Кыргызстан
+22°
Boom metrics
Сегодня:

Почему для некоторых искать покемонов в храмах – это нормально?

Обсуждаем с основателем православного общественного движения «Божья воля» Дмитрием Энтео в эфире Радио «Комсомольская правда» [аудио]
Руслан Соколовский решил половить покемонов на месте расстрела Романовых. Скриншот с видео

Руслан Соколовский решил половить покемонов на месте расстрела Романовых. Скриншот с видео

Панкин:

- Как известно, есть два типа людей – это верующие и не верующие, если, конечно, не брать в расчет агностиков и не уточняться по поводу какой-то конкретной религии. На этой неделе идет активное продолжение – самым популярным человеком в России стал некий видеоблогер Руслан Соколовский. Однако его популярность связана, скажем так, с не очень хорошим поступком. Однако с этим немногие из вас согласятся, хотя, возможно, большинство.

Итак, рассказываю подробности. Видеоблогер Руслан Соколовский помещен под стражу на два месяца согласно решению Кировского районного суда Екатеринбурга. Напомню, он был задержан 2 сентября после обыска у него дома и допроса в СКР, то бишь, в Следственном комитете России. Поводом для ареста стал его ютьюб-канал: Соколовский снимал видеоролики, которые выкладывал в этот канал, в которых зачастую критически высказывался о РПЦ. В одном из недавних видеоблогер устроил охоту на покемонов. Если вы знаете, это такая сейчас народная забава – ловить с помощью специального приложения в телефоне этих самых покемонов. Так вот, ловлю покемонов он устроил в православном храме города Екатеринбурга. А ловил не какого-нибудь покемона, а именно покемона по имени Иисус. И задается вопросом этот молодой человек: кого может оскорбить то, что ты походил со смартфоном в церкви? Кого за это могут посадить? Задавался и теперь вот оказался за решеткой на целых два месяца, хотя у него дома на иждивении, ему 22 года, находится его больная мать.

В студии вместе со мной Дмитрий Царионов, он же Дмитрий Энтео, основатель православного общественного движенья «Божья воля», общественный деятель.

Энтео:

- Здравствуйте, дорогие слушатели.

Панкин:

- Сначала коротко ваше мнение. Вы считаете его поступок неправильным? И стоило ли его за это посадить?

Энтео:

- Его, безусловно, арестовали не за то, что он ловил покемонов в храме.

Панкин:

- А за оскорбление чувств верующих. Действительно, уточню, чтобы было по-честному.

Энтео:

- У этого человека большая молодежная аудитория. Его видео смотрит полмиллиона человек.

Панкин:

- Нет, 75 тысяч смотрели до этого поступка его видеоблог, сейчас это видео, за которого его посадили, посмотрели уже миллион человек. Понятно, по какой причине. Потому что большой общественный резонанс. Всего миллион. Есть видеоблогеры, у которых просмотров гораздо больше.

Энтео:

- Этот человек живет с монетизации своих видео, он получает за это деньги. И количество просмотров – это его хлеб. Поэтому уже на протяжении года он выпускал множество видео, где не просто критиковал церковь, верующих, а мы живем в свободной стране и это позволительно и нормально. Он грязно оскорблял святых, Христа, Богородицу. Это человек, который хочет создавать провокации и на этом себе поднимать рейтинг. Он одевался в костюм Гитлера, чтобы грязно высмеивать людей с ограниченными возможностями, инвалидов и так далее.

Панкин:

- Видимо, вы посмотрели многие его видео.

Энтео:

- Пришлось посмотреть. Мне приходится с этим работать, потому что, к сожалению, такие, как он, сегодня формируют мировоззрение подрастающего поколения. Поколение находится в опасности. Эти такое поколение, у которого ничего святого не остается. Эти люди закладывают подобные поведенческие нормы. И мировоззренческие. И здесь человек сознательно пошел на провокацию. Он знал, какое за это будет наказание. В начале ролика он приводит фрагмент из новостей, где ему прямо говорят: за подобный поступок его могут посадить.

