Кыргызстан
+24°
Boom metrics
Сегодня:
Общество18 февраля 2020 17:17

Битва за «Акнет»: семья арестованного основателя компании ищет защиты у президента

Представители Кубана Ажимудинова настаивают на том, что компанию захватили рейдерским путем, а обвинения в уклонении от уплаты налогов необоснованны
Тяжелое состояние здоровья основателя «Акнета» вынудило его близких выступить с открытым обращением к Сооронбаю Жээнбекову.

Тяжелое состояние здоровья основателя «Акнета» вынудило его близких выступить с открытым обращением к Сооронбаю Жээнбекову.

Фото: Екатерина РОЗИНА

ДОЛГ ПОГАШЕН, НО ДЕЛО НЕ ЗАКРЫТО

Скандальная история с крупнейшей кыргызской телекоммуникационной компанией «Акнет», ставшей причиной раздора между ее совладельцами, обрастает новыми подробностями. Свои комментарии по громкому делу на пресс-конференции в Бишкеке 18 февраля озвучили близкие и адвокаты экс-руководителя компании Кубана Ажимудинова, на котором сегодня «висят» несколько уголовных статей.

Напомним, события полуторагодичной давности начались с обращения в Финпол одного из соучредителей интернет-провайдера Руслана Абдумажитова. Партнера по бизнесу, стоявшего тогда во главе компании, он обвинил в занижении прибыли, завышении расходов и неполной уплате налогов. Проверки аудиторов и разбирательства по делу завершились арестом Кубана Ажимудинова в мае прошлого года.

- Руслан Абдумажитов, которого мой брат привел в компанию и безвозмездно дал 33,3% доли в предприятии, способствовал рейдерскому захвату компании «Акнет». Для этого он написал заявление в правоохранительные органы. Было возбуждено уголовное дело, и моего брата отправили в СИЗО-1, инкриминировав ему уклонение от уплаты налогов, - рассказывает предысторию акнетовской эпопеи сестра бизнесмена Гульнара Ажимудинова.

Притом, по ее утверждению, предъявленная налоговым органом сумма задолженности фактически была оплачена, в связи с чем Госслужба по борьбе с экономическими преступлениями прекратила уголовное дело. Однако компании в то время не дали возможности опротестовать начисленную сумму налогов.

- Пригрозили тем, что брат отправится за решетку в случае подачи нами апелляционной жалобы, - поясняет Гульнара. - По действующему Уголовно-процессуальному кодексу Кыргызстана при погашении налоговой задолженности уголовное дело должно быть прекращено на любой стадии. Однако и сегодня следственные органы предъявляют Кубану обвинение по этой статье…

ЛАКОМЫЙ КУСОК

Казалось бы, в чем проблема?

Нужно довериться силовикам, которые, по неоднократным требованиям президента страны, должны тщательно разбираться в каждом деле и защищать интересы предпринимателей, ведущих честный бизнес. Но именно в этом, считает семья Ажимудиновых, и кроется загвоздка.

- Вначале, лишив возможности опротестовать решение налоговой инспекции, ОсОО «Акнет» заставили перечислить 150 млн сомов на Единый депозитный счет от борьбы с коррупцией и экономическими преступлениями (о целесообразности именно этого спецсчета на днях поднял вопрос Сооронбай Жээнбеков - Прим. Авт.), - продолжает Гульнара. - Брату дали пустое обещание, что в этом случае уголовное дело против него прекратят. Но после этого следствие доначислило еще 575 млн сомов якобы неуплаченных налогов и опять без права доказать необоснованность предъявленной суммы.

По мнению Гульнары Ажимудиновой, «Акнет» сегодня - очень лакомый кусок, и на него позарился кто-то из влиятельных фигур.

По мнению Гульнары Ажимудиновой, «Акнет» сегодня - очень лакомый кусок, и на него позарился кто-то из влиятельных фигур.

Фото: из семейного архива

Сторона защиты сейчас настаивает на судебно-бухгалтерской экспертизе деятельности «Акнета», которая покажет реальный ущерб государству. Если он есть, то должен быть возмещен в установленном законом порядке. Разве не об этом предпочтительном варианте решения экономических дел говорил на недавнем Комитете по развитию промышленности и предпринимательства сам президент? Но следствие в ходатайстве на проведение судебно-бухгалтерской экспертизы почему-то отказывает раз за разом. Как будто бы цель всего - «упечь» предпринимателя за решетку.

- Думаю, за этим делом стоят покровители из «Белого дома», которых очень привлекает прибыльная компания. За 20 с лишним лет мой брат превратил «Акнет» в предприятие республиканского масштаба, обеспечивающее кыргызстанцев качественным интернетом и кабельным телевидением. Кто-то просто позарился на лакомый кусок, - предполагает сестра подсудимого.

