Кыргызстан
+12°
Boom metrics
Сегодня:

Фёдор Конюхов: «Мой рекорд когда-нибудь побьют. Но это не повод останавливаться»

Легендарный путешественник пришел в гости к Радио «Комсомольская правда» [аудио]
Легендарный путешественник Федор Конюхов пришел в гости к Радио «Комсомольская правда»

Легендарный путешественник Федор Конюхов пришел в гости к Радио «Комсомольская правда»

Фото: Иван МАКЕЕВ

Э. Чесноков:

- Здравствуйте, люди. В каждом из нас живет мечта. Мечта покорять, открывать новое, мечта покорить пятый океан – воздушный океан, который окружает нашу планету. Именно об этом мы сегодня поговорим с нашим великим современником Федором Филипповичем Конюховым, путешественником, который не нуждается в представлении. И помогут нам в этом корреспондент газеты "Комсомольская правда" Анна Селиванова, Оскар Конюхов, который отвечает за техническую часть, и я – Эдвард Чесноков.

В этом путешествии, в ходе которого Федор Конюхов покорит, я верю, предпримет попытку облететь на воздушном шаре вокруг Земли, мы, "Комсомольская правда", будем вести онлайн-дневник Федора Конюхова и за всеми перипетиями его путешествия вы сможете наблюдать на нашем сайте. Наш корреспондент будет находиться в Австралии в тот момент, когда Федор Конюхов на своем огромном воздушном шаре взлетит туда, в этот пятый океан – воздушный океан.

А. Селиванова:

- Мне, наверное, повезло больше всех. Потому что я тот самый корреспондент, который сможет отправиться в Австралию и увидеть это все своими глазами. Прежде всего хочу сказать, что, Федор Филиппович, наверное, вы последний романтик на земле. Таких отважных, смелых, романтических мужчин осталось очень мало. Почему? Где ваши последователи?

Ф. Конюхов:

- Вы хорошо сказали, но и в нашей стране, и на Земном шаре много романтиков, путешественников. Они путешествуют не только по земле, но и по воздуху, и по океану. Эти путешественники меня вдохновляют. На эту экспедицию меня вдохновил американец Стив Фоссет. Он облетел вокруг света в 2002 году. С шестой попытки, но успешно. Мы сейчас идем по его пути. Но нам дается только одна попытка. С первой попытки облететь вокруг света. Стив Фоссет погиб, но мы его помним и хотим это путешествие посвятить ему.

А. Селиванова:

- Вы известны тем, что не один раз уже покорили океан. И прежде всего ассоциируетесь как великий мореплаватель, путешественник. Почему вы вдруг сменили стихию?

Ф. Конюхов:

- Стихию я не меняю. Потому что я люблю нашу планету. Воздух, вода и земля принадлежат каждому. Если я по земле поднимался на Эверест, если по океану я ходил на яхте. Этот маршрут, по которому я буду лететь, я там был шесть раз. Я пять раз проходил мыс Горн. Мой маршрут на воздушном шаре «Россия-Мортон» как раз пройдет по 30-40 градусам Южного полушария. Я с Божьей помощью поднимусь с Австралии, с австралийской пустыни, через Тасманово море, Новую Зеландию, Тихий океан, Чили, Аргентину, перелечу через Анды. Через Атлантический океан, если ветер будет благоприятный, зайду на Южную Африку. И приземление снова в Австралии. Желательно, чтобы так же в пустыне. Это займет 14-18 дней, зависит от скорости ветра. Шар будет лететь без остановки. Высота предполагаемая от 5 до 10-11 тысяч метров над уровнем.

Э. Чесноков:

- Я вспомнил Жюля Верна, у которого 37-я параллель. У него есть прекрасная книга «Пять недель на воздушном шаре». Там он описывает устройство этого шара. Технологии воздухоплаванья с тех времен шагнули вперед?

