Кыргызстан
+13°
Boom metrics
Сегодня:

Никас Сафронов: «Мужчина как трутень: летит и оплодотворяет»

Знаменитый художник объясняет, кто такие современные мужчины

В студии радио КП художник Никас Сафронов, журналист «Комсомолки» Дарья Завгородняя и ведущая Елена Афонина обсуждают, почему нынче мужчины так инфантильны.

Афонина:

- Сегодня я и Дарья Завгородняя работаем для вас. И кто в роли чудовища? Мы ему доказываем, что он не чудовище.

Завгородняя:

- Сегодня мы будем это доказывать Никасу Сафронову, художнику знаменитому, нарисовавшему портреты практически всех живущих знаменитостей.

Афонина:

- А говорить мы будем о мужчинах. О ком же нам еще говорить?

Завгородняя:

- Ну да, у кого что болит.

Афонина:

- Когда слышишь песню, в которой есть строчка: тоска по сильному мужскому плечу, - начинаешь задумываться: а может, это не только поэтическое обобщение? Может, мужчины как дети такие же инфантильные, такие же нежные, избалованные создания. Мы говорим о современных мужчинах. Времена мушкетеров и рыцарей плаща и шпаги мы не берем. Современный мужчина не тот пошел. Согласны вы с этим?

Сафронов:

- Согласен на сто процентов. Даже в советское время, когда люди учились и знали, что они будут получать 120-150, но зарплата будет. Все равно были идеи, стремления, пионерские лагеря, пионерские костры. Люди хотели попасть на БАМ, в Комсомольск-на-Амуре, куда-то поехать, что-то открыть, сотворить, сделать. «Два капитана» - популярный фильм. Все это было как идеология, но хорошо работало. Стопроцентное образование, что-то надо было создать, придумать. Оно не всегда использовалось, многое кидалось в ящик. Но была идея. Потом все превратилось в состояние депрессии, 90-е – когда началась перестройка, начался раздел имущества, должностей. В результате мужчина как более слабое существо – он действительно по природе слабее, женщина крепче и выносливее женщины, и дольше живет. Мужчина – как трутень, летит и оплодотворяет.

Завгородняя:

- То есть лишило их советское государство зарплаты, и они…

Сафронов:

- Он не знает, куда лететь, зачем. Поэтому он попадает быстрее в депрессию. Женщина бывает недовольна, когда она сексуально неудовлетворенна, мужчина – когда он оскорблен, унижен и голоден. Женщины более мудры по природе, более милосердны, они прощают. Всю жизнь дети обижают – она их прощает, к родителям относится милосердно, остается с ними до конца жизни. Мужчина говорит: я работаю, зарабатываю. На самом деле домино, баня – но показывает вид. И когда жена говорит: посиди дома с ребенком. Он говорит: нет, я работаю. Он будет три работы тянуть, но никогда не будет заниматься рутиной, более важной – воспитанием детей. Он плачет, хнычет, его надо куда-то вести, играть. А мужчина этого не любит. Он более тонкий, творческий. И когда возникает эта проблема – он попадает в депрессию, в состояние непонимания, что происходит и что делать дальше. Его нужно направить. Есть фильм «Питкин в тылу врага»: злее, еще злее. Направить, и он бежит к этой цели. Женщина более мудрая.

Завгородняя:

- Ну конечно, навешают на женщин, как всегда. Женщина, конечно, от природы более мудрая и более крепкая – говорит нам Никас.

Афонина:

- Насколько то, что вы сказали, относится к вам самому?

Сафронов:

- Я бы заново родился и начал все с начала, с нуля. В то время, когда я жил и учился, я хотел быть пиратом. Поехал в мореходку, потом в училище. Хотел зарабатывать свои деньги: работал сторожем, дворником, в театре бутафором. Я все время был независим ни от кого, я закрепился. У меня появилась жизненная выносливость. Когда я переехал в Паневежис – я там работал в театре. У меня в 24 года была квартира, а в советское время это было невозможно. В 82-м году я заработал и на картинах.

