Кыргызстан
+23°
Boom metrics
Сегодня:

Что делать, если все раздражает

Скандальная журналистка Леся Рябцева узнала секрет у психолога, писателя и философа Александра Хакимова [аудио]
Леся Рябцева

Леся Рябцева

Фото: РИА Новости

Что такое счастье? Что такое любовь? Как найти в себе точку опоры и побороть стресс жителю мегаполиса? Что делать, если все просто достало и хочется все бросить? Только не говорите, что не задавались этими вопросами. Каждый пытался задаться и ответить. Эти же вопросы скандальная журналистка Леся Рябцева задала психологу Александру Хакимову.

Наша справка:

Александр Хакимов - известный в России и других странах специалист по ведической культуре, писатель, общественный деятель, художник, философ, психолог и проповедник. Уже много лет Александр Хакимов путешествует по миру с целью распространения ведического знания. Практически каждый день его жизни – это лекции в переполненных залах, где он делится с людьми полученными знаниями. Александр Хакимов делится знанием, которое помогает найти ответы на сокровенные вопросы о смысле человеческой жизни, об абсолютной истине и природе любви и является автором ряда книг - «Карма», «Реинкарнация», «Последний экзамен», «Духовная семейная жизнь», «Уровни сознания» и других.

Рябцева:

- Моя задумка была в этой беседе помочь людям, которые живут в мегаполисе, которым очень одиноко, плохо или они как-то потерялись, чтобы мы попытались осветить какие-то основные проблемы, с которыми сталкивается часто человек… Я еще заметила такую тенденцию – у всех состояние депрессухи, апатии… И вот первый вопрос – что делать, когда тебя все достало?

Хакимов:

- Первый момент это как раз здоровье человека очень важно. То есть, мы вообще ожидаем, что кто-то позаботится о нашем здоровье, обычно это доктора или близкие люди, но на самом деле человек должен быть самостоятельным в этом плане, взрослым. И у нас недостаточно образования вот личного в этом плане и мы надеемся, что кто-то позаботится о нашем здоровье. Как, например, вот профессия. Мы должны сами сделать свою карьеру, личную жизнь мы должны иметь квалификацию личную, чтобы сделать такую вот жизнь личную, состоятельную. И в плане здоровья тоже. Поскольку этой науки нет – как регулировать свою пищу, питание, сон, деятельность, зрелища, общение личное. То есть, мы не получаем образования в этом плане нигде, и у людей страдает сильно здоровье и состояние ума. Настроение вот мы говорим, депрессия может быть, скажем, глубокая обида – может всю жизнь жить с этой обидой человек и он не знает, что с этим делать вообще. Не обучен человек. Вот обычный москвич, живущий в мегаполисе и ожидающий, что все как бы проблемы его решит этот мегаполис, все эти службы – там здравоохранение, образование, начальство на работе и т.д. И он попадает в такую ловушку, потому что он сам неквалифицирован жить счастливо – вот в этом как бы проблема людей.

Рябцева:

- Получается, что наше психологическое состояние зависит от здоровья, от физического?

Хакимов:

- От здоровья, да. От того, как мы пользуемся умом, речью, что мы едим, как мы спим, как мы общаемся. Вот от этого все зависит, конечно же, и наша жизнь целиком зависит.

Рябцева:

- Мне казалось, что всегда первоначально сознание. А получается в обратную сторону?

Хакимов:

- Сознание регулируется. Вот как любой прибор, допустим, вот тот же айфон или радио мы должны настроить на волну, иначе не будет работать, связи не будет, так же человеческий ум, как бы наша биологическая природа, она должна быть отрегулирована, чтобы воспринимать позитив. А если она не отрегулирована, она не может позитив взять, она живет в негативе. То есть, в какой-то памяти прошлого, от которой не может избавиться, или в каких-то ложных надеждах, которые никогда не сбудутся. Это называется негатив, все переходит в негатив, наши ожидания, потому что наша жизнь просто не отрегулирована.

Рябцева:

- Для чего это все? Зачем регулировать?

Хакимов:

- Для счастья.

Рябцева:

- Зачем быть счастливым?

