Кыргызстан
+21°
Boom metrics
Сегодня:

В современной России нет ответа, что такое хорошо, а что такое плохо

Во времена СССР героями были врачи и шахтеры, а сейчас - певцы и политики

В эфире радио КП профессор Игорь Чубайс обсуждает с ведущим Михаилом Антоновым, почему наша страна является одной из лидирующих по количеству самоубийств из-за отсутствия национальной идеи. Самоубийства и аварии происходит не только потому, что дороги плохие или техника, просто смысла жизни нет! Зачем жить?

Антонов:

- Здравствуйте! Игорь Борисович Чубайс рассказывает нам о русской идее. И мы пытаемся понять, что это такое.

Чубайс:

- Я напоминаю, что мы исходим из того, что то или иное новое понятие, новый термин, он осознается и понимается тогда, когда мы вот этот термин помещаем в полосу кризиса. И кризис нашей системы ценностей, советской, российской системы ценностей мы просматриваем на нескольких уровнях.

Мы продолжаем говорить об обыденном уровне, как это было в повседневности. Человек мог не слышать понятие «национальная идея», никогда не читать Достоевского, Соловьева, но он сталкивался с тем, что в науке называется кризисом идеи. Или кризисом идентичности, если говорить в западной терминологии.

В чем же этот кризис заключался и проявлялся? Вспоминаю строчки известного всем поэта Маяковского о ребенке: «Крошка сын к отцу пришел. И спросила кроха: «Что такое хорошо, а что такое плохо?». Так вот, познание мира, включение в мир социализации начинается с того, что ребенку объясняют, что такое плюс, а что такое минус. Это добро, а это зло. Мы попали в полосу, в которой вообще нет оценок. Грех, вина, они исчезли. Все можно и все дозволено. Старые, тяжелые и невыносимые советские правила были отброшены, но новых не появилось. И это проявилось… Мы сейчас говорим об обыденном уровне кризиса, о том, как это проявилось на обыденном уровне. Это проявилось, конечно, в СМИ, которые отражают повседневную жизнь. Помните или нет вы советское телевидение, не знаю, но я бы сказал, что…

Антонов:

- «Нескончаемым потоком двигаются в Колонный Зал Дома Союзов трудящиеся столицы, чтобы отдать последний долг…»…

Чубайс:

- Злопыхатель! Так вот. Советское телевидение было, наверное, самым скучным телевидением в мире. Но и в нем было нечто ценное. Героями советских телепрограмм были герои, а не некое облако в штанах. И героями были люди труда. Воспевать, ставить положительную оценку, говорить, что вот это хорошо, могли говорить передовым шахтерам, рабочим, учителям, врачам. Были герои. И как ситуация изменилась в период кризиса идеи? На экраны российского телевидения вышли совсем другие персонажи. И оказывается, у нас есть интердевочки. Вы знаете, что в СССР секса вообще не было? Помните телемост российско-американский? А тут, оказывается…

Антонов:

- Не знаю, с чего эта женщина взяла. Зря она за всех говорила.

Чубайс:

- Было принято говорить. А тут не то, что секса нет, тут интердевочки! У нас валютная проституция! И не просто они есть. Это один из лучших фильмов, самым популярных фильмов года! У нас на экране появляется фильмы «Брат», «Брат 2». Очень талантливые фильмы. Но героем этого фильма является киллер!

Антонов:

- Который хочет справедливости. Он не убивает же матерей и детей.

Чубайс:

- Да. Но какие киллеры в Советском Союзе?

Поменялась вся система ценностей.

Антонов:

- Фильм «Александр Пархоменко» - это не о меньшем киллере, чем про Данилу Багрова.

Чубайс:

- В советской системе отношений это, конечно, не киллер.

Изменилась система ценностей и героями постсоветского экрана стали совершенно другие люди. И мы попали в ситуацию… Многие думают, что хуже всего, когда нет денег. Конечно, экономический кризис – это очень острый кризис. Но самый глубокий кризис – это кризис идейный. Непонятно, зачем жить. Не на что, а зачем. И мы регулярно сталкиваемся с такими ситуациями. И полгода назад это происходило, когда девочки-школьницы 9-10 класса прыгали с крыши. Они что, нищие? Нет. Они бомжи? Нет. Они дети обеспеченных родителей. Но у них нет смысла жизни. Все высмеяно и разрушены все ценности. И никаких новых не создано.

