Кыргызстан
+21°
Boom metrics
Сегодня:
Общество24 февраля 2021 11:33

Почему Фонд развития природы не осваивает экологические выплаты «Кумтора»?

С 2017 года канадский инвестор добросовестно перечисляет Кыргызстану по 3,7 млн долларов ежегодно на решение экологических проблем. Сколько было потрачено из этих средств на экологию за минувший период? Отвечаем - ни цента
Вопрос строительства новых очистных сооружений и замены необходимого оборудования в Иссык-Кульском районе стоит остро. Была надежда, что кумторовские выплаты помогут эту проблему решить.

Вопрос строительства новых очистных сооружений и замены необходимого оборудования в Иссык-Кульском районе стоит остро. Была надежда, что кумторовские выплаты помогут эту проблему решить.

Фото: gov.kg

СОРВАННЫЙ СТАРТ

В сентябре 2017 года новое инвестиционное соглашение по «Кумтору», которое бывшему руководству Кыргызстана удалось заключить с канадским партнером, называли многообещающим для республики и прорывным.

Напомним, тогда в ходе продуктивных переговоров с инвестором страна смогла улучшить свои позиции по привлечению дополнительных выплат со стороны золотодобывающей компании. Речь, в частности, шла о создании нового природоохранного фонда. Компания «Кумтор» обязалась единоразово внести на счет организации платеж в $50 млн и впоследствии перечислять по $2,7 млн ежегодно вплоть до окончания срока эксплуатации рудника. Деньги, как было заявлено первоначально, хотели направить на строительство и реконструкцию иссыккульских очистных сооружений, покрывшихся мхом и требующих замены с советских времен.

Постановление за подписью бывшего премьера о создании общественного Фонда развития природы вышло. Но фактически он не проработал ни дня.

С очередной сменой исполнительной власти в Кыргызстане двустороннее соглашение подвергли пересмотру. На этот раз правительству экс-премьер-министра Мухаммедкалыя Абылгазиева понадобилось почти полтора года, чтобы «перекроить» договор. И снова «Центерра» сделала шаг навстречу. Ежегодную сумму отчислений в экологический фонд компания увеличила на миллион. Включая, кстати, 2017 и 2018 годы, когда природоохранная организация жила только на бумаге. Таким образом к началу 2020-го золотодобытчик перечислил на решение внутренних экологических проблем республики 61,1 млн долларов.

Представители фонда бодро рапортовали в публичном пространстве о запуске работы и приоритетных проектах. В список неотложных дел, помимо модернизации очистных установок на Иссык-Куле, включили решение вопросов с мусорными свалками, высадку саженцев на селеопасных участках и установку гелиоколлекторов в стране.

Грандиозным планам не суждено было сбыться. Дело забуксовало. На дворе 2021 год. Платежи «Кумтора», предназначенные для решения глобальных экологических проблем Кыргызстана, достигли почти $65 млн. Но за все это время ни один проект по решению экологических задач так и не был профинансирован.

В чем же дело?

КОГДА ОТВЕТСТВЕННЫХ МНОГО, НО НИКТО НИ ЗА ЧТО НЕ ОТВЕЧАЕТ

Для начала нужно разобраться, кому зарубежный инвестор пятый год отчисляет миллионы долларов.

Изначально учредителем Фонда развития природы выступало Госагентство охраны окружающей среды и лесхоза. Для исключения коррупционных рисков была образована конкурсная комиссия из 13 человек под руководством бывшего первого вице-премьера Кубатбека Боронова. Миссия комиссии заключалась в том, чтобы отбирать самые перспективные и нужные экопроекты, сбор и подготовку которых доверили секретариату при ГАООСиЛХ. Беспристрастно следить за этим процессом поручили Наблюдательному совету из пяти человек (включая представителей неправительственных организаций), который возглавил экс-замдиректора госагентства Айткул Бурханов.

В теории процедура приема, отбора и финансирования заявок должна была выглядеть так. Но как бы это работало на практике, никто до сих пор не знает.

Сначала возникли затруднения с выделением средств (до 2019 года включительно кумторовские миллионы поступали и аккумулировались в казначействе Минфина). Долго не могли продумать механизм беспроцентного финансирования проектов. В теории на доходоприносящие инициативы деньги должны были выдаваться с условием возврата. Потом произошли катаклизмы в виде жесткого карантина, введенного из-за вспышки коронавируса. А теперь, в довершении ко всему, с формированием нового кабинета министров и внедрением системных преобразований в вертикали власти Госагентство охраны окружающей среды и лесхоза перестало существовать как автономный орган. Его функции разделили между собой Минсельхоз и Министерство чрезвычайных ситуаций Кыргызстана.

- С 12 февраля мы остались без учредителя. К какому из ведомств будем относиться, пока не знаем. Поэтому работа так и стоит. Конкурсная комиссия тоже не функционирует, - разводит руками председатель Фонда развития природы Улугбек Арстанбаев.

Когда дело сдвинется с мертвой точки, в общественном фонде даже не берутся сказать. Сначала нужно дождаться прояснения ситуации - «под чьим флагом дальше идти». Потом придется заново формировать конкурсную комиссию для работы по проектным заявкам... То есть фактически придется начинать все с нуля.

Внушительная сумма, перечисленная «Кумтором», лежит в целости и сохранности, уверяет глава природоохранной организации.

С одной стороны - хорошо, если эти миллионы неприкосновенны, и есть какие-то гарантии того, что деньги рано или поздно потратят по назначению, а не направят на другие статьи или латание дыр в бюджете. Но с другой стороны - время бежит. А экологические проблемы, о которых так любят поговорить в Кыргызстане, не решаются: усугубляются старые, копятся новые.

При этом инвестор несмотря ни на что продолжает выполнять свои обязательства.

Пока, получается, в одностороннем порядке.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Как в Кыргызстане работают фонды, профинансированные «Кумтором» [подробности]