Кыргызстан
+16°
Boom metrics
Сегодня:

Музыкант «Машины времени» Александр Кутиков: «К слову «легенда» отношусь с улыбкой!»

Про уход Маргулиса из группы, кидалово молодых музыкантов, оппозицию и компромиссы
Кутиков многие годы фактически был продюсером "Машины" и уходить из нее не собирается

Кутиков многие годы фактически был продюсером "Машины" и уходить из нее не собирается

Фото: Анатолий ЖДАНОВ

Бабицкий:

- В эфире радио КП и впервые в программе «Килограмм счастья» Александр Кутиков. Я даже не знаю, какой эпитет подобрать. Человек, который написал много хорошей музыки, спел огромное количество замечательных песен, ну и, конечно же, без всякого преувеличения легенда отечественного рок-н-ролла.

Кутиков:

- Спасибо. Но к слову «легенда» отношусь с улыбкой. Легенда это то, что уже ушло из жизни, а мы, слава богу, живы-здоровы. Поэтому как-то слово «легенда», с моей точки зрения, не очень прикладывается ко мне и моим коллегам по «Машине времени». Я думаю, что мы в меру известные музыканты на одной шестой части суши и вряд ли более того.

Бабицкий:

- Тем не менее, огромное количество поклонников и поклонниц «Машины времени» да и просто хорошей музыки сейчас просто прильнули к радиоприемникам и готовы внимать. Современная музыка, которая сейчас существует в огромном количестве проявлений. Это тебе и электронная музыка, это и то, что они называют рэпом, это и попытки делать какую-то современную классику, современный джаз. И при этом огромным пластом идет тот рок-н-ролл, который с виду не меняется. Вот он каким был в 80-е, таким он и остался сейчас. Так ли это? И можно ли сказать сейчас новое слово в рок-н-ролле?

Кутиков:

- Конечно же, рок-н-ролл меняется. Если сравнивать то, что игралось в 50-е годы – Билл Хейли, Чак Бери, то, что игралось в 60-е годы – «Битлз», «Роллинг Стоунз», в 70-е годы – «Пинк Флойд», Led Zeppelin - все время рок-н-ролл трансформировался от Джимми Хендрикса через Дэвида Гилмора и других гитаристов к сегодняшнему рок-н-роллу, в котором существуют прекрасно Muse, существуют Coldplay. В общем, существует очень много хороших групп.

Бабицкий:

- Однако отечественные вы сейчас не называете. Вы не говорите: существуют молодые российские команды (и дальше список из 30 персон). Нет ведь такого.

Кутиков:

- Дело в том, что так уж я был заточен всю жизнь, что сначала я очень любил классическую музыку, учился по классу трубы как классический музыкант. А потом, когда я услышал «Битлз», меня развернуло на 180 градусов. И с того момента я 90% времени, которое отдаю на прослушивание музыки, занимался прослушиванием иностранной или же классической музыки. Я мало слушаю нашу музыку, наш рок-н-ролл, особенно после того, как несколько лет назад я решил, что с продюсированием молодых исполнителей я заканчиваю.

Бабицкий:

- Я так понимаю, что вопрос был скорее не в отсутствии талантов, а в том, наверное, что у нас в стране трудно быть продюсером молодых талантов, и при этом чтобы они выстрелили, стали известными. Либо «Фабрику звезд» по телевизору организовывать, что, наверное, для рок-н-ролльщиков неинтересно, либо какие-то очень большие деньги, и тоже неинтересно.

Кутиков:

- Нет, даже не в этом дело. Скорее дело было в том, что, к сожалению, молодые исполнители чрезвычайно неблагодарные существа, в том смысле, что когда они становятся известными, они забывают о том, кто приложил руку к их известности. То есть продюсеров они очень часто забывают, а многих кидают просто, по-русски говоря.

Бабицкий:

- У группы «Машина времени» все эти долгие годы, по-моему, никогда не было продюсера, и вы на всех концертах, на всех больших фестивалях, на всех больших проектах, связанных с телевидением и радиопроектами, всегда своими силами пробивались, пробились, застолбили за собой вот эту огромную нишу, огромную аудиторию. Почему у них так не получается сейчас?

