Кыргызстан
+20°
Boom metrics
Сегодня:

Александр Ф. Скляр: «Я пишу музыку по старинке, держа в руках гитару»

О новых проектах, честности и интернет-пиратах

Александр Ф. Скляр: «Я пишу музыку по старинке, держа в руках гитару. И перед собой листок бумаги и ручку: они помогают мне мои записанные упражнения или эскизы заносить. У меня почти перед собой почти всегда маленький лэп-топ. Мой, который я использую как диктофон... Просыпаясь утром и ставя свою пластинку, пускай, даже не сегодняшнюю, я думаю, что все, кто более-менее долго занимается музыкой, рано или поздно перед собой видят эту проблему – насколько я остаюсь честен».

Кальян:

– Добрый вечер, девочки и мальчики любого возраста. Вообще эта неделя обещает быть более чем интересной и сегодня приятно осознавать, что в гостях у нас Александр Скляр. И сегодня, друзья мои, мы будем исследовать частично новейшую работу этого удивительного человека, музыканта, который внес в нашу жизнь не только своеобразную струю, которая бодрит и освежает всех, даже играющих в рок-н-ролл людей, который следует настоящим рок-н-ролльным традициям во всем везде и всегда. Для меня являлся образцом каких-то замечательных свежих идей, начиная с того, что мы свели с ума еще в начале 90-х с великой акцией «Ва-банка». Это великая акция, которую помнят до сих пор. Ты знаешь, у меня еще до сих пор, конечно, места живого нет, но эта майка еще ценна. Сегодня речь пойдет о новейшей работе Александра Ф.Скляра, это проект «Вася-Совесть». Давай об этом расскажем. Почему это так называется?

Скляр:

– Это новый авторский альбом, первый за три года. Мой последний авторский альбом вышел в 2008 году назывался «Песни моряков». После этого я выпустил пластинку «Песни моряков. Часть 2», это были перепевки моих любимых морских песен. Поэтому полноценно авторским его назвать нельзя. Это все-таки альбом чужого материала. А этот вот альбом полностью мой, там 10 моих песен. И одна из центральных песен возвращает нас снова к одному из моих любимых персонажей, который появился много лет назад в «ва-банковском» альбоме «Нижняя тундра», которую мы делали по рассказу Виктора Пелевина «Нижняя тундра». Вот там, в «Нижней тундре», появился человек, которого звали Вася-Совесть. И соответственно, песня под названием «Вася-Совесть». Потом прошли годы и на своем альбоме «Песни моряков», как раз, я вспомнил снова об этом Василии и в композиции «Предательство и контрабанда» в третье части этой композиции он снова у меня появился. А когда я сочинял песни для этого альбома, то мне показалось, что есть, понятно, вот этот персонаж. Я его в «Предательстве и контрабанде» в третьей части этой песни я его убил. Но я не хочу с ним расставаться. О чем я еще могу рассказать об этом удивительном человеке? Я решил, что ведь никому не известна предыстория. Ведь он был маленьким мальчиком, он родился. И вот как он дошел до того, что он стал Васей-Совестью. Об этом я написал песню, которая получила в альбоме «А зори здесь тихие». И уж после того, как я написал эту песню, я подумал, Саня, подожди, у нас есть сейчас четыре песни, связанные с этим человеком. «Вася-Совесть», «За гагарой с черным пером», «Предательство и контрабанда» и «А зори здесь тихие». Если уж есть четыре песни, то сам Бог велел написать рассказ под названием «Вася-Совесть», в котором надо объединить все эти четыре песни. И тогда уж конечно назвать альбом «Вася-Совесть». Потому что это яркий персонаж и потому что он продолжает жить. Вот таким образом у меня появилась необходимый, по крайней мере, для моей жизни, он оказался, как ты понимаешь, уже на протяжении десяти с лишним лет, персонаж, к которому я обращаюсь и обращаюсь снова. И еще никто не знает, может быть, снова опять когда-нибудь обращусь.

Кальян:

– А потом поговорим о том, что в одном очень большом серьезном журнале вышла, наконец, твоя статья. Итак, помимо того, что ты написал пластинку, ты написал еще и статью, которая называется «Вася-Совесть».

Скляр:

– Нет, это рассказ.

Кальян:

– Это художественное произведение?

