Происшествия

Как мы искали место, откуда могла прилететь целая стая птиц, врезавшаяся в самолет в Жуковском

По одной из версий, попавшие в двигатели А321 чайки «терроризировали» аэропорт «Жуковский»
Озеро Глушица. Обещанных местным жителей полчищ чаек тут не обнаружилось.

Озеро Глушица. Обещанных местным жителей полчищ чаек тут не обнаружилось.

Фото: Александр РОГОЗА

Съемочные группы тормозят у обочины. Дальше не проехать. Оперативные полицейские блокпосты тут. Всех заворачивают. Снимать блестящий на солнце борт А321, героически посаженный прямо на мокрую от недавних дождей землю, можно только издалека. Вон он, почти в километре, за большим кукурузным полем. У полицейских все по-серьёзному - сотрудники ходят туда-сюда по периметру. Не проскочить.

ИХ НА ОЗЕРЕ ПОЛНО?

Многие местные, жители деревни Рыбаки, тоже примчались сюда - на великах или пешком - поглядеть на это чудо. Правда, тех, кто видел, как садился самолёт, как из высокой кукурузы выходили пассажиры, здесь нет.

- Да никто и внимания на этот самолёт не обратил, - говорит мужичок с седыми усами и со знанием дела чертит в воздухе воображаемую линию. - Самолеты пассажирские из Жуковского у нас здесь постоянно летают. У них тут глиссада (так называют траекторию полёта летательных аппаратов, но это касается только посадки, - Авт.) проходит. Они как летели на юго-восток, так в поле и сели.

Мужичок заводится. Рассказывает, что на днях жена тем же рейсом в Симферополь улетела с внуками на отдых.

- Они, может, на этом самом самолете и летели, - говорит. - Бывает же!

Разговорились с двумя пенсионерами, стоящими поодаль от толпы зевак. Один из них, Александр Малютин, когда-то сам работал в ЛИИ (Летно-исследовательский институт имени Громова, его взлетно-посадочную полосу сейчас использует аэропорт «Жуковский»). С другом они как раз обсуждают сообщения о том, что оба двигателя А321 вышли из строя при наборе высоты, когда в них попала стая чаек. Эта информация пенсионера нисколько не удивляет.

- Здесь неподалеку есть озеро - Глушица. И там этих чаек полным полно, - говорит Малютин. - Там же расположена свалка, которая для них как обеденный стол. Сколько работал, всегда приходилось бороться с ними. Собиралась целая команда людей, которая по весне отправлялась в эти места и собирала яйца. Ну, чтобы птенцов меньше было. Но их популяция до сих пор не уменьшается, если не увеличивается.

По словам Малютина, истории с попавшими в двигатели взлетающих самолётов птицами случаются нередко.

- Это нормальная практика. Когда двигатель конструируют, его обязательно проверяют на «птицестойкость». По хорошему, он и утку должен победить, и даже гуся...

У места аварийной посадки самолета "Уральских авиалиний" в Подмосковье.

У места аварийной посадки самолета "Уральских авиалиний" в Подмосковье.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

«НАДО БЫЛО В ИЮНЕ ПРИЕЗЖАТЬ»

Я рванул к Глушице. Хотелось снять это безобразие: полчища белых чаек.

Но на берегу озера меня ждало разочарование. Полная тишина. А чайки-то где?!

- Ты что-то поздновато приехал! - отзываются кукующие в камышах рыбаки, два крепких мужичка за пятьдесят.

- В каком смысле?

- В июне надо было приезжать. Ну, в крайнем случае в середине июля. У нас тут на Глушице и на Москва-реке (она протекает в паре сотен метров, - Авт.) тысячи чаек гнездятся. Ты не представляешь, что тут тогда происходит. Вся водная гладь в птице. Но птенцы встали на крыло и чайки куда-то снялись.

Один из рыбаков - я уже понял, что в Жуковском это традиция - оказался бывшим сотрудником ЛИИ, механиком.

- Я когда по телеку услышал про стаю чаек в это время года, удивился. Может куропатки там были, не знаешь? В принципе, в траве на лётном поле куропатки могут быть...

- А свалка тут у вас есть?

- Иди по тропинке вдоль берега. Только свалку пару лет как закрыли. Но кто его знает.

В общем, чешу вдоль берега. Тропинка спрятана где-то внизу, мне приходится плыть, подняв руки вверх, в целом море крапивы. Наконец, вижу. Перемолотые с землей целлофановые пакеты, пластиковые бутылки и прочий хлам. Чаек нет. А мусор, судя по всему, старый. Ни запаха гниющей органики, ни промышляющей живности. Лезу на самую высокую кучу. Нет. Никаких признаков птичьих стай.

Мусор перестали привозить сюда уже два года назад.

Мусор перестали привозить сюда уже два года назад.

Фото: Александр РОГОЗА

Побродив полчаса по старой свалке, натыкаюсь на парня-узбека.

- Я тут сторож. Слежу, чтоб никто мусор не завозил, - объясняет.

- А я вот чаек ищу.

- Чайки? - махнул мне рукой. Мол, пошли.

Спускаемся в зарослях камыша к берегу. Небольшая бухточка. И вдруг из-под берега вверх поднимаются птицы. Штук пять чаек (на стаю это точно не тянет). Четыре серые утки-кряквы. И пара шикарных аистов. Они просто огромные!

- Вот все, что осталось, - пожимает плечами мой друг-узбек.

Красавец аист, что-то громко прокричав, ещё раз взмахнув своими широченными крыльями, приземляется на мелководье. И встает в каноническую позу, элегантно подогнув ножку.

СКАЗАНО

«Предположение о том, что причиной жесткой посадки самолета вблизи аэропорта «Жуковский» стали окрестные свалки, на которых обитают птицы, ошибочно. Ближайший к месту посадки полигон – «Сафоново», он расположен в 14 километрах. Полигон закрыт в 2012 году, отходы туда не завозятся много лет, кормовой базы для птиц нет. Полигон укрыт грунтами и безопасен, поэтому нет и больших скоплений. В любом случае, расстояние от полигона до места инцидента слишком далеко. Птицы, постоянно обитающие или кормящиеся на полигонах, никогда не отдаляются от них.

Безопасность полетов - это сфера ответственности служб аэропорта и специализированных организаций, подведомственных Росавиации. Но никто из них в Министерство экологии Московской области за содействием не обращался.

Оснований полагать, что правительство Московской области могло бы содействовать в достижении более высокого уровня безопасности полетов применительно к аэродрому Жуковский, у нас до настоящего момента не было».

Дмитрий Куракин, министр экологии и природопользования Московской области — 15.08. 2019, в официальном заявлении по поводу ЧП с А321.

КСТАТИ

Власти Подмосковья планируют возместить ущерб владельцу кукурузного поля, на которое приземлился самолет

Ущерб посчитают после следственных работ и транспортировки лайнера (подробности)

«Главная удача, что А321 не пошел на взлет через Москву» - пилот рассказал об особенностях аэропорта Жуковский

У воздушных ворот столицы два курса взлета. Пассажирам и экипажу повезло, что они шли не в сторону города (подробности)

В ТЕМУ

Чем опасен август для авиаполетов: В двигатель А321 попали молодые птицы

Эксперт рассказал КП, как в авиации борются с птицами и почему на двигателях не устанавливают защиту от пернатых (подробности)

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

А также:

И вот ещё поспорили: