Кыргызстан
+8°
Boom metrics
Сегодня:

Летишь не летишь - плати!

Авиакомпании предлагают узаконить запрет на возврат дешевых авиабилетов

В прямом эфире радио КП и ТВ КП главный редактор портала Авиа.ру Роман Гусаров, сопредседатель Союза потребителей России Антон Недзвецкий, юридический обозреватель «Комсомольской правды» Анна Добрюха и ведущий Александр Яковлев спорят, кто больше выиграет от невозвратных билетов – авиакомпании или пассажиры.

Яковлев:

- Здравствуйте. Это программа «Я – против!». Всем спасибо, что пришли. Я озвучу заголовок: «Союз потребителей России выступил против закона о невозвратных авиабилетах». Что же такое «невозвратные авиабилеты»?

Добрюха:

- Хочу напомнить, что на сегодня по Воздушному кодексу России любой авиапассажир имеет право вернуть купленный авиабилет. Если он отказывается в срок не позднее 24 часов до вылета, то ему должны вернуть полную стоимость билета. И если вы сдаете билет позднее, чем 24 часа до вылета, то вам должны вернуть деньги и могут удержать не более чем 25 процентов. Министерство транспорта выступило с инициативой, позволяющей авиакомпаниям вводить некоторые виды билетов, за которые деньги не будут возвращаться ни при каком раскладе.

Яковлев:

- Не все билеты.

Добрюха:

- Определенные виды билетов. За рубежом такая практика есть, но там билеты стоят существенно дешевле.

Яковлев:

- Антон, Союз потребителей выступает против. Почему?

Недзвецкий:

- Мы выступаем против этой инициативы по многим причинам. Начнем с того, что если почитать отзывы пользователей Интернета под статьями об инициативе Минтранса, можно увидеть, насколько люди негативно восприняли эту идею. И скептически. Это отражение нашей позиции. Потому что мы понимаем, что тарифы из-за введения возвратных билетов на авиаперевозки в России не уменьшатся.

Произойдет обратное. Все сегодняшние тарифы станут невозвратными, а которые авиакомпании будут предлагать, как возвратные, просто подорожают. То, что чиновники говорят о возможном снижении стоимости авиаперевозок в России, это не более, чем слова, на наш взгляд.

Яковлев:

- Роман, вы поддерживаете предложение о введении невозвратных авиабилетов. Почему?

Гусаров:

- Дело в том, что та реакция, которая сейчас вызвана общественностью, больше вызвана непониманием и страхами перед неизведанным. Больше всего пугает слово «невозвратные». Хотя, если разобраться, то инициатива Минтранса направлена не только на соблюдение интересов авиакомпаний, но в первую очередь – на соблюдение интересов пассажиров. В процессе эфира я попробую объяснить свою точку зрения и позицию Минтранса.

Яковлев:

- Главный аргумент – это снижение цены. Вы действительно думаете, что цена снизится в результате введения невозвратных авиабилетов?

Гусаров:

- Я уверен, что если такая норма, как невозвратные билеты будет введена и принята, мы получим некий блок билетов, который будет продаваться авиакомпаниями по значительно низким ценам, чем сейчас.

Добрюха:

- Буквально за пару минут до эфира мне удалось связаться с представителем Роспотребнадзора – это начальник управления, который занимается защитой прав потребителя, Олег Прусаков. Он обратил внимание, что в Законе никаким образом не прописывается взаимосвязь, и нет никаких стимулов для авиакомпании снижать стоимость билетов. То есть, нет никакой увязки между невозвратностью тарифа и сниженной ценой. Поэтому каких-либо оснований полагать, что билеты снизятся, исходя из законопроекта, просто нет.