Завгородняя:

- В Москве была квартира?

Сафронов:

- Нет. Я поменял ее потом на Москву в 83-м году. Я был достаточно закреплен и состоявшийся в плане зарабатывания денег. Я не ограничивался той зарплатой, какую мне дали после института. Я хотел больше заработать за счет своего труда. Сегодня по другому воспитаны дети. Либо их бросили – они сходят с рельс, от наркомании до непонятно чего. Либо их отправляют в Швейцарию, в Лондон. У меня много знакомых, солидных, состоявшихся, богатых. «Я его в Швейцарию, в Лондон – а он негодяй, наркоман, связался с компанией, нашел шлюху, и так далее». Нет любви, нет сердца. Все пытаются выжить сегодня. Сложилась такая ситуация. Тут еще влияние Запада, надо укреплять свои позиции, свою страну. Много чего, человек не справляется – у него начинается стрессовое состояние.

Афонина:

- И он бежит к женщине, плачется.

Сафронов:

- К женщине, или мечется, или растерян.

Завгородняя:

- Современный мужчина не бежит к женщине. Он на Болотную площадь бежит.

Афонина:

- Спрашиваем аудиторию: почему современные мужчины как дети или почему они такие инфантильные?

Звонок, Юрий:

- Я не согласен с Никасом. Я знаю много примеров, когда армия, ушла жена и оставила ребенка. Не когда он сам решил и хочет, а вынудили его жизненные обстоятельства. В этом случае мужчины справляются со своими обязанностями, с детьми, намного лучше, чем женщины.

Завгородняя:

- Вы сами кого-то выкормили, каши готовили?

Юрий:

- Если вы понаблюдаете за миром со стороны – ситуация сложилась, и мужчина меняется.

Афонина:

- Это как хомячок – загнали его в угол, и он может наброситься на льва. Так и мужчина: загнанный в угол, он берет себя в руки, встряхивает свое мужское начало и доказывает самому себе и окружающим, что он мужик.

Сафонов:

- Небольшое количество процентов могут это делать. Но мы говорим о большой массе людей, которые не справляются и не знают, что делать. Они растеряны. Я знаю массу примеров, когда люди погибали, спивались, заканчивали с жизнью. Юра может устоять, противоборствовать природе. Но в основном мужчина ломается быстрее, чем женщина. Добыть огонь – одно, а сохранить – совершенно другое. Это намного сложнее. Пришел, совершил подвиг, защитил, убил мамонта, отнял у кого-то огонь.

Завгородняя:

- И расслабился, стал инфантильным.

Сафронов:

- А постоянно мужчина не всегда готов: ходить, нянчить. Он должен бесконечно любить детей, хотеть их, у него должно быть определенное воспитание и должно быть закреплено в определенную силу, что он готов пожертвовать собой. Женщина уже готова на самопожертвование.

Завгородняя:

- Я понимаю, что я вообще не женщина. Женщина мудрая, готова к самопожертвованию. Такое я у знакомых женщин…

Сафронов:

- Вы красивая, молодая, у вас и подруги девушки.

Афонина:

- Найдется упырь, который сядет на шею, свесит ноги.

Звонок, Леонид Николаевич:

- Мужчины инфантильны. Я согласен с Никасом в том, что мужчина может реализоваться, но на короткий период времени. Мобилизуется, сделает что положено – но потом ему это страшно надоедает. Мужчина – больше творческая личность. Он что-то создает, творит. И только женщина может выполнять нудную работу.

Завгородняя:

- А я не могу выполнять нудную работу, я творить хочу.

Леонид Николаевич:

- Вы исключение из правил.

Сафронов:

- Спасибо за поддержку.

Завгородняя:

- Если женщина инфантильна – ее никто замуж не берет. У нас в стране такой типаж не распространен. Если ты по типажу женщина-ребенок, никто не возьмет замуж. Надо быть женщиной-мамочкой. Я об этом сказала в одной компании – все закивали: и девушки, и мужчины.

