Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Общество11 января 2021 19:00

«Было по 5 машин в день, сейчас - по 70!»: что надо знать о техосмотре в Беларуси в 2021 году

На некоторых станциях диагностики в Минске очередь расписана на неделю вперед. Рассказываем, как обстановка, и отвечаем на 5 главных вопросов о техосмотре
На станции диагностики "Минск-Лада" очередь на прохождение техосмотра расписана на неделю вперед.

На станции диагностики "Минск-Лада" очередь на прохождение техосмотра расписана на неделю вперед.

Фото: Наталия КРИВЕЦ

С 1 января 2021 в Беларуси отвязали прохождение техосмотра от уплаты дорожного сбора. Те, кто, не желая платить последний, ездил без ТО, решили: лучше все же получить разрешение на допуск к участию в движении. В результате на диагностических станциях появились очереди, а у их сотрудников - настроение: клиент пошел. Точнее, поехал.

Работники диагностических станций уже и не помнят, в каком году последний раз был такой ажиотаж.

Работники диагностических станций уже и не помнят, в каком году последний раз был такой ажиотаж.

Фото: Святослав ЗОРКИЙ

- Очереди вы не видите, потому что у нас все по записи, клиенты приезжают к назначенному времени, - объясняет сотрудник станции «Минск-Лада» на Серова. - Очередь расписана на неделю вперед, сегодня (понедельник, 11 января. - Авт.) ведем запись на субботу. Больше чем в 10 раз увеличился поток. Если в последние года два к нам приезжало на техосмотр по 5-6 машин в день, то сейчас - по 70.

- И все проходят?

- Почти. Но бывает, что человек не знал о неисправности. Это же как медосмотр - вроде чувствуешь себя здоровым, а анализы показывают, что не все в порядке. Мы сильно не придираемся и если есть какие-то небольшие недочеты, выдаем разрешение с замечаниями.

- А что за замечания?

- Например, правая лампочка на подсветке номера не горит или обогрев заднего стекла не работает. Пять замечаний - машина техосмотр не проходит.

- А если левая лампочка на подсветке не горит?

- Это уже неисправность.

5 января на станции диагностики на Серова тоже было оживленно.

5 января на станции диагностики на Серова тоже было оживленно.

Фото: Святослав ЗОРКИЙ

Время от времени на станцию заглядывают те, кто приехал без записи. И им иногда везет попасть между клиентами, которые записались заранее, а то и вместо них.

- Ой, я забыла машину помыть, - спохватывается женщина, и ее место тут же занимает водитель-везунчик, который приехал на свежевымытой машине и уже собирался записаться на субботу.

За час линию диагностики проходят шесть машин. Три водителя из шести честно признались - ездили 2-3 года без ТО «из принципа» - не хотели оплачивать дорожный сбор.

- Это было несправедливо - привязать пошлину за дороги к техосмотру, поэтому не платил, - объясняет водитель «Рено». - За три года меня раза четыре останавливали, но ни разу не оштрафовали. А сейчас решил пройти техосмотр не потому что штрафов боюсь, а потому что я - за справедливость.

Судя по подсчетам УП «Белтехосмотр», таких борцов с несправедливостью в Беларуси больше миллиона. Так, если в 2015 году разрешения на допуск к участию в дорожном движении получили 1 705 640 транспортных средств, то за 11 месяцев 2020-го выдали лишь 674 568 разрешений. На станциях диагностики уверены - в этом году ситуация изменится:

- Ждать, что очереди пропадут, не стоит.

К слову, очереди, как выяснилось, есть не везде. На диагностической станции рядом с городским ГАИ на проспекте Дзержинского 11 января можно было пройти техосмотр без всякой записи - у въезда на линию в полдень стояло всего две машины. При том, что цены за услуги здесь - самые низкие в Минске - 24 рубля 84 копейки за техосмотр легкового авто. У конкурентов ценник стартует от 30 рублей.

Станции диагностики около городского управления ГАИ берет за свои услуги меньше других, но очереди тут, как ни странно, мы не застали.

Станции диагностики около городского управления ГАИ берет за свои услуги меньше других, но очереди тут, как ни странно, мы не застали.

Фото: Наталия КРИВЕЦ

- У вас, наверное, слишком строгий техосмотр, - высказываю предположение.

- Обычные требования, как у всех - транспортное средство должно быть исправно, в наличии - аптечка, огнетушитель и знак аварийной остановки, - говорит работник станции. - В первую неделю января и у нас стояла очередь, а сегодня около десяти машин пока. День на день не приходится. В Минске больше 30 станций диагностики - выбор есть.

Наталия КРИВЕЦ.

5 наивных вопросов о техосмотре

Те, кто давно не проходил ТО, могли забыть некоторые правила и нюансы этого процесса. Мы решили, что будет нелишним их напомнить.

1. Какие документы нужны для прохождения ТО?

Водительское удостоверение, техпаспорт, страховка и квитанция об оплате. Медсправка и сертификат давно отменены.

2. Проверяют ли на станции содержимое аптечки?

Да, проверяют, так что для начала сами гляньте, не истек ли срок годности медикаментов.

3. Можно ли пройти техосмотр, если в бачке омывателя замерзла вода?

Чтобы проверить работу системы очистки стекла, в бачке должна быть жидкость. Если вы до морозов не успели слить воду, а вместо нее залить незамерзайку, то работник станции имеет право вас завернуть.

4. За что еще можно получить замечания?

За неработающий обогрев заднего стекла, неработающую заднюю щетку стеклоочистителя, за отсутствие солнцезащитных козырьков - то есть за те неисправности, при которых не запрещается участие в дорожном движении.

5. Что обязательно проверят?

- Наличие знака аварийной остановки, аптечки и огнетушителя.

- Равномерность срабатывания тормозов, развиваемое усилие рабочей тормозной системы и работоспособность стояночного тормоза.

- Герметичность всех систем автомобиля: тормозной, охлаждения, смазки, топливной и выпускной.

- Работоспособность и правильную настройку всех световых приборов, а также стеклоочистителей и омывателей.

- Остаточную высоту рисунка протектора (1,6 мм для летних шин и 4 мм для зимних).

- Состояние подвески и люфт рулевого управления.

- Работоспособность усилителя рулевого управления.

- Стопорный механизм и целостность ремней безопасности.

- Дымность и чистоту выхлопных газов.

- Светопропускание стекол (если они с тонировкой).

- Работоспособность дверных замков.

- Работоспособность регулировки кресла водителя по длине и углу наклона спинки.

КСТАТИ

Раньше после прохождения техосмотра выдавалась наклейка на лобовое стекло. Сейчас она заменена обычным бумажным разрешением. Обойдется такой документ дополнительно в 8 рублей 70 копеек.