О. Конюхов:

- Безусловно, шагнули. Воздушный шар «Мортон» - это комбинированная конструкция, выполненная из нескольких оболочек. Внутренняя оболочка наполняется гелием. Он легче воздуха, шар взлетает. В дневное время шар будет двигаться с помощью гелия. На восходе солнца гелий начнет расширяться, занимать определенный эшелон, в зависимости от веса конструкции. Потому что каждый день она будет меняться. Так как будет расходоваться топливо, продукты, сам газ будет потихонечку выходить. Соответственно, каждый день эшелон будет все выше и выше. А ночью пилоту придется работать горелками. Шар превращается в обычный традиционный тепловой аэростат. Поэтому он называется комбинированным. Если точно сказать, это шар типа «розьер».

Э. Чесноков:

- Какие у него размеры?

О. Конюхов:

- Достаточно большие. На сегодня это самый большой аэростат такого типа в мире – 56 метров высота. Это где-то Успенский собор Кремля. Объем оболочки 15 тысяч кубических метров, или 550 тысяч футов. Весь на старте порядка 10 тонн. Это максимальная подъемная масса.

Ф. Конюхов:

- Он должен лететь со скоростью 200-300км/ч. Если будем выдерживать такую скорость, то хватит топлива. Если будет скорость 50,60, 100, 150 км/ч, он не дотянет до Австралии. Придется совершать посадку. Все топливо и провизию берем с собой.

А. Селиванова:

- Что вы собираетесь есть? А разогреть еду вы там сможете?

Ф. Конюхов:

- Запас еды небольшой. Мы возьмем еды где-то на 20-25 дней. Это в основном сублимированные продукты. Но разогревать, для меня одна сложность – я не смогу выпить утром кофе с молочком, как дома. А там я не смогу, потому что там невозможно будет вскипятить воду. Там будет вода только теплая. Вентилятор будет нагнетать теплый воздух в кабину, за бортом будет -40, 50, 60, в зависимости от высоты. А в кабине мы рассчитываем, что будем +5. Нагнетается вентилятором теплый воздух. И на нем мы просто будем разогревать теплую водичку, бульончик. Кофейку хорошего или чая невозможно сделать. Но это всего 14-18 дней. Человек потребляет 2 литра воды в день. Пускай 50 литров воды. Когда я иду на яхте или весельной лодке, то мы воду опресняли из морской воды. В небе воды нет. Я буду брать с собой эти 50 литров.

А. Селиванова:

-+5 – это же очень холодно. Как вы будете спать?

Ф. Конюхов:

- Я буду в комбинезоне, в каком я ходил и на Эверест, и к Северному полюсу. Там только одна сложность – это дышать кислородом. Кабина не герметична. Я буду выходить наружу.

Э. Чесноков:

- Вы будете один?

Ф. Конюхов:

- Да, конечно.

Э. Чесноков:

- Какую-нибудь книгу возьмете с собой?

Ф. Конюхов:

- Там много свободного времени не будет. И вес для меня очень важен. Книга уже лежит в кабине. Это Евангелие. Это те духовные книги, которые я всегда беру с собой. Это молитвенник. Там будет три-четыре книги. Также я буду вести дневник и маленький альбом, делать зарисовки. Рисовать там нечего, но то, что на память мне будет приходить, я буду рисовать.

А. Селиванова:

- А выходить наружу вы будете вынуждены?

О. Конюхов:

- Регулярно, каждый день.

А. Селиванова:

- И вы будете надевать на себя специальный скафандр?

О. Конюхов:

- Скафандра нет. Будет обычный костюм с маской кислородной.

Ф. Конюхов:

- Как на Эверест поднимался.

А. Селиванова:

- А что это за костюм?

О. Конюхов:

- Обычный теплый пуховый костюм альпинистский.

Ф. Конюхов:

- Он держит -50. Если со стороны, где солнце днем, то это будет очень жарко. С теневой стороны – холодно. Ночью это будет с обеих сторон холод. А днем с одной стороны будет -20-25, а с другой стороны +50+60. Я рассчитываю, что к вечеру я буду выходить и чистить горелки. Потому что ночью я буду лететь за счет горелок. Это большое пламя. Они будут нагреваться. Днем я выключаю горелки и иду на гелии. Горелки тут же начинают остывать, они обрастают шубой из инея, льда. Нужно их растопить к следующей ночи. Я должен днем выйти, почистить их и приготовить. Дай бог, чтобы ничего не случилось ночью. Ночью я буду выходить и менять баллоны. Буду вылезать со страховочным поясом. Кабина маленькая. Каждые сутки, по нашим расчетам, должны два баллона топлива уходить – пропан-бутана. Баллоны высотой 2,40 м. У нас их будет 32 баллона.

