Кыргызстан
+12°
Boom metrics
Сегодня:

Скандал на Евровидении-2016: Как используют историю крымских татар, чтобы поссорить Россию с Западом

Разбираемся со специалистами в эфире Радио «Комсомольская правда» [аудио]
Певица Джамала с главным призом конкурса «Евровидение».

Певица Джамала с главным призом конкурса «Евровидение».

Фото: REUTERS

Арасланов:

- Казалось бы, всего лишь песенный конкурс. Ничего подобного, еще какой не всего лишь. Между прочим, получается, конкурс политической песни. Я говорю, естественно, о «Евровидении-2016».

Здравствуйте. Меня зовут Антон Арасланов. Сегодня будем говорить о скандале, который там произошел. Естественно, я имею в виду песню Джамалы «1944». Как используют историю крымских татар, если уж говорить о том, что эта песня именно этому посвящена, чтобы рассорить Россию с Западом. Вместе со мной в студии Галина Сапожникова – обозреватель «Комсомольской правды» и Амет Володарский – зам. председателя Научного совета по изучению и охране культурного и природного наследия РАН.

Прежде давайте напомним саму песню, а дальше обсудим. Многие слушатели не понимали, на каком, собственно, языке поет Джамала. Когда она поет куплет, там непонятно, вроде английский язык, но не все слова понимают, когда припев она поет, там вообще – пойди, разбери. А на самом деле все очень просто, это английский сначала, а потом это татарский.

Но самое главное, когда Джамала появляется на красной дорожке «Евровидения», ей задают вопрос: песня-то о чем, и политики в ней откуда так много? Она говорит: нет-нет-нет, что вы, какая политика, это какие-то инсинуации, мы поем о том, что было в 44-м году. Но потом, когда Джамале дозванивается пранкер, она что говорит? Понятно же, о чем идет речь. Все понимают, хотя в правилах этого самого песенного конкурса написано, что никакой политики, никакого политического подтекста. Так кто этим занимается, кто это раздувает? С одной стороны, говорят, что это СМИ накручивают себе лайки, посещения на сайте и т.д. Другие говорят, что это заказ, это украинские элиты заказали новую волную крымского вопроса. Уже Яценюк что сказал? Сказал, что победа Джамалы говорит о том, что Крым будет украинским, и что мы там еще «Евровидение» проведем. По-вашему, кому это надо, кто это раздувает?

Сапожникова:

- Ты сразу с места в карьер лошадей погнал. Я сижу, слушаю тебя и печально думаю о том, что мы лишились очень хорошего праздника. Я была как журналист на двух конкурсах «Евровидения» - в Дублине и в Таллинне много лет назад, и тоже там была очень обидная ситуация для России, когда наша Примадонна на 15-м позорном месте оказалась, никто ее не видел. Или ситуация в Таллинне, когда крепкая и хорошая группа «Премьер-министр» заняла 10-е место, но какой же был у нас истеричный вой здесь, потому что мы первые, мы лучшие, у нас были такие имперские амбиции. Уже тогда, более 10 лет назад, говорили, что нас задавливают. Скандалы на «Евровидении» были, но ни в коем случае не хочется, как предлагают некоторые наши депутаты, забыть про «Евровидение» навсегда. Потому что это прекрасный, очень хороший и интересный песенный праздник.

Арасланов:

- Мы его лишились?

Сапожникова:

- Нет, пока не лишились. Конечно, то, что было в этом году, было сделано очень некрасиво, но речь не об этом. Ты настолько в лоб задал вопрос, что мне сразу же хочется процитировать Саманту Пауэр, то, что она написала в Твиттере, и искать какие-то заокеанские козни. Но ситуация такова, по моим ощущениям, что это такой новый голодомор. Да, была ситуация в истории очень неоднозначная, но каким образом ее искусственно педалировал и поднимал Ющенко. Это дичайшая трагедия, между прочим. Я много была в Крыму, и когда записывала рассказы еще детей, которые сейчас стали седыми стариками, мне рассказывали о том, как их везли в дикой жаре, в поездах в Узбекистан, и как в деревне было страшно заходить 19-20 мая 1944 года, потому что это были совершенно пустые крымские улочки, и выли животные. Выли недоенные коровы, брошенные собаки, голодные овцы. Это была страшная музыкальная какофония. Вот эту бы музыку дать Европе послушать. Послушать, но не для «Евровидения». То есть трагедия была, факт признан, Россия и Советский Союз многократно извинялись и признавали. Другой вопрос, стоит ли эти ранки ковырять бесконечно и вытягивать постоянно на поверхность. По моему разумению, не стоит, безусловно.