Недзвецкий:

- Конечно. Мы хотели бы добавить, что попытки ввести невозвратные билеты в России предпринимаются авиакомпаниями уже на протяжении длительного времени. И через правоприменительную практику, в том числе. Я имею в виду, судебную. Но до настоящего времени люди, обратившись в суд, могли добиться справедливости и получить обратно стоимость авиабилета, от которого они отказались, несмотря на то, что авиакомпании в нарушение Законодательства вводили такие тарифы уже сейчас. Если мы говорим о снижении цен, мы должны понимать, что авиакомпании должны дать какие-то обязательства по этому. Никаких обязательств авиакомпании не дают. Если посмотреть их предложения, которые поступили в Минтранс, они все основаны на том, что авиакомпании теряют значительную часть прибыли в виду того, что приходится возвращать людям деньги за авиабилеты. Но это совершенно понятно, ведь бизнес хочет зарабатывать. И зарабатывать больше. К сожалению, Министерство транспорта, рассматривая предложения авиакомпаний, а совещание проводилось у замминистра Акулова, который долгое время был гендиректором авиакомпании «Аэрофлот», не приняли участие представители общественных объединений по защите прав потребителей. Никто нас даже туда не пригласил.

Яковлев:

- Роман Гусаров, это все к вам. Мы ущемляем права потребителей. Это очевидно введением невозвратных билетов. При этом: где гарантия, что тарифы будут снижаться? Почему авиакомпании не принесут письма, документы, подтверждающие, что цена будет снижаться?

Добрюха:

- Или почему в законе не пропишут механизм взаимосвязи между ценой и тарифом?

Гусаров:

- Не могу согласиться с подобным утверждением. Сейчас самое время объяснить механизм ценообразования и за что борются авиакомпании. И что предлагают авиакомпании. Боязнь того, что пассажиры сдают какую-то часть билетов, и что этот процент якобы высок, это все миф. Авиакомпании не несут из-за этого колоссальные убытки. Убытки авиакомпаний складываются совсем из другого. Сегодня авиакомпания, когда рассчитывает стоимость перевозки на конкретном направлении конкретным воздушным судом определенной вместимости, то определяется стоимость всего перелета. И дальше она должна разделиться равномерно на количество кресел. Но поскольку есть статистика, которая говорит, что в среднем загруженность самолета 60-70 процентов, авиакомпании делят не на 100 процентов кресел эту стоимость, а на 60 или 70. то есть, если летит самолет 150 кресел, то вся сумма делится на 110, и определяется стоимость кресла. Она получается, как минимум, процентов на 30 выше, чем могла бы быть. И авиакомпании в этой ситуации крайне заинтересованы часть билетов, порядка 30 процентов продавать заблаговременно. Начинать продажу за полгода, за четыре месяца по специальным акциям. По сниженным тарифам. Потому что возить воздух авиакомпании не выгодно.

Добрюха:

- Но ведь он оплачен.

Гусаров:

- Этот воздух получается, не оплачен.

Добрюха:

- Люди билеты покупают.

Яковлев:

- Роман, вы очень понятно объяснили схему, на чем хотят заработать авиакомпании. При этом вы не ответили на вопрос: где гарантии того, что авиакомпании будут снижать цены? Почему сегодня они не могут дать эти гарантии в законе или в каких-либо письмах?

Гусаров:

- Я только к этому подошел. Авиакомпании сегодня готовы продавать билеты по более низким тарифам, по специальным акциям. Но есть большое опасение у перевозчиков, что такие дешевые билеты будут скупаться массово конкурентами. Авиакомпания говорит: я продаю билеты по низким тарифам, покупайте 30 процентов билетов за дешево. Другая авиакомпания, которая летает на этом же направлении, скупает эти билеты и начинает реализацию своих дорогих. А потом за сутки эти билеты возвращает назад. Таким образом, авиакомпания получает убытки, рейс получается неприбыльным, а пассажиры не получают дешевых билетов.

Яковлев:

- Схема понятна. Но все же, почему сегодня авиакомпании не могут дать гарантии, что в случае принятия этого закона они понизят настолько стоимость билетов?

Гусаров:

- У нас грешит авиапром, который обещает построить 20, 50, 100 самолетов такого-то года, но никогда не выполняет. Вы хотите, чтобы авиакомпании дали обязательства, которые они потом не выполнят?

Яковлев:

- Государство должно дать эти обязательства? И потребители должны дать обязательство, что будут невозвратные билеты. А авиакомпании почему-то дать эти обязательства не могут.

Гусаров:

- Авиакомпании сами заинтересованы в снижении стоимости авиаперевозок. Конкурентная среда очень жесткая.

Яковлев:

- Но гарантий дать не могут.

