Кыргызстан
+11°
Boom metrics
Сегодня:

Николай Куксенков: Моя цель — поехать на Олимпиаду в Токио

Гимнаст, серебряный призер Олимпийских игр-2016 пришел в гости на Радио «Комсомольская правда», чтобы рассказать, что осталось за рамками телевизионных репортажей [аудио]
Гимнаст, серебряный призер Олимпийских игр-2016 Николай Куксенков в гостях у Радио «Комсомольская правда»

Гимнаст, серебряный призер Олимпийских игр-2016 Николай Куксенков в гостях у Радио «Комсомольская правда»

Фото: Иван МАКЕЕВ

Алфимов:

- Меня зовут Валентин Алфимов. У нас сегодня в гостях совершенно уникальный человек. Я бы сказал – олимпийский чемпион. Но я боюсь, что спортивные функционеры не поймут и будут протестовать против этого. Серебряный призер олимпиады в Рио-де-Жанейро Николай Куксенков, гимнаст.

Куксенков:

- Добрый день.

Алфимов:

- Почему я говорю, что чемпион, потому что, на мой взгляд, я, как человек, который занимался спортом, могу сказать: любой человек, который только отобрался на олимпиаду, уже чемпион. Это мое личное мнение. У вас серебряная медаль. Вы практически лучший в мире.

Куксенков:

- Да, действительно, для нашей сборной это очень большая победа. Потому что этой медали не было 16 лет у нашей команды. Последний раз она была в Сиднее в 2000 году. Я считаю, что это очень большое событие, которое произошло в нашей гимнастической сборной. И во-вторых, то, что после всех этих событий и скандалов, когда наше участие было в принципе под вопросом, эта медаль вдвойне ценнее. Мы все очень счастливы и рады именно этому серебру. Потому что это просто бесценная медаль для нас.

Алфимов:

- Мало того, что это олимпийская медаль, так еще действительно после того, что произошло, это серебро абсолютно равносильно золоту. Для тех, кто не знает, Николай Куксенков - заслуженный мастер спорта России, многократный чемпион России и Украины, победитель в абсолютном первенстве и серебряный призер в упражнениях на перекладине летней Универсиады-2011, победитель и призер этапов Кубка мира, абсолютный чемпион Европы среди юниоров, бронзовый призер чемпионата Европы в абсолютном первенстве, двукратный чемпион Европы 2014-2016 годов, серебряный призер Олимпийских Игр 2016 года, победитель Европейских Игр 2015 года в Баку. Николай, вам 27 лет.

Куксенков:

- Да, совершенно верно.

Алфимов:

- И у вас первая олимпийская медаль.

Куксенков:

- Да.

Алфимов:

- 27 лет – по сути, это ветеранский возраст уже в вашем виде спорта.

Куксенков:

- Да, меня многие записывают в старики. Потому что у нас в команде есть два гимнаста, которым по 19 лет, другому 23, и тут на этом фоне вроде как 27 лет – кажешься, конечно же, стариком. Но на самом деле, если посмотреть результаты последних чемпионатов мира, Олимпийских Игр, очень много ребят, которые выигрывают медали в 33, в 35 лет. В принципе, гимнастика стала более возрастной. Поэтому в 27 я не вижу никаких препятствий, перед Токио, через 4 года мне будет 31, думаю, я так же смогу показывать высокие результаты. Поэтому я к этому отношусь очень спокойно.

Алфимов:

- Вы все-таки собираетесь поехать в Токио?

Куксенков:

- Конечно. Это моя цель. Тем более, эта олимпийская медаль меня только вдохновит, даст толчок. И я буду стараться дальше показывать высокие результаты и ставить перед собой максимально высокие цели.

Алфимов:

- К Токио, когда вам будет 31, появятся еще если не с десяток, то пяточек точно спортсменов молодых, которые очень сильные. Не боитесь конкуренции?

Куксенков:

- Так я и не говорю, что будет легко. Будет еще сложнее. Но в этом и суть, фишка спорта. То, что конкуренция рождает лидера. Конечно, если не будет конкуренции, будет неинтересно. Поэтому я очень хочу, чтобы были молодые ребята, которые дышат в спину, у которых тоже глаза горят, у которых много энтузиазма и желания побеждать. Это спорт, это нормально, так должно быть.

Алфимов:

- На этой олимпиаде вы взяли серебро в командном первенстве и еще выступали на коне. Немножко не получилось. Конь взбрыкнул?

Куксенков:

- Можно и так сказать. Но я долго готовился к этому финалу и очень хотел попасть в лучшую восьмерку. У нас это получилось. В финале я пробовал самую сложную свою комбинацию с базовой сложностью 7,1. Но, к сожалению, на соскоке допустил ошибку, которая стоила мне бронзы. Но в то же время я не отчаиваюсь. Конечно, лучше, когда две медали. Но серебро есть, есть куда стремиться. И можно еще поработать. Конь – такой снаряд, там нужно очень большое количество повторений. Поэтому будем много тренироваться. Я думаю, что медали на коне еще будут.

