Кыргызстан
+20°
Boom metrics
Сегодня:

Николай II отрекся от престола, чтобы избежать гражданской войны в России

А Владимир Ильич развязал гражданскую войну, чтобы удержаться у власти

В эфире радио КП профессор, историк Игорь Чубайс и ведущий Михаил Антонов обсуждают, почему в результате кризиса веры и религии в конце XIX века нужно было трансформировать все государственное устройство. Правила, по которым Россия жила на протяжении тысячи лет, устарели.

Антонов:

- У нас в гостях Игорь Чубайс, профессор Института мировых цивилизаций. Вы все время революциями называете 1905 год и 1917-й – февраль. Октябрь – это переворот. Когда мы говорим о кризисе национальной идеи, народ выходил в революции и говорил: дайте нам новых идей!

Чубайс:

- Новые правила.

Антонов:

- Новые правила дайте нам, мы по ним жить хотим! Не буду брать 1905 год, появились боевики, эксы стали проходить, захваты.

Чубайс:

- Черные сотни.

Антонов:

- Но февраль 1917 года, когда интеллигенция вышла с красными бантами, она приветствовала отставку императора Николая II. Они тоже хотели новые правила. Это говорило о том, что та идея российская национальная конца XIX – начала ХХ века устарела и нуждалась в модернизации?

Чубайс:

- Вне всякого сомнения, правила, по которым Россия жила на протяжении тысячи лет, устарели. Это не значит, что они себя исчерпали. Они не исчерпали, но устарели. Их нужно было модернизировать. Когда-то у меня был старый «ушастый» «Запорожец», я был очень доволен, счастливо на нем гонял из конца в конец. А потом я решил, что нужна более современная машина. Я не вообще отказался от автомобиля как такового, я перешел к более новым маркам. В обновлении, модернизации нуждается очень многое. Здесь можно отдельно говорить о том, почему это пришлось через революции решать. Почему это нельзя было по-другому решать. Но именно революция нужна была, радикальная трансформация, глубинная. Потому что, ведь о чем шла речь, если говорить коротко. Почему император не приветствовал первую русскую революцию, хотя он жизнь готов был отдать за своих подданных, за свое Отечество? Да потому что он считал, это та самая проблема, о которой мы уже говорили, что власть от Бога, она ему дана от Бога, он помазаник Божий. Он обязан действовать по этим правилам. Он реально это принимал.

Люблю вспоминать, многие сегодня не могут понять, что это было, что за ментальность такая – от Бога. 1831 год, эпидемия чумы в Петербурге. Она довела людей до того, что они начали бунтовать, бить врачей, санитаров. Нервы сдают. Когда Николай I узнает о том, что происходит, он говорит Бенкендорфу, своему помощнику: я завтра поеду в эту больницу, я буду с ними разговаривать. И Бенкендорф взволнован: там бунт происходит. Как быть? Император поехал, потому что он обязан был это сделать. Он приехал к бунтарям и сказал: что вы вытворяете? Мне же за вас отвечать перед Богом! И они встали на колени и стали молиться. И эти бунты прекратились. Император – помазанник Божий – это не просто слова. Леонид Ильич Брежнев был коммунистом номер один. Но я даже в страшном сне не могу представить, чтобы он с Че Геварой в Боливии взял автомат и боролся с капитализмом.

К началу ХХ века в результате кризиса веры, кризиса религии нужно было трансформировать все государственное устройство. Нужно было перейти к такому государственному устройству, когда Бог есть, но решает народ политические вопросы, в ходе демократических выборов, через своих избранников. И для Николая II это означало, представьте, что вы осознаете себя помазанниками Божьими, а вам говорят: ты больше не помазанник, а теперь будут выборы. Это в некотором смысле нарушение канонов. Ему было очень трудно это принять. И он все-таки это принял, пошел на избрание Думы. И Витте, который написал октябрьский Манифест 1905 года, где вводились выборы…

Антонов:

- А спустя 12 лет Николай II отказался быть наместником Бога на земле.