Гусаров:

- Как они могут гарантировать – на 5, 1, 20 процентов? Это же рынок. И на каждом направлении рынок индивидуален. Где-то спрос очень высок и дешевых билетов никогда не будет. А на каких-то направлениях авиакомпании готовы продавать за гроши, лишь бы не летать пустыми. В каких цифрах можно выразить гарантии?

Добрюха:

- Мне кажется, что тут не к самим авиакомпаниям нужно апеллировать, сколько к разработчикам этого законопроекта. Авиакомпании могут обещать, что угодно. Но они не издают какие-то нормативы, правовые акты, обязательные для соблюдения. Если бы в законе прописали какую-то взаимосвязь. Что только пониженные на 30 процентов тарифы могут продаваться, как невозвратные. Тогда бы это было более серьезно оправдано,

Яковлев:

- Антон, почему в законопроекте этого нет? Почему компании не дают гарантий?

Недзвецкий:

- В законопроекте невозможно прописать гарантии авиаперевозчиков. Нам хотелось бы видеть эти гарантии хотя бы в оформленных предложений в Минтранс. Если авиакомпании ратуют о введении невозвратных тарифов, мотивируя это тем, что они смогут снизить стоимость авиабилетов, они должны предоставить обоснования. Что их цена упадет настолько-то. Но во все это не верится. Мы понимаем, что гарантий никаких не будет, как не будет и снижения стоимости. Чиновники, когда хотят пролоббировать какую-то идею в интересах бизнеса, они начинают ее обосновывать пользой для граждан. Но в данном случае это выглядит очень сомнительно, потому что есть другое решение этого вопроса, которое предлагает Союз потребителей. На наш взгляд, более рациональное. Если Авиапром говорит, что мы несем большие потери из-за того, что не существует невозвратных тарифов, из-за того, что люди сдают авиабилеты в массовом порядке. Хотя на самом деле, это порядка 8 процентов от числа мест в воздушном судне. Из этих 8 процентов какая-то часть реализуется повторно. То есть, авиаперевозчик несет гораздо меньшие убытки. Наше предложение основано на норме 32-й статьи Закона о защите прав потребителей, которая является базовой по отношению к правам потребителя в сфере оказания услуг на право на отказ от исполнения договора оказания услуги в любое время при уплате исполнителю понесенных им расходов до получения требования об отказе от исполнения договора.

Яковлев:

- Чуть проще. На практике что предлагаете?

Недзвецкий:

- Согласно Закону о защите прав потребителя, потребитель может в любое время отказаться от исполнения договора на оказание услуг. В том числе, от оказания от услуги по воздушной перевозке. Возместив перевозчику расходы, которые перевозчик понес до этого момента: на оформление авиабилета, на бронирование. То есть, оформительские расходы, которые авиакомпания несет. Предлагается вообще решить по отдельным категориям билетов потребителя такого права.

Яковлев:

- Роман, мы же не придумали велосипед. Невозвратные билеты существуют во всем мире, в развитых странах – Соединенных Штатах, Западной Европе. Каков опыт мировой?

Гусаров:

- Мировой опыт в этом отношении очень положительный.

Яковлев:

- Для сторонников невозвратных билетов.

Гусаров:

- Нет. Для пассажиров. Там пассажиры научились использовать эту норму в своих интересах.

Яковлев:

- Эта норма существует в Штатах и Западной Европе.

Гусаров:

- Существует. Интересный опыт Германии. Если сегодня вы бронируете билет на сайте немецкой авиакомпании, то даже в том случае, если вы только поставили галочку «я хочу купить этот билет и согласен с его невозвратностью», еще даже не оплатили его, уже наступает факт заключения договора перевозки.

Яковлев:

- Антон, я понимаю, что европейские чиновники, американские чиновники тоже лоббируют интересы? Если с вашей позиции.

Недзвецкий:

- То, что возможно за рубежом – в США и Европе – при развитой конкуренции на рынке, невозможно, к сожалению, у нас.

Яковлев:

- В России особенный путь.

Недзвецкий:

- Нет. Здесь не идет речь о каком-то особенном пути. Речь идет о состоянии рынка и о конкуренции на рынке. Давайте, посмотрим, какие цены на авиаперевозке в США и Европе, и сравним их с нашими.

Яковлев:

- Как раз поэтому они и ниже. Потому что там существуют невозвратные билеты.

