Кыргызстан
+22°
Boom metrics
Сегодня:
Общество24 февраля 2021 15:05

«Загнали зимой в ледяную реку»: как в Кыргызстане пытают людей в застенках, и кто противостоит беспределу

В республике функционирует единственный превентивный механизм по предупреждению жестокого обращения в закрытых учреждениях. Насколько важна и нужна эта работа, журналистам рассказал директор Наццентра по предупреждению пыток Бакыт Рысбеков
При ужесточении ограничительных мер в масштабах всей страны самыми уязвимыми оказались люди, находящиеся в закрытых учреждениях.

При ужесточении ограничительных мер в масштабах всей страны самыми уязвимыми оказались люди, находящиеся в закрытых учреждениях.

Фото: Светлана МАКОВЕЕВА

ЦЕНА СВОБОДЫ

Это был психоневрологический диспансер. Один из первых объектов, посещенных сотрудниками Наццентра по предотвращению пыток в начале борьбы за права человека в далеком 2014 году.

- Мы решили дождаться ужина и посмотреть, как кормят пациентов, - рассказывает нынешний директор центра Бакыт Рысбеков. - В кастрюле была чуть подсоленная, подмасленная вода. Зачерпнули кухонным двухлитровым ковшом и сосчитали количество плавающих в нем вермишелинок. По случаю нашего приезда администрация соизволила дать подопечным конфеты. Каждому по две штучки. Нужно было видеть, как взрослые мужчины рвались к этим сладостям.

На этой фразе глава центра сдержать эмоций не может. Голос срывается. За годы работы в области защиты прав человека он, кажется, так и не научился не пропускать через себя истории о поломанных судьбах людей.

Когда 13 лет назад Кыргызстан присоединился к Конвенции ООН по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, он взял на себя обязательство по созданию национального превентивного механизма. Таким механизмом стал центр по предупреждению пыток, образованный в 2012 году.

Как изменилась ситуация с тех пор? За шесть лет активной работы наметились позитивные сдвиги. По факту пыток возбуждаются уголовные дела. Некоторые из них доходят до суда, есть осужденные. Конечно, дело движется медленно, поскольку бороться приходится с госмашиной. И тем не менее…

- Сегодня на поступающие сигналы выработан четкий механизм реагирования. Улучшились питание и условия содержания в социальных учреждениях. Идет тенденция к уменьшению количества жалоб. Однако это не говорит о кардинальном изменении самой системы применения пыток. Если до создания национального центра люди массово подвергались жестокому обращению в отделах внутренних дел и других закрытых учреждениях, то теперь их вывозят на нейтральную территорию, где начинают применять запрещенные методы дознания, - поясняет Бакыт Рысбеков.

Он приводит еще один пример. Пару лет назад человека привезли к речке зимой, заставили раздеться и загнали в ледяную воду. В другом случае женщина, подписавшая признательные показания под пытками, три года добивалась справедливого решения суда. Но какой ценой досталась эта свобода?

- Мы пытаемся донести до государства, что дешевле предупреждать пытки, чем бороться с их последствиями. Материальные потери только в одном эпизоде с тяжким последствием составляют более 4 млн сомов! Эта круглая сумма складывается из оценки потерянной прибыли, морального ущерба, правовых и медицинских услуг. Пытки наносят катастрофический удар по экономическому положению самих жертв и их семей. Месяцы уходят на восстановление физического и психического здоровья. Государство при этом теряет полноценных трудоспособных граждан, - отмечает директор национального центра.

Директор Наццентра по предупреждению пыток Бакыт Рысбеков рассказал журналистам, как обстоят дела с соблюдением прав человека в Кыргызстане.

Директор Наццентра по предупреждению пыток Бакыт Рысбеков рассказал журналистам, как обстоят дела с соблюдением прав человека в Кыргызстане.

Фото: СОЦСЕТИ

КАК ПАНДЕМИЯ ОГРАНИЧИЛА ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Во время пандемии работа НЦПП усложнилась. При ужесточении ограничительных мер в масштабах всей страны самыми уязвимыми оказались люди, находящиеся в закрытых учреждениях. Специалисты были бы рады прийти им на помощь, да сами испытывали жесткие ограничения в передвижении. По сей день, чтобы зайти в закрытые учреждения силовых структур, сотрудники центра вынуждены сдавать ПЦР-тесты, которыми, к слову, государство обеспечить их не может.