Панкин:

- Почему? За что? Многие и достаточно авторитетные люди задаются вопросом: за что могут посадить? Приведу примеры некоторых экспертов, например, господин Навальный, господин Ройзман, господин Сванидзе, все они под тем или иным соусом его, скажем так, оправдывают. Не столько поступок, сколько они говорят: ну, сажать за это все-таки не стоит.

Энтео:

- Знаете, что меня больше всего поражает? Когорта его общественных адвокатов, которая была сначала с «Пусси Райот», теперь с ним. Это люди, которые воюют, яростно отстаивают не просто право на то, чтобы вашу маму назвать проституткой публично, смотря вам в глаза, они отстаивают право на то, чтобы осквернить самое святое, что есть в вашей жизни. И при этом сделать это безнаказанно.

Панкин:

- На за это тоже вроде не сажают. Или сажают? Кстати, хороший вопрос. За это можно по морде дать, хотя тоже могут посадить.

Энтео:

- В этом-то и дело. Есть такая политика. Если кто-то оскорбит мою мать, я, наверное, дам в нос. Сначала вразумлю, но если не остановится… Можно регулировать закон или не регулировать, мы просто живем в обществе, мы уважаем друг друга, то, что свято для нас. Это основа нормального взаимодействия.

И в данном случае государство, на мой взгляд, приняло правильное решение. И защитило религию законом, чтобы не было вот этих конфликтов, социальной напряженности. И чтобы все это в войны не перерастало. В насилие. Чтобы не было самосудов.

Теперь они требуют от нас, чтобы этот закон был отменен. Но в то же время, если бы того же Соколовского кто-то поймал на улице, записал на мобильный телефон, как он с подбитым носом или глазом просит прощения у всех верующих, это бы тоже осудили как насилие.

Панкин:

- Друзья, как вы считаете, правильно ли посадили этого самого 22-летнего пацаненка, блогера по фамилии Соколовский, у которого на иждивении находится больная мать? Несмотря на то, что он, действительно, знал, на что шел. Он сам провоцировал это.

Дмитрий, давайте послушаем короткий отрывок из блога Соколовского.

- Когда я попытался ловить покемонов, все было довольно легко поначалу. Почему с девушками не так? Но вот потом начались сложности. Мне пришлось идти за покемоном в гребаную мечеть. К сожалению, концентрация церквей, кладбищ в моем районе настолько высока, что мне даже угрожают штрафом. Ко всему прочему меня еще умудрились принять за наркомана. Я, типа, ищу «закладку».

Знаете, я на самом деле, собираюсь погулять по Екатеринбургу и половить покемонов.

Панкин:

- Это был отрывок из блога этого самого парня Соколовского.

Энтео:

- Интересный момент, что Следственный комитет сегодня передал информацию о том, что во время обыска у Соколовского нашли наркотики, сам он был в состоянии наркотического опьянения.

Панкин:

- Во время ловли?

Энтео:

- Когда к нему домой пришли с обыском, он находился в постели с несовершеннолетней девушкой в состоянии наркотического опьянения. У него нашли незначительную дозу наркотиков и даже шпионскую аппаратуру.

Панкин:

- Шпионскую аппаратуру?

Энтео:

- Да.

Панкин:

- Церковь – не место для ловли покемонов. И не место для того, чтобы прикурить от свечи сигарету, чтобы выйти и спеть песню, как это сделали «Пусси Райот».

Вопрос другой. Сажать за это или нет? Вот этого самого блогера Соколовского посадили на два месяца за то, что он ловил покемона в храме. Но не совсем за этот поступок, а за оскорбление чувств верующих. Во-первых, вопрос: правильно ли посадили этого самого блогера, несмотря на то, что в своих видеороликах он неоднократно нелицеприятно высказывался об РПЦ.

Мы с Дмитрием послушали отрывок из блога Соколовского. Я уже Дмитрию сказал, что ряд достаточно публичных известных людей заступились за него. Они утверждают, что нужно немедленно отпустить Соколовского. Тот же Навальный считает, что сегодняшний арест, помимо того, что является чудовищным преступлением против правосудия, очевидно, превратился в процесс похлеще «Пусси Райот». И будет иметь огромное медийное освещение и нанесет большой вред православной церкви.