А. Селиванова:

- Вы сказали, что кабина будет маленькой. Там можно будет встать?

Ф. Конюхов:

- Это гондола. Она два метра длиной, полтора метра шириной, высотой 1,80 м. Можно стоять в полный рост. Там будет все оборудование.

О. Конюхов:

- Стандартное авиационное оборудование для полетов на большой высоте. Плюс некоторые элементы российского оборудования, в том числе и система определения координат ГЛОНАСС. Будет несколько трекеров, с помощью которых мы будем следить за местонахождением шара. Профессиональные авиационные транспондеры, чтобы диспетчера тех стран, над которыми будет пролетать, могли его отслеживать. Хотя в Южном полушарии не такой большой авиационный трафик, как в Северном, тем не менее, там авиасообщение есть. Поэтому гондола оборудована как профессиональный самолет.

Э. Чесноков:

- На нашем сайте будет карта, по которой в режиме реального времени можно будет отслеживать эту эпическую экспедицию.

А. Селиванова:

- Вы путешествуете в одиночестве. Мне кажется, когда рядом есть товарищ или сын, или боевая подруга, можно на кого-то положиться. А так рассчитываешь только на себя. Не бывает страшно?

Ф. Конюхов:

- Конечно, страшно. Но если рядом со мной будет сын или близкий человек, или даже друг, то будет еще страшнее. Зачем же подвергать опасности жизнь самого близкого или просто человека? Это большой грех. Свою жизнь ты имеешь право, хотя не всегда. А здесь я не считаю, что в такое путешествие надо кого-то брать. Все-таки это путешествие – моя идея, мои расчеты, моя мечта, о которой я мечтал с детства. Когда Юрий Гагарин полетел в космос, мне было 10 лет. Все мы хотели стать космонавтами. И увидеть, как Земля сгибается. Зачем же человек будет исполнять мою мечту, подвергая свою жизнь опасности? Когда под тобой все время бушующий океан. Потому что там скорость ветра 200-300 км/ч. Шар идет со скоростью ветра. Когда я буду выходить наружу, я не буду чувствовать, я буду идти в потоке. Только по приборам я буду видеть, что двигаюсь с такой-то скоростью. Если на Земном шаре такой ветер будет дуть, на поверхности, то здесь в Москве больше 100 км/ч никогда ветра не было. И в океане очень редко, чтобы 200 км/ч был ветер. А там я должен все время идти с такой скоростью. А внизу будут айсберги. Я ходил шесть в раз в этом районе. Я думаю: смогу ли увидеть айсберги? Мне летчики сказали, что нужно смотреть в небо, над тобой днем все время должно быть солнце, ночью звезды. Потому что все тучи будут внизу. Если над шаром нет звезд, значит ты падаешь. Если нет солнца, значит ты падаешь. Если я зайду в тучи, они меня придавят и сбросят в океан.

А. Селиванова:

- А грозы, дожди?

Ф. Конюхов:

- Это все будет внизу. Мы почему выбрали такой маршрут, в Австралии сейчас зима начинается. Мы летим зимой из расчета, что зимой не будет гроз. Мне не надо прижиматься к экватору, потому что там грозы. К Антарктиде не подходить, там полярная ночь, будет мало светового дня. А мне нужно больше солнца, чтобы шар больше летел за счет гелия.

Э. Чесноков:

- А на случай нештатных ситуаций у вас заготовлено соответствующее оборудование?

А. Селиванова:

- Будет ли самолет сзади лететь?