Пытаясь добиться по крайней мере справедливого рассмотрения дела, родственники строчили письма на имя президента, премьер-министра, спикера Жогорку Кенеша, в Генпрокуратуру, МВД и другие госорганы. Заинтересованность выразил только депутат Рыскелди Момбеков, довольно эмоционально высказавшийся на заседании в парламенте. Мол, это что же получается? Владельца посадили, его кобылу зарезали, а мясо поделили? Под «мясом» нардеп имел в виду около одного миллиарда сомов, накопленных Кубаном Ажимудиновым за годы управления компанией.

- После заточения брата в тюрьму два оставшихся учредителя Абдумажитов и Кутанов, а также их представители Токтосунова и Рысманов решили избрать новое руководство и поделить накопленные деньги в виде дивидендов, - вступает в разговор брат основателя «Акнета» Нурлан Ажимудинов. - Каждому учредителю, в том числе моему брату, полагалось по 300 млн сомов. Однако на арестованный следователем личный счет Кубана поступило только 150 млн. За второй половиной я пришел в «Акнет» и… получил лишь пятую часть от суммы. Где оставшиеся причитающиеся нам 120 миллионов - вопрос.

«КТО ОТВЕТИТ ЗА ПОСЛЕДСТВИЯ?»

Семья не теряет надежды на то, что другие парламентарии тоже обратят внимание на это дело и к разбирательствам подключится депутатская комиссия.

А еще Гульнара Ажимудинова хочет верить, что ее открытое обращение услышит президент. Раскрывая подробности по делу, она остановилась на одном из фактов, возможно, малоинтересном или вовсе неинтересном следствию, суду и оппонентам, но очень важном для семьи. Сейчас, по словам родственников, Кубан Ажимудинов находится в крайне тяжелом состоянии.

- На протяжении 20 лет брат страдает сахарным диабетом и состояние его здоровья стало резко ухудшаться в заточении. Ему требуется срочная операция на сердце, но из-за того что уровень сахара зашкаливает, врачи предупреждают об очень высоких рисках операционного вмешательства. А суд опять же игнорирует заключение государственной медэкспертизы, отказываясь отпустить Кубана под домашний арест, чтобы ему могли обеспечить должный уход и стабилизировать состояние, - сетует Гульнара Ажимудинова.

И, кажется, семья сама знает (но услышит ли?) ответ на самый волнующий ее вопрос: «Следственная служба МВД? Суды? Генеральная прокуратура? Или те, кто стоят за этим правовым беспределом? Кто будет отвечать, если с нашим близким человеком что-то случится?».

На II заседании Комитета по развитию промышленности и предпринимательства президент долго и убедительно говорил о том, что силовики должны прекратить кошмарить бизнес. Семья Ажимудиновых надеется, что его услышат.

На II заседании Комитета по развитию промышленности и предпринимательства президент долго и убедительно говорил о том, что силовики должны прекратить кошмарить бизнес. Семья Ажимудиновых надеется, что его услышат.

Фото: Султан ДОСАЛИЕВ

КОНКРЕТНО

В чем обвиняют основателя «Акнета»

Уклонение от уплаты налогов в 150 млн сомов

Исходя из заявлений Гульнары Ажимудиновой, эти деньги на спецсчет были перечислены еще до ареста основателя «Акнета». Непонятно, почему обвинение не снято. Напомним еще раз. Согласно УПК при погашении налоговой задолженности следствие должно прекратить уголовное дело на любой его стадии.

Уклонение от уплаты налогов в 575 млн сомов

К этим цифрам еще больше вопросов. Известно лишь, что следствие инициировало проверки (их проводило Управление по контролю за крупными налогоплательщиками ГНС), в результате которых за два дня налоговики насчитали просто космическую сумму.

Кроме того, по утверждению адвоката Светланы Авановой, при аудите были допущены грубые нарушения. Именно поэтому сторона защиты неоднократно подавала ходатайство на проведение судебно-бухгалтерской экспертизы, которая могла бы дать четкий ответ: был ли в действительности нанесен ущерб государству, и если да, то каков реальный объем налогов, не поступивших в бюджет.

Подделка документов

По версии следствия, Ажимудинов на дивиденды учредителей и неуплаченные налоги купил себе машину, подделав при этом документы. Сторона защиты в свою очередь уверяет, что машина приобреталась для компании, а не лично для ее руководителя Кубана Ажимудинова. Договор «купли-продажи» был заключен и оформлен между продавцом ОсОО «Перекресток» и покупателем ОсОО «Акнет» по закону. Кроме того, по уставу президент компании имел право совершать сделки до 100 млн сомов, и согласия всех учредителей на это не требовалось. Поэтому, по мнению юристов, предъявляемое ему обвинение не имеет под собой оснований.

Незаконный оборот боеприпасов

По словам адвоката Светланы Авановой, у Кубана Ажимудинова есть разрешение на охотничий карабин «Тигр». Патроны к нему (они, к слову, находятся в свободной продаже) разрешено использовать в гражданском обороте. Оружие хранилось в доме легально.