Алфимов:

- У вас сейчас серебро. Это значит, что есть Токио, и в Токио надо будет биться за золотую медаль исключительно. И уже не довольствоваться какой-то другой.

Куксенков:

- Конечно, надо ставить такую цель. Но если будет бронзовая медаль или серебряная, я только буду этому рад. Потому что любая медаль, я считаю, для каждого спортсмена должна быть очень важной. Потому что есть такие спортсмены, которые не радуются, когда занимают второе место или третьей, что вот, мол, проиграли. Но если посмотреть с другой стороны, то они выиграли у всех остальных. Поэтому любая медаль ценная, я считаю.

Алфимов:

- В 27 лет вы поехали на свою первую олимпиаду.

Куксенков:

- Нет, первая у меня была лондонская.

Алфимов:

- Да, действительно. По-моему, там было 13-е место.

Куксенков:

- В Лондоне я выступал за сборную Украины, после чего я переехал в Россию. У нас было третье место. Но так как японскому гимнасту изменили оценку после его падения, сборная Украины сместилась на четвертое место. Соответственно, я остался без бронзы. И вот такое стечение обстоятельств, что мне пришлось переехать в Россию, взять серебро через четыре года. Я считаю, что это такой знак. Потому что в жизни все должно произойти так, как должно, как сверху написано. Если бы была бронза, тогда я бы не выступал за Россию. Я очень рад, что моя карьера сложилась так, как она сложилась. И сегодня я держу в руках олимпийскую медаль. Поэтому моя мечта сбылась. И я сделал все правильно.

Алфимов:

- Медаль настоящая, мы все это видели по телевизору. Надо сказать, замечательная зрелище – просто сама медаль. Вы могли еще поехать на олимпиаду в Пекин в 2008 году. И готовились к ней.

Куксенков:

- Да, мне было 19 лет. И это должно было стать моей дебютной олимпиадой. Но, к сожалению, не состоялось. Поэтому пришлось потратить еще четыре года на тренировки.

Алфимов:

- А почему не состоялась олимпиада?

Куксенков:

- Потому что я травмировал кисть и вынужден был сделан операцию. После чего я тоже долго восстанавливался. И вопрос о моей дальнейшей спортивной карьере тоже стоял очень остро. Было очень много препятствий как у многоборца. И на коне не мог крутиться, и вообще долго восстанавливался. Но в итоге нашел в себе силы и переборол.

Алфимов:

- Подготовка к олимпиаде в Рио-де-Жанейро в составе сборной России что из себя представляла? Судя по интервью вашей сестры, вы приезжали домой на полдня один раз в неделю со сборов чуть ли не все четыре года.

Куксенков:

- Да, но не к себе домой, а к сестре. Потому что тренируемся в Москве на базе «Озеро Круглое». И в конце недели, когда тренировки заканчивались, я приезжал к сестре, просто высыпался и во второй половине дня в воскресенье ехал обратно на базу, потому что в понедельник опять начинались тренировки. Подготовка была сумасшедшая. И очень много было ответственных стартов, которые нужно было пройти. И чемпионат России, и кубок России, и отобраться, зарекомендовать себя. Поэтому это был очень длительный период, очень сложный. И самое сложное здесь не просто выдать свои силы, а держать эту планку на протяжении долгого времени. Подготовка была сложной. И очень сложно было попасть в команду.

Алфимов:

- В общем, кроме гимнастики в это время не было ничего.

Куксенков:

- Ну да, голова занята только одним. Конечно же, это мечта выступить на олимпиаде. В какие-то дни, когда ты отдыхаешь, ты хочешь перезагрузить голову, сходить в кино, просто отвлечься. Но приходит понедельник – и пошло-поехало.

Гимнаст, серебряный призер Олимпийских игр-2016 Николай Куксенков в гостях у Радио «Комсомольская правда»

Гимнаст, серебряный призер Олимпийских игр-2016 Николай Куксенков в гостях у Радио «Комсомольская правда»

Фото: Иван МАКЕЕВ

Алфимов:

- Вы обмолвились о том, что выступали еще на прошлой олимпиаде в Лондоне за сборную Украины. Потом переехали в Россию. Почему?