Хакимов:

- Интересный вопрос. Это как называется – как бы инстинкт сердца. Вот есть инстинкты физические, а есть инстинкт ума, вот, например, к хорошему, смешному, радостному мы стремимся естественно, мы не спрашиваем почему. Вот так же к счастью мы стремимся инстинктивно, это наша природа, глубокая внутренняя природа забытая. И вот когда мы разочарованы в жизни, этот вопрос может всплыть – зачем мне счастье, потому что я уже устал от этих поисков, я уже перепробовал и нигде его нет, этого счастья, может быть, вообще его не существует, зачем они нужны вот эти попытки, борьба за счастье… устал просто. Тогда вопрос возникает, видите. А когда вот я счастлив без борьбы, без сражения, без боли, без крови, я не спрашиваю почему так. Это естественно. Это как здоровье. Это естественно для меня – быть здоровым человеком.

Рябцева:

- Получается, мы живем для того, чтобы быть счастливыми?

Хакимов:

- Да, главным образом.

Рябцева:

- Тогда возникает проблема гедонизма. Люди живут ради удовольствия, а не счастья. И иногда происходит путаница между понятиями.

Хакимов:

- Вот это очень хорошо, что вы эти две темы различили, потому что многие не различают разницу между этим. Вы совершенно правы. Гедонизм – это наслаждение чувств, а чувства очень быстро утомляются и человек устает от жизни, разочаровывается, депрессивный становится как бы вот. Все плохо для него. Он там раздражается, тут раздражается, на детей кричит, на жену кричит, хотя все у него есть, но все плохо. Гедонизм в этом причина.

Вот давайте поэкспериментируем. Посидите за телевизором 3-5 часов и вы будете раздражительны. Вам плохо станет. Посидите за интернетом столько же времени и вы тоже будете в конце концов раздраженными, неудовлетворенны, потому что удовлетворение приходит от живого общения, от искусства общаться с живым существом. Это могут быть животные, растения, природа, люди, конечно же… То есть, есть иерархии, целая Вселенная, есть столько энергии, удивительной для общения, а мы вот в интернет, мы в телевизор – кто в спиртное, кто просто в какие-то удовольствия – и от этого человек просто устает.

Рябцева:

- А почему мы уходим-то в это обезличенное? Нам больно общаться с другими людьми?

Хакимов:

- Ну, мы начали беседу с того, что мы не обучены общаться именно. У нас сейчас наука взаимоотношений практически утрачена и мы поэтому несчастливы в семье ли, на работе, нам трудно общаться без конфликтов. И вообще этот век, в котором мы живем, называется век конфликтов. И конфликты привлекают, и кажется, что именно это и движет прогрессом. Всем людям кажется, что это составляющая как бы нашего роста. А на самом деле нет. Вот посмотрите, кто конфликтует? Ни одно живое существо, когда растет, не конфликтует. Ребенок играет, радуется жизни, он требует позитива от нас – так он развивается. Если мы будем человека развивать и образовывать в страданиях, он не научится ничему хорошему. Должен быть счастливым человек, тогда он обучается, еще более счастливый становится человек. И этот процесс целый.

Рябцева:

- Есть такое мнение, что, чем больше у нас испытаний, тем сильнее мы становимся.

Хакимов:

- Это да, это верно.

Рябцева:

- Ну а как не перепутать?

Хакимов:

- Если испытания осознанные, например, я иду в спорт, я сам себе ставлю задачи – вот стать мастером спорта – я иду к тренеру и я принимаю все его наставления и работаю, и сколько усилий вот совершаю – это испытание. Но, поскольку они добровольные, они не травмируют меня, а закаляют. А если эти испытания не добровольные, а навязанные, вынужденные, оно травмирует. Травма. Это насилие, понимаете. Как тюрьма.

Рябцева:

- Когда человек говорит – ну а что я могу поделать, это судьба у меня такая, нужно теперь это испытание – ну, он его осознает, как ему кажется, но считает, что так суждено, что просто нужно перетерпеть.

Хакимов:

- Это одно сторона. Совершенно верно, терпеть нужно. Вот, например, жара – ну, что делать, терпеть надо. Или холод. Тоже терпеть надо.

Рябцева:

- То есть, это то, что мы не можем контролировать?

Хакимов:

- Да, не можем. А есть свобода выбора еще. Я могу подготовиться к зиме, подготовиться к жаре. То есть, могу дом построить, могу кондиционер поставить… Свобода выбора. Вот об этом мы сейчас и говорим. Есть судьба, а есть еще свобода выбора и нужно научиться им пользоваться.

Рябцева:

- Ну а как человеку современному понять, где будет свобода выбора? Потому что здесь слишком много внешних факторов, которые влияют на твой выбор. Семья. Есть обязательства, связанные с родными, есть опасения, что .а вдруг мое эго сейчас играет и вот не нужно мне менять работу, увольняться, потому что у меня есть обязательства перед семьей или там я обещал начальнику или еще что-то… и человек начинает метаться в этом состоянии. Он хочет быть свободным в выборе, но не может, потому что есть куча наносных каких-то историй. Вот как выпутаться-то из этого комка?

