Церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах (Меншикова башня).
Фото: Михаил ФРОЛОВ
Андреассен:
- Здравствуйте! В эфире «Москва таинственная». Поскольку мы ходим на прогулки, то обязательно в сопровождении экскурсовода. Сегодня с Викторией Шеногиной.
Шеногина:
- Добрый день!
Андреассен:
- У нас сегодня будет таинственная прогулка. Мы решили посвятить ее поиску следов масонов в Москве. Считается, что следы эти, так или иначе, попадаются чуть ли не на каждом шагу. Причем, когда речь идет о масонах, всем всегда мерещится что-то то ли жуткое, то ли мистическое. Что-то такое нехорошее. Хотя масоны, если посмотреть в объяснениях в энциклопедиях, это люди, которые увлекались высшими идеями саморазвития. Словом, самое главное место, с которым ассоциируют масонов, если я не ошибаюсь, Виктория, это меньшиковская церковь, как ее называют в народе. Близ Чистых прудов. Может, с нее и начнем прогулку?
Шеногина:
- Давайте. Только я перед этим хотела бы сказать великолепные слова Михаила Пиотровского: «В нашей культуре много символов сродни масонским, но масонскими не являются. Так же как не является масонским Орден Андрея Первозванного, так же как не является масонским треугольник с глазом. Это христианская символика».
Все, что в Москве связано с экскурсией по масонам, это в большей степени неправда. Почему?
Андреассен:
- Экскурсия – правда! Я лично была.
Шеногина:
- Экскурсия – правда. А вот что показываем мы на этой экскурсии – это единственная из экскурсий, где всегда надо говорить: мы смотрим декор. Масонской символики до революции не было. И не было ее в Советском Союзе. Почему ее не было до революции? В 1826 году вышел царский указ. Если есть двоякая символика, если есть двойной декор, то это должно быть все уничтожено.
Андреассен:
- С масонскими символами уже тогда боролись?
Шеногина:
- Боролись. И боролись несколько раз. И особенно это будет после восстания декабристов. А церковь, про которую вы сказали, архитектора Зарудного…
Андреассен:
- Храм Архангела Гавриила, если правильно называть.
Шеногина:
- Да. В Архангельской переулке. На территории, которая когда-то принадлежала Меньшикову. А тот его дворец знаменитый стоял на том месте, где сегодня стоит здание главпочтамта. И если рассматривать это здание с точки зрения архитектора Зарудного, которому принадлежит проект этого здания, тогда, может быть, действительно, для кого-то станет немножко неясным: что-то здесь не такое, как было в Москве. Но не будем забывать о фамилии архитектора итальянского Фонтана. Есть очень много косвенных данных, указывающих на то, что это была именно его постройка. А если это был Фонтана, тогда все становится ясно. И на свои места. Никогда ни в одном источнике вы не прочитаете, какая же масонская символика была уничтожена с ряда московских домой. Этой информации нет. И поэтому, показывая в Москве колонны, которым по две-две с половиной тысячи лет, они были когда-то еще придуманы в Римской империи и гораздо раньше. Это уже очень сложно.
Я очень люблю масонскую тематику. Мне очень нравятся слова, которые были написаны в девятнадцатом столетии Альбертом Пайком: «Сколь многим твои символы пусты. Учение таинственно, неясно. И сколь немного тех, кто может страстно поднять твой флаг средь пошлой суеты». Это к тому, что вы начали передачу и сказали, что такое и кто такие масоны. А вот тот дом! Я уже предвижу, что вы мне сейчас зададите информацию о доме на Сретенском бульваре под номером 6.
Андреассен:
- Дом Страхового общества.
Шеногина:
- Доходный дом Страхового общества России архитектора Проскурнина, фон Гогена. Решетка дореволюционная фон Дессина на этом здании. С моей точки зрения, это нигде не написано, это любовь московских архитекторов того периода к готике.
Андреассен:
- Вы говорите про колонны, что эти колонны не имеют никакого отношения к масонам. Колонны, которые мы встречаем на разных особняках. Читаю объяснения символов у масонов: две колонны Яхин и Боаз, утвержденный силой и утвержденный богом. Именно эти две колонны мы видим на доме Страхового общества.
Шеногина:
- И на других домах Москвы мы их так же видим. А мы с вами начали со слов Михаила Пиотровского: «Есть декор, есть символика». И в Москве это декор. А у масонов символика. И рассматривать ее надо только тогда…
Андреассен:
- Двояко.
