Никита Михалков в фильме "Утомленные солнцем" (1994)
Лучшая историческая драма
«Утомленные солнцем» (1994)
Можно по-разному относиться к последним фильмам Никиты Михалкова, но статус ведущего российского режиссера он не потерял до сих пор. Обеспечен этот статус в том числе «Утомленными солнцем» (одним из четырех русских фильмов, удостоенных «Оскара» в категории «Лучший фильм на иностранном языке»). Чеховские дачные декорации «Неоконченной пьесы для механического пианино» сохранены почти в неприкосновенности, но теперь в них живут совсем другие люди - комдив Котов со своей семьей. Счастливый солнечный летний день 1936 года закончится для всех трагедией.
Лучшие комедии
«Особенности национальной охоты» (1995) и «Горько!» (2013)
Кадр из фильма "Особенности национальной охоты" (1995)
Комедия - самый популярный в России жанр (достаточно посмотреть, как часто на любые праздники по телевизору крутят Гайдая, Рязанова и «Любовь и голуби»). Но в постсоветское время именно комедии снимать разучились первым делом. На фоне безбрежного океана всякой мути (от «Ширли-мырли» до «Гитлер капут», от «Импотента» Анатолия Эйрамджана до «Беременного» Сарика Андреасяна) выделяются два фильма - оба про пьянку. Разошедшиеся на поговорки «Особенности национальной охоты» - про молодого финна, пошедшего с русскими в лес и нашедшем там вместо дичи водку, сделанное под любительское видео «Горько!» - про хаос, сопровождающий в России свадьбу. Постановщики фильмов, никому не известные на момент их выхода - Александр Рогожкин и Жора Крыжовников - потом оба ушли в драму: первый снял «Блокпост» и «Кукушку», второй - лучший сериал прошлого года «Звоните ДиКаприо».
Лучшая криминальная драма
«Брат» (1997)
Наверное, не только лучшая криминальная драма, но и вообще лучший российский фильм за последние четверть века - история парня, который вернулся с чеченской войны (где «писарем отсиделся») и согласился поработать киллером. Непрофессиональный актер Сергей Бодров-мл., до «Брата» известный только по «Кавказскому пленнику», после этого фильма стал народным героем. А выдающийся режиссер Алексей Балабанов снял еще много прекрасных картин - и все же для широкого зрителя остался прежде всего автором «Брата» и его продолжения, «Брата-2», неожиданно превратившегося в черную комедию.
Лучшие фантастические фильмы
«Ночной дозор» (2004) и «Дневной дозор» (2006)
Константин Хабенский в фильме "Ночной дозор" (2004)
Несколько хаотическая, истерическая экранизация вполне себе традиционных романов Сергея Лукьяненко о противостоянии двух разновидностей магов, именующих себя «иными»: темных и светлых. Можно за многое ругать «Дозоры» - и за назойливый product placement, засунутый куда можно и куда нельзя, и за странное стремление «процитировать» как можно больше голливудских картин. Но многие кадры и сцены незабываемы, а талант режиссера Тимура Бекмамбетова очевиден - не случайно он стал едва ли не единственным российским режиссером XXI века, востребованным в Голливуде.
Лучшие военные драмы
«9 рота» (2005) и «Братство» (2019)
Полнометражный дебют Федора Бондарчука, с которого (наряду с «Дозорами») началось возрождение российского кино в чисто коммерческом плане: «9 рота» собрала в прокате около 25 миллионов долларов, сумму, которая в 2005 году считалась астрономической. История про юношей, отправляющихся на войну в Афганистан, там становящихся героями и погибающих, сегодня выглядит несколько мелодраматической - но в 2005-м никто не снимал так, как Бондарчук. (В «Изображая жертву» Кирилла Серебренникова, вышедшем через год, это прокомментировали: «Русское кино в ж..е, только Федя Бондарчук прикольный чувак»). Следующий военный фильм Бондарчука, «Сталинград», собрал еще больше денег.
Странно, но в XXI веке вышло всего два фильма про Афганистан, и второй, «Братство» Павла Лунгина, по сравнению с «Ротой» прошел почти незамеченным. Вернее, заметили его из-за громкого и неприятного скандала: многие ветераны-афганцы обиделись, что воинов-интернационалистов показывают не героями на белых конях. Что в Афгане были (о ужас) и пьянство, и мошенничество, и трагические ошибки. Между тем это один из самых сильных фильмов режиссера Павла Лунгина.
Лучший мюзикл
«Стиляги» (2008)
Кадр из фильма "Стиляги" (2008)
Валерий Тодоровский мучительно долго возился с проектом про стиляг, который изначально назывался «Буги на костях» («кости» - рентгеновские снимки, которые в 50-е использовали как материал для записи самодельных пластинок с популярной западной музыкой). В результате у него получился мюзикл, построенный по образцу «Мулен Ружа» База Лурманна: и стиляги 50-х, и преследующие их правоверные комсомольцы распевают хиты совсем другой эпохи, рок-н-ролльные композиции начала 90-х годов. Вышло неожиданно здорово.