У Ленина была мечта – превратить войну империалистическую в гражданскую

У Ленина была мечта – превратить войну империалистическую в гражданскую

Чубайс:

- В силу следующих причин. Он же был не религиозный фанатик, он был реалист. И он понимал, что у него очень много противников в стране. Если он будет упорствовать и усердствовать, то может начаться гражданская война, что для него было невыносимо. Самое страшное для него – если он привел к тому, что русские люди против русских людей идут. Он хотел ввести патриаршество и стать патриархом еще в 1906 году, в 1907-м у него была такая идея. Но потом не получилось. Он отказался от престола, потому что он прежде всего хотел избежать гражданской войны в России. А Владимир Ильич, который воспользовался этим, понимал, что не усидит в своем кресле, если не развяжет гражданскую войну. У него была мечта – превратить войну империалистическую в гражданскую. И он столкнул русских людей друг с другом, за счет этого усидел. Обладая всеми ресурсами, возможностями, всей полнотой власти, он привел к тому, что 15 млн. погибло в гражданской войне. В первой мировой мы потеряли 700 тысяч человек. И он усидел у власти. Совершенно разные люди, совершенно разные ценности и принципы.

Антонов:

- Все-таки, кризис идей когда, 150 лет назад произошел?

Чубайс:

- Кризис идей начался 150 лет назад. Он был почти преодолен в начале ХХ века. И решение было найдено, но оно было прервано большевистским переворотом. Но Советский Союз я не просто критикую как некий маньяк: плохо, плохо. Может быть, я не прав. Но Советский Союз рухнул через 70 лет, ничего не добился – ни коммунизм не построил, ни идею свою не утвердил во всем мире. Сама страна рухнула. Когда рухнул СССР, вновь возник вопрос: а кто мы? А куда нам идти? А каков наш путь? Какова наша система правил и ценностей? Ответ на этот вопрос есть.

У нас формально существуют три разных варианта решения. Сегодня есть целый ряд людей, которые наивно считают, что Советский Союз – это высшее достижение, это наше все, это объект гордости, максимум расцвета российской цивилизации. Есть сторонники возрождения СССР. Нет СССР, а нам снова нужен СССР. Пусть исправленный, пусть немножко уменьшенный, но мы должны вернуться в Советский Союз. Вернуть советскую коммунистическую идею – это сегодня тезис, который принимает целый ряд избирателей, идея, которую отстаивает и КПРФ. С моей точки зрения, такой путь абсолютно тупиковый. Миф о строительстве социализма в СССР – это самая большая мистификация ХХ века. Современный социализм, скорее, существует в Швеции, в Норвегии. Победа социалистов во Франции приводит к утверждению социалистических идей там. Почти вся Западная Европа в разной мере находилась под контролем социалистических партий и социалистического интернационала.

В Советском Союзе говорить о социализме невозможно. Там была эксплуатация. Суть социализма – когда все справедливо. Все, что я заработал, я и получаю, никто у меня ничего не изымает. Нет такого класса, который надо мной сидит и меня лишает продуктов моего труда. А в Советском Союзе этот класс назывался номенклатурой. Он был несопоставимо выше, чем в странах Запада. Поэтому возвращаться в СССР, в несправедливое общество недопустимо. Это историческое недоразумение. Другой вариант. Вся наша история неправильная. И советская, и досоветская – это все не наше.

Антонов:

- Давайте изобретем велосипед.

Чубайс:

- Зачем, не надо. Давайте догонять Запад. Он такой удачный.

Антонов:

- Запад разный бывает. Есть нейтральная Швейцария и есть амбициозная Америка. Какой из них мы будем догонять?

Чубайс:

- Значительная часть либеральных настроений, течений и партий – это и есть попытка догонять Запад, двигаться западным маршрутом. Но кто нам дал право отказываться от тысячелетней российской истории? Это те же большевики, только в другом одеянии, в другом издании. Вычеркнуть всю российскую историю, забыть Пушкина, православие, победы военные. Как же это можно? Однако либералы фактически именно такую линию проводят, потому что они считают, что в России никогда не было законов, не существовало права. Ничего подобного. В России действовало право, огромную роль играла мораль. В России были те нормы, которые были органичны и адекватны. А они всю Россию перечеркивают. Советский Союз – это отсутствие закона. А историческая Россия, особенно после реформ Александра II, который провел правовую реформу, когда молодые ребята, университетские выпускники пришли в суды, и представители всех сословий чувствовали себя на равных. Решение суда зависело не от того, был ты крепостным раньше или нет. Оно зависело от закона. Либералы перечеркивают всю российскую историю. И этот путь абсолютно не приемлем.

