2019-01-14T09:03:25+03:00

Ыманалы Саркулов: Не нарушайте закон, и платить не придется!

О «неподъемных штрафах» за нарушение правил дорожного движения, пробелах в законодательстве и поборах на дорогах «Комсомолка» поговорила с заместителем начальника ГУОБДД Ыманалы Саркуловым
Поделиться:
Комментарии: comments1
По мнению замглавы ГУОБДД Ыманалы Саркулова, гражданская сознательность играет большую роль в деле наведения порядка на дорогах. Безопасность касается каждого.По мнению замглавы ГУОБДД Ыманалы Саркулова, гражданская сознательность играет большую роль в деле наведения порядка на дорогах. Безопасность касается каждого.Фото: Пресс-служба ГУОБДД КР
Изменить размер текста:

Каждый водитель хоть раз в жизни нарушал закон. Хотя бы «по мелочи». Но почти всегда осознанно, уверен замначальника Главного управления обеспечения безопасности дорожного движения Ыманалы Саркулов. Оправдания автолюбителей как под копирку. Спешил, надеялся на авось или просто запамятовал накинуть ремень безопасности... После вступления в силу с 1 января поправок в «Кодекс об административной ответственности» за такую «забывчивость» придется раскошелиться. По новому закону минимальный штраф за мелкий проступок - тысяча сомов. Скажете, дорого? Жизнь и здоровье дороже, возражают в ГУОБДД.

ЖЕРТВ ДТП СТАЛО МЕНЬШЕ

- Ыманалы Кадырбаевич, а все-таки как наказание рублем влияет на статистику ДТП? Первое ощутимое повышение штрафов произошло в 2014 году. Что изменилось с тех пор в сфере безопасности дорожного движения?

- Ужесточение ответственности за нарушение правил дорожного движения - один из рычагов воздействия на потенциальных нарушителей, создающих реальную угрозу безопасности дорожного движения. Если обратиться к статистике, пик аварий со смертельным исходом в Кыргызстане пришелся на 2013 год - 1 220 погибших, 10 728 пострадавших. Тогда МВД инициировало изменения в «Кодекс об административной ответственности» в части увеличения штрафов. В августе 2014-го штраф за вождение в нетрезвом виде с полутора тысяч сомов поднялся до 10 тысяч. Или водителя на год лишали прав. Штраф за минимальное превышение скорости с 300 сомов вырос до тысячи. Помимо этого, на последующие три года был разработан и утвержден план мероприятий по улучшению ситуации на дорогах и сокращению числа ДТП. Все госорганы, каждый на своем уровне, подключились к решению вопросов безопасности дорожного движения.

- И каких результатов добились?

- С 2014 года отмечается ежегодное снижение уровня смертности на дорогах. По итогам прошлого года, в дорожно-транспортных происшествиях погибли 716 кыргызстанцев, еще 9 160 человек получили травмы. И это, безусловно, тяжелые последствия и потери для государства. Поэтому правительство утвердило новый комплекс мер по улучшению дорожной ситуации. Сегодня мы приступили к их исполнению.

Премьер-министр потребовал избавляться от непорядочных инспекторов без оглядки на должности и звания. Фото: gov.kg

Премьер-министр потребовал избавляться от непорядочных инспекторов без оглядки на должности и звания.Фото: gov.kg

ЕСЛИ ПОПАЛСЯ «РАЗБОЙНИК»

- Вы считаете, что порядок на дорогах можно навести только с помощью «космических» штрафов?

- Это одна из мер. Только увеличение штрафных санкций однозначно проблему не решит. Нужен комплексный подход. Факторов, влияющих на безопасность дорожного движения, много: профессионализм водителя, культура поведения всех участников дорожного движения, развитая дорожная инфраструктура, технически исправный транспорт и, конечно, профилактика дорожно-транспортного травматизма. Только при выполнении этих условий можно считать, что ситуация с безопасностью находится под контролем.