Сафронов:

- Мужчины тоже разных любят: стерв, нежных, милосердных. Надо попасть на своего человека. Встретить того единственного, кто тебе нужен по жизни, и он примет тебя такой.

Звонок, Николай:

- У вас серьезная тема. Никас грамотно рассуждает, виртуозно. Хочу подтвердить его слова. Со времен перестройки идет сознательное вырождение мужских качеств. Человек может быть атлетом. А воспитывают инфантильность. Она привита слепым копированием Запада. Несмотря на то, что мы смотрим на Запад, мы люди не западные.

Завгородняя:

- Почему не копировать Шварценеггера, Сталлоне? Брюса Уиллиса.

Сафронов:

- Могу сказать, что когда объединилась Восточная Германия с Западной, огромное количество было самоубийств в Восточной Германии. Западные быстро захватили все рулевые места, земли, здания. И те попали в стресс. Они привыкли получать, как у нас, тысячу-две тысячи марок. И у них получилась психологическая проблема. У Запада нужно брать лучшее. Мы особенно в искусстве берем не самое лучшее. Эти инсталляции, перфоманс и так далее – как говорил Даллас после войны, что через искусство, литературу, кино мы внедрим в России самое низменное, она сама развалится. Но есть и хорошее на Западе: красивые здания. Я покупаю много антиквариата там. У нас все уничтожили. Самые большие и дорогие покупатели – русские. Когда-то у нас было: уничтожить до основания, а потом поехать на Запад и купить у китайцев, перекупщиков, на аукционах. Хотя все было у нас. Русское искусство вывезено и продается там за большие деньги, и наши же назад возвращают. Хотя можно было это все и сохранить. Но на Западе есть много хорошего, и любовь к детям. Я летаю в Ульяновск – очень много итальянцев, американцев везут детей-инвалидов, к себе. Я смотрел, как над ними трясутся. У них уже двое замечательных детей – они часто прилетают с детьми. Но они готовы на самопожертвование, или по инерции – у них такое воспитание. У нас этого не хватает, нет воспитания.

Завгородняя:

- Вспомнила, как я была в деревне Бураново под Ижевском, где бабушки, которые поехали на Евровидение. Я там заметила особенную пропасть, которая существует между женской гиперответственностью и мужской безответственностью. Особенно она проявляется в наших деревнях. Там мужики у магазина в 8 утра. У них красные лица, они в своей зависимости пребывают годами. А женщины там даже не курят.

Сафронов:

- Ну да – корову подоить, детей покормить.

Завгородняя:

- Да. А ее муж некое существо, он совершил свою репродуктивную функцию. Бабушки мне с придыханием рассказывали, что возродилось это искусство – пахание полей. Появились раритетные трактористы на полях, и они ездят со своими песнями развлекать этих трактористов.

Афонина:

- Хочется понять мужскую психологию. Почему мужчина - деньги зарабатывает, на диване лежит, - боится совершать самый важный поступок в жизни: почему он боится жениться? Уже все говорит о том, что пора, девушка как созревший плод готова упасть в руки, уже на пенсию выходит. А он все боится сказать: давай.

Сафронов:

- Думаю, что боится ответственности. Я в "Комсомольской правде" прочитал как-то анекдот: жена подает утром мужу опохмелиться - она не только умница, но и красавица. Боится ответственности, не решается. Изнеженное воспитание родителей: мама решала за него все, за него всегда думали. У него нет личного характера, который он не развил, не воспитал, которые дает чувство ответственности. Для этого нужно заниматься спортом. Есть понятие в Америке: выживание улицей. Богатые родители отправляют детей на улицу, чтобы они защищали своих девушек, свою честь. Потом они становятся хорошими банкирами, возглавляют крупные корпорации. Кто-то выживает, но кто-то не выживает.

Завгородняя:

- Стенка на стенку походят, потом ставятся Биллами Гейтсами.