Хакимов:

- Свобода выбора, когда вот мы принимаем какое-то решение на платформе выбора, становится нашей обязанностью… Например, влюбились юноша и девушка – это их выбор – они поженились. Теперь это их обязанностью становится по жизни. Они хотят детей – теперь это их обязанность по жизни. И вот это нужно делать добровольно и вкладывать туда счастье. Тогда следующий вопрос – а где этот источник счастья? Телевизор, компьютер, где? Нет, там нет этого. Вот этого современный человек не знает – где источник счастья? Где источник его энергии, жизненной силы? Мы истощаемся, слабеем, поэтому нам плохо, мы несчастны. Нехватка энергии идет. Эмоциональной, умственной, чего угодно. Вот для обычных людей, скажем, непривычно заниматься философским поиском жизни. Они не приучены. А ведь это дает силу преодолевать препятствия в жизни. Депрессии никогда не будет у человека, если он начинает философски мыслить о жизни. То есть, каждый человек немножко должен быть философом, хотя бы чуть-чуть, основы знать эти. А мы не подготовлены, мы слабы в жизни становимся, мы не можем объяснить те явления, которые нам жизнь представит, обязательно. Родственник может умереть, допустим, или еще что-то может случиться. И я должен понимать философскую сторону жизни, иначе я буду раздавлен. Я же живу в этом суровом мире. А он же суровый, этот мир. Там рождение, смерть, а тут болезни, старость ожидает человека. Это суровые стороны жизни и я должен быть готов к этому тоже.

Рябцева:

- Должен ли каждый человек интересоваться душой, увлекаться философией, на что мой коллега сказал – если я буду думать о душе, о боге, в религию подамся, то когда же я буду работать?

Хакимов:

- Немножко надо, не надо полностью в монастырь уходить, надо регулировать. Вот видите, образование – значит, как регулировать свою жизнь. Утро для духовной практики, день для работы, вечер для отдыха и общения. И так каждый день можно полноценно жить.

Рябцева:

- Наверняка эти правила уже где-то прописаны, просто кому-то повезло их узнать, а кому-то нет.

Хакимов:

- Так это и есть философия, я об этом и говорю.

Рябцева:

- А где найти эту правильную философию?

Хакимов:

- Я боюсь говорить в эфир, знаете, столько философии, столько всего, столько учителей. Я думаю, что вы должны просто заинтересоваться этим. В интернете вы это найдете, где угодно найдете. Сейчас все открыто, мы же в такое время живем – нет железного занавеса. Сейчас любая наука открыта – пожалуйста.

Рябцева:

- Но в то же время можно попасть в лженауку.

Хакимов:

- А вот это уже от искренности человека, вот тут я уже не могу сказать вам ничего. Вы должны слушать свое сердце. Вот именно искренне. Душу не обманешь. Вот тут ответственность личная должна быть.

Рябцева:

- Я очень часто слышу фразу от своих старших знакомых о том, что я уже довольно много пожил, зачем мне интересоваться философией? То есть, он считает, что он уже мудрый из-за возраста своего и поэтому не хочет как-то…

Хакимов:

- Возраст не обязательно мудрость. Можно быть молодым дураком, а можно быть старым дураком. Так тоже говорят. Почему вот, скажем, молодое поколение не слушает старших?

Рябцева:

- Почему?

Хакимов:

- Нет мудрости. Недостаточно мудрости. Какой-то опыт есть, конечно, у них, а мудрость это другое. Мудрость - это способность применять эти знания к обстоятельствам. Вот люди же меняются, время меняется, вот мы новое поколение, видим, что они уже живут не так, как старое поколение. И так всегда будет. И вот старые от недостатка мудрости начнут их просто критиковать, они не могут использовать свой опыт и поделиться им, потому что в этой ситуации они не знают, как применить свой опыт жизни, поэтому они будут просто критиковать молодое поколение. Это недостает мудрости.

Рябцева:

- Для чего мы живем?

Хакимов:

- Чтобы быть счастливыми, чтобы испытать высшее счастье.

Рябцева:

- Что такое высшее счастье?

Хакимов:

- Есть счастье на физическом уровне, а есть счастье на уровне воли, выбора. Например, я могу сделать карьеру, там успех в жизни какой-то – такое счастье испытать. А есть счастье духовное, когда я просто счастлив внутри себя по своей природе, из-за чистоты. Счастье – это синоним «чистота». Если тело чисто, оно здорово и счастливо. Если ум чист, то он радостный. Если сердце чисто, вы постигаете высшее счастье.

Рябцева:

- Сложно сохранить эту чистоту, когда выходишь на улицу?

Хакимов:

- Точно. Поэтому хорошо, что мы вот сейчас по радио тоже говорим об этом, чтобы люди слышали и имели возможность слушать о таких вещах.

Рябцева:

- Может быть, люди не задумываются об этом, потому что, правда эта как-то не пропагандируется в широком…

Хакимов:

- Именно по этой причине.

Рябцева:

- Что такое любовь?

Хакимов:

- Когда мы говорим о счастье, собственно говоря, мы говорим о любви. Это наша природа – любить и быть любимыми. Но из-за эгоизма односторонне культура развивается. Я хочу, чтобы меня любили, прежде всего, - это вот мой эгоизм внушает мне такую истину, вот такая моя мудрость вышла с годами, что меня никто не любит, поэтому я плохо к жизни отношусь. Я потенциальным самоубийцей становлюсь. Да, это очень серьезный вопрос – любовь. Без любви жить кто будет, кто захочет жить? Хотя бы надежда должна быть, так ведь? Поэтому любовь – смысл жизни. Но любовь эгоистическая, она приносит прямо противоположный результат. Человек становится одиночкой в этом мегаполисе, он просто одиночка, он лезет в компьютер, в какие-то игры… просто одинок человек. Потому что любовь – это общение. Когда ни до компьютеров, ни до телевизоров, ни до каких-то еще других искусственных вещей, а вы любите человека, людей, Бога, вы любите жизнь. Это совсем другой аспект. Вот это смысл нашей жизни.

Рябцева:

- Вы сказали такое словосочетание – искусственные вещи. А что не искусственно?

Хакимов:

- Искусственно – то, что создано при помощи ума человеческого. Ну, это комфорт обычно, вот какие-то удобства – это искусственная цивилизация. А естественно, например, то, что вот мы должны пользоваться светом солнца, в общем, светом электричества, мы должны общаться с землей, потому что мы живем на Земле, и общаться, и выращивать что-то. Это естественная вещь. Но люди избегают, потому что это какой-то труд, это какая-то простота жизни их отталкивает. Почему? Потому что они не осмысливают возвышенность этого процесса. То есть, ум стал примитивный. Для них земля это что-то такое грязная работа какая-то, потому что ум их стал слабый, не философский как бы, невысокого полета. Но если у вас ум очень высоко расположен, вы видите в этой простоте великие вещи достигаете.

Рябцева:

- В простоте появляется глубина?

Хакимов:

- Глубина, глубина появляется.

Рябцева:

- Есть ли принципы, по которым можно принять правильные решения?

Хакимов:

- Общий принцип таков, что человек должен быть полезен для всех. Пользу другим приносить. Потому современный критерий он же другой.

Рябцева:

- Для себя.

Хакимов:

- Да. А принцип физический он – польза для других. Для близких, для общества, для других. То есть, моя жизнь рассматривается как жертвенность, самоотдача, тогда она успешна.

Рябцева:

- Никто не хочет же быть жертвой.

Хакимов:

- Ну, вот мать же жертвует всем ради детей! Это же сознательно. И это счастье приносит. Жертва принесет счастье, если она осознанная, осмысленная и разумная.

Рябцева:

- Чаще всего нам чувство зависти мешает так себя вести.

Хакимов:

- Да, есть недостатки у сердца, это факт.

Рябцева:

- Соответственно, почему у одних все, а у других ничего?

Хакимов:

- Это от того, что человек несчастлив сам по себе. Вот об этом мы и говорим – нужно научиться быть счастливым, отрегулировать свою жизнь. Если вы счастливы, вы не будете завидовать. Например, вы здоровый человек – вы ж не завидуете больному человеку? Богатый не завидует бедному человеку. Красивый не завидует уродцу. Он наделен, да. Вот если он духовно богат, он не будет завидовать, он не будет страдать.

Рябцева:

- Но чтобы быть счастливым, наверное, очень важно понять свое предназначение, свое место?

Хакимов:

- Вот это верно.

Рябцева:

- Как?