Лучший фильм о взрослении
«Все умрут, а я останусь» (2008)
Три девятиклассницы из Строгина клянутся в вечной дружбе и идут на школьную дискотеку. Там дружбе приходит конец, как и детству с невинностью. Полнометражный дебют Валерии Гай Германики мгновенно выдвинул ее в первые ряды российских режиссеров; потом она сняла для Первого канала «Школу», вызвавшую шквал восторженных и гневных откликов одновременно.
Лучшая социальная драма
«Елена» (2011)
Андрей Звягинцев, автор фестивальных хитов «Возвращение» и «Изгнание» (которые многих отталкивали своей абстрактностью и метафоричностью), внезапно снял очень современную социальную драму. Владимир и Елена (блистательные Андрей Смирнов и Надежда Маркина) - муж и жена, но это откровенный мезальянс: Владимир - миллионер, а простая женщина Елена - ему не столько супруга, сколько служанка и медсестра. И наследство Владимир намерен оставить не ей, а своей дочери. Елена это знает и решается на радикальные меры.
Лучшая мелодрама
«Аритмия» (2017)
Олег и его жена Катя работают в скорой помощи. У Олега много проблем, связанных и с дурацкими распоряжениями нового начальства, и собственным алкоголизмом (он пьет дешевое вино из пакетов, как другие пьют газировку). Аритмия в переводе с древнегреческого - «нескладность», и это слово идеально описывает его жизнь. Катя уже совсем собралась с ним разводиться - но все-таки что-то держит их вместе. Два года спустя «Аритмия» вспоминается прежде всего как отличный фильм про любовь: несомненно, в этом огромная заслуга великолепных актеров Александра Яценко и Ирины Горбачевой.
Лучший спортивный фильм
«Движение вверх» (2017)
Фильм о баскетбольном матче между сборными СССР и США в 1972 году на Олимпиаде в Мюнхене (наши чудом его выиграли). Даже люди, ничего не смыслящие в баскетболе и относящиеся к нему с полнейшим пренебрежением, смотрели матч, воссозданный на большом экране Антоном Мегердичевым, затаив дыхание. «Движение вверх» стало рекордсменом по сборам среди российских фильмов (впереди него в общей таблице только «Аватар», на третьем месте - «Мстители: финал»).
Лучший приключенческий фильм
«Т-34» (2018)
Кадр из фильма Алексея Сидорова "Т-34" (2018)
Фильм Алексея Сидорова («Бригада, «Бой с тенью») - почти сказочная история о танкистах, которые спланировали и блистательно осуществили героический побег из немецкого лагеря. Много танковых боев, выполненных на голливудском уровне, любовная линия и Александр Петров в главной роли - российскому зрителю образца 2018-2019 года ничего больше для счастья, похоже не надо.
Самые недооцененные фильмы
«Окраина» (1998)
«Шапито-шоу» (2011)
«Жить» (2012)
«Звезда» (2014)
В своем списке мы старались учитывать прежде всего фильмы, которые выходили в широкий прокат, часто показывались по телевизору - в общем, хорошо знакомые зрителю. Но нельзя не упомянуть еще несколько картин, которые - без ложного пафоса - входят в золотой фонд российского кино.
«Окраина» - первый и последний фильм, который в качестве режиссера снял сумасшедше одаренный Петр Луцик (через два года после его выхода он скончался от сердечного приступа). Незабываемая злая сказка об уральских мужиках, у которых отняли землю и которые отправились в Москву правды искать.
«Шапито-шоу» Серея Лобана - самый обаятельный молодежный фильм последней четверти века, трагикомедия про нескольких молодых людей, которые пытались найти любовь, уважение, дружбу или счастье в сотрудничестве. Их сердца и надежды со звоном разбились в сияющем крымском городе Симеизе, столице радости.
«Жить» Василия Сигарева - редкий пример трагедии, жанра, от которого большинство зрителей шарахается, как от чумы. Это три новеллы о людях, потерявших близких - соответственно, отца, мужа и детей. Работы актрис Яны Трояновой и Ольги Лапшиной в этой картине - может быть, самые выдающиеся в российском кинематографе XXI века. На «Кинотавре» 2012 года фильм «Жить» очевидно был лучшим, но Сигарев получил лишь приз за режиссуру.
Точно то же на «Кинотавре» случилось два года спустя и со «Звездой» Анны Меликян - первоклассной мелодрамой о странной дружбе между девушкой, которая любой ценой хочет добиться идеальной внешности и стервозной любовнице замминистра, которой врачи поставили несовместимый с жизнью диагноз. Именно «Звезда» открыла для зрителя (увы, недостаточно широкого) двух отличных актрис - грузинку Тину Далакишвили и литовку Северию Янушаускайте.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Партийный активист Бунша и советский киберпанк в «Кин-дза-дза»: в американском списке величайших фантастических фильмов всех времен - 7 русских!
Интернет-журнал Slant опубликовал список из ста главных научно-фантастических картин в истории
Общепринятое мнение - что в Штатах наше кино не знают, не ценят и/или не понимают. Виноват якобы «железный занавес», десятилетиями скрывавший наши лучшие фильмы от них, а их фильмы - от нас. И, еще одна проблема - разница в менталитете: американцы просто не понимают, где смеяться на комедиях Гайдая. (подробности)