Сафронов:

- Сто процентов. А если человека таким оставлять – он остается инфантильным, неспособным, и не может принять решение. Многие проблемы в браках – мама против, не хотела. Мама за него всегда думала, и он не знает, как ответить, принять решение. Ему дают готовый ответ – он его проглатывает. Он может в бизнесе процветать, у него может быть все хорошо, может разбираться в компьютерах. Но житейскими ситуациями он не владеет, теряется, попадает в депрессию или в состояние стресса и не знает, что ему делать. А если женится – у него комплекс неправильности. И любой намек родителей, мамы меняет – отказывается, бросает с детьми и так далее.

Завгородняя:

- И котлеты не такие вкусные крутишь, как моя мама. И начнет от нее отплывать. У меня такой момент недавно был.

Сафронов:

- Мне кажется, молодым нужно уезжать на острова и пожить там год-полтора, выживая. У меня была жена итальянка, были общие друзья, итальянцы. Слышал высказывание: представляешь, они три года встречались, женились и счастливы. Обязательно нужно проверить в быту, в жизни, как человек будет. Потому что есть о чем поговорить, но в жизни все возникает на мелочах. Говорил Экзюпери: без сна могу прожить, без мелочей – нет. Начинаются бытовые проблемы, накапливается – он сбегает, изменяет.

Звонок, Виктор:

- Если в Бураново мужчины инфантильны – возьмите передачу «Безумно красивый» на Муз-ТВ, у вас будет представление, что женщины, девушки инфантильны?

Завгородняя:

- Они там на передаче выпивают, курят?

Афонина:

- И боятся замуж идти?

Виктор:

- Выпивают и курят в «Доме-2», «Мама в законе».

Завгородняя:

- Зато они безумно красивые. Зачем им быть взрослыми?

Афонина:

- Мы говорим: мужчины инфантильные, а Виктор: а сами?

Завгородняя:

- Я знаю, что это за программа – там очень красивые девушки.

Сафронов:

- Туда идут определенные люди, которые готовы выступить в передаче, появиться на экране. Они имеют свое представление о мире.

Завгородняя:

- Они фантастические дурры, у них весь ум в красоту ушел, я с Виктором согласна.

Сафронов:

- Мы говорим о простоте душевной, о чистоте природы. О том, что люди в деревнях живут так, в городах – так. На экране одни люди, в жизни – другие. Мы говорим о процентном соотношении.

Афонина:

- Никас, почему происходит такая удивительная ситуация: ответственный начальник или очень хороший сотрудник – мужчина, на которого можно в работе положиться на все сто. Приходя домой, становится другим человеком. Как будто маска, которую он носил на работе: ответственного, серьезного, волевого, принимающего решения.

Завгородняя:

- Ты меня пугаешь: неужели так?

Афонина:

- Это сплошь и рядом. Послушаешь подруг, и начинаешь думать: такое ощущение, что такие двуличные существа. Может, подруги преувеличивают, и Виктор прав.

Сафронов:

- Не все мужчины так ведут себя. Обычно решения принимаются и там, и там. Бывают люди, которые на работе строги, а жена у него госпожа, садится на него, и стегает его – ему это нравится. Я вспомнил мультфильм: человек солидный выходит из здания – видно, он высокий чиновник. Идет, покупает скрипку. Потом идет в мясной, покупает мосол, скрипку выбрасывает, в футляр кладет этот мосол. Недалеко от дома лес, он берет мосол, начинает орать, грызть, выть. Потом поправляет галстук и идет домой, спокойно, расслабившись. И показывают огромное поле недогрызенных мослов, футляров от скрипок. Такое тоже бывает: человеку хочется расслабиться в чем-то другом. Бывает, хороший человек, а выясняется: или педофил, или негодяй. Такие на работе, и дома показатели совершенно другие, чем он там занимается, непонятно. Поэтому цельная натура воспитана с юности, с детства, самим собой. Это учителя, все с детства. Вся патология, все достоинства – из детства.

