2019-04-04T09:07:13+03:00

Гульмира Кудайбердиева: Госслужба научила меня терпению

Она отдала образованию 30 лет. И учится до сих пор. Благодарная своим учителям, с которыми всегда везло
Поделиться:
Гульмира Кудайбердиева была назначена министром образования в 2016 годуГульмира Кудайбердиева была назначена министром образования в 2016 годуФото: Султан ДОСАЛИЕВ
Изменить размер текста:

Удивительно, но Гульмира Каримовна помнит своих учителей. Помнит свою первую учительницу Марию Петровну Капич и учителя по английскому - Абдували Далиевича Далиева. С ним она до сих пор поддерживает связь. И встречается, когда приезжает на малую родину - в Исфану.

Министром образования она даже в мечтах стать не пыталась.

- Это было что-то запредельное для меня, недосягаемое, - вспоминает она.

Мы сидим в кабинете Гульмиры Кудайбердиевой. Вечер, окно открыто, ветер ласково колышет занавески. Пьем кофе и беседуем. У нее мягкий, теплый, такой успокаивающий голос, даже усыпляющий. И я все время пытаюсь встряхнуть себя и напомнить, что она - министр, а я - журналист. Работать!

ОБРАЗОВАНИЕ - БОЛЬШАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ!

Работа, работа, работа! Это слово для нынешнего министра образования стало основополагающим. 30 лет в сфере образования! Она начинала простым учителем в школе и дошла до высшей степени руководителя в этой области. И да, гордится тем, что простая девчонка из Баткенской области, благодаря собственному труду, целеустремленности и терпению, добилась больших успехов в жизни. А еще научилась быть терпимее и терпеливее. Ведь так много раздражающих факторов. Но надо держаться и держать себя в руках. Это она умеет!

Гульмира Кудайбердиева: "Быть министром нелегко" Фото: Султан ДОСАЛИЕВ

Гульмира Кудайбердиева: "Быть министром нелегко"Фото: Султан ДОСАЛИЕВ

- Должность министра - очень ответственная. Стараюсь оправдать доверие. А еще у меня были хорошие учителя, с этим мне везло. Я учусь всегда. У коллег, руководителей. Каждый может дать что-то новое, хорошее, нужное, - объясняет она, понимая, что образование - это то, что всегда вызывает массу критики и порицания.

Гульмира Каримовна уверена, что критика порой вызвана непониманием, поэтому старается объяснять - всегда, везде. Потому и пошла месяц назад на прямой эфир в Фэйсбуке. Было много вопросов, но была и поддержка, добрые пожелания. Ответила на все честно и объективно.

- Это очень интересный формат общения. И очень важный. Когда люди информированы, это снимает достаточно много вопросов. Следующий подобный эфир мы планируем организовать в апреле.

Личных страниц в соцсетях у министра образования нет. Катастрофический дефицит времени. Хотя так хочется все успеть и попробовать что-то новое. Например, выучить английский, вернее, отточить имеющиеся навыки.

БОЛЬНОЙ ВОПРОС - УЧЕБНИКИ

Мы не смогли обойти стороной этот вопрос. Собственно, с него и начали. Учебники! Проект Всемирного банка.

- Работа над этим проектом началась в 2014-2015 годах. К моему приходу, в ноябре 2016 года, проект уже был готов и утвержден. Я попала на период апробации. Причем, это тоже уже был решенный вопрос, - рассказывает она.

Между тем, апробация - это очень серьезно. К приходу нового министра уже было принято решение о проведении апробации в 56 школах в регионах. А нужно было очень ответственно подойти к выбору не школ, а учителей. Ведь очень много в образовательном процессе зависит от учителя. Собственно, это и есть тот столп, на котором держится вся система образования. Необходима была экспертная оценка. Гульмира Каримовна объясняет, что сегодня все эти промахи учли и систему апробации полностью поменяли. Теперь составляется не список школ, а список учителей. Апробация теперь будет проходить в столице, чтобы иметь постоянный контроль и возможность подключить экспертов.

