь, если исключить последние пять лет горбачевской перестройки. Более-менее спокойное отношение в 70-е годы.

Силантьев:

- В советское время проводились конференции, это началось еще с 1946 года, еще при Сталине. Они как раз имели главной целью разоружение и уменьшение напряженности международной. Также они выступали за справедливое мироустройство. На этих конференциях люди не столько хвалили Советский Союз, сколько указывали на то, что все-таки давайте придерживаться какой-то правды и какой-то справедливости в мире. Давайте не будем обижать слабые страны, давайте не будем устраивать так называемый беспредел, как у нас сейчас это любят говорить, давайте стремиться именно к разоружению. Именно справедливое мироустройство. Не желание навязать советский порядок всем, а идея о том, что есть разные подходы. Не надо в первую очередь американцам навязывать свое мнение. Они, конечно, имели антиамериканский характер, честно скажем. И это себя оправдало.

Чинкова:

- Может быть, тогда Патриарху пора и в США сейчас съездить, снять напряжение?

Баранов:

- Но с кем там встречаться? Там много конфессий?

Чинкова:

- В первую очередь с правящими кругами.

Баранов:

- После выборов.

Силантьев:

- Следующая поездка будет во Францию. Может, и до США дойдет дело. Вопрос – когда это делать, с кем общаться. Дело в том, что не все знают, что Патриарх как таковой был равен царю когда-то. И для Елизаветы это фигура одного уровня.

Баранов:

- Патриарх возглавляет Русскую православную церковь, а она – англиканскую. В этом плане они равны, конечно.

Силантьев:

- Когда я работал в отделе внешних церковных связей, обращал внимание, что нам постоянно присылали письма, адресованные Святейшему Патриарху, с тем, чтобы он дворянство кому-то пожаловал. Оказывается, что да, действительно, по неким документам, последний в России, кто имел право даровать дворянство, был Патриарх.

Баранов:

- Какое тщеславие!

Силантьев:

- Никому, конечно, дворянство никто не даровал. Но это потому, что он был равен царю по уровню исторически.

Чинкова:

- На очереди Париж. Известна ли примерная программа? Можно ли назвать открытие возле Эйфелевой башни нашего духовно-культурного центра таким проявлением мягкой силы?

Силантьев:

- Русская православная церковь имеет серьезное преимущество перед другими христианскими конфессиями и организациями. Это церковь растущая. Она вторая по численности последователей религиозная организация в мире. Больше только католиков. То есть Святейший Патриарх Московский и всея Руси уступает только Римскому Папе по количеству прихожан. При этом католическая церковь сейчас кризис переживает. А РПЦ, наоборот, находится на подъеме. Это дает ей определенные плюсы. И именно две церкви – православная и католическая – сейчас способны объединиться для защиты интересов христиан. И Патриарх Кирилл пытается и англикан вовлечь в эту орбиту, напомнить об их исторических корнях, что все-таки для христианина главное – не защита интересов «гонимых геев», а интересы убиваемых тем же ИГИЛом. Обида какого-то гомосексуалиста, что его оскорбили где-то в троллейбусе, и уничтожение целых народов в Сирии и Ираке – совершенно разные вещи. И наша церковь пытается об этом говорить.

Александр:

- Я считаю, что роль церкви могла бы быть очень серьезный в конфликте, где паства одна и та же – Московского Патриархата. Это на Украине. Но почему-то Патриарх ездит в Лондон, в Париж. А что касается людей, которые православные…

Баранов:

- Он был на Украине в 2013 году.

Чинкова:

- Он бывал там каждый год до известных событий.

Баранов:

- Сейчас этот визит невозможен по политическим причинам. Украинская сторона не готова и не собирается его принимать.

Александр:

- Но это же говорит о роли церкви в обществе.

Чинкова:

- Церковь на Украине осталась единственной миротворческой силой, как неоднократно подчеркивал сам Святейший. Я имею в виду каноническую.

Александр:

- Но результата пока нет.

Чинкова:

- Это вопросы к Киеву – почему нет результатов.

Александр:

- В развале Советского Союза, к сожалению, церковь тоже сыграла достаточно негативную роль. И это очень печально.

Баранов:

- Тут я с вами не соглашусь.

Чинкова:

- Совершенно неожиданный пассаж.