Володарский:

- Я попробую по порядку. Интересное такое сравнение, кому нужна эта ссора. Вообще, честно говоря, мне кажется, что некоторые наши российские журналисты еще до финала и даже полуфинала придали песне Джамале какой-то политический окрас, хотя это совершенно не так. Вы правильно сказали, что в основе легла старая песня Гузель Къырым, перевод – Прекрасный Крым. Эта песня о том, что девушка, уже будучи пожилой женщиной, вернее, когда ее депортировали, она была девушкой, а будучи пожилой женщиной, она вспоминает, что прожила, а самого главного у нее не было. Она не смогла насладиться своей молодостью на своей Родине. Я здесь не вижу никакой политики. Я знаю одно. У каждого крымского татарина вот этот припев, он в крови. Примерно как у нас «Выходила на берег Катюша», а может быть, даже сильнее, чем «Катюша».

Я думаю, задача наших российских СМИ была в том, чтобы рассказать, что Джамала получила хорошее музыкальное советское образование в Советском Союзе.

Арасланов:

- И первые ее профессиональные шаги были в России.

Володарский:

- Да. Кстати, она неоднократно заявляла, что она очень благодарна этому музыкальному профессиональному прошлому и очень благодарна российским продюсерам.

Арасланов:

- Давайте вспомним основные даты истории депортации крымских татар вспомним.

Справка КП

В 1941 году почти весь Крым был захвачен немецко-румынскими войсками. На его территории началось создание органов оккупационной администрации. Немцы обосновались в Крыму серьезно и основательно. 8 апреля 1944-го Красная Армия начала освобождение Крымского полуострова. В мае 1944-го советские части разгромили последнюю группировку немецко-румынских войск в районе мыса Херсонес. Вскоре после освобождения Крыма Иосиф Сталин подписал постановление о выселении всех крымских татар с территории Крыма. Решение обвиняло многих крымских татар в измене Родине, дезертирстве из частей Красной Армии, переходе на сторону противника и вступлении в сформированные немцами добровольческие татарские воинские части.

18 мая 1944 года началась депортация крымских татар. За два дня были выселены 194410 человек. В 1967 году президиум Верховного Совета СССР признал необоснованность огульных обвинений в адрес крымских татар. Были восстановлены их конституционные права и сняты все обвинения сталинских времен. В 1989 году Верховный Совет СССР признал и осудил депортацию крымских татар незаконной и преступной. А уже вскоре после возвращения Крыма в состав России 21 апреля 2014 года Президент России Владимир Путин подписал указ о реабилитации крымско-татарского и других народов, пострадавших от сталинских репрессий в Крыму».

Арасланов:

- Вот основные даты.

Володарский:

- Там есть одна неточность. Вернее, это такая функция, которая меняет все отношение к происходящему, в том числе определяет, почему Джамала сейчас пела песню про пробабушку свою. Действительно, произошло осуждение, в конце существования Советского Союза мы все-таки поняли, что крымских татар нужно вернуть на родину. Кстати, это единственный народ из народов Советского Союза, который был депортирован, не возвращен в рамках правительственной программы. Более того, не только не возвращен, им мешали возвращаться домой. Там было столько трагических вещей, люди даже сжигали себя на полянах протеста и т.д. А почему? Потому что решение о реабилитации и возвращении всех прав крымских татар заключает одну ошибку. Эти все права не восстановлены. Основное право, которое просили крымские татары, они говорили: хорошо, вы наши дома не возвращаете, наше имущество не возвращаете, дайте нам в поле землю, мы сами построим себе.

Это первый вопрос. И второй вопрос. Верните нашу национальную автономию, которая была в рамках РСФСР.

Арасланов:

- Но вернули же.

Володарский:

- Нет. Поляны протеста… Кстати, даже в период, когда Крым был в составе Украины, бульдозерами сносили целые поселки, где люди строили 2-3-этажные дома.

Сапожникова:

- Неправда. Это были захваченные территории, на которых быстренько возводились такие маленькие каменные таулетики, которые потом разрастались в виллы. И стояли они не в степях. Я писала об этом еще лет 10 назад. Стояли они в замечательных местах, с видом на море.