Еще, конечно, проблема в самом книгоиздании. Например, в России издательство берет на себя всю ответственность и ведет процесс от А до Я. Государство заказывает учебники, издательство выполняет госзаказ, формирует команду авторов и работает с ними. У нас, к сожалению, всего несколько издательств, которые могли бы выполнить такой сложный и объемный заказ качественно и профессионально. Большая работа предстоит в целом по нормативной правовой базе процесса книгоиздания. Проблема также с авторами, мало профессиональных авторов, которые могли бы написать учебники в соответствии со всеми требованиями. Но это не говорит о том, что проект совсем провальный. Масштаб его впечатляет. 32 наименования новых учебников, более трех миллионов экземпляров, изданных единовременно!

- Я не хотела бы полностью ставить крест на этом проекте, - признается министр. - На перспективу мы все равно должны говорить о развитии нашего отечественного книгоиздания. Были недоработки, мы стараемся их исправить.

И самый быстрый вариант решения проблемы - это договор с российским крупнейшим издательством «Просвещение». На днях Гульмира Каримовна встречалась с руководством, подписала соглашение о сотрудничестве. Первая ласточка – это адаптированные учебники математики для начальной школы, которые поступят в наши школы уже к новому учебному году. Кроме того, в рамках этого проекта в мае-июне издательство «Просвещение» проведет курсы повышения квалификации для учителей математики начальных классов сразу по всей республике, чтобы в сентябре они умели работать с новым учебником.

Этот проект с российским издательством решает еще одну очень важную проблему. Сегодня многие школы и так используют российские учебники, покупая их за счет родителей, вот только подчас это контрафактная продукция. И с этой контрафактной продукцией ничего не могли поделать долгие годы. Теперь решение найдено.

Министерство образования разработало концепцию инклюзивного образования Фото: Минобразования КР

Министерство образования разработало концепцию инклюзивного образованияФото: Минобразования КР

Кстати, часть учебников, которые издательство «Просвещение» предоставит нашему Минобразования для адаптации, - это учебники для специализированных школ. В этом году была ратифицирована Конвенция ООН о правах инвалидов. Поэтому исполнение ее - один из приоритетов для Минобразования на ближайшие годы. Проект об инклюзивном образовании тоже разработан и находится на рассмотрении в правительстве. Планируется совместно с Госстроем работать над проектами будущих школ, где будут учитываться потребности детей с ОВЗ. Еще один вариант - это дистанционное обучение и обучение при помощи цифровых технологий. Работы много. Нужно время.

ВНЕДРЯЕМ НОВОЕ

С прошлого года успешно продвигается проект «Электронная очередь» в детсады. Пока она внедрена в Бишкеке и Оше. Далее - Иссык-Атинский район Чуйской области, есть заявка от Джалал-Абада. В Бишкеке результаты уже впечатляют. Из 35 тысяч детей, стоявших в очереди в детский сад в прошлом году, 25 тысяч детей места получили. Это вопрос времени и нехватки самих детсадов. Еще один проект – электронная запись в 1 класс – стартовал в этом году в Бишкеке, через год придет очередь Оша.

Правительство поставил перед Минобразования амбициозную задачу - охватить дошкольным образованием 80% детей Фото: Минобразования КР

Правительство поставил перед Минобразования амбициозную задачу - охватить дошкольным образованием 80% детейФото: Минобразования КР

Есть и альтернативные проекты - сады кратковременного пребывания, центры развития на базе библиотек, школ. Такие тоже постепенно внедряются по всей стране. Сейчас рассматривается возможность строительства новых детских садов на основе государственно-частного партнерства. Об этом «Комсомолка» подробно писала в материале о вице-премьер-министре Алтынай Омурбековой.