Недзвецкий:

- Это не так.

Яковлев:

- Там существуют невозвратные билеты, у них низкие цены. У нас высокие цены. Понятная мера, и тут почему-то мы должны пойти по своему, русскому пути.

Недзвецкий:

- Не из-за отсутствия невозвратных авиабилетов. А из-за отсутствия той степени конкуренции, которая существует в Европе.

Яковлев:

- Может, мы сначала невозвратные билеты сделаем?

Недзвецкий:

- И лишим таким образом потребителей законных прав. Я считаю, что наш рынок авиаперевозок в настоящее время не готов к этому. Со временем, возможно. Но на настоящем этапе – нет.

Яковлев:

- То есть, со временем надо это сделать?

Недзвецкий:

- Я не говорю, что надо. Мы можем вернуться к этому вопросу. Когда стоимость авиабилетов будет снижаться под воздействием других факторов. Когда перевозчики смогут давать реальные гарантии того, что цены на авиаперевозки упадут.

Добрюха:

- Я хочу поддержать Антона, поскольку сама постоянно получают поток обращений от авиапассажиров. В том числе, от пострадавших авиапассажиров. И на личном опыте сталкивалась с попытками как вернуть билеты, так и с различными ситуациями, когда приходилось отстаивать свои права при общении как с зарубежными, так и с отечественными авиакомпаниями. Правильно говорит Антон, за рубежом совершенно другой уровень правовой культуры и другой уровень деловой практики. Те товары, которые у нас стоят одну сумму, совершенно другую сумму стоят в зарубежных странах. Там действительно другой рынок и другая конкуренция. Поэтому, мне кажется, совершено оправданное замечание.

Недзвецкий:

- Что предлагает Союз потребителей, как решить этот вопрос. Перевозчики хотят ввести невозвратные билеты, мотивируя тем, что они несут большие расходы из-за того, что люди сдают билеты. С другой стороны, существует право потребителя отказаться от исполнения договора, и вернуть хотя бы часть своих денег, лишать которого потребителя тоже было бы несправедливо.

Яковлев:

- Мы поняли, что в Штатах и Западной Европе плюют на права потребителя. Но почему-то у них низкая стоимость авиабилетов.

Добрюха:

- Там совершенно другой уровень защищенности. Потребитель получает такие компенсации, которые по нашим законам не снились. Там авиакомпании такую ответственность несут.

Яковлев:

- Меняйте законодательство. Но вопрос не в этом. Вы говорите: нарушаются права потребителей, если у нас будут невозвратные билеты. Вы этим говорите о том, что в Штатах и Западной Европе нарушаются права потребителей.

Недзвецкий:

- Нет. Потому что у них другое Законодательство.

Яковлев:

- Так может, давайте Законодательство поменяем в части потребителей в России? И сделаем его более гибким.

Добрюха:

- Возможно, да.

Недзвецкий:

- Давайте¸ ухудшим положение потребителей. Почему мы должны следовать западной модели в данной ситуации? Наше законодательство о защите прав потребителя более прогрессивно в этом плане. Дешевле авиабилеты в Штатах и Западной Европе не из-за того, что там существуют невозвратные билеты. А из-за того, что там конкуренция существует.

Яковлев:

- Роман, может, действительно дело в конкуренции?

Гусаров:

- Конкурентная среда у нас очень жесткая. И сегодня ни чем не уступает ни мировой, ни европейской. Поэтому говорить, что у нас высокая цена из-за отсутствия конкуренции, было бы неверно. Так же, как неверно говорить о том, что авиакомпании предлагают ввести невозвратные билеты только потому, что они боятся сданных 8 процентов билетов. Совсем не в этом причина. Причина в том, чтобы авиакомпаниям дать возможность реализовать нереализованные 30-40 процентов по низким тарифам, привлечь новых пассажиров, которым сегодня перевозки недоступны. И за счет этого увеличить свою прибыль. Само собой.

Недзвецкий:

- А нельзя просто снизить тарифы на эти нереализованные 3 процента?

Гусаров:

- Ведь авиакомпании боятся не пассажиров, они боятся друг друга.

Яковлев:

- Это как раз та самая конкуренция, о недостатках которой говорите вы.

