Кыргызстан
+14°
Boom metrics
Сегодня:
Общество29 мая 2019 8:34

Глава предприятия «Бишкекские парковки и стоянки» Дамир Жумашев: Платные парковки отучат водителей бросать машины где попало

Цивилизованный паркинг в Бишкеке поможет навести порядок на дорогах, уверены городские власти
Контролировать платные парковки будет муниципальное предприятие «Бишкекские парковки и стоянки». Арендаторам выставят жесткие требования.

Контролировать платные парковки будет муниципальное предприятие «Бишкекские парковки и стоянки». Арендаторам выставят жесткие требования.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

НЕ ПУГАЙТЕСЬ, ГРАЖДАНЕ. ТАРИФЫ ЕЩЕ НЕ УТВЕРЖДЕНЫ

Мэрия Бишкека продвигает проект постановления «О порядке и условиях организации платных парковок и стоянок на территории Бишкека». Документ депутаты Бишкекского городского кенеша рассмотрят уже в конце июня.

Если коротко, то весь город предлагают разделить на четыре части. Чем ближе к центру - тем дороже парковка. Первый час пребывания автомобиля будет стоить его владельцу от 10 до 30 сомов в зависимости от зоны. Далее придется платить по 10 сомов за каждый час. Тарифы - условные. Стоимость парковочного места утвердят депутаты.

В проекте предусмотрены тарифы и на стоянки. Они тоже будут платными и независимо от зоны обойдутся в 50 сомов в сутки за каждое место. Возможно, будет дешевле. Опять же - последнее слово за горкенешем. Если депутаты одобрят идею, проект запустят уже в сентябре.

Как и следовало ожидать, инициатива мэрии вызвала неоднозначную реакцию. «Опять выжимают деньги!», - возмутились недовольные горожане. «Комсомолка» спросила у бишкекчан, готовы ли они платить за парковку. Мнения традиционно разделились. Кто-то высказался категорически против. Другие поддержали идею. Но при условии, например, что услуга будет стоить не более пяти сомов. Правда, маловероятно, что депутаты горкенеша согласятся с такой «смехотворной» ценой...

Глава муниципального предприятия уверен, что нововведение поможет навести порядок на дорогах.

Глава муниципального предприятия уверен, что нововведение поможет навести порядок на дорогах.

Фото: Предоставлено "КП"

ЦИВИЛИЗОВАННЫЙ ПАРКИНГ - КАК ЭТО БУДЕТ

Директор муниципального предприятия «Бишкекские парковки и стоянки» Дамир Жумашев на этой должности всего четвертый месяц. Новая структура появилась в муниципалитете с приходом мэра Азиза Суракматова. В штате - 25 человек. Начальство уверяет: число сотрудников останется тем же, даже когда работы прибавится. И кормить себя хозрасчетное предприятие будет само.

По предварительным подсчетам, в год с платных парковок чиновники планируют собирать от 80 до 100 миллионов сомов. Деньги пойдут в городской бюджет. Львиную долю прибыли, как уже было озвучено на круглом столе в Бишкеке, пустят на развитие инфраструктуры столицы и покупку городского транспорта. Городу-миллионнику его должно хватать. Ведь, в конце концов, тем, кому парковка окажется не по карману, придется пересаживаться на автобусы и троллейбусы. Если хотя бы 10% из них будут ездить на городском транспорте, уже вздохнем свободнее, прикидывает Дамир Жумашев. Или - на велосипедах. Мэрия подсуетилась и здесь. Неспроста ведь строит километры велосипедных дорожек. Одним выстрелом - сразу двух зайцев: и о здоровье горожан заботится, и освобождает столичные улицы от заполонивших их машин.

- Убрать хаотичную парковку в два-три ряда и разгрузить центр Бишкека - вот основная задача. Деньги - не главное, - уверяет Дамир Толосунович. - Вы посмотрите, ведь во всем цивилизованном мире так! Почему не взять на вооружение успешный опыт? Мы выставим арендаторам свои условия. Будут установлены паркоматы, знаки с обозначением платной парковки, нарисована разметка. В ночное время, пожалуйста, - освещение. Камеры видеонаблюдения - в обязательном порядке! Если машину, не дай бог, поцарапают или украдут из салона ценные вещи, владелец сможет предъявить претензии арендатору (он будет отвечать за безопасность и сохранность имущества) или написать заявление в наше подразделение. Мы поспособствуем решению вопроса с возмещением ущерба.

