Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Звезды4 декабря 2018 22:00

Тимур Бекмамбетов: Все хорошее опасно - сладости, автомобили, любовь

Знаменитый режиссер и продюсер пришел в «Комсомолку», чтобы рассказать о новом фильме «Ёлки Последние»
Встречать каждый Новый год с героями Урганта и Светлакова стало такой же традицией, как оливье на праздничном столе. Фото: Пресс-служба Bazelevs

Встречать каждый Новый год с героями Урганта и Светлакова стало такой же традицией, как оливье на праздничном столе. Фото: Пресс-служба Bazelevs

Тимур Бекмамбетов, автор «Ночного...» и «Дневного Дозора», а также голливудских фильмов «Особо опасен», «Президент Линкольн, охотник на вампиров» и «Поиск», восемь лет продюсировал (а частично и сам снимал) новогодний блокбастер «Ёлки». Все части «Ёлок» в прокате посмотрели 145 млн. человек. В этом году выходит седьмой фильм, который станет последним. Зрители снова увидят на экране героев Ивана Урганта, Сергея Светлакова, Дмитрия Нагиева, Елены Яковлевой, Веры Брежневой.

«На Деда Мороза надейся...»

- Фильм называется «Ёлки Последние». Не жаль закрывать успешный проект?

- Мы много лет показывали кино о героях, которые бились за свою мечту в невероятных обстоятельствах, в последние секунды перед наступлением Нового года - и побеждали. А сейчас подумалось: пора, дальше давайте сами. Как сказал бы герой самых первых «Ёлок»: «На Деда Мороза надейся, а сам не плошай». Я считаю, что успех нашего многолетнего проекта именно в том, что герои всегда сами исполняли свои мечты. Им, конечно, помогало новогоднее чудо, но чуть-чуть и уже совсем под конец.

Сейчас мы с «Триколор-ТВ» запускаем телевизионный канал «Ёлки-ТВ», он будет показывать только фильм «Ёлки» и все, что связано с Новым годом. Надеюсь, что этот канал будет существовать круглый год и Новый год будет каждый день.

- Многие артисты торжественно уходили с эстрады, а потом возвращались. Не получится так, что через несколько лет вместо киносериала «Ёлки» появятся какие-нибудь «Сосны»?

- Очень хочется, чтобы такая большая идея заканчивалась на взлете, на хорошей ноте. А не умирала долго, превращаясь в самопародию. На фильмах «Ёлки» выросло целое поколение. Большая часть нашей аудитории - подростки, люди в возрасте от 12 до 18 лет, а когда начался этот киносериал, им было по четыре года, по десять. Мы хотим, чтобы явление «Ёлки» осталось вот в этом, в нашем времени.

Тимур Бекмамбетов продюсировал «Ёлки» восемь лет подряд. Фото: Пресс-служба Bazelevs

Тимур Бекмамбетов продюсировал «Ёлки» восемь лет подряд. Фото: Пресс-служба Bazelevs

- Наши каналы в Новый год заполняют программу старыми советскими фильмами. У вас нет ощущения, что зрителю это может надоесть?

- Если их показывать и в остальные 364 дня в году - может. Но 31 декабря - особый день. Новый год притягивает все лучшее в памяти, что есть в нашей жизни, в том числе и в кино. В этот день люди особенно чтут традиции. Наверное, боятся, что сменится год, все хорошее останется в прошлом, и хотят взять с собой все самое главное.

- Есть мнение, что новогодние каникулы - это время всеобщего дебоша. И люди просто спиваются..

- А все хорошее опасно. Алкоголь. Вкусная еда вроде сладостей или салатов под майонезом. Любовь. Знаете, сколько людей умирают из-за любви? Ну а автомобили, например, вообще страшная вещь… Нужно знать меру и уметь со всем этим управляться. Отчасти мы в фильмах и показываем, как это делать.

«Американцы - как дети»

- В последние годы вы снимаете фильмы, действие которых целиком разворачивается на экранах компьютеров и мобильных устройств. Первым был фильм «Убрать из друзей». Осенью вышел триллер «Поиск».