О. Конюхов:

- Самолет сзади лететь не может. У шара непостоянная скорость. Сопровождение организовать невозможно. Здесь пилот должен рассчитывать на себя. Мы спроектировали гондолу так, что она может выступать в качестве спасательной шлюпки, с автономностью до семи дней. В случае посадки на воду пилот неделю может ожидать помощи. Она непотопляемая, у нее есть плавякорь. У нее есть ручной опреснитель воды. Есть необходимый набор продуктов питания. Есть специальная аварийная система связи. Потому что все внешние антенны будут снесены, если посадка аварийная будет на воду. Там будет ручной телефон, спутниковые рации, специальный буй, который пилот может активировать вручную. Это план «Б», о котором мы подумали заранее.

Э. Чесноков:

- А парашют будет входить в комплект?

О. Конюхов:

- Будет. У нас есть фотография, когда Федор Конюхов стоит в специальном спасательном костюме, который уже весит килограмм 25, это костюм при погружении в очень холодную воду. Пилот может находиться до 7 часов в воде. Плюс у него парашют за спиной, плюс ручной спасательный плот. В этом оборудовании он должен попытаться выпрыгнуть за борт. И мы подумали, что выйти даже просто через люк и сделать этот прыжок, ни за что не зацепиться – очень тяжело.

А. Селиванова:

- Будем надеяться, что не понадобится.

Э. Чесноков:

- Сам старт как будет происходить в штате Западная Австралия?

О. Конюхов:

- Мы дождемся хорошего погодного окна. Нас консультируют известные метеорологи, несколько человек с разных концов нашей планеты. Когда они дадут команду на старт, на закате вот это поле в городе Нортам будет закрыто специальной пленкой, чтобы ни одна травинка, ни один сучок, ни один камешек не повредил очень тонкую оболочку. Дальше оболочка будет разложена, в нее будет закачан гелий. На рассвете вся эта конструкция уже поднимется. Оболочка будет пристегнута к гондоле. Обвешала баллонами с пропаном. Дополнительным балластом, который пилот будет сбрасывать в первые дни полета. И все это в течение ночи, чтобы на рассвете перед началом термической активности шар уже взлетел. Это работа с заката до рассвета. Команда порядка 50 человек будет заниматься наполнением шара.

Э. Чесноков:

- Балласт что собой представляет?

О. Конюхов:

- Песок в мешках.

Ф. Конюхов:

- Песок хорошо просеянный. Из пустыни.

Э. Чесноков:

- И вот вы полетите. Обогнув Земной шар, вы снова прилетите в Австралию? Самое сложное – приземление?

Ф. Конюхов:

- Самое сложное – найти Австралию. Чтобы попасть, не промахнуться. Ветер дует – разные потоки. С северо-запада, с юго-запада, с запада. И нам надо в каждом эшелоне найти нужное направление. Мне будут передавать, на какой высоте я должен лететь. Найти Австралию и начать приземляться. Мы рассчитываем на старте 10 тонн будет весить вся эта конструкция, на финише – 3 тонны. Вот эту махину – надо найти площадку в пустыне. Если в горах, то можно разбиться. Мы можем подгадать прогноз под старт, а под финиш – уже не подгадаешь.

Э. Чесноков:

-Тут надо ввериться в руки Божьи.

Ф. Конюхов:

- Это да. Найти пустыню и начать приземляться. Желательно, чтобы было расстояние под тысячу километров, чтобы я шел на посадку.

Э. Чесноков:

- На конечном этапе посадки у вас будет какой-то якорь? Как тормозить?

Ф. Конюхов:

- Почему я сказал о тысяче километров, это не такое большое расстояние. Потому что он будет идти 200-300 км/ч. За несколько часов мне надо подготовиться. Зайду на посадку и буду стравливать сначала гелий потихоньку, подрабатывать горелками. Я должен сбросить весь балласт. Если буду сбрасывать, шар сразу будет подскакивать вверх. И буду заходить.

О. Конюхов:

- Важно, чтобы это было в световой день. У нас была успешная попытка – Стив Фоссет облетел вокруг света. Мы изучаем его заход на Австралию. У него был сложный заход. Его уносило в Антарктиду. Он боялся, что приземлится в полярную ночь в Антарктиде. Там его спасти было нереально. И только в последний момент он смог зайти чуть ли не в районе Мельбурна и подняться на север. Он промахнулся, не смог выйти на западное побережье. Думал, что пойдет через ЮАР, Маврикий. И зайдет красиво на Западную Австралию. Но не получилось. Поэтому выход на Австралию – сложная история.