Владимир:

- На любой вопрос, который интересует человека, большой или маленький, вы найдете всегда ответ в Священном Писании. И на этот вопрос тоже четкий и ясный ответ. Христа не раз пытались сделать царем. Но он всегда уходил от этого. И говорил: «Царство мое не от мира сего». Это раз. И второе. Христос говорил о том, что если вы имеете веру с горчичное зерно, и скажете горе «Сдвинься и ввергнись в море!», будет по вашему прошению. Так вот, если вы хотите решить тот вопрос, о котором говорите, с верой просите Бога, и все будет так, как надо.

Баранов:

- Зачитаю сообщение Геннадия из США: «Религия поможет, но я больше верю в народную дипломатию. Например, кто знает, что до сих пор работает движение городов-побратимов? В Штаты каждый октябрь приезжают группы из России».

Силантьев:

- Народная дипломатия – вещь полезная. Можно Саманту Смит вспомнить, была очень популярна в Советском Союзе. Вот красивый пример народной дипломатии. Конечно, города-побратимы. Хотя некоторые уже порвали у нас побратимские отношения, в том числе из-за так называемой гомофобии. Но все-таки это разные уровни. Предстоятель РПЦ – это уровень, который позволяет решать вопросы немного другие. Немного быстрее и немного на другом уровне. Все можно приветствовать в этом направлении. То, что нет немедленного эффекта, это ничего не значит. На Украине ситуация очень сильно ухудшилась, она очень запущенная. И быстрого там, конечно, оздоровления не будет. Но когда все оздоровится, именно Украинская православная церковь Московского Патриархата станет той силой, которая опять консолидирует украинское общество. Потому что это единственная церковь, которая не участвует в разжигании этой розни, не призывает кого-то убивать.

Баранов:

- Спасибо. Зачитаю сообщения: «Церковь на Руси никогда не была равнодушна к внешним делам России. И всегда по просьбе властей давала нужные советы и благословляла на добрые дела». «Задача церкви – не лезть в политику, а молиться за власти, те, что есть. Всякая власть от Бога. Так написано в Библии». Разброс мнений достаточно высок. В этом году впервые в истории состоялась встреча Патриарха Кирилла с Папой Римским. Сейчас понтификом является Франциск. Послушаем, что говорил Патриарх о встрече с Папой и о кризисе в отношениях мировых и в кризисе в отношениях некоторых церквей.

- Патриарх Московский никогда не встречался с Папой Римским. И я почувствовал острую необходимость встретиться с главой католической церкви. В первую очередь обсудить те вопросы, которые больше всего вызывают обеспокоенности именно в плане глобального развития. И нашел полное понимание. И мы подписали декларацию, которая отражает позицию двух церквей. И то же самое я сегодня почувствовал в разговоре с архиепископом и с его коллегами. Есть эта общая озабоченность происходящим в мире. И есть готовность работать сообща для того, чтобы мир становился лучше настолько, насколько церкви могут в этом участвовать.

Баранов:

- С нами на связи проректор Российского экономического университета им. Плеханова, член Общественной палаты, политолог Сергей Марков.

Марков:

- Я ушел из Плехановского университета. Я просто директор Института политических исследований, член Общественной палаты.

Баранов:

- Наши слушатели разделились во мнении. Одни говорят, что церковь ничего не может сделать, все решают политики. Другие говорят, что может достучаться до сердец простых людей, до общественного мнения. А политики не учитывать общественное мнение не могут. Недавно состоявшийся визит Патриарха в Лондон, его встреча с королевой – главой англиканской церкви, предстоящий в декабре визит в Париж, встреча с Папой Римским, состоявшаяся в этом году, - это все в копилку того, чтобы как-то сгладить вот это похолодание, которые сейчас между нами и Западом все больше ощущается? Надо ли это делать церкви? Сможет ли она помочь?

Марков:

- Церковь вполне сможет оказать позитивное воздействие. Но, может быть, не на столь актуальные события. Вообще визиты такого духовного лица как глава Русской православной церкви планируются очень издалека. Поэтому я думаю, что переговоры начались еще даже до обострения ситуации по Украине, не говоря уж об обострении ситуации в Сирии. Но Патриарх решает не актуальные политические проблемы, он занимается другим. Во-первых, действительно, необходим диалог с общественным мнением. И Патриарху это легче. Но самое главное – другое. Патриарх и другие христианские лидеры серьезные озабочены той атакой на христианство, которая идет во всем мире и с разных направлений. Во-первых, это ИГИЛ, «Аль-Каида» и другие, они просто вырезают тысячами христианские семьи и сотнями разрушают христианские храмы именно там, где собственно зарождалось христианство. Ведь Сирия – богатейшая провинция Римской империи. Считается, что именно там наиболее интенсивно развивались первые христианские общины. Можно сказать, что именно Сирия является колыбелью мирового христианства. И там чудовищные репрессии в отношении христиан. В Ливии, в Ираке репрессии против христиан. Во многих африканских странах, где тоже воинствующие джихадисты убивают, вырезают тысячи христиан, а миллионы вынуждены бежать. Это одно направление атаки. Второе направление атаки – со стороны воинствующего атеизма, который с наибольшей яркостью проявляется в Европе, прежде всего в Северной Европе. Когда пытаются запретить носить крестики христианам…

Баранов:

- Это даже не атеизм, это какая-то перевернутая политкорректность.