Скляр:

– Это первое серьезное, осмысленное художественное произведение, которое я написал в своей жизни. До этого, много лет назад, у меня были только несколько детских сказок. Они, конечно, тоже были, ну, как бы типа серьезные. Но все равно это, я считаю, литература другая. Я написал рассказ, который объединил все четыре песни. Это было очень важно для тех, кто пристально следил за моим персонажем «Васей-Совесть». И мой этот персонаж раскрывался постепенно от песни к песни. И в этом рассказе мне захотелось подытожить саму историю этого человека и дать некоторые такие ключевые зацепки, которые позволяют снова к нему вернуться. То есть Вася-Совесть не умирает в этом рассказе, несмотря на то, что я его, как Тарас Бульба, я его породил, я же его и убил песней «Предательство и контрабанда», которую мы послушаем. Но в этом рассказе мы понимаем, что он умер, но не совсем. И этот рассказ войдет отдельным бонус-треком в моем исполнении в эту пластинку, в подарочное издание. А пару дней назад вышел действительно литературный журнал, в котором они этот рассказ напечатали именно в его печатном виде. У нас есть в печатном виде. Если кто-то очень сильно постарается и запарится, он сумеет этот рассказ найти и прочитать в этом журнале. Если же он не запарится, он услышит его на моей пластинке на бонус-треке в моем исполнении.

Кальян:

– В любом случае, я советую вам покопаться, пошукать немного в Интернете.

Скляр:

– А пока его нет, я думаю. Ты же знаешь, сегодня это в газете – завтра в Интернете. Может быть, он уже и есть? А бывает еще и раньше. А бывает еще и раньше. Я вот тут думал, одна из песен, которая везде, даже в Интернете со звуком виниловой пластинки, это совместная работа Майкла Джексона и Лайонела Ричи, когда они писали песню и собирали деньги для детей Африки. Пели все музыканты, и, представляешь, никто, ни одного варианта из студии вынесено не было. Все пластинки с виниловым звучанием иглы. Нет записи.

Кальян:

– Значит, все очень ответственно к этому подошли. Я думаю, понимая, на что идет этот проект, каким-то чудом она не просочилась никуда. Такое бывает, но это крайне редко.

Скляр:

– Я думаю, мы к этому будем стремиться.

Звонок, Петр:

– Скажите, пожалуйста, как вам помогает компьютер, современные технологии писать музыку?

Скляр:

– Писать музыку практически никак не помогает. Я пишу музыку по старинке, держа в руках гитару. И перед собой листок бумаги и ручку. Но, он помогает мне мои записанные упражнения или такие эскизы, заносить. У меня почти перед собой почти всегда маленький лэп-топ. Мой, который я использую как диктофон. Он очень удобен в плане того, что если ты что-то сочинил, прямо сразу тебе что-то пришло, чтобы это просто не пропало. Ты это заносишь на компик. А вторая его неоценимая помощь, иногда нужно записать какие-то звуки окружающего тебя мира, в частности, у меня на этом альбоме, который называется «Вася-Совесть», есть звуки соловья. Это поет соловей в моем саду. Он так изумительно пел, что я просто включил компьютер и прямо на него он пел в метре или двух от меня – записал. И практически полностью он вошел дорожкой в одной из песен, которая называется «Костя, шум и гам».

Петр:

– А не планируете книжку на эту тему написать?

Скляр:

– Пока нет. Спасибо большое за вопрос. На самом деле, интересный вопрос.

Кальян:

– Я удивился, узнав, что Саша написал серьезный художественный рассказ. Я его даже еще не читал. Но обязательно этим займусь в ближайшее время. Сегодня у нас в гостях Александр Ф.Скляр. Человек, более чем удивительной судьбы. Я бы сказал, настоящий, гармоничный человек. Человек, который всегда нес с собой идейные лозунги истинного рок-н-ролла. Вот этой чистой музыки, которая зарождалась в конце 70-х – начале 80-х в нашем большом великом городе поз названием Москва. Пластинка «Вася-Совесть» – новейшая работа, презентация которой, кстати, состоится очень скоро.

Скляр:

– Очень скоро. Это будет 21 октября, в клубе «16 тонн». Мы сыграем программу этого нового альбома. И это будет первый день, когда этот альбом можно будет пощупать.

Кальян:

– Пришло sms-сообщение от нашего слушателя, Александр огромное спасибо за творчество. Как думаете, если понял, но не сделал – изменил судьбу? Такой вопрос.