Недзвецкий:

- А из-за этого уже должен страдать потребитель. Это уже недобросовестная конкуренция.

Добрюха:

- Надо бороться.

Недзвецкий:

- А почему такими методами?

Гусаров:

- А почему он доложен страдать? Я планирую: через полгода хочу полететь. Я смотрю, очень дешевые билеты. Я понимаю, что я получаю их с очень большой скидкой, но я чем-то за это жертвую. В случае, если потом передумаю, не смогу его сдать.

Добрюха:

- Где гарантии, то будут такие серьезные скидки? Что не поднимутся цены все, как говорит Антон.

Гусаров:

- Если скидок не будет, то авиакомпании будут летать полупустые.

Добрюха:

- И задирать огромные цены.

Гусаров:

- Если мы говорим о западном опыте, то что там, что у нас – это время прошло. Мы вступили в ВТО. И сегодня наши авиакомпании конкурируют не только между собой, но и с авиакомпаниями западными. И у западных авиакомпаний есть возможность, а у нас нет. И они будут продавать более дешевые билеты. А наши перевозчики будут разоряться.

Добрюха:

- Мы выяснили, что убытки, которые несут авиакомпании из-за возврата билетов, буквально мизерны, поскольку, как сказал Антон, не больше 8% билетов люди на сегодня возвращают, пользуясь существующими законами. Соответственно возникает вопрос. Если убытки и так небольшие, то что заставит авиакомпании вдруг резко снизить цены, если людей поставят в такое ущемленное положение, не дадут возможности сдавать билеты?

Гусаров:

- Я пытался пояснить, что сегодня авиакомпаниям приходится закладывать все свои риски в стоимость билета. Таким образом, как минимум на 30% больше стоят билеты, чем могли бы быть, или чем были бы обоснованы и рентабельны для самой авиакомпании. В том случае, если авиакомпания получит юридические гарантии того, что, продав все 100% билетов на самолет, ни один билет не будет возвращен, то она могла бы закладывать минимальную норму прибыли на каждый авиабилет и, таким образом, понимать, что даже при этой минимальной норме прибыли ее рейс получается рентабельный. А что ее подталкивает это делать? Да просто конкуренция. Потому что рядом такой же перевозчик, который тоже хочет продать как можно больше билетов.

Яковлев:

- Антон, я правильно понимаю, что у меня есть выбор брать возвратный или невозвратный билет? Где же нарушение прав потребителей, если у меня есть выбор?

Недзвецкий:

- По существующему законопроекту сделать «невозвратными» можно будет только 30% авиабилетов. Выбор у вас, конечно, будет. Заплатить еще дороже, чем стоит авиабилет сейчас, либо купить «невозвратный» билет по примерно такой цене, которая сейчас существует для вас.

Яковлев:

- Вы меня лишаете выбора.

Недзвецкий:

- Если вас такой выбор устраивает…

Яковлев:

- А вы считаете, что я не заслуживаю этого выбора? Вы против этого законопроекта.

Недзвецкий:

- Мы против этого законопроекта, прекрасно понимая, что это не в интересах потребителя. Для потребителя, для гражданина это не даст никаких преимуществ сейчас. Цена не будет снижена. В тех ситуациях, когда человеку действительно надо будет в связи с какими-то жизненными обстоятельствами сдать авиабилет, он этого сделать не сможет и потеряет деньги, может быть, для него существенные.

Яковлев:

- Вот смотрите. У меня есть ручка. Мне говорит государство: у тебя еще есть на выбор телефон. Что тебе больше нравится – ручка или телефон? А вы, защитник прав потребителей, говорите мне: нет, ты не можешь выбирать, у тебя есть ручка, вот живи с этой ручкой, и ты не можешь выбирать между ручкой и мобильным телефоном. Получается так. Дайте мне выбрать.

Недзвецкий:

- Подождите. Мы не говорим о таком выборе, вы сейчас утрируете. Мы пытаемся объяснить, что у вас этот выбор будет только по более высокой цене. Сейчас вы можете приобрести авиабилет по существующей цене, и он будет возвратным. Завтра, с принятием этого законопроекта, вы такой же авиабилет приобретете по такой же цене, но он будет невозвратным.

Яковлев:

- Получается, что выбора все же нет.