Парковка на Шопокова приносит хорошую прибыль.

Парковка на Шопокова приносит хорошую прибыль.

Фото: Кадр видео

ПОНЯТЬ И ПРИНЯТЬ?

Мэрия предоставит только участки. Все расходы по строительству и оснащению парковок возьмут на себя местные частные компании, которые определятся по итогам аукциона. Свои траты они компенсируют за счет части выручаемых средств, которую будут оставлять себе.

Конечно, при этом система должна работать прозрачно и как часы. Ее предлагают автоматизировать, чтобы фиксировать каждый сом. Оплачивать услугу можно будет через мобильное приложение, паркоматы или лично в руки стоянщику. Кстати, хорошая новость для водителей электромобилей. Им парковка не будет стоить ничего. Для электрокаров даже обещают сделать бесплатную зарядку.

- Сейчас в Бишкеке около 10,6 тыс. парковочных мест. Планируется создать еще 1,5-2 тысячи, - добавляет начальник предприятия.

К слову, с единственной в городе муниципальной платной парковкой на улице Шопокова от Московской до проспекта Жибек Жолу у мэрии сейчас разногласия, которые она пытается решить в суде. Арендатор не выполнил часть условий. К примеру, там так и не заработали обещанные паркоматы. Муниципалитет хочет вернуть лакомый участок себе, чтобы потом тоже выставить его на аукцион.

Открывать парковки городские власти намерены в самых «горячих» рабочих зонах. Причем зеленые насаждения и деревья обещают не трогать, когда приступят к организации парковочных мест. Там, где появятся платные парковки, по логике вещей, автовладельцам должны запретить оставлять машины у обочины. Но это в идеале и не сразу. Вопрос будет обсуждаться с Управлением обеспечения безопасности дорожного движения.

- Дамир Толосунович, а если водители начнут бросать машины во дворах, чтобы не платить за парковку?

- Маловероятно. Там и так мало места. Негативное отношение поначалу будет в любом случае. Но я думаю, со временем каждый поймет, что цивилизованный паркинг Бишкеку просто необходим.

Ну, и на «десерт». Через год-полтора мэрия обещает приступить к строительству многоярусных парковок в столице. Всего планируется поставить две-три. Пока это только перспективы. Детали проекта неизвестны.

В мэрии надеются, что платный паркинг разгрузит центральные улицы города.

В мэрии надеются, что платный паркинг разгрузит центральные улицы города.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

КОНКРЕТНО

Что почем

Бишкек условно поделят на четыре парковочные зоны.

Первая ограничена улицами Бокомбаева, Фрунзе, Ибраимова и бульваром Молодой Гвардии. В первый час за парковку здесь предлагают брать 30 сомов, в последующие часы - по 10 сомов. Такие же тарифы будут действовать на платных парковках возле рынков и торговых центров.

Парковка авто во второй зоне (Жибек Жолу - Суюмбаева, Юнусалиева - Ахунбаева - Бакаева - Льва Толстого - Фучика) обойдется водителю дешевле на 10 сомов за первый час, далее так же - по червонцу.

Третья зона ограничена БЧК, улицами Курманжан Датки, Шабдан Баатыра - Ахунбаева - Каралаева, по границам 12 микрорайона, ул. Токомбаева - Масалиева - Жайыл Баатыра - Чортекова - Муромская - Гагарина - Алыкулова, Лущихина - Фрунзе - Садыгалиева, пр. Дэн Сяопина, ул. Лумумбы, Профсоюзная, Фучика. Стоимость - 15 сомов за час. Остальное время - по 10 сомов.

Парковка на других территориях (четвертая зона) в черте города будет стоить 10 сомов/час. Тарифы, напомним, могут измениться.