Скляр:

– Если понял, что делать не нужно и поэтому не сделал, то, по крайней мере улучшил карму. Если понял, что надо было что-то сделать, но это не сделал, то изменил, я думаю, судьбу. Потому что если ты понял, что надо было что-то сделать, это нужно было тогда сделать. Тогда ты шел как бы в русле своей судьбы. Но вообще, я скажу, Кирилл, на самом деле, это гораздо более сложный вопрос, чем он может показаться.

Кальян:

– Я бы хотел узнать лично у тебя. Насколько можно быть всегда честным по отношению к своему творчеству и, самое главное, к самому себе. Потому что себе-то ты никогда не соврешь, просыпаясь рано утром, глядя на себя в зеркало.

Скляр:

– Просыпаясь рано утром или даже не рано, и ставя свою пластинку, пускай, даже не сегодняшнюю, а вчерашнюю или годичной давности. Не просто, я точно скажу, что не просто. В этом, может быть, одна из сложности нашей профессии, если под профессией понимать призвание, а не просто способ зарабатывания денег. Призвание музыканта, который сочиняет свои песни, это штука очень не простая. И осознаешь ее ты, в общем-то, постепенно. Я думаю, что все, кто более-менее долго занимается музыкой, рано или поздно перед собой видят эту проблему – насколько я остаюсь честен. Насколько я не предал те идеалы, с которыми я начинал. И вот ответ на эти вопросы мы должны читать в каждой новой работе музыканта, пишущего свои песни.

Звонок, Захар:

– Ваша микро-биография, как вы относитесь к «Дип Перпл» к «Пинк Флойд», к «Бони М» и, допустим, «Ласковый май»?

Скляр:

– «Бони М» никогда не любил. К «Ласковому маю» отношусь резко отрицательно. А «Дип Перпл» и «Пинк Флойд», это, естественно, те группы, на которых я рос, творчество которых так или иначе через меня проходило. Особенно «Пинк Флойд».

Звонок, Андрей:

– У вас была такая в перспективе карьера, замечательная – дипломата. Я знаю, что вы учились в МГИМО, знаете много языков. А почему вы их бросили, почему решили заниматься музыкой?

Скляр:

– Я уже так много раз отвечал на этот вопрос, что сейчас даже, просто уже и нет смысла об этом говорить.

Кальян:

– Можно я отвечу на этот вопрос?

Скляр:

– Можно, давай!

Кальян:

– Находясь на дипломатической работе в один очень серьезный день своей жизни. Когда поступило по посольству команда одеться соответствующим образом, Александр надел траурный костюм, траурную рубашку, потому что он считал, что это день траура. Он надел черный костюм, черные носки, черные ботинки. А все пришли в белых рубашках. В праздничных галстуках в селедках и огурцах. И это было серьезное разногласие между Александров Ф.Скляром и МИДом. Ну и с другой стороны, рок-н-ролл протянул свои теплые руки к этому душевному созданию и Александр отдался полностью этой безумной музыке.

Скляр:

– Забрал меня к себе.

Кальян:

– Прости, что я за тебя рассказал эту историю.

Скляр:

– Такая интерпретация имеет право быть, конечно.

Кальян:

– Все-таки «Предательство и контрабанда», продолжаем обсуждать и исследовать Василия-Совесть. Вообще гениальные слова – предательство и контрабанда. Как это знакомо, к сожалению, очень многим жителям нашей страны.

Звонок, Владимир:

– Мне кажется, что Скляру близок Утесов и Бернес? Но, само главное, в другом. Скляр, ваше отношение к сексу? Как секс помогает музыке? Как музыка помогает, побуждая к хорошему сексу? Благодарю вас за ответ.

Скляр:

– Да, отличный вопрос. Самое главное, что первая часть этого вопроса мне понравилась: Утесов, Бернес. На самом деле, Утесов и Бернес мне очень близки. Я пою песни из репертуара и того, и другого. И делаю это даже внутри своих концертов. Кроме этого, еще нельзя забывать Александра Николаевича Вертинского. Вообще-то, нужно вспомнить еще об Алеше Димитриевиче. Еще, наверное, было бы неплохо вспомнить о Вадиме Козине и Петре Константиновиче Лещенко. И тогда мы замкнем круг тех людей, которые мне из наших русских и советских артистов, которые мне очень близки. А что касается второй части этого вопроса, позвольте мне перед широкой аудиторией на него не отвечать. Я считаю, что это сугубо интимные частные вещи, и зачем их путать с творчеством. Даже в этом контексте, как бы отвечать на них, немножечко некорректно. Я не люблю, когда залезают в эту область и стараюсь, как бы дистанцироваться от таких вопросов.