Гусаров:

- Конечно же, выбор есть. Давайте подумаем, что заставляет, например, таксиста с вас брать 100 рублей за километр, допустим, а не 100 долларов. Наверное, все-таки конкуренция. Вы скажете: нет, я не поеду, я поймаю другое такси и поеду на нем. Соответственно рынок конкурентный и определяет ту стоимость авиабилета.

Яковлев:

- Вы повторяете, как мантру: у нас конкуренция, все хорошо. Москва – Сыктывкар, две компании: «Аэрофлот» и «ЮТэйр». Зашкаливают цифры, для меня по крайней мере. Где конкуренция?

Гусаров:

- Согласен. К сожалению, у нас далеко не во всем конкуренция.

Яковлев:

- Так давайте сначала пять авиакомпаний меня доставят в Сыктывкар, а потом вводить невозвратные билеты.

Гусаров:

- Сегодня, если взять какой-нибудь рейс Москва – Сыктывкар, то окажется, что эти два перевозчика летают на грани нулевой рентабельности. Вы думаете, почему не летают пять, кто-то кому-то запрещает? Да потому что они будут летать пустыми. Нет такого пассажиропотока. Сегодня россияне крайне малоподвижная нация, мы летаем очень мало. Порядка 15% россиян пользуются вообще воздушным транспортом. Это один из самых низких показателей в мире. Соответственно авиакомпании развиваются, и они заинтересованы привлекать к авиаперевозкам как можно больше пассажиров, оттягивая их у железной дороги, у наземного транспорта. А другого пути, как снижение стоимости авиаперевозок, у них нет.

Добрюха:

- Я, конечно, не экономист, а просто пассажир, потребитель. Я не могу вспомнить ни одного примера в новейшей истории нашей страны, когда введение каких бы то ни было послаблений привело бы к снижению цен. Ты помнишь, чтобы наши предприниматели в каком-то случае снизили на что-то цену?

Недзвецкий:

- Замкнутый круг получается. Люди не летают, потому что очень высокие цены на авиабилеты. В итоге авиакомпании отправляют полупустые самолеты, при этом оставляя высокие тарифы на авиаперевозки. А снизить они их не могут, потому что боятся, что их конкурент вдруг выкупит у них 30% этих мест, потом их сдаст и тем самым причинит убытки.

Яковлев:

- Вернусь к Сыктывкару. Очень высокие цены. У меня есть одно пожелание к авиабилетам. Мне абсолютно все равно, будут они возвратными или невозвратными. Мне самое важное – снижение цены. Я понимаю, что пять авиакомпаний на маршруте Москва – Сыктывкар появятся лет через 10, а я завтра хочу улететь. И я понимаю, что единственная мера, которая быстро потенциально может привести к снижению цены, это невозвратные билеты.

Недзвецкий:

- На основании чего вы делаете такой вывод?

Яковлев:

- На основании того, что здесь говорит Роман Гусаров. Что понятно, откуда, где и как эти цены будут снижаться.

Недзвецкий:

- Роман не озвучил, что авиакомпании дают какие-то гарантии снижения цены. Мы прогнозируем, что никакого снижения не будет.

Яковлев:

- У нас государство никаких гарантий не дает. И потом пусть не дает, но у меня хотя бы есть надежда на то, что цены на билеты снизятся. А пока вы будете вещать о конкуренции, пройдет 20 лет, конкуренции не будет, и билеты будут расти и расти.

Недзвецкий:

- Еще раз вернусь к предложению Союза потребителей в этом плане. Мы же можем определить порядок оценки, фактически понесенных перевозчиком расходов, связанных с отказом пассажира от авиабилета.

Яковлев:

- А где в Европе такая форма есть?

Недзвецкий:

- В Европе есть невозвратные тарифы.

Яковлев:

- Не невозвратные, а именно та форма, о которой вы говорите.

Недзвецкий:

- Я сейчас, пожалуй, не смогу вам привести примеров из зарубежного законодательства, но это вовсе не означает, что мы не можем использовать рациональные предложения, которые существуют у нас в России.