У нас нет сегодня положительных героев.

В СССР были герои. И был позитив. Была шкала ценностей. Павлик Морозов, молодогвардейцы, герои-партизаны. А кто сегодня герои? Кроме Ксюши Собчак я вам никого не могу назвать.

Антонов:

- Наши олимпийцы.

Чубайс:

- Да и Ксюша уже и не герой. А, во-вторых, вы говорите, что олимпийцы? Понимаете, а потом выясняется, что Аршавин вообще на все плевать хотел. В частности, на своих болельщиков.

Антонов:

- Он, слава богу, не олимпиец.

Чубайс:

- Спортсмен. Мы еще не знаем, что скажут эти олимпийцы. Как-то вот нет героев. Это и есть кризис идеи на обыденном уровне. И, повторяю, он проявляется не как теоретическая проблема. Докажите мне теорему Ферма. Ее триста лет не могли доказать. Не доказали и жили. А вот то, что у нас нет системы ценностей нормальной, это приводит к огромному кризису внутри народа и общества. Потому что, с одной стороны, наша страна является одной из лидирующих по количеству самоубийств. Самоубийства и аварии происходит не только потому, что дороги плохие или техника, просто смысла жизни нет! Зачем жить?

Антонов:

- Прошу прощения! Я представил, сидит сейчас работяга. И начинает копаться в себе и искать смысл жизни. Зачем я живу? Глядя на вас, на меня… И думает… Пожрать есть? Работа есть. Жена есть. Любим друг друга. Домик есть садовый. Что-то растет на садовом участке. Дочка в институте учится.

Чубайс:

- Я понял. Могу ответить…

Антонов:

- Чего копаться и идею искать? Идея – жить не хуже других. По-человечески. Вот вам и вся идея.

Чубайс:

- Жить не хуже других. Хорошо звучит. Но понятие «лучше» или «хуже», «что такое хорошо», на эти вопросы вы не найдете сегодня ответа. Замечательная жена, семья, включает телевизор. А слышали хоть одну песню за последние 15 лет, в которой бы воспевалась семья? И героями были бы муж и жена, которые довольны друг другом? Я сразу вспоминаю другую песню. «Я знаю три слова, три матерных слова…»

Антонов:

- Этой песне десять лет в обед!

Чубайс:

- Я назову и другие. Эта же песня звучала. Или другая… «Вот и все, что было, ты как хочешь это назови…» А что было там? Или Пугачева поет: «Три дня…» У нее было три счастливых дня. Слушай, откуда и куда? Это же не про семью!

Антонов:

- Перестаньте заниматься анализом советских и российских песен!

Чубайс:

- А какие же песни мне изучать? Я знаю русские песни, в которых та же тема присутствует, но совершенно по-другому.

Антонов:

- «Пойдем, Дуня, во лесок!». Опа!

Чубайс:

- Мы опять уходим в сторону. Но в русских песнях… Вы нарисовали образ рабочего, который сидит и думает, что у него все есть. Все, что у него есть, под вопросом. А сколько он зарабатывает? А вы рекламу нашу смотрите? У нас рекламируют обычно… Она работает только на супербогатых. Автомобили самые дорогие… Не помню названия. Они рекламируют машины, которые в стране может купить из ста сорока миллионов пятьсот человек. И рабочий видит эту рекламу. А ему-то как жить? И надо это ему или не надо? А как же девочки, которые смотрят передачу «Дом 2» и видят, как там все весело, Ксюшу такую жизнерадостную всегда. И такую очень богатую. И ничем не занимающуюся.

Человек все время в искушении. Ему предлагают совершенно другое. И если он будет богатый, его осмеют. Если бедный – над ним будут смеяться. Если будет жена одна всю жизнь, над ним будут шутить. Если будет у него двадцать любовниц, тоже будут шутить…

Мы потеряли правила и систему ценностей. Ее нет. И она не нащупывается.

