Кыргызстан
+19°
Boom metrics
Сегодня:

Экс-губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко передала полномочия Георгию Полтавченко

Картина дня [видеотрансляция на tv.kp.ru]
Заместитель председателя Комитет ГД по делам СНГ и связям с соотечественниками Татьяна Москалькова

Заместитель председателя Комитет ГД по делам СНГ и связям с соотечественниками Татьяна Москалькова

Гость – Татьяна Москалькова, заместитель председателя Комитет ГД по делам СНГ и связям с соотечественниками. Ведущие – Михаил Антонов, Ринат Низамов

Антонов:

– Начнем мы о женщинах в политике. Валентина Ивановна Матвиенко, бывший губернатор Санкт-Петербурга, передала полномочия временно исполняющему обязанности Георгию Полтавченко. Он связан с Ленинградом и Санкт-Петербургом достаточно давно, хоть и родился в Баку. Он всю свою сознательную жизнь провел на должностях в Ленинграде и Санкт-Петербурге. Как говорят эксперты, это преемственно. Сама Валентина Ивановна стала депутатом, и будет баллотироваться в сенаторы. И совсем немножко останется до поста председателя Совета Федераций. Именно поэтому я у вас хочу спросить, пришло время женщин в политике. Мы все смотрели на Запад. Восторгались. Восторгались, что делает Маргарет Тэтчер. У нас свои примеры были: женщина-министр Екатерина Фурцева. Сейчас стать третьим человеком в государстве женщине под силу?

Москалькова:

– Конечно. Если в целом поднимать тему роли женщины в политике, в истории, то приветствуется любое продвижение женщины во власть. Сегодняшнее время такого, когда нужно установить баланс между мужской и женской половиной. Потому что только это может обеспечить гармонию в защите отечества. И в продвижении эффективных программ, которых не так много сегодня. Вы сузили круг женщин во власти. Сегодня, действительно, много и вице-спикеров Государственной Думы, включая Герасимову. Три министра – женщины, было два губернатора. Все, что касается создания условий для продвижения женщин во власть должно приветствоваться. Неоднократно обсуждалась тема о квотировании женских мест во власти. Я не сторонник такого метода. Нам нужны не формальные подходы, а нужны умные и нравственные, высокопрофессиональные и эффективные управленцы в государстве. Другое дело, что для женщины создавалось меньше возможностей для продвижения по должностной лестнице. Не только во власть, но и в исполнительной власти. Занять женщине должность руководителя в правоохранительной системе, в органах самоуправления тяжелее. Я это знаю по себе и по своим коллегам. Когда есть равные достижения у мужчины и женщины, то предпочтение, как правило, отдается мужчине. Таков менталитет нашего общества.

Антонов:

– Многие до сих пор живут по «Домострою». Женщине место на кухне. Мужчинам – мужская работа. Несколько было императриц, которые управляли страной. И екатерининскую эпоху вспоминают с теплотой.

Москалькова:

– И Елизаветы Петровны.

Антонов:

– И Анны Леопольдовны, и Анны Иоанновны…

Москалькова:

– Анна Леолпольдовна – отдельная тема. А вот Екатерина Великая, безусловно, прирастила государство новыми землями, ввела много прогрессивных реформ. Была достаточно демократичным человеком. Самая русская немка в истории России.

Антонов:

– Татьяна Николаевна, вам сейчас трудно в Госдуме? Есть пренебрежительное отношение коллег к женщине.

Москалькова:

-Типа, куда эти бабы лезут?.. На себе я этого никогда не испытывала. И мне легко всегда было работать в мужских коллективах. Я 25 лет проработала в органах внутренних дел. И сейчас остаюсь в органах в кадрах. Таков закон, что он предоставил мне право приостановить службу.

Антонов:

– А звание у вас?

Москалькова:

– Генерал-майор милиции. Мой пример нетипичен с точки зрения сложности отношений в мужском коллективе. Но у моих коллег-женщин знаю, что было очень много сложностей в продвижении по служебной лестницею и объективных. Потому что женская нагрузка, безусловно, большая, чем у мужчины. Это – воспитание детей, семья, муж, отношения, связанные с внешним видом. И наращивание компетенции сочетать с этими бытовыми вопросами нелегко. И преодолевать общий подход к женщине, как к человеку второго сорта, нужно настолько много преимуществ иметь перед мужчиной, чтобы было отдано предпочтение женщине – это…

Антонов:

– А мужчины не любят признавать преимущество женщин даже в чем любо. Особенно в мужских делах.

Москалева:

– Знаете, я не люблю обобщения. Хотя есть типичные черты для сообщности людей, для профессии. Все очень разные. И нас, женщин, женщин-генералов, министров представляли на этот пост мужчины. Значит, это те зрелые и продвинутые мужчины, которые согласны были бы видеть независимо от пола, эффективного управленца в государстве.

Антонов:

– Спросим у слушателей. Политика женское или не женское дело? Причем, с обывательской точки зрения. Мы прекрасно помним состав членов Политбюро КПСС, где не было ни одной женщины. Ну, и сейчас. У нас три женщины-министра, огромное количество женщин, занимающих высокие должности…

Москалькова:

– Не огромное. Больше, чем раньше.

Антонов:

– Достаточное количество, чтобы делать выводы. Валентине Ивановне будет трудно?

