Кыргызстан
+16°
Boom metrics
Сегодня:
Экономика25 декабря 2018 12:30

Ошибка финразведки - общественный резонанс

О Госфинразведке уже неделю говорят и не перестают вспоминать каждый день. Эксперты, сотрудники банков, обычные люди - клиенты банков: каждый внес свою лепту, чтобы ударить по больному. А сегодня в этом вопросе была поставлена точка
Гуламжан Анарбаев получил выговор за то, что письма для служебного пользования в его ведомстве стали достоянием общественности

Гуламжан Анарбаев получил выговор за то, что письма для служебного пользования в его ведомстве стали достоянием общественности

Банки и оскандалившееся ведомство пошли на мировую. Как отразится мировая банков и Госфинразведки на простом народе, пока неизвестно. Вот только председатель Госслужбы финансовой разведки (ГСФР) Гуламжан Анарбаев уже получил выговор от главы правительства. Но не за требование к коммерческим банкам раскрыть данные их клиентов, а за то, что допустил утечку служебной информации.

АДЕКВАТНАЯ РЕАКЦИЯ БАНКОВ

Письмо с грифом «ДСП» («для служебного пользования») появилось в СМИ 18 декабря. В нем говорилось, что служба исполняет закон о противодействии легализации преступных доходов, поэтому составляет реестр банковских счетов и ячеек. Для этого им необходимы данные о каждом без исключения клиенте.

Вот только банки выступили против, ведь есть закон о банковской тайне. Президент Союза банков Кыргызстана Анвар Абдраев рассказал, что на встрече с коммерческими банками обсудили это письмо, ставшее достоянием общественности. И пришли к единому мнению, что требование финразведки не только противоречит Конституции, но и бьет по имиджу всей банковской системы страны.

Юристы подхватили, мол, Госфинразведка за рамки своих полномочий вышла. И форму, которую они отправили, они же сами и утверждали, а должен был кабинет министров. Права требовать данные о всех клиентах у них нет. Могут запросить конкретную информацию по конкретному клиенту в связи с каким-то делом.

Нацбанк тоже не смог промолчать. Правда, пояснил, что банковская тайна - это не всеобъемлющее понятие. И в определенных случаях госслужбы действительно могут запросить ту или иную информацию о клиентах. И комбанки отказать не могут. Но для этого необходимо решение суда.

МИНЭКОНОМ ГОТОВ ОТКРЫТЬ БАНКОВСКУЮ ТАЙНУ

Своеобразная реакция последовала от Министерства экономики. Министр Олег Панкратов заявил, что готов предоставить все данные по своим банковским вкладам и ячейкам и официально отказывается от права сохранения банковской тайны. Но при этом подчеркивает, что поголовная проверка всех банковских счетов и ячеек противоречит законодательству и подрывает доверие к банкам. И может даже сказаться на устойчивости всей банковской системы.

Кстати, отток средств из Кыргызстана уже начался. Кто-то явно занервничал после такого требования финразведки.

В целом позиция Минэконома созвучна с позициями всех - мы против. И министр Панкратов отнюдь не призывает госслужащих последовать его примеру и отказаться от тайны банковских вкладов. Каждый гражданин имеет право на добровольный выбор, считают в Минэкономе. И подводят итог: «Нарушение норм о банковской тайне может нанести такой же ущерб экономике, как и наличие коррупции».

О ЧЕМ ДОГОВОРИЛИСЬ БАНКИ И ГОСФИНРАЗВЕДКА?

25 декабря, во вторник, на заседании парламентского комитета по правопорядку, борьбе с преступностью и противодействию коррупции в этой истории поставили точку. По крайней мере так заявил глава Союза банков Анвар Абдраев. Банки и Госфинразведка договорились раз в квартал встречаться, чтобы в узком кругу обсуждать самые актуальные вопросы. Компромисс найден.

Самое интересное в этой истории - тот факт, что не о законности волновались финразведчики, банки и депутаты. Речь на заседании шла лишь о том, что информация просочилась в широкие массы. И теперь активно выясняют, кто же стал слабым звеном, позволившим СМИ рассказать о том, о чем нельзя было всем знать. Благо, в суд на журналистов подавать не будут.