Кальян:

– Скажи, насколько сильно отличается твой концерт, который ты планируешь в клубе, от, например, дружеской вечеринке, которую ты проводишь у себя дома?

Скляр:

– Кирилл, дома я уже почти не пою. Это редчайший случай, когда просто мы собрались ну совсем маленькой, узкой, тесной компанией. А тогда чаще всего, меня кто-то из моих друзей, близких друзей или жена, или кто-то из друзей или сын мой, или кто вот сейчас за столом, могут что-то попросить. Я, конечно, скорее всего, это спою. Вот таких концертов дома, в домашних условиях я уже не делаю очень давно. А что касается концертов клубных, обычных наших концертов, то, чаще всего, сет-лист, который у меня есть, это только руководство к действию. Потому что очень часто он выруливается совсем не так, как ты запланировал. Начало, да – начало я более-менее представляю себе всегда, что я исполню, с чего я начну концерт. А дальше – рулится по ходу пьесы.

Звонок, Ирина:

– Спасибо Александр огромное за песни. Они просто совершенно меня потрясли по содержанию. Даже слов нет, настолько содержание необычное. И как-то берет за душу сильно.

Скляр:

– Что следующая песня, которая тоже связана с Васей-Совестью – это много, много лет назад он только-только появился в этой песне, но она важна для меня. И в ней есть что-то такое, тоже как раз внутреннее для меня важное. В общем, я считаю ее одной из самых удачных вообще за всю мою творческую жизнь. Поэтому я эту песню решил на этом альбоме перепеть и переиграть. И она бонус-треком войдет в этот новый альбом, который называется «За гагарой с черным пером».

Кальян:

– Друзья мои, вы всегда имеете возможность прикоснуться к прекрасному живому и настоящему, на волнах нашей радиостанции такое случается постоянно. Вообще чрезвычайно сложно найти родственную душу в наше время между Кремлем и Курским вокзалом. Это случается теперь не каждый раз. Пластинка «Вася-Совесть», презентация этого альбома состоится уже очень скоро, 21 октября в московском клубе «16 тонн», начало, очевидно, в 8 вечера. Там, во-первых, это будет первый день продаж нового альбома. Во-вторых, это будет новая программа. Я хотел бы поговорить о человеке, который действительно очень много сделал вообще для правильного понимания окружающего мира и нас, самих себя. Я имею в виду, конечно, Головина, который помогал и тебе, и песни, которые ты поешь, помогали Шумову. Да, кому только он не помогал?

Скляр:

– Слава Бутусов, у него целый альбом «Звездный падл». И это как бы прямые песни Евгения Всеволодовича. А вот, если говорить опосредовано, я думаю, в его поле находилось очень большое количество людей и ныне живущих и музыкантов и не только музыкантов, людей, занимающихся философией. Людей, которые так или иначе связаны с текущей жизнью в нашей стране. Это был очень важный человек, и с его уходом образовалась такая пустота, которую никто другой не сможет заменить, это я могу точно совершенно сказать. Это был мой друг и учитель. У меня за все творчество была одна единственная песня, посвященная ему. Но зато, какая.

Кальян:

– «Корабли не тонут», она будет называться. Спасибо большое, что пришел. Как только мы построим концертную студию, обещаю тебя пригласить.

Скляр:

– Отлично. Кирилл, я с удовольствием приду.

Кальян:

– Спасибо тебе огромное за твое отношение к жизни, спасибо тебе за твою определенную позицию, которая дорогого стоит и которая стоит исключительного примера. Не частого, не повседневного, но на самом деле примера. Потому что ты большой молодец. Ты живешь по определенным принципам, о которых знаешь, наверное, только ты сам. Единственное, о чем я могу рассуждать, я думаю, что по-прежнему в сердце у тебя то же самое, что и у меня. Что любовь не купить, а друзей – не продать. Иначе, сделать в жизни ничего просто невозможно. Будь здоров, береги себя, потому что твои слова, твои песни, твоя музыка нужны людям. Все очень скоро наедятся, они очень скоро захлебнутся и выплюнут все это непонятное, не похожее на музыку. И все будут слушать настоящие песни на языке русском.

Скляр:

– Спасибо. Берегите себя. Любовь все равно победит.