Есть третий путь. Мы потеряли русскую идею. Не коммунистическая идея нам нужна, не западная либеральная идея, а нам нужно вот что. Если мы понимаем, что железный занавес опустился не в 1946 году, как сказал об этом Черчилль, а в 1918 году, это разные государства, тогда выход из нашего кризиса находится не в погоне за Западом, не в восстановлении модернизированного СССР, а в продолжении российских правил, российской системы ценностей, российской идентичности.

Антонов:

- То есть монархии?

Чубайс:

- Это значит, что все должны вернуть монарха, он будет высшим правителем? Да мы уже не сможем это сделать. Но вообще существует общество потомков Романовых, существует Российский императорский дом. Надо придать ему какой-то статус. Потому что это символ единства страны. Почему так значима роль императора? Потому что император – это представитель всех своих подданных. Он не может работать на эту партию, на ту партию, он надпартиен. В Испании король Хуан Карлос, там франкистский режим был отброшен, начали выстраивать демократию. Почему испанцы очень любят своего короля? Потому что, когда начали выстраивать демократию в Испании в 70-е годы, после смерти Франко, то в стране произошел военный переворот. И военные захватили власть, разогнали парламент, все партии. Пришли к Хуану Карлосу и сказали: подписывай, что ты все это принимаешь. А он сказал: я не подпишу, это незаконно. Он спас страну от военного переворота.

Антонов:

- В современной истории только один пример есть, когда монарх вновь занял свой пост – это Юго-Восточная Азия.

Чубайс:

- Сейчас в Черногории похожая ситуация. В Болгарии вернулся их бывший царь. Россия во многом уникальна. Та катастрофа, в которую мы попали в ХХ веке, уникальна, поэтому и преодоление этой катастрофы не может быть типичным. Но я не говорю, что нужно сегодня буквально восстановить такого Николая II, как был, только с другим именем, но придать какую-то функцию и роль официальную потомкам Романовых было бы полезно. Едва ли сегодня все пойдут в православную церковь. Такого не будет. Но что может быть и что должно быть. Необходимо уважение к своей истории, к православию, к православной церкви. Верите вы или не верите? А что такое православие? Это что, обычай проститься, креститься? Или это нечто большее? Конечно, это большее. Если подходить к православию с точки зрения культурологи, православие утверждает приоритет моральных ценностей и духовных ценностей. Здесь в православной стране главное – не деньги, главное – мораль.

Антонов:

- У нас светская страна на данный момент.

Чубайс:

- В православной культуре. Весь наш язык создан Кириллом и Мефодием.

Антонов:

- Вы перечислили пути.

Чубайс:

- Один путь – продолжение СССР. Второй путь – погоня за Западом. Третий путь – преемственность тысячелетней России. Фактически этот путь по-своему происходит и в Эстонии, в Латвии, в Литве, в Польше, в Венгрии и так далее. Но у нас реализуется четвертый путь, когда вообще нет ценностей или происходит смещение ценностей. Когда утром мы неосоветские, днем построссийские, вечером прозападные, потом антизападные, антисоветские и антироссийские. Этот путь разрушает все правила. Почему важна национальная идея? Потому что она позволяет понять прошлое, позволяет прогнозировать будущее, объясняет настоящее. Национальная идея укрепляет правила, которые делают нас нами, которые сохраняют нашу идентичность. Если мы живем без национальной идеи, мы разрушаем все. Не только мораль, не только право, не только закон, не только политическую жизнь, мы разрушаем собственную страну. Нам необходима своя идея, которая будет продолжением российского пути.

Антонов:

- Жирная точка в финале нашей программы.

Читайте также другие материалы цикла:

Какая национальная идея приживется в России

По наследству от СССР России досталась национальная идея - все для бюрократии, все для чиновников

В современной России нет ответа, что такое хорошо, а что такое плохо

Жить без национальной идеи - все равно, что в доме без фундамента

Если Бога нет, все дозволено?

<<Самые интересные эфиры радио "Комсомольская правда" мы собрали для вас ЗДЕСЬ >>