Кстати, Дмитрий, нанесет вред православной церкви?

Энтео:

- Да нет. Знаете, церковь занимает взвешенную позицию. Единственно правильную. Сегодня СМИ вышли с заголовками: РПЦ отказалось просить суд о снисхождении к ловившему покемонов блогеру.

Энтео:

- Если этот человек покается, если он извинится, удалит видео с канала, то мы, конечно, можем попросить о том, чтобы суд проявил некое снисхождение. Дело все в покаянии. Если человек не раскаивается, считает, что то, что он сделал, нормально, продолжает призывать остальных делать точно так же, то о чем можно говорить?

Панкин:

- Зачем ему извиняться? Он совершенно конкретно высказал свою точку зрения.

Нам дозвонился Андрей.

- Здравствуйте. Ваш гость говорит об оскорблении чувств верующих. А ваш гость ничего не хочет сказать, что слова из нашего Гимна оскорбляют чувства верующих? Например: священная наша держава. «Священная» употребляется по отношению к нашей светской власти. Это не оскорбление чувств верующих?

Панкин:

- Кстати, вопрос Дмитрию. Я, правда, со слушателем не согласен.

Энтео:

- Есть понятие «кощунство». Например, есть такая религия ислам. Есть такие люди, которые рисуют грязные карикатуры на священные для них символы и предметы. И потом разгораются международные скандалы, которые оканчиваются жертвами.

Я христианин. Я не мусульманин. Я не признаю ислам истинной религией. Но я категорически против того, чтобы кто-то грязно оскорблял их. Можем сесть за стол переговоров, может провести богословский диспут. Но мы не должны оскорблять друг друга.

Что касается Гимна – это отдельный вопрос. Тема важная, которую поднял слушатель. Наверное, это не тема нашего разговора.

Панкин:

- Вам нечего ответить?

Энтео:

- Я считаю, что свят только один господь. И то, что он освещает и нам нужно очень стараться, чтобы мы могли именовать себя святой Русью.

Панкин:

- Максим дозвонился.

- Здравствуйте! Я считаю, что правильно его посадили. И считаю, ч то это слишком мягко. Если сейчас начнут ловить покемонов, что будет дальше? Это будет даже страшнее!

Панкин:

- Получается, что его в назидание другим посадили? Давайте с точки зрения закона рассматривать ситуацию, а не с эмоциональной точки зрения.

- Я считаю, что наказание должно быть обязательно!

Панкин:

- Наказания могло бы быть и административным. Спасибо.

Могли оштрафовать, например.

Энтео:

- Есть совершенно конкретная статья – 48-я статья Уголовного кодекса, которая предусматривает конкретное наказание. И когда товарищ Навальный говорит, что это нарушает правосудие, он просто врет. У нас есть закон. Более того, этот закон есть в большинстве стран мира. И наказание за кощунство всегда было в европейской системе права.

Панкин:

- К тому же человек знал, на что шел.

Энтео:

- Более того, когда его арестовывали, у него дома нашли целую типографию, где он готовил к выпуску первый номер русского аналога журнала «Шарли Эбдо».

Панкин:

- Прославиться парень хочет.

Энтео:

- На обложке этого выпуска была очень грязная карикатура на патриарха Кирилла, внутри были изображения Рамзана Кадырова, даже Магомета. Если бы этот журнал вышел, то, возможно, он бы имел дело с возмущением представителей других конфессий, которое могло вылиться во много более радикальное.

Панкин:

- Этот парнишка, кстати, не понимает, что у «Шарли Эбдо» немного другой формат. Они не для того, чтобы оскорбить кого-то печатают. Карикатура сама по себе смешной и забавной быть не может. Она должна быть вызывающей и цепляющей. Можно не соглашаться, другой вопрос, другие задачи.

Предлагаю послушать мнение историка и журналиста Николая Сванидзе.