Ф. Конюхов:

- Австралия очень маленькая для такого масштаба.

А. Селиванова:

- А кажется большой.

Ф. Конюхов:

- Самое лучшее для такого перелета – стартовать с Сахары, с Марокко подниматься. Облететь вокруг света, с Марокко пройти, начать посадку. И аж к Египту делать посадку. Сахара – это очень хорошо.

О. Конюхов:

- На Ближнем Востоке очень тяжело получить разрешение на пролет.

Ф. Конюхов:

- Даже если получим, это будет тяжело. Сирия, Афганистан, Пакистан.

Э. Чесноков:

- Вы будете огибать мыс Горн или над Южной Америкой пролетите?

Ф. Конюхов:

- Мы рассчитываем, чтобы к мысу Горн не донесло. Желательно Чили, Аргентина.

Э. Чесноков:

- Нет опасности столкновения с Андами?

Ф. Конюхов:

- Это 7 тысяч высота. Чтобы перевалить Анды, надо выше идти на тысячу метров, а то и больше. Чтобы не было турбулентности. Если я буду идти низко, ротор захватит и сбросит вниз. Чем выше, тем лучше будет проходить через Анды. Самое большое препятствие – Анды. Когда буду подходить, там будет другой ветер. Со всего океана сталкивается, подъем воздуха очень большой. Мне надо на большой высоте. Я рассчитываю, если дай бог, чтобы пройти на 10, а возможно даже к 11 тысячам.

О. Конюхов:

- Скорее всего, это будет самая высокая точка полета. Потому что надо перелетать Анды с запасом по высоте.

А. Селиванова:

- 11 тысяч метров. Наверное, организм себя как-то по-другому там чувствует.

Ф. Конюхов:

- Это одно из самых сложных, чтобы кислород. Когда поднимаешься на Эверест, там есть время для акклиматизации. Здесь этого нет. Я сразу поднимусь на 2-3-4 тысячи. Уже нужно принимать кислород.

О. Конюхов:

- В первый день высота уже будет 4 тысячи метров.

Ф. Конюхов:

- Нужно дышать кислородом. Если человек дышит кислородом долго, то он себе все сожжет. Разработано так, что кислород будет проходить через воду. Смешиваться с водой, каждый день я буду менять эту воду, чтобы он был не такой сухой. У меня большой кислородный баллон. Он будет висеть за бортом. Он весь в инее. Жидкий кислород будем превращать в газ, и я буду дышать.

Э. Чесноков:

- Огнетушитель у вас будет?

Ф. Конюхов:

- Обязательно. Почему там нельзя ни примус разводить, ни газовую горелку, потому что я буду обвешан баллонами с пропаном. И все эти горелки работают на пропан-бутане. Газ опускается ниже. В гондоле сделана специальная вентиляция, которая будет вытягивать. В гондоле нельзя открытый огонь держать. Он будет только наверху.

Э. Чесноков:

- Рекорд не должен устанавливаться только ради рекорда. Вы планируете какие-то научные наблюдения вести?

Ф. Конюхов:

- У нас есть научная программа. Современный гуманитарный университет разработал ее. В основном это медицина. И техническая – те приборы, которые будут стоять на борту. А сам рекорд – с первой попытки облететь вокруг света.

А. Селиванова:

- У вас такая сложная конструкция. А кто ее разрабатывал?

О. Конюхов:

- Вообще это труд многих корпораций и людей. И англичане, и американцы, и россияне. С учетом предыдущего опыта, в том числе Стив Фоссет, а до него Бертран Пикар и Брайан Джонс. Всего было два успешных полета вокруг света. В 1999-м англичанин и швейцарец облетели вокруг света вдвоем. Из Швейцарии взлетели и приземлились в Египте. И в 2002 году Стив Фоссет с шестой попытки облетел Австралия – Австралия. Ричард Брэнсон пытался три раза – не смог. Были и другие попытки. Все шары строили в основном в Англии на заводе Cameron Balloons. И наш шар «Мортон» там изготовлен. Мы учли весь опыт и рассчитываем, что получится с первого раза.

