Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Звезды31 января 2019 22:01

Страшные сказы уральского Гомера

Исполнилось 140 лет со дня рождения Павла Бажова, превратившего камни в цветы
Павел Петрович Бажов начал писать поздно, когда ему почти исполнилось 60 лет, но успел при жизни увидеть, как его сказы полюбили читатели. Фото: М. ОЗЕРСКИЙ/ТАСС

Павел Петрович Бажов начал писать поздно, когда ему почти исполнилось 60 лет, но успел при жизни увидеть, как его сказы полюбили читатели. Фото: М. ОЗЕРСКИЙ/ТАСС

Пока внимание общественности отвлекали похищения третьяковских сокровищ, СМИ пропустили юбилей сказочника Павла Бажова. Меж тем 27 января исполнилось 140 лет со дня рождения "Уральского Гомера", и это было ровно в тот день, когда похитители сняли синюю крымскую гору со стены галереи.

Гора Бажова была не синей а зеленой, Медной. Он писал о местах, отравленных красотой, о Рифейских горах, чьи очертания похожи на растянутый шрам на лице земли, где царит матриархат, где люди живут коротко и несчастливо, но зато сказочная женская сила защищает талантливых безумцев от неталантливых и злобных самодуров-начальников.

Далеко не каждому участку русской земли довелось найти своего Гомера. Безумно жаль, что, например, не было своего Джека Лондона у Приморья и некому было написать о золотой лихорадке, о великом переселении людей. Но Уралу повезло.

"Колдун уральский бородатый" начал писать поздно, когда ему было почти шестьдесят, он обратился к творчеству, "чтобы потушить свою боль". Его старший сын погиб в младенчестве от голода. Младший, горячо любимый Алеша, сгорел девятнадцатилетним на работе, когда начальник-идиот заставил его варить бочку с порохом. Потому-то все рассказы Бажова такие страшные, и страшна их главная мысль: чтобы получить от Земли самое дорогое, нужно сначала закопать туда самое дорогое.

Писательская карьера у уральского Гомера сложилась на зависть. Уже при жизни он стал брендом земли русской. В 1939 году его книга "Малахитовая шкатулка" предстала в советской экспозиции на Всемирной выставке в Нью-Йорке как драгоценный экспонат. На малахитовых пластинах, встроенных в кожаный переплет книги, красовались серебряные ящерки с мелкими хризолитами на спинках и крохотными рубиновыми глазками. Спустя семь лет фильм "Каменный цветок" Птушко получил приз Каннского фестиваля за лучшее цветовое решение.

Вот такая памятная доска висит на доме в Екатеринбурге, где жил писатель. Видимо, это главное в его сказах... Фото: wikimedia.org

Вот такая памятная доска висит на доме в Екатеринбурге, где жил писатель. Видимо, это главное в его сказах... Фото: wikimedia.org

Карьера шла в гору (Медную). Может быть, потому, что закопал в землю самое дорогое. А может быть, просто совпало. Его сказы пришлись на тот период, когда сложившемуся государству очень нужен был рабочий фольклор.

Феномен Бажова настолько уникален, что до сих пор в него не верят. В том, что Бажов писал не сам, а воровал свои сказы у молодых писателей, уверен, например, Дмитрий Галковский:

"В 1941 году на Урал эвакуировалось большое число писателей из столиц: Москвы, Ленинграда, Киева. Все они поступили в формальное подчинение Бажова. Он ведал выделением жилья, карточек, трудоустройством. Внезапно у старика начался прилив творчества. Пошли "Малахитовые шкатулки"..."

Впрочем, для специалистов очевидно, что свои рассказы Бажов создавал сам. Он не собирал и не обрабатывал никакой фольклор. Истории про то, будто еще мальчишкой услышал он сказы от уральского деда Слышко - выдумки. Его сказы стоят на подложке из немецкой мифологии и монгольского эпоса. Павел Петрович был учителем и знал многое, как ученый-медиевист Толкиен, создавший свое Средиземье.

Потому и сказы его ровно на столько же "уральские", насколько гоголевские истории "народные украинские".

"Надо иметь глаз с крючочком да ухо с прихваткой. Ты пройдешь ничего не приметив, а он подберет камешек в котомку. С виду пустой, а для него - знак, приметлива галочка", - говорил сказочник.

С бажовских времен уральцы продолжают жить в придуманном им Урале. "Народ, которому что жить, что умирать - все едино. Безнадежный народ, самый для начальства беспокойный", - как характеризовал писатель рифейцев.

