Кыргызстан
+12°
Boom metrics
Сегодня:

Закон Божий - это первый предмет, который Ленин отменил в школе после революции

Теряя Бога, Россия теряла все скрепы, которые ее формировали

В эфире радио КП профессор Игорь Чубайс рассказывает ведущему Михаилу Антонову, какой же дореволюционная Россия была на самом деле.

Антонов:

- Это программа «История за пределами учебников», вроде как цикл «Мифы о России». Но сейчас уже, наверное, правда о России, наверное, так этот цикл стоит называть. Какой же Россия была на самом деле, рассказывает Игорь Борисович Чубайс, профессор Института мировых цивилизаций. Я пытаюсь представить, какой Россия была.

Чубайс:

- Миша не верит.

Антонов:

- Я не то чтобы не верю, я одного не могу понять…

Чубайс:

- Прочитайте мою книжку, здесь все сказано, все написано, здесь все цифры, факты. Пожалуйста, спорьте.

Антонов:

- «Российская идея», Игорь Чубайс. Мне одно интересно. Вот многовековая Россия, большая территория, прекрасный прирост населения, хорошая экономика, конвертируемый и принимаемый во всех странах рубль, замечательное образование, мощное сельское хозяйство, прекрасная, образованная армия.

Чубайс:

- Мощное сельское хозяйство. Вы знаете, какие цифры? Треть всего урожая зерновых на планете собирали именно в России. 40% доля России в мировом агроэкспорте в начале века. То есть 40% всех закупок продовольствия в мире обеспечивала наша экономика, наше сельское хозяйство. Притом что сейчас мы половину продовольствия в свою страну закупаем, мы не можем даже не 140 миллионов, а 70 миллионов не можем накормить. Есть разница.

Антонов:

- Скажите, как многовековая, столь долго расширяющаяся и укрепляющаяся Россия…

Чубайс:

- Как она дошла до 17-го года?

Антонов:

- Как горстка людей по сравнению с населением России (184 миллиона, по вашим словам) так прекрасно взяли и внедрили новую идеологию? И были забыты такие слова, как за Бога, царя и Отечество, был забыт французский язык, английский язык, манеры обращения, появилось слово «товарищ» и т.д., советские песни. Как это так быстро в такой мощной державе? Колосс на глиняных ногах оказался?

Чубайс:

- Вы знаете, если бы это был колосс на глиняных ногах, тогда бы не было никаких проблем у большевиков. Но большевикам пришлось переломить хребет России, была разрушена православная церковь, были взорваны православные храмы (и не только православные – и мусульманские мечети, и иудейские, и католические, буддистские, и т.д.). То есть была уничтожена церковь как основа российской государственности, был введен жесточайший репрессивный механизм. В ходе Гражданской войны, которой прежде в России не было, уничтожено, умерло, погибло примерно 15 миллионов человек, хотя точных цифр нет до сих пор. Пришлось создавать уже через 4 недели после прихода большевиков к власти… Они сначала говорили одно, а делали совершенно другое. Поначалу их поддержали – какая разница, эти или те, главное, чтобы были выборы в Учредительное собрание. Когда через 4-5 недель начали понимать, что происходит, то была создана тут же ВЧК, которой в русской истории не было, и началось истребление свободомыслие, цензурный контроль за мыслью и т.д. И это продолжалось до 91-го года. Это было сделано, не потому что людям дали максимум свободы, сказали: ребята, это наша страна, говорите, что хотите, что думаете. Нет, всем заткнули рты, всех мыслителей русских выгнали к чертовой матери, провели репрессии и т.д. Вот так это было сделано, вот так это получилось.

И как только Горбачев снял вот эти запреты, как только отменил цензуру, он сам не предполагал, что будет. Раиса Максимовна говорила: что вы так боялись, Гумилева напечатали, Ахматову напечатали, Мандельштама напечатали. Но я бы добавил, что еще Солженицына напечатали, и государство рухнуло. Потому что государство строилось на мифе, на лжи, на обмане. Поэтому та Россия пала. Да, она пала, но она до сих пор существует в мыслях, в душах, в сознании. И она пала, не потому что она была плохой, несостоятельной, а потому что в разгар реформ, в разгар преобразований – мало того, что Первая мировая война, но еще и появился заговор, большевистский переворот.

Я еще немного хочу рассказать о той стране, какой она все-таки была. Есть такое понятие – жизненный уровень. Можно называть разные цифры, сколько стали, сколько угля было в СССР. Кстати, эти цифры были довольно высокие, показатели довольно значительные. Но жизнь в СССР была крайне бедной, крайне ограниченной. Приведу такое свидетельство. Из всех воспоминаний, которые написал Хрущев, из всего этого многотомного труда я сразу назову две вещи. Он воспроизводит слова Сталина, которые он говорил в личных беседах. Сталин говорил, что без помощи США и Англии Советский Союз не выдержал бы напор Третьего рейха и проиграл бы в этой войне. То есть мы самые большие жертвы принесли в войну, а победили благодаря американцам и англичанам.