Э. Чесноков:

- Бюджет этой экспедиции колоссальный. Вам кто-то помогает?

О. Конюхов:

- У нас партнеры – строительная компания российская «Мортон». В переводе с поморского это означает «северный ветер».

Ф. Конюхов:

- А лететь будем в Южном полушарии.

Э. Чесноков:

- Парадокс.

О. Конюхов:

- Они поддержали этот проект.

А. Селиванова:

- Вы один сейчас в мире остались такой покоритель?

Ф. Конюхов:

- По возрасту – да.

А. Селиванова:

- Вам в этом году будет 65 лет. Даже не подумаешь. Многие российские мужчины уже пять лет как на пенсии.

Ф. Конюхов:

- Я тоже на пенсии.

А. Селиванова:

- Но вас не назовешь пенсионером.

Ф. Конюхов:

- В метро прохожу бесплатно.

А. Селиванова:

- Есть еще такие удивительные люди?

Ф. Конюхов:

- Нас поддерживает Ричард Брэнсон. У него тоже возраст, он на год старше меня. Думаю, он еще что-нибудь скажет. Это романтик, человек целеустремленный. Мне он симпатичен. Благодаря ему это все затеялось. Еще в 1993 году это начал Ричард Брэнсон. Он начал разрабатывать шары, планировать, мечтать, готовиться, строить, чтобы облететь. Но попытка была неудачной. Потом англичане и швейцарцы перехватили. И в 1999 году они его опередили. Он хотел лететь с командой – два человека. Они делали попытку втроем. У него было три попытки. Потом решили в одиночку, его опередил Стив Фоссет.

О. Конюхов:

- Он устроил гонку, он создал это движение. Заварил кашу.

Ф. Конюхов:

- В 1993 году Брэнсон начал готовится к кругосветному перелету на воздушном шаре, я тоже читал Жюля Верна, эти книги и сейчас у меня лежат. Я начал следить за этим. А в 1999 году, когда облетели первый раз, я уже приступил, начал ходить в клуб летать на воздушном шаре. А в 2002 году, когда Стив Фоссет облетел в одиночку, тут я понял, что я должен и хочу облететь. И мы начали готовиться.

А. Селиванова:

- А кто-то мечтает побить ваш рекорд?

Ф. Конюхов:

- Я думаю, если с Божьей помощью я облечу вокруг света, конечно, мой рекорд тоже побьют. Есть такие ребята и у нас, и за рубежом.

А. Селиванова:

- А жена вас с легким сердцем отпускает?

Ф. Конюхов:

- Нельзя сказать, что с легким сердцем. Она будет переживать. Но мы же этот проект очень давно готовили. У меня сын уже вырос, Оскару уже за сорок лет, а он начинал готовить, когда был юношей. Все проекты очень долго готовятся. Часто говорят: Федор Конюхов ни с того ни с сего поднялся на Эверест, еще что-то. Люди не знают, насколько долго это готовится по времени. Еще в 1997 году я уже подписал контракт с нашей компанией «Рубин», которая проектирует атомные подводные лодки, о строительстве батискафа. Мы сейчас с Артуром Николаевичем Чилингаровым работаем над этим. И планируем погружение в Марианскую впадину на батискафе в 2019 году. Возможно, что в 2021 году. Хотя Артур Николаевич говорит: ни в коем случае в 2021-м, надо нам в 2019-м. Когда мы будем сидеть у вас, вы спросите. А никто не спросил, что в 1997 году я уже подписывал договор. Мы с Артуром Николаевичем с 2005 года вплотную работаем. Ваша газета молодежная. Ко мне приходят молодые люди и говорят: мы бы тоже хотели участвовать. Я говорю: да, но на это уйдет 15-20 лет. О, так долго! Побить мой рекорд можно, но это будет не молодой человек. Ему будет лет 50-60. Молодой человек не сможет подготовиться. На это уйдет минимум 15 лет. Если он сейчас поставит цель, то к 2030 году он сможет, может быть, даже два раза обойти вокруг света без остановки.