Такое явление, как скинхеды, преодолевается не через усиления бдительности полиции. Откуда берутся скинхеды? Социологи показывают, что человек жить без системы ценностей не может. И если все высмеяно, тогда остается воспевать только самого себя. «Вот я – человек. А все, кто на меня не похож, с другой формой носа и глаз, они все не нормальные».

Правда, добавлю, чтобы не было так все пессимистично. Китайский иероглиф, который обозначает кризис, одновременно обозначает и «новый шанс». И когда ломаются старые правила, то возникает окно возможностей, которым нужно успеть воспользоваться.

Мы сейчас говорили о кризисе на обыденном уровне. А осознается ли этот кризис на политическом уровне? Да, политики и ведущие политики об этом говорят. Пожалуй впервые формулировка, которая показывает кризис идеи, она прозвучала сразу после провала путча 91-го года. Когда Горбачев вернулся из Фороса в Москву, кто-то из журналистов бросил фразу, которая стала крылатой: «Он вернулся в другую страну». Старые правила были сломаны и невозможно было их возрождать. Это первое проявление, политическая реакция отражения идейного кризиса.

И характерно, что в период президентских выборов потребность национальной идеи оказывается очень значимой. Она ощущается. Каждый кандидат что-то должен предложить. И именно летом 96-го года перед вторым туром выборов Ельцин впервые сказал, что нам нужна идея. И это выступление было транслировано по телевидению. И он сказал, что в двадцатом веке у нас были разные идеи, а сейчас нет никакой. И это плохо.

Антонов:

- А Борис Николаевич идею со строем не перепутал?

Чубайс:

- Нет. Срой, формация – это одно. Идея – другое.

Антонов:

- Прошу прощения. Сейчас буду цитировать людей, которых, может, и не стоит цитировать. Но кто-то считает фразу «Бей жидов, спасай Россию!» идеей. Кто-то считает фразу «Россия для русских!» идеей. Это ведь тоже идеи. Или это лозунги?

Чубайс:

- Это лозунги, которые имеют идеологическую основу. Но если бы я призывал к расколу страны, я бы призывал к возвышению одной нации над другой. И в самой крайней форме. А если мы ищем общенациональную идею, то, что вы говорите, не может быть принято. И это ведет к конфронтации.

Антонов:

- 14 республик в 91-м году сказали: «Кто ты такой? До свидания!». Вот.

Чубайс:

- Они сказали именно потому, что идея, которая направляла жизнь страны, она рухнула. Она оказалась лживой. И тогда чисто этническая идея стала выходить на первый план.

Антонов:

- А вот 14 отделившихся республик. Ныне 14 зарубежных стран. За эти годы самостоятельной жизни, у них есть идея?

Чубайс:

- На этот вопрос есть ответ. Но одной фразой я ответить не могу. Эстонцы, литовцы и латыши довольно быстро восстановили свою идентичность. Через преемство с Эстонией, Литвой и Латвией, которые существовали, как независимые государства между Первой и Второй мировой войнами. Для Украины важнейший вопрос, фундаментальный вопрос – это вопрос идентичности. А что такое Украина? Ющенко говорил об универсале. А универсал – это и есть проблема национальной идеи, которая была сформулирована еще в 1618 году, когда Украина отделилась от России. И они сразу стали искать, кто они? Украина никогда не была независимым государством. Поэтому что такое Украина? Азербайджан. А какова их идентичность? Эти проблемы являются фундаментальными для этих государств. И решить остальные проблемы можно, поняв, какова твоя идентичность. Или каков твой путь. Какова твоя система ценностей. Все остальное будет вытекать из ответа на эти вопросы. Это самый глубокий фундамент.

Антонов:

- Спасибо! «Российская идея» - так называется книга Игоря Чубайса.

Чубайс:

- Во всяком случае, с этой книгой я предлагаю спорить. Я всегда жду дискуссий.

Антонов:

- Спасибо вам большое! Продолжение следует!

Читайте продолжение цикла:

Какая национальная идея приживется в России

По наследству от СССР России досталась национальная идея - все для бюрократии, все для чиновников

Жить без национальной идеи - все равно, что в доме без фундамента

Если Бога нет, все дозволено?

Николай II отрекся от престола, чтобы избежать гражданской войны в России

<<Самые интересные эфиры радио "Комсомольская правда" мы собрали для Вас ЗДЕСЬ >>