Сванидзе:

- Что касается ловли покемонов, ну, это некорректно. Это глупо, на мой взгляд. Зачем парень пришел в храм божий, чтобы ловить покемонов, а потом это выбросить в сеть? Нашел чем хвастаться.

Но у нас много чего некорректного. Плевать мимо урны некорректно. Перебивать старших. Но это неподсудные дела. Судить за это нельзя. Пальцем погрозить и сказать: мужик, ты либо недалек, либо плохо воспитан.

Панкин:

- Николай Сванидзе дал мне этот комментарий два дня назад.

Кстати, а может, смягчить наказание за это? Может, русской православной церкви вмешаться в этот вопрос? Христианство проповедует прощение.

Энтео:

- Вы правильно сказали, что христианство проповедует прощение. Но прощение после покаяния. В религиозной практике бог прощает человека после покаянии, после того, как человек осознает то, что он делает. Всепрощение – это не про христианство.

Закон нужен. Если закона не будет, то верующие будут сами защищать свои святыни.

Панкин:

- Я же говорю: можно к административному штрафу все свести. Я про пересмотр сейчас. Сажать в тюрьму, Дмитрий! Он никого не обидел. В том смысле, что не принес зла никому. Не ударил никого палкой, не кинул камень.

Энтео:

- Скажу откровенно, я считаю, что богохульство – это более страшное преступление, чем даже убийство.

Панкин:

- Ничего себе!

Энтео:

- И не я один так считаю. Если вы возьмете любой свод законов…

Панкин:

- О каком богохульстве вы говорите тогда?

Энтео:

- О публичном оскорблении, скажем, Христа.

Панкин:

- Сейчас вы говорите о том, что господин Соколовский совершил поступок хуже, чем убийство? Так?

Энтео:

- Да. И я могу это обосновать.

Панкин:

- Пожалуйста.

Энтео:

- Надо понимать, что в Российской Империи до конца девятнадцатого века наказание за богохульство было примерно такое же, как и за убийство. До этого в средневековых кодексах это расценивалось как более серьезный проступок.

Религия – это фундамент общества. Религия – это фундамент мировоззрения людей. Даже если человек сегодня как бы не верующий, все равно у него мировоззрения христианское. Он воспитан в христианской культуре. Это наш базис.

Знаете, это последняя стадия деградации народа, когда человек безнаказанно оскверняет свои святыни. Это некая точка невозврата. С этими вещами надо быть очень осторожным. Надо быть осторожным и с национальным вопросом, но религиозный вопрос – еще более серьезная штука.

Панкин:

- Вы за ужесточение?

Энтео:

- Я считаю, что есть сейчас – это нормально. Я не хочу, чтобы ни один человек не получил срок за эту статью. Я просто хочу, чтобы статья была, а преступлений не было.

Панкин:

- Получается, что его посадили в назидание. Вы так считаете?

Энтео:

- Нет, он нарушил закон.

Панкин:

- У него все-таки мать на иждивении! Был ли рассмотрен этот момент?

Энтео:

- Мать у него живет в другом городе. С ним практически не общается. Это лишь такое…

Панкин:

- На иждивении, значит, деньги перечисляет.

Энтео:

- Возможно.

Панкин:

- Действительно, мы не знаем этих тонкостей семейных.

Нам дозвонилась Татьяна.

- Добрый день! У меня один вопрос только. Почему этот, извините, подловатый и трусоватый мальчик не пошел в мечеть, не стал там ловить Аллаха? Как покемона.

Вы абсолютно, на мой взгляд, не правы, когда говорите, что он никого не обидел, не ударил и не убил. Поступок может убить больше. И самое гнусное и страшное, что совершила вся эта ельцинская банда, что продолжается до сих пор – это развращение человека, утрата всех принципов.

Панкин:

- Спасибо! Ельцинская банда – это вы ушли уже куда-то в дебри.

