Кыргызстан
+21°
Boom metrics
Сегодня:
Общество3 августа 2019 9:47

Решат ли автобусы из Китая и Турции проблему нехватки транспорта в Бишкеке?

Проблема нехватки общественного транспорта в столице уже на протяжении трех десятков лет не теряет своей актуальности
Эти автобусы купили в 2008 году.

Эти автобусы купили в 2008 году.

Фото: meria.kg

ТРАНСПОРТНЫЙ БАРДАК

На фоне транспортного беспредела в стране выросли почти два поколения кыргызстанцев, которым этот бардак порой кажется нормальным явлением.

Не секрет, что абсолютно все кыргызстанцы заинтересованы в появлении новых комфортабельных автобусов и троллейбусов, поскольку большинство горожан вынуждены ездить на общественном транспорте.

В 2008 году для решения этой проблемы мэрия Бишкека под руководством тогдашнего градоначальника Наримана Тюлеева впервые решила приобрести новые автобусы китайского производства. С 2008 по 2010 год муниципалитетом было закуплено более 400 автобусов, большинство из которых по истечении нескольких лет превратились в металлолом. А позже суд признал экс-мэра виновным в покупке китайского транспорта по завышенной стоимости.

Стоит отметить, что на сегодняшний день часть той техники продолжает обслуживать горожан, несмотря на то, что срок их эксплуатации давно истек.

Глава государства лично осмотрел новый транспорт.

Глава государства лично осмотрел новый транспорт.

Фото: president.kg

«КРИТИЧЕСКИ» ЛУЧШИЕ КИТАЙСКИЕ АВТОБУСЫ

В 2019 году мэрия столицы вновь закупила новые автобусы у китайской компании Yutong, а Азиз Суракматов 24 апреля лично ознакомил президента Сооронбая Жээнбекова с приобретенными транспортными средствами на центральной площади страны.

По информации мэра Азиза Суракматова, закуплено 60 автобусов, выпущенных в марте 2019 года китайской компанией Yutong, на общую сумму 301,9 млн сомов.

Тогда он отмечал, что новый транспорт по сравнению с предшественниками вмещает в себя до 80 пассажиров, имеет экологический стандарт Евро-5. Также сообщалось, что линию автобусов запустят уже вместе с системой электронного билетирования.

Однако с первых же дней после выхода на линию новые автобусы подверглись критике из-за их неудобства для ЛОВЗ.

По словам активистов, в автобусах учли места для слабовидящих, но упустили самый ответственный момент - удобства для людей в колясках.

- Вы пробовали на наших автобусах прокатиться, сидя в коляске? Даже, не прокатиться, а просто подняться-заехать в автобус, - написал пользователь Oscar Rise в Facebook.

- При входе в автобус-троллейбус не должно быть никаких порогов и ступенек, чтобы колеса коляски могли проезжать без преград. Когда коляска заезжает в автобус, для нее должно быть отдельное место и ремень для фиксации. Даже если ступеньку убрать, то где будет стоять коляска? Там сейчас кресла, - добавил он.

Как сообщили в пресс-службе мэрии, автобусы Yutong ZK 6108 HGH работают на природном газе метане, цена газа 19,5 сомов за кубометр, дизельное же топливо стоит 46,5 сомов.

- Опыт показал, что использование метана дает серьезную экономию более чем на 50% и существенно сокращает выбросы выхлопных газов, что оказывает положительный эффект на экологию Бишкека. Автобусы этой компании успешно курсируют в Алматы, Монголии, Гаване, Бангкоке. Эксплуатационный срок составляет 10 лет. Стоимость этого автобуса в три раза ниже таких европейских марок, как Mercedes, MAN или ISUZU, - пояснили в администрации города.

Мэр переговорил с турецким миллиардером о покупке 500 автобусов.

Мэр переговорил с турецким миллиардером о покупке 500 автобусов.

Фото: meria.kg

ИДЕМ НА ЕВРОПУ

Между тем, 19 июля в мэрии Бишкека заявили, что Азиз Суракматов в Стамбуле провел переговоры с главой турецкого холдинга «Анадолу Групп» Тунджай Озильхан по поводу приобретения большеместных автобусов у компании «Анадолу Исузу».