Хакимов:

- У каждого человека есть своя природа. Природа означает – есть какая-то склонность к профессии, к деятельности… также личная природа, чтобы создать семью или жить в каком-то другом укладе. Скажем, можно без семьи прожить, некоторые люди могут жить в монашестве таком как бы, в отшельничестве – природа их такова. То есть, разная природа. И вот нужно дать возможность развиваться вот этим природам. Не сравнивая и не сталкивая их, не конкурируя. Вот тогда люди будут счастливы.

Рябцева:

- Есть такое понятие, как выгорание. Когда человек, особенно даже в порыве вот этого желания понять счастье и свою природу, взваливает на себя много-много всего, а потом выгорает, устает, все бросает, плюет на все… Ну, почему так и что с этим делать?

Хакимов:

- Опытный инструктор, это так же, когда вы в горы идете, обязательно нужно опытного инструктора, если первый раз в горы идете, у вас сложности будут – это очень опасно. Кажется, что вершина очень близко, кажется, что вот сейчас этот холм преодолеем и там вершина уже. И так будет казаться много дней. И люди теряют веру уже, что вообще возможно взобраться на эту вершину. Нужен инструктор.

Рябцева:

- Где его искать?

Хакимов:

- Вот Луна далеко или близко? Вот ребенок думает – ой, близко Луна же, вот она, руку только протянуть. Тогда ему показывают на дерево – видишь дерево, а Луна за деревом. Или гору. А Луна еще там, дальше. И вот нужен инструктор, который нас подготовит и знает, какое это путешествие. Сколько там вообще идти и какие силы нужны, и как их распределить. Потому что необученные люди бросаются в область духовности и, представьте, они все обжигаются. Это не такая простая вещь, как кажется.

Рябцева:

- Многие из моих знакомых начали увольняться. Очень много творческих, талантливых, успешных, карьеристов увольняются, потому что понимают, что все, что они делали до этого многие годы, бессмысленно. Наверняка же есть какой-то совет для них…

Хакимов:

- Хм-м.. Это честные люди. Мне нравятся эти люди. Они честные и принципиальные. Они не привязаны к карьере, они хотят что-то полезное делать. Это хорошие люди все.

Рябцева:

- И что им делать?

Хакимов:

- И вот хороший человек, он должен встретить в жизни также какого-то хорошего человека, который в чем-то его превосходит. Этот превосходящий человек укажет на какие-то вещи более еще важные, верно? И мы идем в ту сторону тоже и находим еще более развитых людей, которые укажут дальше путь. И так будем продвигаться. Вот такой принцип продвижения человека. Общение.

Рябцева:

- Есть какие-то очень важные вещи, о которых мы всегда забываем?

Хакимов:

- Мы забываем о времени. Время очень важная вещь.

Рябцева:

- Почему? Мы не понимаем?

Хакимов:

- Да. Потому что кажется, что я буду жить вечно и мы все откладываем на завтра. Вот духовную жизнь возьмите, скажем, духовную практику. Кто ею занимается? Почти никто. Ну, потом. А сейчас работать надо, не так ли? Семья у меня, обязанности какие-то, а это – потом все. И так мы теряем время.

Рябцева:

- Вот как вспомнить о времени?

Хакимов:

- Читать книги, общаться опять же.

Рябцева:

- В мегаполисе все одиночки. Каждый сам по себе. Вот вы говорите о том, что надо быть близким к природе, но в мегаполисе это тяжело делать. Что делать?

Хакимов:

- Нужны хотя бы один-два близких человека, с кем мы делимся сокровенным. Ради кого вообще жить в городе, должны быть какие-то люди, личности. Если вы любите одного человека в этом городе, этот город будет для вас очень дорогим, важным. То есть, вопрос вот в этих отношениях именно. И так же, если в этом городе вы потеряли все, все отношения, вас предали, то этот город будет для вас ненавистным, вы захотите покинуть это место, сменить его. Все определяют отношения человека. И если мы примем на себя духовные обязанности, только тогда мы будем находить для них время. Только тогда, когда мы примем обязанности. Мы будем знать, что это моя обязанность, а не просто вот я могу делать, а могу не делать. Это моя обязанность, тогда я найду для него время.

Рябцева:

- Разве счастье не в свободе? Все же пытаются убежать от отказов, от запретов, от обязанностей и думать, что счастье и радость как раз в свободе личной, разве не так?

Хакимов:

- Свобода, да, свобода нужна человеку. Но посмотрите, кто свободен на практике? Те, кто следует законам государства. Как раз те, кто выполняет свои обязанности, они получают свободу. Те, кто нарушает эти вещи, думая, что они свободны, теряют свободу. Поэтому законы Бога нужно соблюдать, иначе потеряешь свободу.