Э. Чесноков:

- Если программа научных исследований включает изучение поведения человека в экстремальных ситуациях, в случае нештатных ситуациях вы обдумываете решение или действуете интуитивно?

Ф. Конюхов:

- Нет, здесь все обдуманно. На Бога надейся, сам не плошай. Мы все продумали. Я сейчас меньше сплю. Ночи мои все уходят на то, чтобы продумывать. Днем времени нет, потому что я занят подготовкой. Каждый шаг, каждое движение, какие клапана открыть, какие закрыть, как я буду действовать, если нештатная ситуация.

Э. Чесноков:

- Как побороть свой страх?

Ф. Конюхов:

- Страх бороть надо. Когда готовятся сами экспедиции, идет подготовка не только физическая, духовная, материальная, финансовая. Чтобы такой проект поднять, это очень большие финансы. А получить их может только тот, кто хорошо подготовит этот проект. Ты не должен подвести партнеров. Шар под флагом России. Никто не спросит, что Федор Конюхов не смог облететь. Это для меня большая ответственность. Научные работы большие. Еще экологические. Я буду идти все время в воздушном пространстве. Вы говорите, чтобы меня сопровождал самолет. А где вы видели, чтобы самолет облетел вокруг света без остановки? Часто говорят, что техника… Вот сейчас французы прошли вокруг света на яхте, с Ла-Манша вышли, пришли в Ла-Манш за 45 дней. Под парусом, на тримаране. Скорость 30-40 узлов. На Земном шаре 7 млрд. людей не придумали двигатель, который может побить скорость яхты под парусами. Атомная подводная лодка не может за 45 дней обойти вокруг света. Крейсера, авианосцы, катера не могут. Она может выйти, идти 42 узла, это форсаж, 8 часов. Дальше турбины сгорят. Она сбросит форсаж и будет идти 18-20 узлов. А под парусом идут без остановки.

А. Селиванова:

- Получается, что человек в симбиозе с природой побеждает научно-технический прогресс?

Ф. Конюхов:

- Сегодня – да. Стив Фоссет погиб, он облетел на планере вокруг света, но у него была турбинка. Он выходит на высоту, идет все время за счет… Сейчас его команда разработала, что можно на глайдере облететь вокруг света без остановки на высоте около 30 тысяч метров, только парить, без двигателя. Это скорость как у самолета. Мы технически еще отстаем от природы.

А. Селиванова:

- А что будет с этим шаром, когда вы приземлитесь?

Ф. Конюхов:

- Он большой.

О. Конюхов:

- Он одноразовый. Его планируют доставить потом в Россию и в музей. Компания «Мортон» собирается строить музей, посвященный российским путешественникам, в Москве, в Лефортово.

Ф. Конюхов:

- Мы планируем построить музей для современных путешественников. Там будут затронуты и Амундсен, и Скотт, и Нансен, и Папанин, которого я знал, но и те современники, которые сейчас путешествуют.

Э. Чесноков:

- Что вы можете посоветовать родителям, как не убить в детях эту тягу к путешествию?

Ф. Конюхов:

- У меня есть Школа путешественников в Вологодской области, в Тотьме. Есть школа путешественников в Миассе, Челябинская область. Я там детям говорю, что не обязательно, чтобы вы ставили цели и шли вокруг света или поднимались на Эверест, к Северному или Южному полюсу. Главное, чтобы вы были романтиками. Вы будете по-другому на мир смотреть. Если человек работает в банке, а он романтик. Вот это мы хотим воспитать. Я хотел, чтобы дети были романтиками. Но в такое путешествие нежелательно отпускать.

Э. Чесноков:

- К сожалению, наш эфир заканчивает.

А. Селиванова:

- Надеюсь, что расстаемся ненадолго. Встретимся в Австралии.

Ф. Конюхов:

- Первое, что нужно сделать, когда мы уйдем в пустыню и будем в мешки набирать чистый песок…

А. Селиванова:

- Вы меня берете в рабочие? Спасибо!