Кутиков:

- Во-первых, изменилась система в шоу-бизнесе. Когда мы начинали играть, тогда вообще не было никакого шоу-бизнеса. В Советском Союзе шоу-бизнеса не было, была эстрада и классика. Вся музыка делилась на два таких вот подкласса. Но мы не принадлежали ни к эстраде, ни к классике. Мы играли песни, которые мы писали, мы играли так, как хотели услышать. Нам было не очень важно мнение других людей по поводу наших песен и тогда, и сейчас. Для нас главным критерием качества песни было очень простое наше понимание: нравится – не нравится нам. Если нам нравится, значит, мы считаем, что песня получилась, песня хорошая. Если нам не нравится, то мы эту песню не играем.

Бабицкий:

- С этой точки зрения я бы позволил себе сравнить «Машину времени» не с «Битлз», а именно с «Роллинг Стоунз». Потому что у «Битлз» как-то так получилось, что они долго играли вместе, и как только пошли в сольные проекты, сразу же и распались. А у «Роллинг Стоунз» Ричард выпускает сольные альбомы, Джаггер, ребята делают, что хотят, потом собираются вместе, играют концерт, и все понимают, что и то и другое хорошо. Музыканты «Машины времени» часто делают сольные проекты, свои альбомы выпускают и при этом остаются «Машиной времени».

Кутиков:

- Если сравнивать «Битлз» и «Роллинг Стоунз» и говорить о сольных работах этих великих музыкантов, то у «Битлз» сольные работы появились раньше, чем они появились у музыкантов «Роллинг Стоунз». И в тот период существования «Битлз» сольные проекты и привели к распаду группы. А «Роллинг Стоунз» счастливо пережили этот период развития музыкального бизнеса. И когда у них стали появляться сольные работы, это уже был другой уровень коммуникации внутри группы и взаимодействия группы с рекординговой компанией. Просто другое время. Поэтому они не распались. Они понимали, что «Роллинг Стоунз» это уже не их бренд, это бренд людей, которых они на протяжении нескольких десятков лет создавали как любителей этой музыки, этого бренда. И они как хорошие бизнесмены понимали, что не имеют права просто отобрать у людей то, что этим людям принадлежит уже по праву.

Бабицкий:

- Как сейчас происходит, наверное, и с «Машиной времени».

Кутиков:

- Это так, как происходит с Маккартни. Маккартни самый богатый музыкант в мире, он уже заработал столько денег, что мог бы вообще никогда больше не работать, и его дети и внуки счастливо жили бы еще какой-то период времени благодаря его безусловному таланту. Но он продолжает концертировать, выпускать пластинки, потому что он понимает, насколько велика его ответственность перед теми людьми, которые любили «Битлз», любят его и до сих пор приходят в огромных количествах на его концерты. И он отдает долги. И делает это с большой любовью к залу, к публике, к людям, благодаря которым он стал и известным, и богатым.

Бабицкий:

- У нас в стране такое, наверное, мало возможно, потому что у них традиции создавались долгие десятилетия. Традиции того, как звезды общаются с залом, музыкальными критиками, с теми, кто смотрит их по телевизору или слушает по радио. А у нас зачастую бывает так. Вот такого общения просто не существует. Некоторые звезды ведут Твиттер, где пишут, как они себя чувствуют, к ним прибегают поклонники, и вроде они там общаются. Но эти же звезды, выходя после концерта, этих же поклонников посылают к чертовой матери, говоря: а вы мне неинтересны, я концерт отпел и ушел. Почему такое отношение к аудитории позволяют себе некоторые российские музыканты?

Кутиков:

- Вы знаете, в чужую голову и в чужую душу не залезешь. Я могу только одно сказать, что музыкант, отработавший на сцене полноценно 1 час 45 минут и выше, у него не остается сил на общение. А если у него остается много сил для общения, значит, он плохо работал.

Бабицкий:

- Вот вы говорите: непубличный человек, непубличная персона. Нигде в газетах не пишут: Александр Кутиков написал открытое письмо, Александр Кутиков посетил оппозиционную демонстрацию. Даже про личную жизнь ничего не пишут. Наверное, вы туда никого не пускаете. И это, вероятнее всего, правильно, потому что это ваша личная жизнь. Почему многие музыканты сейчас идут по этому пути и говорят: нам нужен скандал, лучше плохой пиар, чем вообще забудут, а вы никого к себе не пускаете?

