Кыргызстан
+18°
Boom metrics
Сегодня:
Общество2 февраля 2019 7:07

Золотые исходящие, или Как операторы сотовой связи игнорируют законы

В Кыргызстане исходящие звонки на мобильные сети других операторов связи непомерно высоки. К такому выводу пришла Антимонопольная служба, которая призвана следить за здоровой конкуренцией на рынке. Но «акулы сотового бизнеса» и слышать об этом не хотят...
Кыргызстанцы предпочитают иметь по 2-3 сим-карты, чем платить 5 сомов за минуту разговора на номер другого оператора

Кыргызстанцы предпочитают иметь по 2-3 сим-карты, чем платить 5 сомов за минуту разговора на номер другого оператора

Фото: Инна АКСЕНОВА

Для начала разберемся, что такое «интерконнект» и как он влияет на конечную стоимость звонка для простого абонента?

Интерконнект - это система межоператорских связей. Грубо говоря, это стоимость услуги одного оператора за то, что он дает пользоваться его сетями другому. Причем платит тот оператор, с чьего номера идет набор. Звоните с «Билайна» на «Мегаком»? Ставку интерконнекта платит «Билайн».

Стоимость ставки определяется межоператорским соглашением. В данное время эта ставка, как рассказал одному из местных информационных агентств коммерческий директор компании «О!» Максим Сидоренко, составляет 3,675 сома. И это самая большая ставка на всем постсоветском пространстве.

Сравните: в России - 1,04, в Казахстане - 1. Даже в Таджикистане меньше, чем у нас - 0,72. А в Грузии самая маленькая ставка интерконнекта - 0,25 тыйына в пересчете на нашу валюту.

Вот именно об этом снижении и говорит Антимонопольная служба, которая 14 декабря 2018 года выдала предписание нашим операторам снизить ставку интерконнекта на 14% до 21 декабря. И затем в течение двух лет каждые полгода на 50 тыйынов.

В России, например, уже многие операторы связи, а их там 6 крупных, перешли в основном на тарифы, которые за абонентскую плату предоставляют целый пакет услуг. В том числе и исходящие звонки, которые входят в стоимость пакета. У нас даже при абонентской плате и корпоративной связи исходящие звонки на номера других операторов оплачиваются отдельно. Чуть дешевле, правда, но ощутимо. Поэтому у каждого минимум по две симки.

В Южной Корее (возьмем для примера и дальнее зарубежье) платишь 50 долларов и имеешь все радости сразу, причем без лимита. Никакой разницы оператор при этом не играет. А интернет - не сродни нашему - качественный и быстрый.

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ: «НАДО СНИЖАТЬ!»

Ставки интерконнекта в Кыргызстане не меняются с 2008 года. Непосредственный регулятор мобильных операторов - Госкомсвязи (Государственный комитет информационных технологий и связи КР) - начал заниматься этим вопросом два года назад, в 2017-м. Как утверждает представитель «О!» Максим Сидоренко, это была их инициатива. «Ошка» ратует за снижение ставок, а вот другие два оператора, «Мегаком» и «Билайн», по его словам, упираются.

В состав комиссии вошли и представители Антимонопольной службы (Государственное агентство антимонопольного регулирования при правительстве КР).

- Мы проделали огромную работу. Однако прошло два года, и ничего не изменилось. Мы ограничены в правах. Не можем заставить, можем только рекомендовать сначала, потом предупредить, и только по истечении определенного времени подать в суд за нарушение закона о конкуренции. В данном случае сотовые компании нарушают этот закон, придерживаясь непомерно высоких тарифов, - рассказывает «Комсомолке» начальник Управления контроля и защиты конкуренции в сфере госзакупок Госагентства антимонопольного регулирования при правительстве КР Павел Ли.