- Вы забыли упомянуть еще об одном важном условии - честности и неподкупности самих инспекторов. А в Кыргызстане о коррупции и дорожных поборах разве что ленивый не говорит. Водители настроены скептически, мол, повышение штрафов только увеличит аппетиты гаишников…

- Мы не замалчиваем проблему. Коррупция есть. Но с введением новых правил у нас появились новые возможности противостоять негативному явлению. Одним из факторов, способствующих его проявлению, было изъятие водительского удостоверения. Чтобы избежать волокиты и потери времени, автовладельцы старались неформально, на месте, решить вопрос. По новому кодексу инспектору запрещено забирать документы. Он составляет протокол, после чего водитель может заплатить штраф в любом банке или платежном терминале в течение месяца. При этом ему не нужно приносить нам квитанцию об оплате. Все фиксируется в Едином реестре нарушений. В том числе несвоевременная оплата штрафа. За просрочку начисляется пеня. Если ее размер дойдет до уровня штрафа, к делу подключатся судебные исполнители. Милиция уже не будет как раньше бегать за неплательщиками.

- Премьер-министр поручил МВД и ГКНБ бороться со взяточниками на дорогах. Что еще должно поспособствовать очистке службы от коррумпированных сотрудников?

- Каждый прежде всего должен понять: для того чтобы обуздать коррупцию, не нужно кормить взяточника. Пусть лучше штраф поступит в казну, и деньги пойдут, к примеру, на социальные нужды. Когда люди осознают это, ни один нечистоплотный сотрудник не сможет выудить взятку. Надеюсь, мы получим в этом вопросе поддержку общественности. Ее роль очень важна. Жалобы на неправомерные действия инспекторов и сообщения о фактах коррупции принимаем через социальные сети, мобильное приложение, на официальном сайте ГУОБДД. Служба внутренних расследований обязательно отреагирует на все обращения.

- Есть мнение, что повышение зарплат помогло бы милиционерам удержаться от соблазна брать «вознаграждение». Этот вопрос поднимался?

- Увеличение зарплат сотрудникам не рассматривается. Но сегодня в парламент внесен законопроект о перечислении в ГУОБДД 25% от суммы поступивших штрафов для премирования добросовестных инспекторов. Это было бы хорошим стимулом для них.

Ремень безопасности остается самым действенным средством защиты водителя и пассажиров. Фото: Мила СТРИЖ

Ремень безопасности остается самым действенным средством защиты водителя и пассажиров.Фото: Мила СТРИЖ

ЛАЗЕЙКИ ДЛЯ НАРУШИТЕЛЕЙ

- Самые внимательные сразу заметили коллизию в новом кодексе. Пьяный водитель может отказаться от медосвидетельствования (а штраф за вождение в пьяном виде - 17,5 тысяч) и спокойно уехать с протоколом о взыскании штрафа в 5,5 тысяч - за отказ пройти процедуру. Как так?

- Идеальных законов, к сожалению, не бывает. На практике выявляются определенные несостыковки, пробелы. В Жогорку Кенеш уже передан на рассмотрение пакет документов о внесении изменений и дополнений в «Кодекс о нарушениях». В случае их принятия, конкретно по этой статье, если человек откажется от прохождения медосвидетельствования, он также будет оштрафован на 17,5 тысяч сомов.

- Вы говорите о пакете документов. Какие еще изменения вносите?

- Действующая норма по нарушениям правил пользования мотошлемами и ремнями безопасности разделена на две категории: вне населенных пунктов (штраф - три тысячи сомов), в селах и городах (тысяча). Но поскольку все дороги проходят через населенные пункты, порой возникают спорные моменты - сложно сказать, где начинаются и где заканчиваются села. Поэтому штраф должен быть единым - тысяча сомов. Потом по закону, если водитель не превышает 20 км/ч к установленной скорости, он никакой ответственности не понесет. На наш взгляд, это не дисциплинирует автолюбителя. Будут поправки.

- Кыргызстанцы возмущаются из-за несоразмерности объемов своих доходов с суммами новых штрафов. Не пристегнутый ремень - тысяча сомов. Разговор по мобильнику за рулем - три! Откуда такие цифры?