Рябцева:

- В самом начале мы говорили о том, что мы всегда ждем помощи со стороны, что мы сами себе помогать не очень иногда готовы и ждем помощи от власти, от правительства… Так вот, как перестать обвинять других в собственных неудачах, как перестать жить обидами, о которых вы говорили… Как это все отпустить и начать жить нормально?

Хакимов:

- Нужно начать действовать. Просто вот оставить обиду невозможно. Забыть ее. Просто забыть невозможно, мы будем помнить всю жизнь наши обиды, какие-то глубокие впечатления, носить с собой… Но как обрести более светлые впечатления жизни, более возвышенные впечатления жизни, как превзойти вот этот горький опыт? Как не погибать таким образом как личность? Нужно благотворительность совершать человеку. Это для обычного человека очень хорошее правило. Есть разные фонды благотворительные, мы об этом подробно сейчас не будем говорить, но нужно сосредоточиться на благотворительности, на помощи другим живым существам, людям, ну, у кого какие масштабы. Кто-то может всему обществу помочь, кто-то может быть в городе полезным человеком, кто-то может быть в семье полезным, кто-то для животных, для птиц полезное что-то делать, кто-то для земли полезное может что-то делать, для соседей. Так или иначе мы должны настроиться на благотворительность. Тогда мы поймем, что все эти впечатления смоются.

Рябцева:

- Мы просто забудем их?

Хакимов:

- Да, мы просто будем счастливы.

Рябцева:

- То есть, мы начнем избавляться от этих зависимостей?

Хакимов:

- Да. Потому что люди, которые совершают благотворительность, помогают друг другу, они легко прощают все и забывают плохие вещи.

Рябцева:

- Вот мы с другом шли по городу и пытались понять, почему, когда человеку плохо, он либо слушает грустную музыку, либо начинает пить и курить? То есть, вводит себя в еще большее негативное состояние. Почему мы так склонны не в позитив уходить, а в негатив?

Хакимов:

- Это называется извращенный вкус. То есть, ему плохо и он хочет наслаждаться этим настроением, под музыку.

Рябцева:

- Это же странно, да?

Хакимов:

- Да, да. Потому что природа же живого существа наслаждаться, а он не может быть счастливым, ему плохо, тогда он наслаждается плохими вещами. Чем угодно – курит, пьет, музыку слушает, соответствующую его депрессивному настроению. Потому что он хочет достичь своей цели – как наслаждающийся человек, счастливый человек. Кто-то счастлив депрессиями, кто-то счастлив тем, что внушает, что он Наполеон, очень большой человек. Это уже извращенные моменты именно. То есть, нужно научиться наслаждаться по-настоящему хорошими вещами, а для этого нужно хорошие поступки делать.

Рябцева:

- Получается, мы упиваемся своими неудачами и радуемся обидам собственным?

Хакимов:

- Да, да, привязываемся к ним. Трудно отобрать у нас вот эту кость, вот это… Там уже ничего нет, верно же…

Рябцева:

- Но вот если бы были вот эти общественные какие-то… помощь, люди, друзья, то нам было бы проще…

Хакимов:

- Нужно общаться с людьми духовными, которые умеют прощать, которые позитивны, они забывают плохие вещи, умеют доверять, мы обучаемся доверию вместе с ними, и становится легче. Вот представьте, сосед ходит и шумит. Мне мешает все это, верно же? Я пойду сейчас с ним ругаться. Но если мы с ним подружились и он там шумит, меня это не беспокоит, верно же? Ну, это же мой друг – пусть шумит – нормально все. Я его знаю, он меня знает. Мы понимаем друг друга. А поскольку мы не знаем друг друга, мы раздражаемся. Это вопрос знания личности.

Рябцева:

- Семья и родственники могут стать таким, не знаю, столбом, к которому мы должны прислониться так…

Хакимов:

- Должны быть такими.

Рябцева:

- А если нет?

Хакимов:

- Если нет, нужно искать духовную семью. Семья должна быть в любом случае какая-то. Если естественная семья не сложилась, тогда нужно найти духовное сообщество, где мы чувствуем духовное родство. Обязательно, необходимо это, иначе человек будет страдать.

Рябцева:

- Есть у вас какое-то кредо по жизни, которое бы всем подошло?

Хакимов:

- Счастье всем подходит. Но нужно учиться. Учиться счастью.