Энтео:

- Когда я полемизировал с адвокатами права на бесчестье по этому вопросу…

Панкин:

- Я вас не перебиваю. Хочу слова Евгения Ройзмана, мэра Екатеринбурга привести для двойного подчеркивания. Так вот по его словам Соколовский «был задержан по доносу и наводке одного подлого СМИ в Екатеринбурге. Ему 22 года, живет вдвоем с матерью-инвалидом. Это дикость! Парень, конечно, провоцировал. Но нельзя арестовывать человека за идиотизм, невоспитанность и желание оттопыриться. Позорище!».

Дмитрий, вы хотели закончить.

Энтео:

- Да. В этой полемике я не раз встречался с мнением, что это некая политическая репрессия. В отношении этого человека. Но здесь важно разделять: действительно, я категорически против, чтобы любого человека за его политические взгляды преследовали. Свобода слова – это ценность и наш народ ее выстрадал в двадцатом веке.

Здесь речь совсем о другом. Это не никак не связано с политикой. Речь идет о том, что человек оскорбляет грязно, что свято для миллионов людей, провоцируя социальную напряженность. И тогда мне в ответ говорят: но ведь нельзя наказывать за слова! Это лишь просто мнение. Слово. Пусть и богохульное. Простите, словом можно нанести ущерб человеку!

Панкин:

- Словом можно убить.

Энтео:

- Можно развращать ребенка словом. Опорочить деловую репутацию. Слово подразумевает ответственность. И свобода слова никак не означает, что человек может говорить все, что угодно. Без последствий.

Панкин:

- Его посадили на два месяца пока что. Я так подозреваю, что уголовное дело будет развиваться и, возможно, перерастет в больший срок, если за него не заступится РПЦ. Вы говорите, что для этого он должен покаяться.

Я сомневаюсь, что он покается. Но это, даже если и случится, будет неестественно, потому что он покается для того, чтобы его отпустили.

Смотрите, не так давно восьмиклассница прикурила в церкви от свечи. А фотографию выложила в соцсети. Народ возмутился. Ученицу отчитали в школе, вызвали маму, провели беседу. Вот. Но не посадили.

Энтео:

- Это же школьница.

Панкин:

- Вон оно что!

Энтео:

- Конечно.

Панкин:

- А маму могли наказать административно или нет?

Энтео:

- Думаю, пристыдить ее могли.

Панкин:

- Но пристыдили только на уровне школы.

Энтео:

- Действия ребенка и действия мужчины, которому 22 года, это немного разное.

Панкин:

- Сейчас людям до 25 лет даже кредит в банках не дают. И кредитный возраст увеличивается. Вы в курсе? Считается, что до 25 лет человек не распоряжается своим бюджетом и не отвечает за свои поступки.

Энтео:

- Зато в 16 армиями командовали!

Панкин:

- Давайте вспомним еще Гайдара и еще кого-нибудь.

Получается, и «Пусси Райот» наказали правильно в свое время?

Энтео:

- Да. Если бы этого не сделали, то была бы волна подражателей. И ничем бы хорошим это не кончилось.

Панкин:

- В каком-то смысле волна подражателей есть.

Энтео:

- Было много очагов социальной напряженности, но их не так много, как могло бы быть. Наше общество взрослеет. Оно приходит к некому консенсусу. Есть то, что можно делать. А есть, что нельзя. И, мне кажется, дело Соколовского должно поставить точку. Граждане России должны признать, что есть религиозные ценности и оскорблять их нельзя. И это основа нашей цивилизации, нашей мировоззренческое национальной матрицы. Надеюсь, что после этого дела подобных ему подражателей уже не будет.

Кто-либо из верующих не хочет, чтобы кто-то пострадал по 48-й статье. Нам просто хочется, чтобы не было кощунства.

Панкин:

- Понятно.

Денис до нас дозвонился.

- Здравствуйте! Я звоню с Красноярска. Я категорически с вами не согласен. Это не уголовная статья. Это должна быть административная статья. И, во-вторых, Дмитрий, вы сейчас наговорили, что он и малолетней девушкой был, и наркотики у него нашли. И запрещенную литературу. Где доказательства? Какие?