Но я сейчас не это хочу сказать. Другой факт, который приводит Хрущев. Он пишет, что когда он работал секретарем Московского горкома партии (это одна из высших структур в советской номенклатуре), он получал меньше, чем во времена, когда он был ведущим мастером по добыче угля на шахтах в Донбассе в Российской империи. То есть квалифицированный рабочий получал в России больше, чем высший политический руководитель. И цифры говорят о том, что зарплата русских рабочих в начале века была второй в мире после американцев. Если вы поедете в Орехово-Зуево, там были построены коттеджи для текстильщиков. Дом для двух семей. Эти коттеджи до сих пор стоят. Там были огромные социальные программы, в той России. Жизненный уровень не был самый высокий в мире, Россия выходила в лидеры, но она еще не заняла первое место. Так вот, жизненный уровень в России был равен жизненному уровню Испании. Он был несколько ниже, чем в Германии. Но здесь эти цифры тоже немного лукавые. Потому что у нас средняя зарплата была ниже, чем в Германии, раза в 1,5 примерно, но в России было очень много праздников, очень много свободных дней. В России рабочий день был короче, чем в Европе. Если кто-то помнит, у Диккенса есть такой роман «Оливер Твист», где описано, как подростки работали по 14 часов в сутки, и у них пальцы отрастали, потому что они все время делали эти булавки, всю свою жизнь, пока их не выкидывали. В России труд детей был вообще запрещен, женщины в ночную смену работать не могли. Это были реальные вещи, это были реальные социальные достижения.

Или, скажем, такой показатель. Земская медицина в России была бесплатной. Рецепты, которые выписывали земские врачи, лекарства получали бесплатно. Каждый завод, каждая фабрика, которые строились, если на них работало от 100 человек и больше, хозяин должен был содержать поликлинику, больницу для своих рабочих. То есть было огромное социальное законодательство, социальные программы.

Антонов:

- Подождите. А юмористические рассказы Чехова про земскую медицину? А Михаил Афанасьевич Булгаков с его земскими врачами-морфинистами?

Чубайс:

- Морфинистом он стал уже после… И он от этого излечился. Это у Булгакова было. Матросы в 17-м году, которые штурмовали Зимний, они отчасти штурмовали, потому что им не выделили морфий, как сегодня пишут.

Что происходило? То, что вы говорите, на что вы намекаете, это не очень противоречит тому, о чем говорю я. Потому что на фоне огромного, бурного экономического роста, на фоне становления новых отношений, новых социальных программ и т.д. разрушались старые правила. Россия теряла православие. Другое дело, что после 17-го года православие просто было вырезано.

Антонов:

- Хотя, с другой стороны, если вспоминать Англию начала того же века, у них абсолютно легально были опиумные заведения, курильни, а у нас Александр Вертинский пел со сцены песню «Кокаинисточка», например.

Чубайс:

- Англичане рассказывают, что в конце XIX века в Лондоне было такое пьянство, что они думали, что никогда из него не выберутся. То есть шло параллельно два процесса как бы или многомерный процесс. Процесс экономического роста, экономического подъема, одновременно отказывались от старых правил, отказывались от религии. Религия, православие в старой форме уже для части общества не работало. Появились вообще атеисты. Ведь все правила поведения в старой России регулировались через церковь. Почему церковь так важна, почему потеря церкви так важна? Потому что церковь это не просто некое учреждение: пришел, помолился и ушел. Если у вас нет денег в кармане, вы забыли взять сегодня деньги, вы останетесь без обеда, вы не сможете пообедать, а если нет Бога, это такая абстракция: ну, есть Бог, нет Бога, это пусть там мыслители анализируют. На самом деле это совершенно не так. Потому что, теряя Бога, Россия теряла все скрепы, которые ее формировали.

Антонов:

- Закон Божий был общеобразовательным предметом?

Чубайс:

- Да, это первый предмет, который Ленин отменил в школе.

Антонов:

- Может быть, потому что у него четверки были по этому предмету, судя по аттестату?

Чубайс:

- Потому что он разрушал Россию, потому что православие было не просто чем-то, это было основой Российского государства, - такова российская история. Если вот здесь, не дай бог, снесут соседний дом, это будет ужасно, но это не будет всемирной катастрофой. Если какой-нибудь идиот задумает Кремль сносить, то это уже будет не Россия, это уже будет что-то другое. Так вот, большевики уничтожали самую основу, хребет. Православие и так было в сложном положении. Между прочим, Николай II еще в 1906 году собирался восстановить патриаршество и уйти в патриархи. Он видел эти проблемы, он пытался их решить.

Я два слова хочу сказать, что же такое православие, в чем такая огромная его роль. Люди, которые жили в XIX веке, они действительно по убеждениям, по своим взглядам православные. Но что это значит? Это значит, что мораль становится незыблемой, потому что в Библии сказано: чти отца, чти мать. Это не значит, что все были святые. Но если человек нарушает моральные нормы, то он должен каяться, он понимает, что это нехорошо, и есть высший суд.