Завгородняя:

- Вы несколько раз эту правильную фразу сказали. У вас есть дети?

Сафронов:

- Да.

Завгородняя:

- Как вы считаете: можно воспитать взрослого человека, взрослого мужчину?

Сафронов:

- Воспитать можно любого человека. Уже совсем взрослого, может быть, трудно. Он не поддается, и то можно. Человек, который находится на развитии – можно. У меня была знакомая – такая инфантильная, никакая. Я познакомил ее с моим товарищем. Он говорит: она мне так нравится, ты все равно с ней не встречаешься. Я говорю: хорошо. И эта мертвая девушка стала мегерой, она стала за ним следить, охотиться. Скандалы, он ее колотит – она его. Человек в 35 лет изменился полностью. Возьмите фильм «Укрощение строптивой». Зависит от того, в какую среду попадает. У нас была женщина: «Сашка-то? (Александр Матросов, который герой) – да он жулик был, скартенки воровал в детском доме, я воспитательницей была у него». Наступил момент, когда человек совершил величайший подвиг – закрыл амбразуру своим телом. Есть нюансы, когда человек непредсказуем. Он может совершить поступок – как позитивный, так и негативный. Но для этого нужны условия. Если все станет спокойно, если идет позитивная подача воспитательная – люди готовы на многие вещи. Почему коммунисты, комсомольцы стали глубоко верующими – нужно во что-то верить. Человек должен во что-то верить, и ему дают эту возможность. Был директор ФСБ Патрушев. Я ему говорю: у вас храм восстанавливают или строят. Он говорит: это не верующие, но лучше, чем какие-то ваххабиты, все уничтожают, взрывают. Уж лучше пусть люди верят в хорошее, православная вера. Эта программа замечательная, она дает стимул, кого-то это заденет, меняет отношение к своему чаду, близкому человеку. Надо людей любить, поддерживать, и побольше улыбаться друг другу. Тогда все будет хорошо. Но улыбка должна быть не глупая, наивная, но достойная от хорошо прожитого дня – когда ты состоялся, что-то совершил, сделал доброе.

Звонок, Денис:

- Я себя к инфантильным не причисляю. У меня есть девушка, она не хочет заключать со мной семейных отношений, избегает и исчезает в неизвестном направлении. Потом появляется. У меня ощущение, что она чего-то боится.

Завгородняя:

- Выходит, девушка инфантильная.

Афонина:

- Взять за руку, отвести в ЗАГС, сделать мужской поступок – решить за нее.

Сафронов:

- Нужно меняться самому. Видно, человек любит ее вот такую. Нужно поменять девушку. Я считал, что лучше потратить годы на поиск, чем годы на перевоспитание. Помните фильм «Экипаж», играет Анатолий Васильев: с этим она жила ужасно, а с тем – совершенно другой уровень, другое отношение. Нужно найти своего человека. Нужно высечь, оставить ее – и она поймет, что без него не может. А если это изо дня в день одно и тоже: ушла, пришла – ничего не получится.

Завгородняя:

- Мне кажется, что мужчине найти свою женщину гораздо проще, чем женщинам своего мужчину.

Сафронов:

- Сегодня все хотят иметь сразу и все. Приезжают в Москву со всей России, говорят: Москва – это Клондайк, здесь все: мужчины, деньги. Еще истории поддерживаются, раскручиваются прессой. Почему более миллиона девушек было вывезено обманным путем и продано в рабство.

Завгородняя:

- Они думали – едут к олигархам.

Сафронов:

- Наивные. Они верят тому, что им показывают. Организм так устроен, что доверяет – не имеет своего опыта, но внутренне соглашается. Даже когда вы смотрите фильм – вы его проживаете. Потом это отражается во снах, в стрессах. Организм принимает все. Нужно менять политику всего СМИ, чтобы они больше пропагандировали патриотическое. Пусть используют все технологии западные, современные. Но должны быть любовь к своей стране, к своему народу.