- На сегодня практически 100% детей от 5,5 до 7 лет проходят подготовку к школе, даже те, кто не посещал детский сад. В совокупности охват дошкольным образованием на сегодня у нас около 40%. Правительство поставило перед нами амбициозную задачу: к 2023 году охватить 80% детей дошкольным образованием, - рассказывает Гульмира Каримовна.

Одним из важных новых проектов в образовании стала система оценивания. С прошлого года начат процесс аккредитации образовательных организаций. Состоит она из трех этапов. На первом этапе – самооценивание. Все документы предоставляются в онлайн-режиме.

Второй этап предполагает оценивание по критериям, направленным на качество: показатели ОРТ, олимпиад, состояния воспитательной работы. И уже на последнем этапе проводится срез знаний на месте. Кстати, аккредитация по новой системе в наших школах уже прошла. Результаты обрабатываются, анализ тоже проводится. В целом результаты соотносятся с результатами ОРТ. Значит, направление верное. Министр планирует выезды в регионы, чтобы на местах обсудить причины проблем и предложить план последующих действий.

Поменялся также базисный учебный план с учетом требований времени. Больше часов отвели на изучение языков, до 4-5 часов в неделю. Информатика теперь будет преподаваться не с 7 класса, а с 5-го. И, конечно, проблемный госязык. Его необходимо развивать. Кыргызстанцы должны владеть государственным языком. Потому и ввели приоритетное право при зачислении в вуз, если выпускник имеет сертификат о прохождении Кыргызтеста. Это не обязательное условия, но мотивация.

Методика преподавания кыргызского языка тоже претерпела изменения. Акцент делается не на грамматике, а больше на коммуникативных навыках. Кстати, сама Гульмира Каримовна тоже столкнулась в свое время с языковым барьером.

- До 7 лет я воспитывалась у бабушки. И по-русски не говорила совсем. Меня привезли домой к родителям в районный центр в августе перед школой. За два месяца я заговорила на русском. К окончанию школы, конечно, русский стал превалирующим языком общения. А когда пошла на госслужбу, четко ощутила этот барьер, - вспоминает она.

Занималась с педагогами, чтобы наверстать упущенное. Но потом поняла, что главное - это читать. И читала документы на кыргызском, готовила свои выступления, перерабатывала их, делая более понятными, излагая простым языком. А сейчас ловит себя на мысли, что уже думает по-кыргызски. И это, считает, уже успех.

Я ОТДЫХАЮ В СЕМЬЕ

Ее график расписан по минутам. С работы уходит поздно вечером, утром снова на работу. Времени не хватает практически ни на что, кроме работы. Отдушина - выходные, которые старается провести с семьей.

- У меня двое детей. Дочь и сын. Дочь с семьей живет в Москве, внук подрастает, второй на подходе. Сын живет со мной, женился недавно, - у нее меняется выражение лица, когда она говорит не о работе. Становится мягче, в глазах нежность и какая-то тонкая грусть. - У меня полное взаимопонимание с дочерью. Мы можем часами говорить обо всем на свете. У меня прекрасная сноха.

Не могу удержаться: «Вы заставляете келинку вам чай наливать?».

Министр образования заразительно смеется, сразу перестав быть чиновником, а став просто женщиной:

- Первое время она как стойкий оловянный солдатик меня утром на кухне ждала. Я сразу сказала: «Дорогая, свою чашку кофе я сама себе всегда заварить могу!».

Она не строгая свекровь и очень демократичная мать. Своих детей старалась воспитать самостоятельными и ответственными за свою жизнь и поступки. Гордится, что ей это удалось.

Ее можно увидеть иногда идущей пешком на работу или домой по Дзержинке через Дубовый парк. Гульмира Кудайбердиева - министр, женщина, сделавшая себя сама, - размышляет и решает накопившиеся вопросы. И в этом внутреннем монологе приходят те самые решения, которые важны для нее самой, ее семьи, ее страны.

Подпишитесь на новости:

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также