Марков:

- Это воинствующий атеизм, который выступает в форме богоборчества. Это многократно описано. Естественно, христианские лидеры вынуждены, обязаны перед миллионами верующих христиан защищать возможность христианской веры спокойно распространяться. Проще сказать, многие считают нынешнюю Европу уже пострелигиозным, постхристианским обществом. И вообще христиане просто боятся, что они могут быть запрещены в некоторых странах, в которых христианство раньше было доминирующей религией. Запрещены не в том смысле, что будут всех арестовывать, а запрещены могут быть по проповеди, публичная реализация христианских чувств. Недаром даже рождественскую ель тоже пытаются заменить. Даже поздравления. Я помню, раньше приходило очень много от европейцев поздравлений на Новый год - Merry Christmas и Happy New Year.

Баранов:

- А сейчас сезонное поздравление.

Марков:

- Season's greetings. Здесь уже победил воинствующий атеизм. Он уже выкинул христианство. Конечно, Патриарха это беспокоит.

Баранов:

- «Есть Патриарх в христианстве, есть Папа, даже далай-лама по миру ездит. А вот от мусульман-то кто? Или у них в каждом ауле Коран свой и свой Аллах с пророком? Ответьте, пожалуйста». Может быть, дело в том, что нет какого-то деятеля религиозного от исламского мира, с которым можно было бы вести диалог?

Марков:

- Нет и не будет. Дело в том, что православие, условно говоря, разделено на примерно 15 православных церквей. Из них наиболее крупная и объединяющая большинство верующих – это Русская православная церковь. А католики вообще объединены под единым началом Папы Римского. А вот протестанты и мусульмане разбиты не на сотни, а даже на тысячи различных группировок. И у них единого руководителя духовного нет. Поэтому там диалог должен быть с большим количеством.

Баранов:

- Спасибо. Вот еще одно сообщение: «Любой спор разрешается только беседой. Будет ли это Патриарх, или поп, или механик. Главное, чтобы после беседы становилось меньше драк и больше работы во благо общества». С этим трудно не согласиться.

Чинкова:

- У нас на связи ведущий научный сотрудник Института Европы РАН, религиовед Роман Лункин. Роман Николаевич, на ваш взгляд, сдвиги какие-то после встречи Патриарха и Папы на Кубе есть? Их голоса для политиков весомы?

Лункин:

- Я думаю, да. Вот эта встреча, которая произошла на Кубе, она принесла очень много таких весомых результатов. Прежде всего для укрепления диалога католической церкви и православной. Но главным образом это подняло на новый уровень статус Русской православной церкви и самого Патриарха Кирилла. Во-первых, Патриарх Кирилл стал международным деятелем, международным политиком, который показал, что он фактически единственный, у кого получается налаживать диалог с Западом и западными церквями. И он действительно самый открытый общественный религиозный деятель России. И что меня поразило, когда вот эта встреча освещалась у нас в масс-медиа, все светские телеканалы, газеты восторженно освещали эту встречу. А вот православные телеканалы, наоборот, высказывали массу сомнений. Телеканалы «Спас», «Царьград» даже осуждали эту встречу и говорили о каких-то в том числе и негативных последствиях. В данном случае общество воспринимает все эти поездки - и в Гавану, и встречу с королевой – главой англиканской церкви – все-таки как достоинство церкви и ее иерарха. Это то, чем можно гордиться. Поскольку внутри России часто к Патриарху Кириллу стали относиться иронично, на международной арене он стал таким большим политиком.

Чинкова:

- Не сказала бы я, что иронично. Спасибо.

Баранов:

- Видишь, какое разнообразие мнений. Пишут: «Мусульмане – не террористы. Все говорят, что убивают христиан…» Тем важная. Я считаю, что духовная дипломатия должна играть и сыграет свою роль. Здесь сейчас каждое лыко в строку. И, если это поможет отстранить нас от страшного спуска спирали вниз, к войне и вражде, это будет прекрасно.