Куксенков:

- Потому что, как я уже сказал, японскому гимнасту с падением поставили оценку, которую нельзя было ставить. И тем самым вытащили сборную Японии на второе место. Хотя все понимали, что это оценка, которую взяли с потолка. И тем самым украинская сборная осталась на четвертом месте. Мы остались без бронзовой медали. Поэтому я понял, что нужно что-то менять. И хотел начать новую карьеру с чистого листа, чтобы были новые цели, новые задачи. Потому что ждать еще четыре года, а потом опять же такая ситуация произошла бы, никто от этого не застрахован. Выступать за российскую сборную – это всегда было и престижнее, и конкуренция выше, и отобраться сложнее. Я всегда ставил перед собой более высокие задачи. Поэтому мы видим сегодня результат. И поэтому олимпийская медаль – самая высшая награда для любого спортсмена.

Алфимов:

- Если вернуться на олимпиаду в Рио, где у вас все получилось, ваш коллега, товарищ по команде Иван Стретович сказал, что на пьедестале, когда вы уже стояли, когда вам вручили серебряные медали, вы вдруг начали сомневаться в том, что она настоящая.

Куксенков:

- Да, я трогал, тер ее и говорил ребятам: это, по-моему, настоящая медаль, мы реально стоим на олимпийском пьедестале. Конечно же, когда ты проходишь такой долгий путь через все препятствия и потом все-таки тебе вешают эту здоровенную, тяжеленную медаль, конечно же, чувства тебя переполняют. И ты понимаешь: блин, получилось все-таки!

Алфимов:

- Было это ощущение, когда кто-то чего-то очень долго добивается, и к нему приходит этот результат, было ощущение, что гора с плеч?

Куксенков:

- Да, такое ощущение есть. Но я считаю, что никогда нельзя останавливаться на достигнутом. Жизнь продолжается. И продолжается спортивная карьера. Это просто титул, который мы завоевали. Действительно очень высокий. Серебряный призер олимпийских игр. Ну и что? Дальше гимнастика продолжается.

Алфимов:

- Означает ли это, что Николай Куксенков вот сейчас, из студии Радио «Комсомольская правда» поедет в зал?

Куксенков:

- Нет, это не означает. Потому что сейчас у меня полнейший отдых. Я в зал вообще не хожу. Я хочу полностью сейчас залечить свою травму плеча. Просто отдохнуть от гимнастики. Я не говорю, что я от нее устал или она надоела. Но просто эти нагрузки, которые были перед олимпиадой, хочется, чтобы они немножко ушли. А потом, конечно же, когда отдохну, вернусь в зал. У меня будет мотивация, будет стремление к новым победам.

Алфимов:

- Сначала было командное первенство. Серебро, достижение. Практически высшая точка. Хотя в нашей ситуации это была действительно высшая точка. А потом был конь, который немножко взбрыкнул. Выходить на уже личные соревнования, на того же коня, имея на груди серебряную медаль, тяжело?

Куксенков:

- Да, нет, наоборот, было легче выходить. Потому что уже результат есть, есть медаль. Мы не приедем домой с пустыми руками. Просто я хотел в финале на коне попробовать очень сложную комбинацию, при которой, если бы я ее хорошо сделал, у меня была бы вторая медаль. Но, к сожалению, риск не оправдался. Но на олимпиаде нужно выступать именно так. Кто не рискует, тот не пьет шампанское. Просто немножко не сложилось. Но опять же, я не считаю, что это какой-то провал. Я занял 6-е место в финале на коне, но это тоже хороший результат. Я тоже к этому отношусь очень хорошо. У меня нет какого-то разочарования, что я не смог выиграть личную медаль. Я нормально к этому отношусь. Я понимаю, что нужно работать еще больше. И тогда будет вторая медаль.

Алфимов:

- В олимпийской деревне, где вы жили, после вашей медали, наверное, на вас начали набрасываться другие спортсмены, говорить: Коля, давай сделаем селфи, потому что ты крутой парень!

Куксенков:

- Нет, такого не было. Потому что все российские спортсмены поддерживают друг друга. Кто-то подходит, фоткается, конечно. Но такого прям наплыва.. Все ребята всё понимают. У кого-то есть медаль, у кого-то нет. У меня ее тоже когда-то не было. И нормально. Все мы люди. Все очень порядочные.

Алфимов:

- Домой возвращались на «золотом» рейсе?

Куксенков:

- Нет, мы возвращались обычным рейсом. Это был обычный пассажирский самолет. Ничего особенного. Но встречали нас как героев, конечно. Я хотел бы отдельное спасибо сказать обществу ЦСКА, которое я представляю, за то, как нас встретили. Это была действительно очень большая поддержка. Отдельное спасибо. Я считаю, что нас действительно встретили как героев. Это было очень большое шоу. Потому что в гимнастике давно не было таких ярких побед. И у девочек медаль, и у мальчиков. Мы все счастливы и благодарим всех, кто нас поддерживал, кто переживал за нас. Это наша общая большая победа.

Алфимов:

- А там ощущается эта поддержка? В этом зале, где огромное количество народа и далеко не все за вас болеют, а многие даже освистывают. Я-то за вас болел! Вы чувствовали, что я вас поддерживаю лично?

