Кыргызстан
+19°
Boom metrics
Сегодня:
Экономика30 января 2019 7:00

Национализация «Кумтора»: «роман» с продолжением

В Кыргызстане в очередной раз обсудили вопрос национализации золоторудного предприятия и денонсации соглашения с «Центеррой». О том, как это может аукнуться стране, «КП» поговорила с главой Ассоциации горнопромышленников и геологов Орозбеком Дуйшеевым
Крупнейшее золоторудное месторождение Центральной Азии по-прежнему не дает покоя определенным политическим силам. Вопрос денонсации соглашения и национализации «Кумтора» вновь выносится на повестку дня.

Крупнейшее золоторудное месторождение Центральной Азии по-прежнему не дает покоя определенным политическим силам. Вопрос денонсации соглашения и национализации «Кумтора» вновь выносится на повестку дня.

Фото: gov.kg

ЗАБРАТЬ И РАЗОРВАТЬ

В первый день рабочей недели в Кыргызстане снова всплыл кумторовский вопрос. Не сказать, чтобы это было неожиданно. Преднамеренное или вынужденное затягивание переговоров правительства с инвестором волей не волей дает благодатную почву для муссирования избитой темы. История стара как мир. Сторонники быстрых и радикальных решений в очередной раз выступили с идеей забрать у канадцев «Кумтор» и разорвать инвестиционное соглашение.

Вечный революционер и неизменный участник народных курултаев Азимбек Бекназаров, к примеру, напомнил, что на прошлогодней ноябрьской встрече политобъединений в Бишкеке курултаевцы выступили за денонсацию договора с «Центеррой». Золото из страны, дескать, выкачивают. Экологию загрязняют. Доколе?! И потребовали от правительства как можно быстрее решить этот вопрос.

- Но за это время ничего не было сделано, - посетовал матерый политик.

А раз власть продолжает бездействовать, нужно брать инициативу в свои руки. И расторгнуть договор с инвестором. Что будет, когда «Центерра» обратится в арбитраж? А что арбитраж? Кыргызстану всего-то нужно доказать, что «соглашение - коррупционное», и тогда он спокойно выиграет дело, не сомневается докладчик.

Смена владельца компании тоже не пугает противников кыргызско-канадского соглашения. Уверены, что Кыргызстан справится с управлением рудником. Отечественная история, между тем, таких примеров не знает. Достаточно вспомнить об убыточном «Макмале», зачахшем с годами и остановленном осенью прошлого года. Теперь возрождением добычи золота в Казармане займется китайская компания... Ну, как без инвесторов?

Азимбек Бекназаров всегда был сторонником разрыва соглашения с иностранным инвестором.

Азимбек Бекназаров всегда был сторонником разрыва соглашения с иностранным инвестором.

Фото: Скриншот видео Next TV

ОСТАВЬТЕ ЭТО СПЕЦИАЛИСТАМ!

Нашлись, впрочем, и те, кто попытался остудить пыл оппозиционеров. В их числе - президент Ассоциации горнопромышленников и геологов Кыргызстана Орозбек Дуйшеев. Эксперт в горнодобывающей промышленности рассказал «Комсомолке», что члены ассоциации постарались доказать участникам встречи: национализация - это не выход! И сегодня совсем неподходящее время, чтобы во всеуслышание заявлять о ней.

Услышали ли оппоненты?

- По крайней мере, мы попытались убедить участников встречи в том, что, во-первых, настаивать на денонсации или национализации «Кумтора» сегодня не стоит - нет смысла. А во-вторых, и здесь мы пришли к единому мнению, - нельзя политизировать этот вопрос. Он должен лежать исключительно в экономической плоскости. И заниматься «Кумтором» должны специалисты - производственники, экономисты, в чьей компетенции просчитать все выгоды от реализации проекта и наоборот - убытки или потери в случае его остановки, - говорит Орозбек Дуйшеевич.

По твердому убеждению эксперта, путь национализации «Кумтора» (о чем говорилось многократно) для Кыргызстана неприемлем.

- Каждый шаг нужно уметь просчитывать. Что представляет собой национализация или денонсация? Это в первую очередь перестройка, реорганизация с вытекающими из этого последствиями. Негативными для республики последствиями, - подчеркивает глава ассоциации. - Нет никаких сомнений в том, что «Кумтор» должен продолжать работу. Компания обеспечивает 10% ВВП страны и более 20% объема промышленного производства, ежегодно перечисляет в бюджет до 10 млрд сомов в виде налогов и обязательных платежей. Это очень высокие экономические показатели, которыми в Кыргызстане не может похвастаться ни одно другое предприятие. Сегодня нужно думать не о денонсации соглашения, а о том, как продлить «Кумтору» жизнь. Потому что аналогов ему в республике пока нет. Если не проводить геологоразведочные работы (а золота на Кумторе еще много!), оставшиеся запасы будут отработаны уже в 2023-м. Еще через три года рудник закроется. Это существенно осложнит будущее Кыргызстана, как в экономическом, так и в экологическом плане. Поэтому Ассоциация горнопромышленников и геологов настаивает на том, чтобы возобновленная спустя несколько лет геологоразведка на руднике продолжалась в последующие годы, и в будущем инвестор приступил к освоению разведанных участков месторождения.

А вот Орозбек Дуйшеев настаивает на том, что канадцы должны остаться. И думать на перспективу - продолжить геологоразведку на Кумторе, чтобы у рудника открылось второе дыхание.

А вот Орозбек Дуйшеев настаивает на том, что канадцы должны остаться. И думать на перспективу - продолжить геологоразведку на Кумторе, чтобы у рудника открылось второе дыхание.

Фото: Скриншот видео Next TV

К ВОПРОСУ О РЕПУТАЦИОННОМ УЩЕРБЕ

Экологическая катастрофа. Экономические потери. На эти два аспекта специалисты указывают в первую очередь. Однако есть еще одно негативное последствие национализации. Пусть косвенное. Но не менее болезненное.

Можно сколько угодно тешить себя призрачными иллюзиями о выигрыше дела в международном суде, но нельзя не видеть изнанку судебных перипетий. Достаточно одного упоминания о разбирательствах в арбитраже с крупнейшим игроком на инвестиционном рынке, чтобы это ударило рикошетом по репутации страны.

Цифры Нацстаткома таковы, что за прошлый год приток прямых иностранных инвестиций в Кыргызстан сократился на 31,5%. Конечно, можно попенять и на общие экономические тенденции в мире. А можно - на секундочку - взглянуть на себя глазами инвестора, в любой ситуации скрупулезно взвешивающего все «за» и «против».

Увы, реалии таковы, что аргументов против значительно больше: несовершенство законов, игра не по правилам, протестные настроения в Кыргызстане… Вот чего не терпят большие деньги.

Да, любой бизнес - это риск. Но риск разумный, взвешенный, а не слепой. Успешные компании умеют адекватно его оценить. И сколько бы власти ни говорили о стабильности, зазывая потенциальных инвесторов в страну, реальное положение дел пустые разговоры не скроют.