- Я ехал сейчас в метро, и весь вагон смотрел в телефоны. Физически тела этих людей находились в поезде, а души - уже нет. Один пишет в Фейсбук, другой складывает на экране шарики, третий признается в любви. И мне показалось, что кино перестает активно развиваться именно потому, что мы переселяемся в другую реальность. Про нее и надо снимать - про то, как мы живем на экранах девайсов. Раньше ограбление банка снимали традиционно: вбегают люди, орут: «Всем на пол», хватают мешки с деньгами… Но сейчас банки грабит мальчик, который сидит в кафе с телефоном и переводит чужие деньги себе на счет. А кинематографисты по-прежнему снимают фильмы с красивыми планами, не замечая, что их герои и зрители - уже в другом мире.

В «Ёлках Последних» зрители снова увидят Дмитрия Нагиева в образе стража правопорядка. Фото: Пресс-служба Bazelevs

В «Ёлках Последних» зрители снова увидят Дмитрия Нагиева в образе стража правопорядка. Фото: Пресс-служба Bazelevs

- Ваш новый фильм «Профайл» про журналистку, которая пытается выяснить, как террористы вербуют девушек. Сейчас на Западе модно снимать не только про террористические организации, но и про плохих русских.

- В боевиках просто нужно все время иметь мишени. И придумываются те мишени, в которые зритель может поверить. А американцы как народ - наивные дети, если не говорить о политиках. Они живут в своем инфантильном мире, а о событиях на планете знают по новостям в телевизоре и по топ-5 новостей в интернете. И верят в то, что им говорят. Если по телевизору каждый день рассказывать, какие плохие русские или арабы, то режиссер будет делать злодея русским или арабом. На самом деле ему все равно, кто в кого будет стрелять в кадре, он выбирает из новостной повестки. Большое заблуждение - видеть за всем этим конспирологию, все проще: кинематографисты пользуются трендами, которые есть в обществе, чтобы заработать. И мы поступаем так же: хотим снять популярный фильм - и снимаем про баскетбольный матч русских с американцами.

- А русские в массе своей - не наивные дети?

- (Задумывается.) Не знаю… Несколько лет назад один менеджер пришел ко мне со сценарием. Это был ремейк фильма «Красный рассвет» (голливудский фильм 1984 года, в котором русские захватывали США, а американские школьники уходили в партизаны. - Ред.). Только все было перевернуто: у него русский городок оккупировали американские десантники, а подростки образовали отряд сопротивления. Сценарий был не очень хороший. Мне показалось, что это очень провокационно. Но, думаю, как коммерческий продукт это сработало бы. Легко.

КСТАТИ

Джонни Депп и Анджелина Джоли - звезды прошлого десятилетия

- У вас нет ощущения, что эпоха настоящих кинозвезд сходит на нет? Остались разве что Том Круз, Джонни Депп, Анджелина Джоли.

- Да и Джонни Депп уже не стоит 50 млн. долларов за один фильм. Все это звезды прошлого десятилетия, им на смену пришли новые. Молодые люди хотят видеть героев, похожих на себя. Например, Николаса Холта (28-летний актер, снимавшийся в «Людях Икс». - Ред.). Кинозвезды вообще сейчас перестали быть такими значимыми, как раньше. Ким Кардашьян и прочие звезды интернета популярнее актеров. Раньше звезду можно было сделать с помощью маркетинга. Чтобы выпустить большой фильм в Америке, на рекламу нужно потратить 50 млн. долларов. В фильме снималась условная Анджелина Джоли, значит, появлялось множество новостей из ее жизни. Целью было продать актрису, а значит, и билеты в кино. А сейчас, с появлением интернета, главную роль играет сарафанное радио. Пока ты едешь в метро, у тебя есть время прочитать пять новостей. Какие попали в топ-5, те ты и прочитал. Попадание в топ - весь смысл сегодняшнего маркетинга. Вот так Голливуд потерял инструмент создания звезд, а Google получил.

- К чему все это приведет в будущем?

- Будет больше свободы. Больше будет зависеть от человека. В топ интернет-знаменитостей попадают не самые образованные люди, не самые талантливые, но, как правило, очень работоспособные и очень искренние, не боящиеся быть смешными или глупыми.