Антонов:

- Да убоится жена мужа своего?

Чубайс:

- Да, конечно. Или, скажем, почему право действовало на Руси? Потому что в Библии сказано: не убий, не укради, не лжесвидетельствуй. А если это все нарушается, если права нет, тогда все можно. Почему император - высшее лицо? Потому что император – помазанник Божий, его же не выбирали на выборах, он сам себя как бы посвящал этой деятельности. И подданные его были преданы ему, потому что это все освящалось церковными нормами. Если разрушается церковь, если разрушается православие, разрушаются все нормы, которые крепили государство.

Антонов:

- То есть вы хотите сказать, что церковь как раз и была той самой опорой, убрав которую, все зашаталось, потеряло балансировку и постепенно стало разваливаться?

Чубайс:

- Конечно. Это был фундамент.

Антонов:

- То есть, когда в 18-м году в доме Ипатьевых царскую семью расстреляли, это значит…

Чубайс:

- Расстреляли Россию.

Антонов:

- Подняли руку на помазанника Божьего, на дочурок ангельских, на сыночка. И смотрите, с ними ничего не произошло, никакой кары божьей нет, значит, все можно. Так примерно?

Чубайс:

- Я могу более близкую аналогию привести. Ведь весь Советский Союз строился на идее коммунизма. То есть нам 70 лет обещали построить коммунизм. Представьте, что выходит руководитель государства и говорит: ребята, извините, у нас коммунизма не будет. А тогда что такое КПСС, что такое Политбюро? Это миф. Это и произошло.

Антонов:

- Знаменитый анекдот. Уважаемые товарищи, в 80-м году вместо коммунизма будет проведена Олимпиада.

Чубайс:

- Да, это анекдот. Но именно это и происходило. Всякое общество, государство выстраивается на каких-то фундаментальных идеях. И Россия с конца XIX века и теряла эту главную свою ценность, главную идею – православие. Нужно было что-то делать. И в России происходили реформы. То есть вот ответ, почему Россия разрушалась.

Кстати сказать, в 1913 году в Москве и Петербурге начались работы по сооружению метрополитена. Был целый ряд прогнозов. Я говорил о тех реальных цифрах, о тех реальных показателях, на которые вышла наша страна. Но в начале ХХ века были сделаны и прогнозы. Например, считалось, что к 1922 году Россия должна стать страной всеобщей грамотности. Потому что еще в начале ХХ века Николай II ввел всеобщее начальное образование. И говорить о том, что страна невежественная, неграмотная… Буквально позавчера спорил с одним очень известным политологом, и он мне говорил: что это за страна, это сплошное невежество, неграмотность, 90% неграмотных. Вот он не знает, и все советские учебники истории просто занимались мифологией, они занимались ложью. 50% населения к 17-му году было грамотным, причем в городах 80%. Повторяю, всеобщее начальное образование уже было введено. И к 1922 году Россия становилась страной всеобщей грамотности.

Другой показатель. По ВВП (внутреннему валовому продукту) к 1930 году Россия выходила на первое место в мире, она становилась мировым лидером. Вы представляете, если бы эта экономика продолжала расти, если бы не было большевистского захвата власти. Наша страна с таким потенциалом. И что такое Соединенные Штаты? Им еще 100 лет нас догонять. Мы выходили в мировые лидеры. По численности населения к 2000 году в России должно было проживать 596 миллионов человек (сегодня 143 миллиона). То есть прогнозы были самые блестящие, и они были реальные, они были обоснованы тем, что происходило в стране.

Антонов:

- А в итоге имеем то, что имеем.

Чубайс:

- Когда мы говорим о той или иной стране, то мы обычно берем такие параметры, как ее экономика, как ее социальные программы, политические права. В России в начале ХХ века были колоссальные права, социальные возможности, социальные программы. Есть документ, в котором описаны права русских рабочих. Он был переведен на латынь, распространялся в Европе. Когда он дошел до Франции, то французы запретили распространять этот документ во Франции. Потому что, если бы он распространялся, то началась бы революция: слушайте, русские так живут, а у нас ничего этого нет. То есть социальные права были гарантированы – и бесплатное образование, и бесплатная медицина, и многое другое. Политические права после революции 1905-1907 года также были легализованы, получена была многопартийность, были выборы, Дума постепенно набирала обороты. Значит, социальные и политические права были обеспечены. В Советском Союзе мы потеряли все политические права, никаких выборов там не было, было заранее известно, кто победит, а социальные права отчасти сохранялись – было бесплатное образование, бесплатная медицина, не было безработицы. Сегодня, к сожалению, у нас проблемы и с социальной частью, и с политической частью.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Часть 1-я: Что сейчас считать своей Родиной - СССР или историческую Россию?

Часть 2-я: В начале XX века японцы на своих товарах делали фальшивое клеймо «сделано в России»

<<Самые интересные эфиры радио "Комсомольская правда" мы собрали для Вас ЗДЕСЬ >>