2019-12-12T10:42:22+03:00

Но не могли понять, что шутите вы с вулканом страстей

Наш обозреватель Денис Горелов - о сериале «Людмила Гурченко»
Денис ГОРЕЛОВкинокритик
Поделиться:
Комментарии: comments31
Юлия Пересильд в главной роли в сериале «Людмила Гурченко». Фото: Кадр из фильмаЮлия Пересильд в главной роли в сериале «Людмила Гурченко». Фото: Кадр из фильма
Изменить размер текста:

У Гурченки было сто мужей, и все мерзавцы. Тысяча нарядов, и все картинка. Огненной силы талант, не нужный никому, кроме доброго народа. Вот общий, слегка развязный тон, которого следовало ждать от звездной биографии голливудского золотого стандарта. И дождаться. С первого кадра, с голубиного пике в уютно-пряничный харьковский дворик виден избранный авторами жанр - музыкальная сказка о чудо-девочке, которую добрая бабушка-фея (Тамара Семина) благословила быть супердивой советского экрана. Бенефис, где снежинки крупнее, фольга блестючее, мех пушистее, а артисты артистее, где на кронштейнах вывесок чугунные сапоги башмачников и кренделя булочников, и даже фашистская оккупация смотрится нашествием крестоносцев. Где легко петь под дождем, шагать ногами врастопыр и давать прискок, как это лучше всех умеют занятые в фильме Николай Добрынин (папа Марк), Василий Мищенко (И. А. Пырьев) и примкнувшая к ним с демоническим подмигиванием Люсеньки Марковны Юлия Пересильд.

И лишь один промах допустили в фильме продюсеры с режиссерами - не погнали сразу взашей сценаристку Ласкареву и не переписали сценарий от первой до предпоследней строки. Потому что в сказке-лжи та взялась биться с советской властью, а это все равно что в байке о царе Дурандае воевать с самодержавием. Главное правило байопика «Пресса-партнеры-продюсеры дрянь - публика золото» преобразилось в снобское «Все козлы, кроме жемчужинки нашей». Замечено: биографии див у нас с недавних пор сочиняют дамы с какой-то запредельной мещанской ненавистью к рядовому гражданину. Соседям, пассажирам, поклонникам, свите, массовке и кордебалету, которые и символизируют для них гадкую советскую власть. Все вокруг завистники, жлобы, прилипалы и шариковы. Все не ценят красоту, лезут лапами в хрусталь души и не дают раскрыться таланту. Слово «быдло» не звучит вслух, но регулярно подразумевается.

Фильм о самой воздушной, шаловливой, неунывающей приме века превращается в унылое нытье о годах произвола, пьянстве, коммунальном соседстве, начальском чванстве и мужской неверности, что так ранят нежную душу сценаристки, но были почти совершенно нипочем закаленной, как подошва, голодухой и оккупацией народной артистке СССР (в последней книге мемуаров она, конечно, ворчала от души, но в 67 лет все мы еще и не так заворчим). По-настоящему угнетало ее только отсутствие ролей, к чему советская власть не имела ровно никакого касательства.

Да, министр Михайлов и впрямь грозил ей репрессиями за несговорчивость с КГБ, но оказался балаболом: в ближайшие годы у Гурченко вышли три главные роли, а когда начался простой, министр уже был никто и звать его было никак. Подлинной причиной пауз был ее аффектированный, плюсовой, опереточный темперамент попрыгуньи-стрекозы, востребованный только в простодушных 50-х и падких на ретро буржуазных 70-х. Промежуточное же десятилетие вглядывалось в человека и требовало акварельности, а подлинно драматическую актрису в Гурченко разглядели одни ленинградцы, и то не сразу (самые значительные роли она сыграла на «Ленфильме» - у Германа, Венгерова и Трегубовича).

Сценаристке же нужен конфликт и темные силы, что злобно гнетут, - и они гнетут. Иногда, в минуты затишья, личный состав пытается спасти ситуацию, резвясь в музыкальных паузах. Добрынин папу, его же словами говоря, «играет як зверь». Илья Исаев в роли первого мужа, режиссера-фронтовика Ордынского, дает под дождем из поливалки такой дивертисмент, что не запомнить его имя просто невозможно. Андрей Гусев с прищуром и прикуром О. Н. Ефремова неповторим, Федор Малышев, у которого от Михалкова одни усы, копирует Никиту Сергеевича, как в лучших новогодних концертах. Пересильд братьев Михалковых за локоток цап, меж ними походку-серпантиночку на бис ап! - и будто опять Марковна с нами. Им хорошо вместе - до той поры, пока снова не приходится заводить шарманку про гнет социализма и испорченное им население.

Нельзя, нельзя в массовых жанрах столь откровенно презирать массы, холя одних знаменитостей, - это прямой путь в отстойник канала «Культура». Где фильм уже, кажется, и прописан.

В одной из серий мать Люси, дворянка и дочь директора гимназии, на 27-м году звукового кино спрашивает зятя, чем занимаются сценаристы. Сценаристы, Лелечка Александровна, - могущественнейшие звенья киноиндустрии. Своей безграмотностью, косностью и категорическим непопаданием в стиль они в одиночку способны угробить легенду, любимый образ и вдохновенный труд нескольких десятков людей.

Страшный народец, поверьте.

«Людмила Гурченко»

2015 г.

Реж. Сергей Алдонин, Александр Имакин (повторный показ на канале «Культура»).

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

«Начинаем программу телепередач на завтра». Любимые программы центрального ТВ

00:00
00:00

Этот и многие другие выпуски программы «Дежавю» Михаила Антонова вы можете послушать в архиве программы.

Еще больше материалов по теме: «Кино и сериалы с Денисом Гореловым»

Подпишитесь на новости:

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также