Москалькова:

– Я думаю, что этот вопрос надо ей задать. Но я бы повернула бы нашу тему в другую плоскость. Продвижение в Совет Федерации Валентина Ивановна, а в данном случае мы можем дистанцироваться от персоналий, а поговорить о системе формирования высшего органа законодательной власти. Новый закон определил систему продвижения в Сенат политических деятелей. Прежде чем выдвинуться членам Совета Федерации, человек должен стать депутатом. Это для того, чтобы определенная была ступень познания законотворческой, законодательной деятельности на уровне субъекта.

Антонов:

– Матвиенко это с блеском продемонстрировала с результатом 93-94 процента.

Москалькова:

– Она продемонстрировала вхождение в законодательный орган, который оказался что формальным. Сама процедура назначения в Совет Федерации – полное игнорирование того законодательства, которое приняло Госдума. Подписал президент. Вся процедура была исключительно формальной. И чтобы это формальную процедуру пройти, два депутата, избранных населением Санкт-Петербурга, вынуждены были подать в отставку, чтобы освободить место для этой формальной процедуры. Сегодня мы уже точно знаем, что Валентина Ивановна не будет работать в законодательных органах Санкт-Петербурга. И она опять освобождает место.

Антонов:

– Может быть, для тех же двух.

Москалькова:

– Может, для других. Но мы видим абсолютно четко формальный подход к формированию высшего органа законодательной власти. Когда буква и дух закона разошлись, и закон был сконструирован совершенно с другим содержанием. И сегодня, чтобы по форме выполнить эту процедуру, мы запустили дорогостоящую и не имеющую смысловой нагрузки процедуру. На мой взгляд, это издержки и сегодняшней демократии. Это событие опустило индекс демократии в Росси на несколько пунктов. На мой взгляд.

Звонок от Ольги:

– Я за то, чтобы женщины были. Сейчас женщины сильные, уверенные. И если есть силы и они могут – ради бога. Но у нас что, среди населения, кроме Матвиенко, никого нет.

Почему?

Антонов:

– Риторический вопрос. Вы против чего?

Москлаькова:

– Ольга говорит о том, что безальтернативные были выборы.

Ольга:

– Да! Ребята решили и ребята назначили. Все.

Антонов:

– А фигура равноправная Валентине Ивановне, она есть?

Москалькова:

– Надо было спросить у населения. А сама процедура выборов была формальная. И безальтернативная. Вот что вызывает у Ольги чувство протеста. И я ее понимаю.

Антонов:

– Тогда можно коснуться и предстоящих парламентских выборов. И предстоящих выборов в президенты.

Москалькова:

– Абсолютно правильно! И вообще кадровой политики в России, когда мы видим, что на высокие и невысокие должности не осуществляется порой отбора на альтернативной основе и по конкурсу. Конкурс, конкуренция и население должно выбрать среди лучших лучшего. И игнорирование мнения людей, коллектива, населения в городе, в России – это очень опасная тенденция. И сегодня вся страна замерла и ожидает: как договорятся два лидера? Кто же будет? Медведев или Путин? И мало кто задумывается, а какие альтернативы? А какие модели развития государства предлагаются? И чем они отличаются. Нам важно развивать чувство самодостаточности, внутренней гордости и возможность выбирать.

Антонов:

– Посмотрел записи людей, которые ведут дневники в интернете. И там были люди, которые ходили и голосовали за Матвиенко в эти выходные. Причем, они объяснили, почему они это сделали. Они говорили: мы не голосовали за Валентину Ивановну. Мы голосовали за то, чтобы она скорее уехала из Санкт-Петербурга. Не за, а вопреки. Вот так.

А что касается безальтернативности… Почему не появляются новые харизматичные личности? Матвиенко у всех на слуху. Если кандидатом в президенты будет Владимир Владимирович или Дмитрий Анатольевич, понятно, чего от них ждать.

Москлькова:

– Безусловно.

Антонов:

– А где новые люди?

Москалькова:

– Действительно, очень узкий медиаресурс, узкая площадка для того, чтобы любому другому желающему выдвинуть себя во власть, довести до населения свою идеологию, Позицию, концепцию. И в этом отношении надо отдать должное президенту, который выдвинул целый ряд законопроектов сегодня принятых и очень слабо работающих для того, чтобы создать равные условия для партий, чтобы они озвучивали свои идеологии. И народ мог бы определиться и выбрать лучшего. Это одинаковое количество времени для партий, выдвигаемых свои политический платформы. Но мы видим на практике, что создаются максимально сложные условия для «Справедливой России», для коммунистов, чтобы им можно было озвучить свою идеологию. Мы практически не видим сейчас на центральных каналах оппозиционные партии. За исключением Прохорова, о котором трудно говорить, что это оппозиционная партия. И ему мало кто из думающих и любящих Россию людей поверит.

Антонов:

– Дебаты будут ведь? Время будет предоставлено всем партиям.

Москалькова:

– Практика мартовских выборов такова и октябрьских прошлого года, что «Единая Россия» на дебаты не ходит. Просто она уклоняется и все по умолчанию. Желание оппозиционных партий, народа, президента изменить эту ситуацию и создать возможность для того, чтобы мы увидели новые лица, имена, идеи, концепции. Ведь мы сейчас должны разделить точку зрения большинства, что многие сектора экономики сегодня замерли.

(Продолжение «Картины дня» с Татьяной Москальковой.)