Шеногина:
- Нет. Ни в коем случае! Это сейчас пытаются почему-то преподнести, что это масонская символика, а до революции людям было ясно и понятно, что это был декор, который украшает город.
Андреассен:
- Еще одна символика, один из символов масонов. Химеры, обозначающие несбыточную мечту, к которой нужно стремиться.
Шеногина:
- Химер мы с вами видим огромных. И на этом доме. Я даже вам открою тайну, что в Москве есть три непонятные звезды. Только три.
Андреассен:
- Наконец-то!
Шеногина:
- Но одно здание я вам никогда не расскажу, потому что эта территория мне очень дорога. И я не хотела бы, чтобы туда приходили люди…
Андреассен:
- Давайте хотя бы про два первых.
Шеногина:
- Знаете, это два дома, но на них три звезды. На том доме, где две звезды, территорию могу сказать. Территория ВДНХ. Ищите, ходите. Правая сторона аллеи. Там на одном здании с торцов находятся две непонятные звезды. Точно такая непонятная звезда находится на здании, которое было построено в 58-м году. Это здание ипподрома. Посмотрите, когда будете проезжать.
Андреассен:
- Что означает звезда масонская?
Шеногина:
- Один из высших символов. Знаете, была такая Тира Оттовна Соколовская, которая жила в Ленинграде в 20-30 годы прошлого столетия. Она обобщила всю масонскую символику. И считается, что это один из самых лучших трудов. К сожалению, она умерла за несколько часов, когда была прорвана блокада Ленинграда.
Андреассен:
- Возвращаясь к звездам на домах…
Шеногина:
- На одном. Ипподром.
Андреассен:
- И на ВДНХ.
Шеногина:
- А я не сказала, где она находится.
Андреассен:
- Вы задаете загадки сегодня. Что эти звезды означать могут?
Шеногина:
- Никаких версий нет. Никто про это здание на территории ВДНХ не знает. И даже никто его не может найти. Кроме меня.
Знаете, первый главный архитектор выставки ВДНХ Вячеслав Константинович Олтаржевский. И современные масоны всегда говорят: вот старый вход на ВДНХ, та арка поляковская, которая сохранилась у здания администрации, вот Олтаржевский сделал самый настоящий масонский вход на территорию этой выставки.
Берешь работу Олтаржевского по высотному строительству. И читаешь: вход на территорию выставки я сделал под углом сорок пять градусов, потому что это самый лучший угол обзора. Так что о масонах очень много мы с вами придумываем сами. На 893-й странице знаменитого труда Альберта Пайка, шотландский устав, написано: «Нашу символику за нас выдумывают профаны. А мы своей символикой отправляем этих профанов по ложному пути». Кто такие профаны?
Андреассен:
- В общем-то, понятно.
Шеногина:
- Это мы с вами.
Андреассен:
- Вспоминая вашу же экскурсию «Москва масонская» еще один момент, когда на Таганке вы показываете здание, уже построенное в сталинские времена.
Шеногина:
- После войны. На Гончарной.
Андреассен:
- И обелиски наверху в качестве украшения. Что это?
Шеногина:
- Подождите! А я всегда говорю: есть два варианта. Первый правдивый. Послевоенному ампиру присущи колонны, обелиски на фронтоне, на крыше здания. И геометрические фигуры, которые находятся на этом здании. А есть второй вариант. Выбирайте, кому что нравится. Древний город Гелиополис, который был построен две с половиной тысячи лет назад, на крыше каждого дома находились обелиски.
Андреассен:
- Это не обелиски, как таковые. Это символы обелисков.
Шеногина:
- Символ. Да.
Андреассен:
- Символ памяти. Ты смотришь на него и представляешь себе кого-то дорогого тебе, о ком ты хотел вспомнить?
Шеногина:
- То, что относится к послевоенному ампиру, наверное вряд ли. Это просто чисто украшение. А по поводу Гелиополиса да. Но есть замечательные слова одного московского архитектора: «Чего из ничего не бывает. И все мы стоим на плечах предшественников». Мы берем оттуда и оттуда. И появляются новые стили в архитектуре. А все было когда-то.
Андреассен:
- И появляются новые экскурсии, на которых можно посмотреть, что мы там такого понабрали! И принесли в нашу современность. Не сидите дома, выбирайте себе экскурсию по душе!