Володарский:

- Это вы говорите уже о 2000-х годах. Давайте поговорим про 90-е. Когда меджлис начал терять некий авторитет у своего народа, это как раз одна из тем – вопрос распределения земли. Но в 90-е годы это были степи, где люди хотели просто построиться. Они видели свои дома в соседних деревнях, говорили: мы не будем заходить в соседние деревни, будем рядом строить.

И второй вопрос – это восстановление автономии. Я хочу сказать, что если бы эти два принципа были бы… А это, кстати, в рамках тех нормативных документов, которые были приняты в Советском Союзе, о восстановлении прав крымско-татарского населения. Вот эти два права… А самое главное право – как можно вернуться на Родину, и тебе не разрешают строиться.

Арасланов:

- Вы перечисляете факты, но я не слышу ответа на вопрос Галины – почему?

Володарский:

- Что почему? Почему не разрешали? Вы знаете, это хороший вопрос. Возможно, если бы Советский Союз еще просуществовал бы… А я уверен, что распад Советского Союза это трагедия. Потому что я считаю, что Советский Союз, если бы имел четкую межнациональную идеологию, политику, сегодня это была бы очень серьезная, высококвалифицированная, высокотехнологичная страна. Если бы не наши перегибы в национальной политике. Вот если бы Советский Союз еще пару десятилетий, даже пару лет еще просуществовал бы, я думаю, что восторжествовала бы справедливость, и все стало бы на места.

Арасланов:

- Галина, вы соглашаетесь с Аметом?

Сапожникова:

- В чем-то – да, в чем-то – нет. Я соглашаюсь с тем, что если бы Советский Союз еще остался, то процесс бы пошел. Потому что он уже начался, в 89-90-м годах начали выдавать участки, люди заселялись.

По части того, что вы говорите, что два условия не выполнены. Первое – не возвращены земли. Я хочу рассказать одну сцену из года, наверное, 2005-го, когда я впервые стала об этом писать. Вот мы приезжаем в такой маленький захваченный сарайчик. Это было над Гурзуфом, с великолепным видом на море. И там совершенно потрясающая женщина Лиля. Я с нежностью отношусь, крымские татары вообще очень душевные, теплые, радушные люди. Вот она в этом своем закуточке, который в перспективе должен был вырасти, видимо, в какой-то хороший дом, она там щедро угощает, рассказывает историю своей семьи. И вдруг она говорит такую фразу: «Я в 89-м году 9 месяцев простояла в пикете у здания Верховного Совета, пока мне не дали землю под дом». Я говорю: «Лиля, если в 89-м году вам всё дали, вы зачем снова-то захватили?» Она говорит: «Так мои дети выросли». Ответ меня совершенно потряс. И таких историй, при всей поэтизации любимого мною крымско-татарского народа, в моих блокнотах было множество. То есть это как с процессом реституции в странах Балтии. Что благородно вернуть оттяпанные 50 лет назад дома, но там столько швали со всего света сбежалось под видом племянников и двоюродных дядей, - такие процессы в Крыму тоже были.

Во-вторых, в Симферополе есть музей. И там есть такая круглая сцена, которая меня потрясла, на которой стоят 100 кукол в национальных костюмах. Это те народности, для которых Крым родной. То есть Крым это не только крымско-татарская земля, там вообще греки были основными, первоначально там жили, итальянцы там жили. Почему должна быть автономия только крымско-татарская? Пусть это будет такой букет из ромашек, гвоздик, пионов, чего угодно.

Володарский:

- Вы совершенно правильно говорите. Лиля, которая уже получила… Она отстояла, у нее борьба была, чтобы вернуть землю. И вдруг еще какой-то самозахват. Мы знаем, что у этой Лили как минимум две бабушки и двое дедушек. Соответственно как минимум одна эта Лиля претендует как минимум на четыре участка.

Арасланов:

- Читаю наш WhatsApp. «Я горжусь победой Джамалы. Песня – супер. При СССР до самого развала ничего государство не сделало, да и при России, несмотря на наличие справки о реабилитации, ничего не делается… А песня заставляет задуматься о проблеме. Как говорится, на воре и шапка горит. Думаю, хватит истерить, победила, так победила.

Насчет слов ведущей про туалетики. Дом моей матери стоит в Симферополе, а моя мать была вынуждена выбивать».

Амет, вы начали отвечать на вопрос Галины, почему, собственно, автономия должна быть исключительно крымско-татарской.