Предварительно речь идет о приобретении около 500 автобусов, работающих на газе, в рассрочку на 15 лет, с процентной ставкой 1,7% годовых и трехлетним льготным периодом.

Информацию о судьбе проведенных переговоров в мэрии не предоставили.

В столичном муниципалитете так же, как и в случае с компанией Yutong, восхитились имиджем компании «Анадолу Исузу» и качеством ее продукта-транспорта.

- «Анадолу Исузу» - одна из ведущих компаний в Европе по производству автобусов средней вместимости и междугородних автобусов. Ее основными акционерами являются «Анадолу Групп» (Anadolu Group) из Турции, а также «Исузу Моторс Лимитед» (Isuzu Motors Limited) и «Иточу Корпорейшн» (Itochu Corporation) из Японии. Экспортная деятельность этой компании охватывает 26 стран на трех континентах. Большинство этих рынков регулируется регламентом ЕС. Она является лидером по экспорту автобусов средней вместимости в Турции с 2004 года, - говорилось в сообщении.

Очевидно, что для решения проблемы нехватки общественного транспорта необходима помощь и отечественных предпринимателей, помимо льготных кредитов и грантов зарубежных организаций и бизнесменов.

Сейчас они находятся на линии и курсируют по маршруту.

Сейчас они находятся на линии и курсируют по маршруту.

Фото: meria.kg

СКАНДАЛ ВОКРУГ АВТОБУСА №5

Так, по информации некоторых СМИ, ранее компания «Шыдыр Жол Кей Джи» заключила с мэрией Бишкека договор, взяла кредит в $1 млн в банке и привезла из Китая 18 новых автобусов с кондиционерами. Но как только общественный транспорт 25 июля вышел на линию (от жилмассива «Колмо» до 12-го микрорайона), мэрия расторгла договор.

Тогда в мэрии подтвердили, что Управление городского транспорта (УГТ) действительно прекратило договорные отношения «О праве временного пользования муниципальным маршрутом №5» с компанией «Шыдыр Жол Кей Джи» по причине нарушения с их стороны договорных обязательств.

- Несмотря на все нарушения и без согласования с муниципалитетом 25 июля они запустили маршрут на линию. По этой причине УГТ уже направило письмо в УОБДД с просьбой оказать содействие в недопущении выезда автобусов по маршруту №5, - сообщали в горадминистрации.

После этого жители района, для которого был предназначен маршрут, вышли на митинг и стали требовать от мэрии сдержать свои обещания.

По результатам переговоров между муниципалитетом и «Шыдыр Жол Кей Джи», которые длились до поздней ночи 26 июля, компания согласилась выполнить все условия, а автобус №5 вышел на линию.

Однако, как отметили сегодня в ведомстве, направленный 29 июля договор с дополнениями до сих пор не подписан этой компанией.

В мэрии также отметили, что информация о том, что на водителей компании со стороны Государственной транспортной инспекции выписаны штрафы, не соответствует действительности. Инспекторы лишь проводили профилактические мероприятия по работе автобусного маршрута №5 согласно лицензионным требованиям.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Горожане вынуждены ездить как сельди в бочке

Помимо сотни автобусов и тысячи маршрутных такси, в республике до сих пор функционируют и троллейбусы советского производства. Также за последние несколько лет было завезено несколько десятков «рогатого» транспорта из России и Беларуси.

Учитывая постоянно растущую демографию Бишкека и появления все новых жилых массивов, предпринимаемые меры по увеличению городского транспорта являются недостаточными. Как мы наблюдаем каждый день, кыргызстанцы, особенно в часы пик, вынуждены как сельди в бочке ездить практически на всех видах общественного транспорта и подолгу ждать, когда же приедет другая маршрутка или автобус. А летом из-за жары эта проблема увеличивается многократно. Поскольку порой люди в общественном транспорте добираются домой «стоя на одной ноге» и «держась за плечо» другого пассажира, что уж тут можно говорить об удобствах для ЛОВЗ.