Все мы, рожденные на Урале, с детства видели и настоящий шелковый малахит, который ни за что не перепутаешь со скучными, как рисунок на обоях, заирскими камнями. И сочные персиковые сердолики, и дымчатый кварц, поросший черной щетиной изнутри. Герои Бажова, привыкшие к красоте, равнодушны к деньгам. Единственный смысл несчастливой и короткой жизни для них - с головой нырнуть в высекание каменных цветков.

К таким людям Хозяйка Медной горы особенно благоволит и ее расположение сказывается в особой защите от плохих начальников. Горе тому, кто встанет у рифейца на пути. Что будет - читай "Приказчиковы подошвы".

Тамара Макарова в роскошной сказке Птушко воплотила красоту и силу Хозяйки Медной горы, а фильм получил приз Каннского фестиваля. Фото: Кадр из фильма

Тамара Макарова в роскошной сказке Птушко воплотила красоту и силу Хозяйки Медной горы, а фильм получил приз Каннского фестиваля. Фото: Кадр из фильма

Со школьной скамьи уральские дети знают, что история, описанная в "Приказчиковых подошвах" - правда. В любом уральском музее экскурсовод первым делом расскажет про то, как человек, умерев под землей, каменел и превращался в собственную статую.

Удивительно, что придуманные Бажовым легенды, хоть и в модифицированном виде, но до сих пор ходят по Уралу.

В Хозяйку Медной горы, например, верят безусловно и не зря, часто на "авито" можно видеть объявления с забавной формулировкой: "Продам статуэтку Хозяйки медной горы в роли Макаровой". Но это самое безобидное.

Согласно одной из легенд, с Урала нельзя уезжать. Горе рифейцу, вздумавшему покинуть свой край. Очень скоро смерть, как бабка-синюшк, а протянет к нему свои руки с телескопическим эффектом. А вот если сидеть ровно и самозабвенно трудиться на пользу каменного цветка, то может случиться чудо. Приползет к тебе полоз и покажет, где сокровище.

Кстати, современный полоз из золотого стал серебряным и в последние семнадцать лет (ровно столько времени прошло с того момента, когда расформировали южноуральскую ракетную базу с ракетами "Сатана") его поиски ведутся особенно активно. Хитники с металлоискателями и наушниками ходят по земле, пытаясь найти в ней сокровище, оставленное уехавшими впопыхах военными. В полях и лесах еще живы горы и холмы непонятного предназначения, изнутри которых раздаются голоса, горит свет и происходит много странного и загадочного.

И среди металлодобытчиков ходят слухи, что где-то под землей военные, оставляющие часть впопыхах, оставили серебряный кабель необыкновенной проводимости. И кабель этот так толст, так длинен и дорог, что нашедший его будет жить припеваючи всю оставшуюся жизнь. Но, понятное дело, найти его не просто. Серебряный кабель живой, меняет местоположение, как подземный полоз, и выходит на поверхность только перед истинным рифейцем.

КСТАТИ

В 2006 году писательница из Екатеринбурга Ольга Славникова получила премию "Русский Букер" за роман "2017". Действие романа происходит на Урале, в среде охотников за драгоценными камнями. Работая над своей книгой Славникова брала за основу бажовские сказы, переработав и осовременив их.

КОММЕНТАРИЙ

Ольга Славникова, писатель:

- Я научилась читать в три с половиной года. Стало быть, до сказов дедушки Бажова добралась года в четыре. Очень нравились тогда толстые книги, и "Малахитовая шкатулка" была довольно весомая, в бледно-зеленом переплете, сама как ларец. Читала я сказы не просто, а с наглядными пособиями. Пацаны из нашего двора, кто постарше, ездили на трамвае до отвалов гранильной фабрики. Привозили оттуда обрезки яшмы, лазурита, змеевика. У одного счастливца была даже плашка малахита, он ею очень гордился. Моим любимым сказом был и остался "Горный мастер". Только в детстве я его пересочиняла на свой лад. Думала, что на месте Данилы ни за что бы не ушла от Хозяйки Медной горы, пока не переняла бы все мастерство. В горе работают лучшие камнерезы? Ну так я стала бы самой лучшей. А потом нашла бы, как сбежать.

Еще мне нравилось про Серебряное копытце. Под воздействием этой сказки я всегда с волнением смотрела на лосей, что чинно переходили Режевской тракт на пути к нашей даче. Все казалось, что вот-вот переднее копыто мощного быка блеснет исцарапанным серебром.