Кутиков:

- У каждого своя жизнь, свое представление о мире, о деле, которым он занимается. Мне кажется, что, несмотря на то, что мир сейчас, возможно, требует от музыкантов каких-то специальных пиар-действий, я продолжаю считать, что за музыканта говорит его музыка. Во всяком случае, должна в первую очередь говорить его музыка, а не скандалы. Надо сказать, что вот эта болезнь (а это болезнь во всем музыкальном пространстве), она типична не только для России, а для всего мира. Пришло это оттуда, это не нами придуманная история, а мы этой болезнью определенного периода в музыкальном бизнесе Запада заразились. Все болезни, я считаю, имеют способы лечения или продолжительность какую-то. И это пройдет. Умные книги говорят об этом.

Бабицкий:

- Личный вопрос. Я не помню, какой это был гол, мне принесли в подарок белый виниловый диск, на котором был непонятный иероглиф сине-черный. Я поставил его, и первая песня была «Спокойствие стаи важнее погребенного льва». Я услышал совсем другую энергетику, я услышал такой драйв, который напомнил мне о неких зарубежных качественных концертах, нежели о «Машине времени». А это был, наверное, первый сольный виниловый альбом «Танцы на крыше».

Кутиков:

- Да у меня не так много их было в моей музыкальной практике, поскольку я все время предпочитал сидеть в лавке, как говорится, то есть находиться внутри «Машины времени», заниматься в основном делами «Машины времени». Дело в том, что, по сути дела, я был продюсером всех альбомов «Машины времени».

Бабицкий:

- И вы же всегда отвечали за сведение, качество звука.

Кутиков:

- Именно это я и имею в виду. Потому что слово «продюсер» в первую очередь определяет… Все время путают: менеджер, администратор, импресарио со словом «продюсер». Продюсер это человек, который отвечает за материал, который выдает из студии конечный вариант материала. Он за него отвечает. Вот это и есть продюсер. Я занимался всю жизнь тем, что отвечал за конечный результат, за то, что выходит из студии.

Бабицкий:

- Если вы такое делали для себя, почему нельзя было добавить такого же драйва в «Машину»? Или, может быть, это было не нужно?

Кутиков:

- Дело в том, что «Машина времени» это коллектив, который существовал и существует в достаточно большой степени на компромиссах. В силу того, что в «Машине времени» всегда творческих единиц на квадратный метр хватало, нужно было очень быстро научиться уметь слушать других и понимать, в чем преимущества для каждого из нас и для всех вместе коллективно работать. Когда надо на чем-то настоять и у тебя есть аргументация, ты настаиваешь, а когда ты понимаешь, что это не аргументация, а амбиции, вот здесь нужно немного притихнуть. Потому что таким образом можно сломать взаимоотношения. Все взаимоотношения внутри коллективов музыкальных ломаются на амбициях отдельных личностей. В «Машине», слава богу, удавалось и удается этот вопрос решить, хватает разума, хватает интеллекта.

Бабицкий:

- Я правильно понимаю, что внутренний комфорт в группе даже важнее, чем то звучание, которое, возможно, хотелось бы поменять?

Кутиков:

- Ничего специально не делается. Если появляются песни, которые требуют жесткости, «Машина времени» играет их жестко. Если появляются песни, в которых основным аргументом являются слова и лиричность, «Машина времени» не будет ломать песню, она сыграет ее мягко, лирично, так, чтобы люди услышали то, о чем говорится в словах, то, что «Машина времени считает важным высказать сегодня.

Бабицкий:

- Вы Маргулиса уже простили за то, что он ушел?

Кутиков:

- Это странная формулировка. Во-первых, в умных книгах написано: вольному – воля, спасенному – рай. Каждый вправе приходить и уходить. Каждый вправе заниматься тем, что ему ближе. Если Женька посчитал, что в данный момент ему больше всего на свете хочется заниматься самим собой (своей музыкой я имею в виду), как же мы можем быть против? У нас не было никаких ссор, никаких конфликтов на эту тему. Вот решил человек, наш старый дружок и приятель, значит, такова твоя воля. Пожалуйста, вообще без проблем. А гитариста мы нашли, я нашел, очень хорошего. И он прекрасно играет. У нас было уже достаточное количество концертов. Если говорить обо мне, то мне очень нравится, как сейчас звучит «Машина времени».

Бабицкий:

- Спасибо большое.

<<Самые интересные эфиры радио "Комсомольская правда" мы собрали для Вас ЗДЕСЬ >>