Володарский:

- Галина правильно тему подняла. Крым и Сицилия это два места в Европе, где никогда не было межрелигиозных войн. А Крым вообще перекресток культур и цивилизаций северо-запада, севера – юга и востока – запада. Именно поэтому многие крымские ханы поняли, что именно содружество народов приведет к мощи. И именно поэтому, допустим, тот же Менгли Гирей, тот же самый Иван Васильевич III, который был дедушкой Ивана Грозного, эти два друга решили развались Золотую Орду. Это великое стояние на реке Угре. Именно потому, что оба этих царя были самодостаточными людьми.

Так вот, почему Менгли Гирей был самодостаточный? Именно потому, что он основывал свою власть на межкультурной коммуникации. Именно эта межкультурная коммуникация привела к появлению… То есть все те народы, которые проживали в Крыму (около 30-35 народов), этот сплав привел к нации крымские татары. Но сегодня люди, которые проживают в Крыму, естественно, не должны от этого страдать. Так же как не должны страдать от этого другие народы, проживающие в Башкирии, в Коми, в Татарстане. Но все эти республики, почитайте Конституцию, там написано, что это национальные республики.

Арасланов:

- Перед эфиром вы не могли даже договориться друг с другом по поводу того, был коллаборационизм или нет. Если вернуться к причинам того, почему депортация крымских татар, собственно, и произошла.

Володарский:

- Я бы тоже эту тему хотел бы поднять. Потому что это тот нарыв, который тоже нужно вскрывать.

Арасланов:

- Это то, что и Джамале сейчас пишут: сказала А – объясни причину.

Володарский:

- Коллеги, я боюсь, это очень скользкая тема. Потому что все советские народы, они, так или иначе, в свое время пострадали от… Вернее, скажем так. Элита советских народов пострадала после 17-го года от прихода большевиков. И поэтому были недовольные и в русском народе, и в украинском народе, и в татарском народе, и в башкирском народе. То есть так называемое раскулачивание, когда священников расстреливали сотнями, когда мулл расстреливали сотнями. Многие из их детей принимали вот такое решение. Поэтому если мы сейчас этот вопрос будем поднимать, я боюсь… Я не хочу поднимать тему – это может привести к тому, что это будет пересмотр истории Второй мировой войны. Я знаю одно. Что советский народ выиграл эту войну. Я знаю, что среди крымских татар есть такие люди, как Амет-Хан Султан, дважды Герой Советского Союза, семь Героев. Для такого маленького народа дважды Герой Советского Союза и еще семь Героев, плюс три партизанских соединения, из них два партизанских соединения в Крыму возглавляли крымские татары.

Арасланов:

- С вами спорят в WhatsApp: «Не путайте с предательством. Они (в смысле русские) в спину не стреляли».

Володарский:

- Я не хочу спуститься к теме генерала Власова. Я хочу сказать, что у генерала Власова тоже были люди, которые пострадали от коммунистов и пошли не потому, что они не любят Россию, а потому что они пошли против советской власти. Вот тут нужно разделять. Тема Второй мировой войны должна объединять наши народы.

Сапожникова:

- Тогда возникает вопрос. Если мы молчим о неудобных вопросах – действительно, не хочется поднимать, хотя это ошибка, вы правы, потому что во время Советского Союза этот вопрос в принципе замалчивался, и кто такие крымские татары, почему их обвиняют в массовом коллаборационизме, я, например, узнала, когда они вышли на площадь и стали требовать, чтобы их вернули обратно. Но противоположная сторона этой деликатности не следует, и у Джамалы был вызов. И этих вызовов мы довольно много наблюдаем в последнее время. И уже упомянутый мною холокост, и бесконечное нытье с привиранием об оккупации и депортации, которое демонстрируют наши балтийские республики.

Арасланов:

- Они на следующее «Евровидение» приедут с песней…

Сапожникова:

- А давайте каждый со своей песней приедет, и будет такой конкурс политической песни. Ой, сколько мы можем спеть.

Володарский:

- Помните, Сербия тоже вышла, и правильно сделала, с песней на «Евровидение».

Сапожникова:

- Но скандала такого не было.

Володарский:

- И правильно, что она подняла тему бомбардировок. Это была тема политическая.