Энтео:

- Следственный комитет сегодня выпустил информацию об этом.

- Наговорить на человека можно всего!

Панкин:

- Да Следственному комитету это зачем? Наговаривать. Не преувеличивайте масштаб личности.

- Если бы ему международный терроризм пришейте ему еще после такого.

Энтео:

- А зачем ему шпионская аппаратура?

Панкин:

- О, нет. Давайте не углубляться. Я сомневаюсь, что там замешан терроризм. Даже бытовой. Давайте не будем накалять ситуацию.

Читаю. «Меня, как минимум, оскорбила уже его фраза «гребаная мечеть». А за это, кстати, можно наказать? И где мусульмане? Где их община? Почему они молчат?

Энтео:

- Спросите у них. У вас есть возможность.

Панкин:

- У меня к вам вопрос. А почему они пропустили эту историю?

Энтео:

- Потому что это было не в мечети.

Панкин:

- Оскорбление самой мечети, как минимум, уже имеется.

Энтео:

- Думаю, они этого не слышали.

Панкин:

- «Публичные люди могут утверждать, что угодно. А блогера надо закрыть не на два месяца, а на пару-тройку лет. Садят его не за покемонов, а за его высказывания». «Иван, вам повезло. Господин Энтео сейчас приоткроет вам истинное лицо ЗАО РПЦ». Вот что пишут. «Я прихожу в гости. Даже у знакомых спрашиваю: а можно у вас поймать покемона? Он на бытовом уровне вел себя по-хамски. Я даже не говорю об оскорблении верующих. Михаил».

Энтео:

- Тут интересный вопрос. Тут вопрос права собственности. Не секрет, что большинство храмов РПЦ, они не являются государственной или муниципальной собственностью. Это частная собственность, которая принадлежит церкви. Идет процесс реституции церковной. И поэтому это нормально, что в частной собственности есть свои правила поведения и кодекс.

Панкин:

- «Раньше церковь придавала анафеме любой технический прогресс. Теперь пользуется всеми ее благами».

Энтео:

- Заблуждение. Именно христианская церковь является создателем того, что является сегодня современной наукой. Она пошла из монастырей. Все просвещение.

Панкин:

- Опять про мечеть. «Попробовал бы он в мечети покемона половить. На всю жизнь бы желание отпало! Это от безделия. Работать бы лучше пошел и время бы на покемонов не осталось». Уточню, что на его блоге подписчиков 296 тысяч с копейками. Не так уж и много. И только последнее его видео заработало чуть больше миллиона просмотров. Это то самое видео, за которое он сейчас находится за решеткой. Я не знаю, о какой монетизации вы говорили тогда, Дмитрий, 296 тысяч – это еще не тот уровень блога, за который можно получать деньги.

Энтео:

- Почему: Тысяч по 50 за видео он получает.

Панкин:

- Никаких 50 тысяч. Я вам говорю не как специалист, конечно, но я немного знаю об этом. Никаких денег за это он точно не получает.

Энтео:

- У него очень много рекламы. У него огромная очередь на рекламу.

Панкин:

- Очередь? На 260 тысяч подписчиков? Какая же там реклама? С учетом того, какие видео он снимает.

Энтео:

- Это не самая маленькая аудитория.

Панкин:

- Хорошо. Не успеваем послушать… Например, на Украине запели рок. Как вы относитесь к этому? Они запели не просто так, а чтобы поучаствовать в некоем конкурсе и в нем победить. Не знаю, победили или нет. Сейчас прочту: «В Святониколаевском храме Полтавы священнослужители с семьями исполнили композицию в стиле рока. Как оказалось, они решили принять участие в конкурсе рок-композиций одной из всеукраинских радиостанций»

Энтео:

- Это может выглядеть абсолютно безобидно. Верующие люди тоже любят творчество.

Панкин:

- Это не воспрещается?

Энтео:

- Все зависит от умысла, от обстоятельств.

Панкин:

- Есть традиции. Так делать нельзя или можно?

Энтео:

- Все зависит от умысла и от обстоятельств.

Панкин:

- Спасибо.