Кыргызстан
+20°
Boom metrics
Сегодня:
Интересное10 апреля 2019 6:55

Алмаз Истамбаев: Придет время, когда мы будем мериться знаниями классической музыки, а не джипами или особняками

Директор симфонического оркестра им. Джумахматова - о пути к оперной сцене и концерте памяти Булата Минжилкиева
Алмаз Истамбаев представляет концерт «Благодарю» ко дню рождения Народного артиста СССР Булата Минжилкиева.

Алмаз Истамбаев представляет концерт «Благодарю» ко дню рождения Народного артиста СССР Булата Минжилкиева.

Фото: Айжан Нурланбекова

Вечер памяти знаменитого кыргызского баса Булата Минжилкиева «Благодарю» - это не просто яркое культурное событие для Бишкека, в котором примут участие звезды оперной сцены из Кыргызстана, России, Азербайджана, Казахстана. Это важный переходный этап для самого Алмаза Истамбаева: тенор переходит на баритон. Каким был этот путь к славе, оперный певец вспоминает сегодня с «Комсомолкой».

ПАРЕНЬ С ЭЛЕКТРОЛАМПОВОГО ЗАВОДА

Он родом из Майли-Сая. Советское название кыргызского городка произносит с таким же пиететом, как фрунзенцы говорят о Фрунзе. Но тогда голосистый мальчишка не мог и мечтать о том, чтобы перебраться в столицу Киргизии. Да и зачем? Цветущий и процветавший при Союзе Майли-Сай казался раем на земле.

- Город находился на полном обеспечении Москвы. Помню, как ребята из Фрунзе приезжали в наши магазины за фирменными кроссовками, - рассказывает Истамбаев.

Мальчик рос в поющей семье. Дяди со стороны матери и отца - музыканты. И ребенок уже с шести лет выступал в вокально-инструментальном ансамбле. Почему родители не отдали сына в музыкальную школу - загадка.

В 18 лет Алмаза призвали в ряды Советской армии. До развала Союза, вспоминает, довольствие получали в полном объеме. Что говорить о солдатах, если даже служебным собакам полагались… туалетное мыло и сытный паек.

Может, была и своя «поющая рота» по аналогии с «поющей эскадрильей» режиссера Леонида Быкова?

- Когда проходил «учебку», при каждой части создавались музыкальные роты, куда отбирали талантливых ребят. Сослуживцы в голос твердили: «Алмаз, давай!». Я играл на гитаре и пел. Но… не взяли. И к лучшему! Более острые ощущения в 90-е были на пограничных заставах, - объясняет он. - Охранять покой мирных граждан на советско-афганской границе вызвался сам. Страха не было. Наоборот - нас боялись!

После армии участника боевых действий приняли в службу охраны электролампового завода. И кто знает, как повернулась бы дальше его судьба, если бы на глаза не попалась крохотная газетная заметка о проведении в Бишкеке республиканского конкурса юных исполнителей. Благодаря хлопотам директора завода, парня из глубинки уже в последний момент допустили к участию в конкурсе, в жюри которого сидел сам Александр Зацепин - автор музыки к популярным советским картинам «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «Иван Васильевич меняет профессию». Выход на сцену паренька с электролампового завода объявила ведущая Ассоль Молдокматова.

- Я исполнил авторскую песню «Светлый город Майли-Сай». Зал взорвался овациями! Получил приз зрительских симпатий и предложение от члена жюри, вице-мэра Любови Комиссаровой учиться в Бишкеке. Конечно, не раздумывал ни секунды, - говорит певец. - Мигом вернулся в свой городок, собрал чемодан и отправился покорять столицу…

О ГОЛОДЕ ДУХОВНОМ И ФИЗИЧЕСКОМ

Через пару месяцев учебы в музучилище им. Куренкеева Алмаз так распелся, что экзаменационная комиссия была приятно удивлена его исполнением «O sole mio»: «Это голос не эстрадного, а оперного певца!». Но мало развить и настроить на нужный лад спрятанный в человеке уникальный инструмент. За ним еще нужно ухаживать и бережно к нему относиться.