Рекомендации Всемирной организации здравоохранения о сокращении тюремного населения путем пересмотра меры пресечения для сидельцев, не представляющих угрозы государству и обществу, в Кыргызстане услышаны не были. Условия содержания в следственных изоляторах и исправительных колониях при этом резко ухудшились.

С 22 сентября по 23 октября 2020 года Наццентр по предупреждению пыток совместно с представителями правозащитных организаций и госорганов провел 15 превентивных посещений закрытых учреждений для проверки инфекционной безопасности и доступа к медицинским услугам.

Результаты исследования неутешительные. Из-за отсутствия у заболевших с симптомами ОРВИ свободного доступа к ПЦР-тестированию не велся полный учет переболевшего персонала и осужденных. Случаи заболевания фиксировались как ОРВИ, в то время как в СИЗО-1 и ИК-19 с камерным типом размещения подследственные и осужденные заявляли о массовом заражении коронавирусом. Все больные госпитализировались в колонию №47, где было зафиксировано более 1000 случаев обратившихся с симптомами внебольничной пневмонии. Большая часть переболела в легкой и среднетяжелой форме без осложнений, 6 человек скончались от пневмонии.

- Были ограничения в питании, прогулках, запрещались встречи с адвокатами. Арестантам продлевали меру пресечения автоматом, они даже не участвовали в судебных заседаниях. В СИЗО Бишкека процент исполнения мер по инфекционной безопасности составил всего 47,4%. 40 арестантов при анонимном опросе сообщили, что при появлении симптомов вирусного заболевания обращались за помощью к администрации, но только двое из них получили лечение. Респонденты, содержавшиеся в следственных изоляторах, жаловались на отсутствие вентиляции, доступа свежего воздуха, скученность, нехватку лекарств, - приводит примеры зампредседателя координационного совета наццентра Айдар Сыдыков.

ПЕРЕД УГРОЗОЙ СЛИЯНИЯ

Сегодня штат Национального центра по предупреждению пыток состоит из 25 человек. Все они наделены иммунитетом и правом на свободный доступ в закрытые учреждения. По сути, НЦПП является не только государственным органом, но и гражданским институтом. В его координационный совет входят восемь представителей некоммерческих организаций, экспертов в области прав человека, которые знают проблему изнутри.

Годовой бюджет Национального центра по предупреждению пыток составляет 12 млн сомов - столько государство ежегодно тратит на защиту прав кыргызстанцев. Руководству центра впору говорить о нехватке этих средств (у организации нет даже собственного транспорта), но здесь уже не до жиру. По неофициальной информации, в свете последней оптимизации госучреждений НЦПП планируют объединить с Институтом омбудсмена, политическим по своей сути учреждением. Как отразится это слияние на соблюдении прав человека? В наццентре уверены, что не самым лучшим образом. Помимо потери ценных кадров, часть которых сократят, а другую понизят в должности, центр лишится своей независимости. Пока, несмотря на то, что он является государственным органом, рычагов воздействия и давления на него у властей нет. В отчетах, которые ежегодно НЦПП представляет в парламенте, отображаются реальная картина и цифры, без приукрашивания и сглаживания острых углов. В конце концов, Кыргызстан, взявший на себя международные обязательства по защите прав человека, с упразднением единственного превентивного механизма рискует нарушить эти договора.

За последнее десятилетие республика добилась определенных достижений в области соблюдения прав человека. И мировые институты это видят и ценят. Модель национального превентивного механизма Кыргызстана входит в десятку лучших моделей в мире. Если единственный в стране эффективный инструмент исчезнет, республика потеряет не только наработанный имидж, но и возможность проводить последовательную борьбу с пытками и жестоким обращением в закрытых учреждениях.

ЦИФРЫ

Всего под мандат Национального центра по предотвращению пыток подпадают 494 учреждения закрытого типа. Согласно анализу, 85% жалоб из общего числа приходится на МВД.

С начала активной деятельности НЦПП провел 6 577 превентивных посещений. Самое большое количество проверок пришлось на 2016 год - 1 096. В 2020 году в наццентр поступило 100 заявлений по фактам пыток, жестокого обращения и бесчеловечных или унижающих достоинство условий содержания.