Павел Андреевич в процессе разговора все время говорит о том, что антимонопольщикам не дают работать. Что их считают плохими, а бизнес вешает на них всех собак. И процедура начала проверки затягивается на долгие месяцы:

- Госслужащий сегодня связан по рукам и ногам. Чтобы запросить документ у любого субъекта, у меня должна быть мотивировочная часть, объяснение, пояснение. А потом еще доказательство того, что мой запрос имеет основания к данному предмету запроса.

Между тем Антимонопольная служба выступает в интересах потребителя, то есть нас с вами. Чтобы крупные игроки бизнеса не завышали цены, чтобы давали выйти на рынок и другим. Но, как видим, на рынке сотовой связи с 2009 года новых операторов нет. Причина именно в тарифах.

- Компании мобильной связи держатся за ставку интерконнекта как за форпост. И, конечно, сегодня они будут делать и говорить что угодно, лишь бы не сдавать свои позиции. Мы подождем, а потом заставим их выполнить наше предписание в рамках закона, - дал обещание Павел Андреевич.

ОПЕРАТОРЫ: «НАДО, НО НЕ СРАЗУ»

Получается, что уже к 21 декабря прошлого года компании должны были снизить ставку интерконнекта на 14%, и абонент должен был уже сейчас ощутить облегчение на 0,5 сома. Увы, не ощутили пока. И потом каждые полгода еще на 50 тыйынов. То есть к 1 января 2021 года мы должны увидеть тариф 2,5 сома за минуту разговора на номера сети другого оператора.

Сейчас, отметим, в среднем стоимость исходящих у всех трех операторов составляет 5 сомов.

На календаре уже конец января, но тарифы не меняются.

Мы подсчитали, каким должен быть тариф для потребителей, исходя из требований Антимонопольной службы и существующей ныне ставки интерконнекта в 3,675 сомов. Получается, что если брать среднюю стоимость исходящих в 5 сомов, то при понижении ставки каждые полгода на 50 тыйынов, мы получим к 2021 году примерно 2,5 сомов. Именно столько должны стоить исходящие звонки на другие сети для нас с вами.

Расчет стоимости исходящих звонков до 2021 года согласно требованию Антимонопольной службы

Расчет стоимости исходящих звонков до 2021 года согласно требованию Антимонопольной службы

Фото: Инна АКСЕНОВА

В Антимонопольной службе готовы биться до последнего тыйына. И это радует. Но только не сотовые компании. Которые, кстати, даже разговаривать по этому поводу с нами не пожелали. А те, кто пожелал, выражусь словами антимонопольщика Павла Андреевича, слукавили. А попросту обманули.

Представитель «О!» убеждала как могла, что абонентов межоператорский договор никак не касается. Мол, вас, простых смертных, наша договоренность никаким боком. И на цене это тоже не скажется. Платили вы 5 сомов, и будете платить!

Все три оператора - «Билайн», «Мегаком» и «Ошка» ссылались по привычке на коммерческую тайну. В чем тайна, понять сложно.

Представитель «Мегакома» ответил, что работа, мол, ведется, но когда тарифы снизятся, неизвестно.

«Билайн» вроде сначала изъявил желание контактировать. Но потом пошел на попятную. Опять же перекинув ответственность на руководство. Мол, «генеральный директор у нас новый, и он на мои ответы на ваши вопросы вето наложил».

В общем, будем ждать лета! Тогда станет ясно, выполняют ли «Билайн», «Мегаком» и «О!» предписания Антимонопольной службы. И если вы не увидите в своем тарифе существенную разницу чуть больше 1 сома, можете смело предъявлять претензии своему оператору. Ну или обратиться в Общество защиты прав потребителей. Доказано, что у нас, в Кыргызстане, только народ, когда он возмущен, есть сила, способная сдвинуть даже глубоко коррумпированные и погрязшие в болоте беззакония структуры.

P. S. Если сотовые компании передумают и нарушат свой обет молчания, Комсомолка» и ваш покорный слуга Инна Аксенова в ее лице всегда готовы выслушать и понять. А потом со всей непредвзятостью донести вашу позицию до абонентов, ради и для которых вы, уважаемые операторы сотовой связи, и трудитесь!м