Кыргызстан
+12°
Boom metrics
Сегодня:
Политика25 июня 2022 9:00

Между китайскими политическими лидерами Ли Кэцяном и Си Цзиньпином назревает противостояние – СМИ

Премьера Ли Кэцяна эвфемистически называют «экономическим царем». Без его поддержки Си Цзиньпин вынужден отложить свои ключевые политические и экономические кампании, в том числе и «Общее процветание».
Источник:kp.kg
Позиция премьер-министра Ли заключается в том, что Китаю нужна приземленная политика, а не грандиозные планы, подобные «китайской мечте»: до 2050 года стать экономической державой мира.

Позиция премьер-министра Ли заключается в том, что Китаю нужна приземленная политика, а не грандиозные планы, подобные «китайской мечте»: до 2050 года стать экономической державой мира.

Фото: ThePrint

В настоящее время, столкнувшись с вызовом со стороны второго по значимости политического лидера Китая Ли Кэцяна, президент Си Цзиньпин, лидер Поднебесной, похоже, брошен на произвол судьбы. «Нулевая терпимость к COVID-19» повлияла на экономику страны, а в мире бурлят бешеные антикитайские настроения.

Если верить заголовкам и публикациям в СМИ, широко распространенное недовольство, вызванное динамичной политикой Китая по борьбе с COVID-19, привело к расколу внутри основного руководства КПК. Широко разрекламированная политико-экономическая кампания Си Цзиньпина «Общее процветание», которая в противном случае привела бы к развязыванию бури регуляторной деятельности, в которой были нацелены различные секторы – от образования до крупных технологий – была отодвинута на второй план, потому что экономика Китая испытывает огромное напряжение.

При этом Пекин давит на крупный бизнес. Например, он отключил Ant Group незадолго до запуска ее первичного публичного размещения акций (IPO) на сумму 37 миллиардов долларов в прошлом году, а соучредитель компании Джек Ма вынужден был скрыться после своих замечаний о банковской системе страны.

А в 2021 году он подрезал крылья своим технологическим гигантам высокого полета, таким как Tencent и Alibaba, приложению для доставки еды Meituan, приложению для вызова такси Didi и многочисленным приложениям для онлайн-игр и частных репетиторов. По мнению экспертов, такие шаги, главной целью которых было сократить разрыв в благосостоянии путем поощрения людей с высоким доходом и предприятий отдавать больше обществу, можно расценить как как усилия президента Си Цзиньпина по консолидации своей власти в преддверии 20-го съезда КПК, запланированного на конец 2022 года. Но тогда цена репрессий была настолько велика, что их эффект померк перед ожиданиями президента Си Цзиньпина.

Экономика Китая замедлилась до полной остановки, чего не было с 1990-х годов. The Economist подсчитал, что репрессии уничтожили коллективную рыночную капитализацию крупнейших интернет-групп Китая на сумму более 1 триллиона долларов.

Индустрия частного репетиторства стоимостью 120 миллиардов долларов закрыла свой бизнес, а замораживание лицензий на видеоигры привело к закрытию более чем14 000 фирм. Китайские технологические фирмы, которые когда-то привлекали лучшую и яркую молодежь, сегодня сталкиваются с массовыми увольнениями. Гигант электронной коммерции JD.com к настоящему времени уволил более 400 сотрудников. Alibaba, еще один гигант электронной коммерции, сократил 39 000 сотрудников – 15 процентов от общей численности персонала в этом году. А Tencent, в которой работает около 86 000 сотрудников, сократила численность персонала на 10-15 процентов.

В целом в отсутствие точной государственной статистики по безработице очень трудно измерить фактическое положение дел с потерей рабочих мест в Китае с момента начала репрессий бизнеса в прошлом году. Более ранний отчет китайского сайта по подбору персонала Zhaopin.com, однако, предположил, что половина опрошенных людей заявили, что их компания уволила сотрудников в 2021 году, в то время как четверть заявила, что они были непосредственно затронуты гонениями на бизнес. Разрушения, причиненные технологическим компаниям регулирующим механизмом и пресловутая «Нулевая терпимость к COVID-19» привели к усилению опасений по поводу волны безработицы в Китае.

Продолжающиеся в течение года репрессии в отношении технологических компаний не только нанесли огромный ущерб китайской экономике и рынку труда, но и привели к оттоку глобальных инвесторов. Российская спецоперация на Украине и Донбассе также оказала на них большое влияние, поскольку европейские инвесторы предпочитают переложить яйца финансов в другие корзины из-за кризиса.

Так, норвежский фонд национального благосостояния стоимостью 1,3 трлн долларов отказался инвестировать в китайского гиганта спортивной одежды. Британская инвестиционная фирма Artemis Investment Management LLP продала все свои инвестиции в Китай. Немецкая Fraport AG продала свои доли в аэропорту Сианя местному покупателю, завершив 14-летнее пребывание в Китае. По данным CNN, в феврале 2022 года зарубежные инвесторы выпустили китайские государственные облигации на сумму 5,5 миллиарда долларов. Ранее в апреле доходность 10-летних государственных облигаций Китая упала ниже доходности казначейских облигаций США впервые за 12 лет, в то время как юань достиг шестимесячного минимума по отношению к доллару США. Международный валютный фонд уже снизил прогноз роста для Китая до 4,4 процента с 4,8 процента.

В разгар таких событий президент Си Цзиньпин был вынужден отодвинуть на задний план свою фирменную программу «Общее процветание». В качестве причины этого называют стремление премьера Ли Кэцяна выйти из своей скорлупы и его смелость поставить под сомнение некоторые решения президента. Позиция премьер-министра Ли Кэцяна заключается в том, что Китаю нужна приземленная политика, а не грандиозные планы, подобные «китайской мечте»: до 2050 года стать экономической державой мира.

В то время как президент Си объявил о победе над бедностью в Китае, премьер-министр Ли считает, что все еще необходима обширная работа по сокращению масштабов нищеты в городских районах страны. Под его руководством были введены десятки стимулирующих мер для оживления экономики.

2 июня премьер Ли возглавил Государственный совет, на заседании которого попросил поддерживаемые государством банки выделить 120 миллиардов долларов на инфраструктурные проекты и оказать некоторую помощь местным органам власти, борющимся с быстро иссякающей казной. И затем, что может стать серьезным поворотом на политическом фронте, Китай, как сообщается, рассматривает возможность возобновления IPO для Ant Group.

По данным агентства Reuters, центральное руководство Китая дало предварительный зеленый сигнал Ant Group, возглавляемой Джеком Ма, возобновить первичное публичное размещение акций в Шанхае и Гонконге. И теперь имя премьера Ли Кэцяна занимает видное место в китайских официальных СМИ. При этом явно задается вопрос о том, взял ли он под контроль экономическую политику Китая? Потому что именно премьер Ли, а не президент Си недавно провел общенациональную телеконференцию с участием более 100 000 участников, в ходе которой он призвал местные власти стабилизировать экономику, поддержать рыночные структуры, занятость и средства к существованию людей.

Предстоит выяснить, окажут ли такие шаги влияние на 20-й Национальный съезд КПК. Он может завершиться сменой партийного руководства. На этом фоне в раздираемой фракциями КПК недавние действия премьера Ли вызывают все больше обсуждений в китайских СМИ, в то время как президент Си Цзиньпин занят расчисткой пути для своего третьего президентского срока.