Кыргызстан
+8°
Boom metrics
Сегодня:

Москва таинственная: Как прогоняли нечисть из Церкви всех Святых на Кулишках и какое отношение это место имеет к Куликовской битве

Продолжаем открывать московские тайны вместе с Радио «Комсомольская правда» [аудио]
Церковь Всех Святых - замечательный храм, с таинственной, древней историей

Церковь Всех Святых - замечательный храм, с таинственной, древней историей

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Н. Андреассен:

- Здравствуйте, это «Москва таинственная», у микрофона Наталия Андреассен и Александр Мишин, гид общества пеших прогулок «МоскваХода» и библиофил. Здравствуйте, Александр. Мы сегодня отправляемся с вами – страшно сказать! – к черту на кулишки. А вообще-то можно сказать и по-другому – мы отправляемся в церковь Всех святых на Кулишках. Вот как такое может быть? То ли к черту, то ли к Богу, а, Александр?

А. Мишин:

- Сознание средневекового человека - да, впрочем, и любого человека от Адама и Евы, - такое двойническое, да. Вот когда мы кого-то посылаем – а мы же адрес вам даем: «к черту на кулички», - то не думаем, что куличками-то называлась пасха. Это оксюморон. Мы посылаем к черту на пасху. В этом выражении должна быть услышала ирония.

А вообще были, конечно, кулижки.

Церковь Всех Святых - замечательный храм, с таинственной, древней историей. Первый деревянный храм там возникает в 1380 году…

Когда-то тихое Зарядье сейчас - центр города. И кто бы мог подумать, что тут была топь, давшая храму его название?!

Когда-то тихое Зарядье сейчас - центр города. И кто бы мог подумать, что тут была топь, давшая храму его название?!

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Н. Андреассен:

- Только давайте скажем, где это. Для ориентира – это напротив памятника Кириллу и Мефодию.

А. Мишин:

- Да, напротив памятника Кириллу и Мефодию, станция метро «Китай город», где от Китай города, от его несуществующих уже стен, дорога шла на Рязань. По этой дороге Димитрий Донской шел на Куликово поле.

Современный храм, который сохранился до нашего времени, от 1680-х годов, - это уже правнучка того храма, который был там изначально. А в старину за тем деревянным храмом были заливные луга. Это сейчас нас с вами Москва-река не беспокоит: она максимум поднимается на полтора-два метра по воле человека. А в те времена она доставляла москвичам и радость, и пользу, и неудобство. Заливные луга... Да, это было Подмосковье, как это ни странно сейчас представить. А кулижки – это места, где холмики густые, а посреди - грязь болотца, пенечки. А где у нас нечисть-то сидит? Именно на таких пенечках.

И в каждом уважающем себя городке были свои кулижки, потому что города строились тогда, в средние века, в древности, на берегах рек, реки же были главными дорогами. Ведь – в лесу враг, этакий Соловей-разбойник сидит на дереве. А у вас стрелкового оружия нет, и, когда ваша ладья плывет посередине реки, стрела врага не долетает с берега, вы относительно сохранны и видите, что происходит в лесу. Это тоже абсолютно незнакомое нашим сегодняшним слушателям ситуация.

Не поленитесь - зайдите с шумной улицы во двор старинного храма. Подумайте, сколько он видел, включая зафиксированную в летописях (!) историю о нечисти!

Не поленитесь - зайдите с шумной улицы во двор старинного храма. Подумайте, сколько он видел, включая зафиксированную в летописях (!) историю о нечисти!

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Н. Андреассен:

- Итак, кулижки, как мы выяснили, это топь, болото, где у нас нечисть водится. Отсюда - название церкви. Но есть еще версия: мол, все связано с Куликовым полем. Дескать, Дмитрий Донской сюда привез погибших солдат и похоронил их.

А. Мишин:

- Есть современные альтернативные историки (наши слушатели, наверное, их знают - это Носовский и Фоменко), которые утверждали на полном серьезе, что район Китай города, метро «Китай-город» и Церковь Всех Святых - это и есть место битвы! Уважаемые слушатели, к этому надо относиться как к фантастике. Совсем ненаучной. Эти историки утверждали, что на самом Куликовом поле - таком, каким его видели историки 19 века, - ничего не найдено. Ни останков, ни мечей. А значит, дескать, там ничего не было.

Но не надо представлять себе Куликовскую битву, как Сталинградскую. Или даже Бородинскую.

Н. Андреассен:

- Все равно должно же было что-то остаться…

А. Мишин:

- Более того, нашли это место немножко в другом районе, чем предполагалось в 19 веке. Очень небольшая поляна – 2 километра на несколько сот метров всего лишь. Наверное, со стороны русских и со стороны Мамая в этой битве участвовало не более 15-20 тысяч человек, но для 14 века это колоссальное количество людей.