Арасланов:

- Здесь важен момент уместности. По-вашему, вот такой формат – ставить эти неудобные вопросы, вытаскивать эти, мягко говоря, непростые темы…

Володарский:

- У меня интересный вопрос. Когда мы слушаем Баха, Чайковского, других композиторов, какая у них была мотивация написать ту или иную сонату? Джамалу как художницу (не как крымскую татарку), у нее это боль. Она творческая личность, и эта боль выросла в такую песню. Наша задача – оценить или не оценить. Граждане России, кстати, проголосовали за Джамалу, дали 10 баллов. А граждане Украины дали 12 баллов, кстати, великолепному шоу и великолепному выступлению Лазарева. Вот такая судьба этой песни, значит, люди оценили.

Арасланов:

- По-вашему, то, что зритель проголосовал, украинцы дали России 10 баллов, мы – 10, это шикарный показатель, но при этом профессионалы дают нули, что это, по-вашему? Это показывает запрос западных элит? Или это прямой запрет?

Володарский:

- Я считаю, что рано или поздно нам нужно готовиться к дружбе со всеми нашими соседями. По-другому никак невозможно. Поэтому сегодня то, что Украина дала Лазареву 12 баллов, а Россия – 10 баллов, это показатель, что люди откинули всю политику и показали, что они просто оценивают музыку.

Арасланов:

- Это здорово. Но на уровне неприязненные отношения легко монетизируются? В чем причина? Эти нули говорят о чем?

Володарский:

- Это говорит о том, что и украинской стороне, и российской стороне нужно прекращать настраивать друг против друга людей.

Арасланов:

- А кого на следующее «Евровидение» отправить? Во-первых, черный список достаточно обширный, любого не отправишь, могут запретить въезд. Но в этом списке нет одного человека. Отец Фотий. Это победитель «Голоса» последнего. Плюс его надо сопроводить хором Сретенского монастыря.

Сапожникова:

- С песней о том, как православные церкви сжигало татаро-монгольское иго.

Володарский:

- Во-первых, православные церкви не сжигало татаро-монгольское иго.

Сапожникова:

- Я условно. Я просто придумала. Мы же придумываем, а раскрутить можно любую идею.

Володарский:

- Вы придумали, а миллионы людей могут поверить.

Арасланов:

- Давайте позвоним в Крым. Крымский политолог Владимир Джаралла. Владимир, как вам выступление Джамалы? И самое главное – уместность поднятия такой темы на такой площадке.

Джаралла:

- Если говорить о том, чем вы закончили – о том, кого послать, я думаю, что здесь многие согласны с вице-премьером Рогозиным. Производство электропроводки для ракет он контролирует плохо, но языком работает хорошо. Он точно сказал, что послать нужно Шнура. Выиграть он не выиграет, зато пошлет четко, конкретно и куда необходимо.

Арасланов:

- Как будто у нас послать на три буквы может один Шнур.

Джаралла:

- Да-да. В отношении того, что было на «Евровидении», можно сказать о том, что крымские татары восприняли, конечно же, это с радостью. Потому что немногочисленный народ, и когда твоя представительница побеждает, то, естественно, это очень приятно.

Второй важный момент, что через 2 дня, как известно, будет 72-я годовщина депортации крымских татар. Для Крыма это всегда было значительное событие. Поэтому в этих условиях вставить шпильку властям тоже достаточно приятно для определенной категории людей. Однако нужно отдать должное тем же самым крымским властям – они отреагировали достаточно разумно, сказав, что не видят никаких проблем, если, например, Джамала захочет выступать с концертами в Крыму, эта возможность остается открытой.

Арасланов:

- Там еще интереснее было. Ей предложили взять российское гражданство.

Джаралла:

- Она всегда может это сделать, потому что, во-первых, ее родители здесь проживают, во-вторых, и она сама была прописана здесь. Даже по законодательству после присоединения это сделать несложно. Но я думаю, что в данном случае это уже вопрос достаточно вторичный. В Сети со стороны украинских пользователей интернета было абсолютно справедливо замечено: собственно, чему вы радуетесь, Украиной управляют евреи, в правительстве находятся грузины, американцы, а на конкурсах побеждают крымские татары. А где, собственно говоря, украинцы? Это такая справедливая оценка по поводу всего происходящего.

Единственный момент, который у нас в Сети, и в целом люди между собой пришли к согласию (причем и на Украине, и российские пользователи): знаете, судя по всему, следующее «Евровидение» должно проходить в Крыму. Правда, здесь дальше происходят споры по поводу того, в какой форме это должно быть сделано. Таким образом, можно прокомментировать все происходящее именно здесь с точки зрения нас, крымчан.

Арасланов:

- Спасибо. Есть вопросы к Владимиру?