Куксенков:

- Безусловно, когда ты выходишь на снаряд, ты не отвлекаешься ни на что, ты концентрируешься только на снаряде и выполнении своей комбинации. Ты не смотришь по сторонам. Но могу сказать, что зал нас встретил хорошо. Не было свиста. Бразильцы хорошо к нам относятся. Было очень много российских флагов. Болельщики были, нас поддерживали. Ничего плохого не могу сказать, что к нам предвзято относились или еще что-то такое. Я считаю, что встретили хорошо.

Алфимов:

- Непосредственно к вам было какое-то предвзятое отношение? Еще весной или зимой не было уверенности, что вы поедете. Потому что ваши допинг-пробы показали положительный результат на мельдоний.

Куксенков:

- К сожалению, я стал участником этого допинг-скандала. Но этот препарат нам давали на базе «Озеро Круглое» в 2015 году. Последний раз он давался в августе. А проба показала в марте 2016 года. Полгода мы его уже не принимали. И получается, что нас обвинили, что препарат, который не являлся запрещенным, что остались следы. И теперь нужно отстранить. Это абсурд. Никто не может ответить на вопрос, почему так сделали. Просто мы понимаем, что это акция против нас. Нельзя сказать, что это был заговор. Но хотели как-то потрепать нам нервы. В принципе, у них это получилось. Но что касается медалей, все равно мы их выиграли. Не важно, через какие препятствия ты проходишь. Важно, что в итоге ты достигаешь результата и выигрываешь медаль.

Алфимов:

- Вы поехали на олимпиаду, потому что ВАДА немножко ослабило требования по мельдонию.

Куксенков:

- У меня была очень низкая концентрация. Она в десятки или сотни раз была меньше, чем норма, которую они озвучили. Но это следы, которые остаются в организме, если даже спортсмен принимал препарат полгода назад. Препарат остается. Ты тренируешься, никакого преимущества от этого препарата не испытываешь. Но, к сожалению, он остается в организме. В этом сложность ситуации.

Алфимов:

- Вы сказали хорошие слова про ЦСКА. Вы представляете общество ЦСКА. Что оно вам дает?

Куксенков:

- Во-первых, это поддержка. У нас клуб и финансово поддерживает нас, и поддерживает всех спортсменов, не только в гимнастике, но и в других видах спорта. Это всегда конкуренция. Кто-то представляет общество «Динамо», кто-то – ЦСКА.

Алфимов:

- Есть конкуренция между спортсменами в сборной России?

Куксенков:

- Ну да. У нас пять человек сборная олимпийская, трое из ЦСКА и двое из «Динамо». Я не могу сказать, что мы как-то конкурируем между собой, но это выбор каждого спортсмена.

Алфимов:

- Когда я был подростком, смотрел на наших великих спортсменов, на того же Алексея Немова, и думал: вот это фигура! Вот и нас вас я сейчас так смотрю. Николай ниже меня, но меня зависть черная берет: тоже хочу такую фигуру. Что нужно сделать для этого?

Куксенков:

- Прийти в гимнастику, начать заниматься. Но у нас не стоит задача – накачать красивые мышцы. Нам это все дает спорт. Физическая подготовка, ты качаешься, тренируешься. Тело само таким становится. У меня нет цели стать как Шварценеггер. Просто у нас такой вид спорта, который дает нам эту красоту.

Алфимов:

- Губернатор Владимирской области встретил вас, для вас специально устроили торжественный прием, подарили трехкомнатную квартиру.

Куксенков:

- Да, это правда. Я был очень удивлен. Потому что мой жилищный вопрос был открытым. Мне хотелось его решить. И я очень благодарен губернатору Владимирской области, что она смогла решить этот вопрос и подарить мне квартиру. Это очень хорошо. Я даже не верил, думал: может, однокомнатную дадут, придется продавать и потом покупать большую квартиру, чтобы там могли и родители мои приехать, и сестра с ребенком. Очень хорошо, что сегодня олимпийцев поддерживают и всячески пытаются улучшить их условия. Это здорово. Еще раз хочу выразить слова благодарности Светлане Юрьевне Орловой. Это большой подвиг – то, что она сделала. Это очень хорошее дело.

Алфимов:

- Впереди еще встреча с президентом и награды от Олимпийского комитета и в целом от российского руководства. Может, квартиру в Москве будете покупать уже?

Куксенков:

- Нет, пока средства не позволяют это сделать. Поживем – увидим. Если будет медаль в Токио – почему бы и нет?

Алфимов:

- На это будем надеяться! По-моему, вы очень упертый спортсмен.

Куксенков:

- Да, я очень упрямый.

Алфимов:

- Спасибо, что пришли к нам!