Добрюха:

- Я хочу отметить, что в Европе пассажир находится в совершенно другом положении, поскольку там у них сбалансирован объем таких ущемляющих моментов и гарантий. Потому что если мы летим самолетами в страны Евросоюза, то в случае задержки рейса мы получаем не 25 рублей за час задержки, а та суммы идут, начиная от 200 евро и больше. У меня вопрос, почему авиакомпании не выступают за то, чтобы вот так сбалансировать права пассажира?

Гусаров:

- На самом деле авиакомпании выступают. Честно говоря, многие руководители компаний признаются, что нам стыдно самим платить эти 25 рублей, которые сегодня назначены по закону. И периодически авиакомпании самостоятельно, добровольно увеличивают эти компенсации для пассажиров. Но это не значит, что они занимаются меценатством.

Вот вы говорите о гарантиях. Какие гарантии сегодня может дать авиакомпания, если гарантии не дает само государство? Разве государство гарантирует, что завтра цена на авиационное топливо не вырастет? Нет. Разве государство дает гарантии, что оно снимет ввозные пошлины на воздушные суда для российских авиакомпаний? Нет, конечно же. Разве государство может предоставить авиакомпаниям дешевые кредиты под 2-3% годовых, как на Западе, у иностранных конкурентов? Нет. Это я говорю к тому, почему у нас стоимость перевозок такая высокая. И еще множество всяческих аспектов, которые не позволяют авиакомпаниям вот так взять и обрушить цены на авиаперевозки вниз. Они рады бы, но сегодня у нас практически все авиакомпании убыточны, даже крупные. Буквально единицы сегодня могут похвастаться, что они имеют какую-то балансовую прибыль.

Добрюха:

- Знаете, я не верю, что авиакомпании пойдут на какое-то снижение цен. Что касается практики того, как они соблюдают права пассажиров, как они готовы идти на встречу, я лично столкнулась в прошлом году с ситуацией, когда имела место задержка рейса. Я пыталась сдать билет. Мне сказали: ничего не знаем.

Яковлев:

- Что за компания?

Добрюха:

- Это был чартерный рейс, и я сейчас не могу вспомнить. Мне сказали: какой возврат билета? Несмотря на то, что рейс задержан, о возврате билета речи не идет. Потом я этого добилась, но пришлось применять, что называется, административные рычаги.

Звонок, Николай:

- Я из Твери. У меня есть друзья, они живут в северной части Китая. Зарплата китайского рабочего равна в среднем зарплате нашего рабочего. Но почему-то россияне, жители Восточной Сибири, предпочитают лететь в Китай и оттуда уже китайской авиакомпанией лететь в Москву. Это получается в 1,5-2 раза дешевле. А ведь китайцы покупают «Боинги», дорогие самолеты. И горючее у них, я думаю, не дешевле, чем у нас. Но почему-то получается в два раза дешевле.

Яковлев:

- Что сделать, чтобы у нас то же самое, что в Китае, было в этом смысле?

Недзвецкий:

- Сложный вопрос: что сделать, чтобы снизить тарифы на авиаперевозки? Я думаю, что это должно со временем произойти само по себе с ростом конкуренции на этом рынке. Я не верю в то, что сейчас у нас достаточная конкуренция, которая позволяет в таком здоровом режиме конкурировать компаниям и за счет этого снижать тарифы.

Гусаров:

- Здесь единственный, кто может помочь нам, россиянам, это наше правительство, если оно пожелает. К сожалению, многие аспекты в авиационной отрасли монополизированы. Сегодня не авиакомпании определяют стоимость керосина, не авиакомпании, а именно государство определяет стоимость аэропортовых услуг, не авиакомпании определяют ввозные пошлины, не авиакомпании определяют процентные ставки по кредитам. Множество аспектов. Если государство сможет создать хотя бы равные условия, такие как есть у иностранных компаний, тогда у нас и цены снизятся.

Добрюха:

- Я все-таки уверена, что в сложившихся существующих условиях не приведет ни к какому снижению цен, только действительно будут ущемлены права потребителей. Но в меня вселяет надежду то, что наши официальные ведомства, такие как Роспотребнадзор и Федеральная антимонопольная служба, выступают против такого законопроекта, так что в ближайшее время этого не произойдет.

Яковлев:

- Спасибо большое всем участникам дискуссии. Результаты голосования. 34% поддерживают введение невозвратных билетов, 66% выступают против. Таковы итоги вашего голосования.