Поначалу студент музучилища так и делал, голос берег, старался не перенапрягаться. А потом пришло осознание: «Хватит сидеть на шее родителей! Или начну зарабатывать сам, или придется вернуться домой». Чтобы встать на ноги, подрабатывал в ресторанах. Да и сегодня после двух-трех выступлений и занятий с учениками (у него своя студия вокала) летит в театр и без сил возвращается вечерами домой - спать! А иначе никак. Крутись, если деньги нужны. К большому сожалению, людям искусства, как и прежде, приходится выживать. На одну зарплату в семь тысяч сомов долго не протянешь.

- Артисты просто загнаны. Многие мои коллеги всю жизнь живут на съемных квартирах, поскольку не могут позволить себе купить жилье. Может быть, художник и должен быть голодным, а оперный певец, танцовщик или солист симфонического оркестра - нет! Поэтому голоса, которые звучат ничуть не хуже голосов из стран СНГ, порой вынуждены работать в 3-4 местах, - с горечью констатирует Истамбаев. - Приходите их послушать в наш театр. Спектакли сейчас начинаются раньше застолий. Можно сначала насладиться духовной пищей, а уже потом отправляться на той.

Алмаз - оптимист. И приверженец ушедшей моды на музыкальные школы. Без музыкального образования, уверен, невозможно воспитать полноценную гармоничную личность.

- Очень понравились слова одного одесского педагога: «Мне не нужны талантливые дети, мне нужны их талантливые мамы. Если мама поймет и услышит меня, она сможет сделать то, чего от ребенка не может добиться педагог». Дети должны быть музыкальными, разносторонними, начитанными. Я думаю, непременно вернутся те времена, когда мы будем мериться знаниями классической музыки, а не джипами или особняками…

БАРИТОН В ЦВЕТНИКЕ

В 2019 году исполняется 19 лет с тех пор, как Алмаз Истамбаев вышел на оперную сцену. 19 апреля в 19.00 в Кыргызском театре оперы и балета им. Малдыбаева пройдет концерт памяти оперного певца Булата Минжилкиева. И в этот же день Алмаз отметит очередной день рождения сына. Счастливое число - не иначе!

Смеется: «Будем считать, что так». И добавляет уже серьезно:

- 23 апреля Булату Абдуллаевичу исполнилось бы 79 лет. Мы могли бы провести концерт в следующем году, приурочив вечер к его 80-летию. Но ведь дело не в дате, а в том, что мы всегда его помним, любим и чтим.

А еще важно, когда в нужное время и в нужном месте на пути встречаются люди, которые круто меняют твою судьбу. Первое знакомство Алмаза Истамбаева с Ассоль Молдокматовой, произошедшее 22 года назад на конкурсе молодых вокалистов, со временем переросло в крепкую дружбу. И именно телеведущая стала идейным вдохновителем мероприятия, на которое 19 апреля съедутся звезды оперной сцены: солистка Академии молодых оперных певцов Мариинского театра Юлия Сулейманова, Заслуженная артистка Азербайджана Афаг Аббасова, восходящая звезда оперы Казахстана Мадина Орозбай и Заслуженная артистка Кыргызстана Эльнура Самарбекова.

- Вот в таком цветнике буду петь, - улыбается Алмаз и раскрывает по просьбе «Комсомолки» еще одну фишку предстоящего вечера. - Знаменитый романс «Гори, гори, моя звезда» исполним в дуэте с художественным руководителем и дирижером президентского камерного оркестра «Манас» Эрнисом Асаналиевым. Будут звучать только его скрипка и мой вокал. Для перехода на новый уровень голос уже «созрел». Перехожу на баритоновый репертуар.

…Все остальное лучше увидеть и услышать вживую. Приходите насытиться пищей духовной! Ведь к искусству нужно прикасаться сердцем. Словами это не передать.

Артиста и телеведущую связывают годы дружбы. Именно Ассоль Молдокматова предложила провести концерт памяти оперного певца. На вечере она выступит в качестве ведущей.

Артиста и телеведущую связывают годы дружбы. Именно Ассоль Молдокматова предложила провести концерт памяти оперного певца. На вечере она выступит в качестве ведущей.

Фото: Айжан Нурланбекова