Теперь вспомним: «орудия труда» воина – меч, лук, стрелы – были дороги. Поэтому собирались с поля боя и увозились! Это все использовалось многократно, имуществом тогда не разбрасывались.

На этом снимке видна станция метро «Китай город». От Китай города, от его несуществующих уже стен, дорога шла на Рязань. По ней Дмитрий Донской отправился на Куликово поле

На этом снимке видна станция метро «Китай город». От Китай города, от его несуществующих уже стен, дорога шла на Рязань. По ней Дмитрий Донской отправился на Куликово поле

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Тем не менее, в последние годы, когда на реальном Куликовом поле развернулись археологические раскопки, много было найдено. Часто - лишь фрагментами. Но забывайте: там же в советское время велась активная хозяйственная деятельность. Удобрения растворяли старый металл. Тем не менее, было найдено несколько вещей. Поэтому сомнений в том, что Куликова битва была в Кимовском районе Тульской области, сейчас нет никаких. Другое дело, что район Солянки прославился не только этим.

Дело в том, что название места «к черту на кулижки» было, так сказать, подтверждено в 1666 году…

Н. Андреассен:

- 666?..

А. Мишин:

- Да. В богадельне у церкви, где жили пожилые престарелые дамы, завелась нечисть. По стенам бегало что-то размером с младенца, ну, как бы взрослый человечек – по потолку, по стенам... Сбрасывал бабушек с кровати, щипал их – в общем, полное безобразие там было, это нечто еще и ругалось, материлось. И это не легенда - это зафиксировано в документах правления царя Алексея Михайловича. И вот тогда из Флорищевой пустыни (Тверская губерния) пригласили настоятеля этой пустыни, отца Иллариона Ананьева, сейчас он причислен к лику святителей, и он с помощниками 40 дней отчитывал это место. И освободил от нечисти. Прогнал. И тем самым как бы нехорошесть этого места еще раз была подтверждена и зафиксирована. А в ХХ веке, к сожалению, Церковь Всех Святых была отдана органам НКВД…

Напротив храма - памятник Кириллу и Мефодию

Напротив храма - памятник Кириллу и Мефодию

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Н. Андреассен:

- Да, я только хотела сказать, что в какой-то степени нечисть-то и вернулась в ХХ веке. Церковь хотели сначала снести, а потом отдали НКВД и вот дальше там тоже раскопки подтвердили, как жутко ее использовали...

А. Мишин:

- В 2000-е годы, когда все там раскапывали... А церковь многослойная, она стоит на урезе холма и, уважаемые слушатели, если вы будете проходить мимо, обязательно зайдите во двор. Вы увидите, что церковный комплекс гораздо крупнее, чем нам кажется непосредственно с Солянского проезда. Время культурные (и некультурные) слои закрыло. И когда шли реставрационные ремонтные работы, то в глубинах нашли скелеты более чем десятка человек. Была проведена судебная экспертиза, результаты которой показали: это были расстрелянные - видимо, в конце 20-х или в 30-е годы.

Н. Андреассен:

- Как раз когда там находилось НКВД. Интересно, а после этого приглашали священников для того, чтобы выгнать этот нечистый дух, который там поселился в начале ХХ века?

Если взойти на ступеньки у памятника Кириллу и Мефодию, на храм открывается вот такой вид

Если взойти на ступеньки у памятника Кириллу и Мефодию, на храм открывается вот такой вид

Фото: Михаил ФРОЛОВ

А. Мишин:

- Насчет этого не знаю... Но поскольку в Москве находят огромное количество остатков человеческих, поскольку у каждой церкви был свой погост (все 300 московских церквей до 19 века имели свои кладбища). И если эти скелеты, останки, выгребают, их хоронят в Подмосковье. Есть специальное кладбище, где есть эти братские могилы устраивают уже по чину – то есть, их еще раз провожают на тот свет, соблюдая святоотеческие традиции.

Н. Андреассен:

- То есть, вот эта часть погоста это такой-то церкви, здесь хоронят из такой-то церкви и так далее?

А. Мишин:

- Примерно так.

Н. Андреассен:

- Да, жутковато немножко, но что поделаешь. А в следующей нашей программе, через неделю, мы отправимся в подземелья. По следам человека, который, пожалуй, был самым известным диггером ХХ века. Это Игнатий Стеллецкий, который всю жизнь посвятил, в частности, поиску библиотеки Ивана Грозного.

А пока вы можете зайти на сайт «МоскваХода», выбрать себе экскурсию по душе, погулять по Москве и узнать очень много, чего мы еще не успели вам рассказать за это короткое время.

А. Мишин:

- Будьте здоровы, уважаемые слушатели и читатели!