- Уровень жизни населения должен учитываться, я понимаю. Но с другой стороны, жизнь и здоровье бесценны. Сегодня ни один автомобиль в мире не сходит с конвейера завода без ремня безопасности. Бесконечно проводятся краш-тесты, усовершенствуются технические параметры авто. Потому что безопасность - на первом месте. По данным исследований, при скорости движения 60 км/ч риск смертности снижается до 30%, если человек пристегнут ремнем. При скорости 90 км/ч - до 50%. Да, кто-то может сказать, пристегиваться или нет - мое личное дело. Но тогда почему за смерть людей должны отвечать МВД или ГУОБДД? То же самое - детские кресла. Почему взрослые подвергают опасности жизнь ребенка? Или мобильник, который вы привели в пример. Отвлечение внимания от дороги даже на пару секунд может оказаться фатальным. Автовладельцы должны это понять.

Пьяных водителей будут наказывать жестче. Штраф за езду в нетрезвом виде - 17 500 сомов. Фото: Сергей ШАХИДЖАНЯН

Пьяных водителей будут наказывать жестче. Штраф за езду в нетрезвом виде - 17 500 сомов.Фото: Сергей ШАХИДЖАНЯН

НУЛЕВОЕ ПРОМИЛЛЕ ЗА РУЛЕМ

- Если на водительском сидении действительно пьяный, с ним все понятно. А, допустим, выпил за ужином граммов сто и утром - за руль… Остановили, плати по полной?

- Вы знаете, что у нас не предусмотрена допустимая норма алкоголя в крови, как в некоторых странах. Но в любом случае инспектор ГУОБДД не имеет права делать никаких заключений - это только прерогатива нарколога. Если человек знает, сколько времени нужно для вывода алкоголя из организма, и уверен в себе, ему не о чем волноваться на медосвидетельствовании.

- Некоторые инспекторы советуют после праздника не садиться за руль в течение трех дней. Это правильно?

- Нет. Все индивидуально: у одних алкоголь выводится из организма быстрее, у других - медленнее. Поэтому давать такие советы неуместно.

- Пользуясь случаем, что бы вы сказали всем участникам дорожного движения?

- Вопрос безопасности касается всех, здесь нет разграничения на богатых и бедных. Не нужно путать штрафы с налогами или платой за какие-то услуги. Они предназначены только для наведения и поддержания порядка. Наша главная задача - сохранить жизнь и здоровье людей, а не пополнить казну. Не нарушайте закон, и платить не придется! Мы все должны стремиться к тому, чтобы создать настоящее правовое государство, когда каждый будет четко знать свои права и стремиться к безоговорочному исполнению обязанностей.

Первые камеры по проекту «Безопасный город» установили на пересечении улиц Советская/Боконбаева. До 12 февраля такие камеры появятся еще на 11 перекрестках в Бишкеке. Фото: ГКИТиС

Первые камеры по проекту «Безопасный город» установили на пересечении улиц Советская/Боконбаева. До 12 февраля такие камеры появятся еще на 11 перекрестках в Бишкеке.Фото: ГКИТиС

КСТАТИ

Общими усилиями сделаем Бишкек безопасным

«Комсомолка» поинтересовалась, «сдадут» ли свой пост сотрудники ГУОБДД камерам фото- и видеонаблюдения после того, как проект «Безопасный город» заработает в полную силу?

- Участие человека в процессе регулирования дорожного движения в любом случае необходимо, - говорит Ыманалы Саркулов. - В рамках проекта предусматривается установка камер на 42 перекрестках Бишкека, но, очевидно, это не решит вопрос безопасности всего города. За оснащенными участками будут наблюдать патрули. А высвобожденных сотрудников передислоцируем, например, в новостройки, которые пока остаются без присмотра.

К слову, после того как заработают камеры «Безопасного города», в столице появится возрожденная Патрульная милиция. Универсальный патруль на закрепленных участках будет обеспечивать дорожную и общественную безопасность и заниматься профилактикой правонарушений.

Подпишитесь на новости:

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также