Володарский:

- Да. В Российской Федерации министр обороны тоже не русский. И что теперь? Мы – Российская Федерация, у нас огромное количество коренных народов, и это нас делает сильными.

Джаралла:

- Тем более что у вас в студии находится Амет Володарский, а интервью вы берете у Владимира Джараллы. Таким образом, это пример того, что Россия является многонациональным государством, а русские, которые составляют 80% населения России, являются народом, который всегда с удовольствием примет любого, кто будет для них другом, и кто будет работать на Россию. Поэтому я не вижу здесь каких-то особых проблем.

Арасланов:

- Галина, вы слушали Владимира Джаралла с таким сложным выражением лица.

Сапожникова:

- Я бы сказала, некоторые высказывания показались экстравагантными. Это немножко отличается от тона нашей передачи.

Пока выступал замечательный политолог, я прочитала еще раз нашу тему: чтобы поссорить Россию с Западом. Слушайте, Россия с Западом и так поссорены, дальше некуда. Мне видится в этой политической акции, которая произошла, это попытка все-таки взорвать ситуацию в Крыму и рассорить крымчан прежде всего. Вам так не показалось, Амет?

Володарский:

- Мне так не показалось. Я не увидел политики. Мне как раз казалось, что мы здесь могли, если бы хорошо подумали, использовать тему Джамалы как объединяющую. Что она из Киргизии, что у нее мама армянка, что она воспитывалась в советской музыкальной школе, что фактически победила на «Евровидении» наша общая с вами - и украинская, и российская, и крымская татарка, которая просто талантливый человек.

Сапожникова:

- Слушайте, мы 45 минут посвятили тому, насколько грязно это было сделано, что победа… Она, безусловно, талантливая и яркая девушка, но победа ей досталась несправедливо. И это некрасивая победа.

Володарский:

- Нет, это очень красивая победа. Это же вопрос вкуса. У нее хороший голос.

Арасланов:

- При чем здесь вкус? Именно в этом году зачем-то вводится профессиональное жюри. Именно в этом году.

Володарский:

- Нет, оно всегда было. Просто в этом году впервые озвучивали результаты.

Сапожникова:

- Из присутствующих в студии на «Евровидении» лично была только я. Вот когда Сердючка проорала «Раша гудбай», нас тоже очень долго пытались убедить в том, что это было «Лаша тумбай», древнеиндийское слово, которое к политике не имело никакого отношения. Прошло сколько лет, когда мы осознали, утвердились в том, что политика там все-таки была? То есть совершенно политическое выступление талантливой девушки, которой дали взойти на трон. И слава богу, счастья ей и дальнего полета. Тем более мы знаем, что из всех победителей «Евровидения», слава богу, только «Абба» этот полет совершила. Все остальные канули в Лету, и в принципе никаких авансов эта победа на «Евровидении» никому не дает.

Арасланов:

- У нас есть звонок. Георгий, здравствуйте.

- Здравствуйте. Я считаю, что Россию здесь просто разводят. Представьте себе, чтобы кто-то начал петь песню про убийство детей в Донбассе или еще что-то. Крымские татары, их как разменную карту… 20 тысяч участвовало в карательных операциях на стороне гитлеровцев. Почему, например, когда американцы депортировали японцев, что-то никто не поет об этом. Просто здесь нас разводят. Надо вообще никого не посылать туда, не вестись на это. Пусть сами это шоу проводят.

Арасланов:

- Читаю из WhatsApp: «Не переживайте. И отца Фотия запретят в этом году. Повод найдут». Я не сомневаюсь даже, если захотят это сделать.

По поводу того, о чем говорил Георгий. Это очень распространенное мнение, что нас постоянно где-то разводят, мы введемся, мы такие дурацки и лохи, извините.

Володарский:

- А я не считаю, что мы дурачки и лохи. Я считаю, что если мы выигрываем чемпионат мира по хоккею, мы молодцы, если проигрываем, значит, где-то недоработали. Слушайте, мы в Сочи провели великолепную Олимпиаду и т.д. Хватит все время себя гнобить. В Украину тоже надо ехать на следующий год с достойным номером, посмотреть тренды (а тренды меняются). Я не вижу здесь проблем. Я не считаю, что живу в обществе лохов.

Сапожникова:

- Никто из нас не живет в обществе лохов. Но проблема в том, что, по мнению жюри, победила Австралия, по мнению зрителей – Россия, а в итоге премию получила Украина.

Арасланов:

- Спасибо вам за этот разговор.