Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Здоровье4 декабря 2018 7:40

Вегетососудистая дистония: самый распространенный диагноз. Но есть ли болезнь?

Популярный невролог Павел Бранд рассуждает о несуществующих болезнях, которые прочно вошли в наш лексикон
Под маской вегетососудистой дистонии могут скрываться совершенно другие болезни. Чаще всего эти пациенты страдают тревогой и депрессией

Под маской вегетососудистой дистонии могут скрываться совершенно другие болезни. Чаще всего эти пациенты страдают тревогой и депрессией

Фото: EAST NEWS

Вокруг медицины и здоровья существует масса мифов и самый популярный из них — Гиппократ и его клятва. В своей книге «На нервной почве» невролог, популяризатор науки, частый эксперт «КП» Павел Бранд развенчивает мифы о неврологических заболеваниях — инсультах,эпилепсии, головной боли, головокружении, болях в спине и так далее.

Как говорит автор в предисловии «О неврологических проблемах знают многие, но далеко не все способны внять голосу разума, найти грамотного врача и определить правильное лечение. Поэтому я надеюсь, что моя книга поможет в огромном информационном потоке выделить главное – то, что нужно именно вам для сохранения здоровья».

С разрешения издательства АСТ, которое выпускает эту полезную книгу в свет, печатаем отрывки.

ВСД — ВездеСущий Диагноз

Нервная система устроена одновременно крайне сложно и очень просто. Грубо говоря, это компьютер, где управляющий центр — головной и спинной мозг, и множество проводов — периферические нервы. С помощью нервной системы мы можем, например, совершать движения: ходить, бегать, прыгать, танцевать, говорить, писать, читать, улыбаться... Все эти действия мы в той или иной степени контролируем, и поэтому они называются произвольными. То есть мы сами, по собственному велению и хотению можем на них влиять и управлять ими (с разной степенью успеха).

В то же время огромное количество действий наш организм совершает совершенно автоматически, и мы о них даже не задумываемся, пока с ними все в порядке: сердце бьется, артериальное давление регулируется, происходит пото- и слюноотделение, выделение желудочного сока, расширяется и сужается зрачок и т.д. За все эти автоматические действия отвечает специальная часть нервной системы, которую когда-то назвали вегетативной, то есть растительной (ближайшее понятное всем однокоренное слово мы можем найти в английском языке: vegetable — «овощ»).

Термин прочно вошёл в медицинский словарь и многие годы использовался для обозначения как самой системы, так и проблем с ней. Появились такие производные, как вегетативная нервная система, вегетативная дистония, вегетососудистая дистония, синдром вегетативной недостаточности, психовегетативный синдром, вегетативное состояние.

Однако с развитием медицины сам термин устарел и в наши дни употребляется только на просторах бывшего СССР. В англоязычной литературе, как, впрочем, и в других языках, систему, отвечающую за автоматические действия, стали называть автономной, что гораздо точнее отражает суть.

Существуют ли реальные заболевания автономной нервной системы?

Конечно, существуют. Автономная нервная система может страдать как изолированно, так и вследствие других заболеваний, например, сахарного диабета, болезни Паркинсона, алкоголизма. Это может быть системная патология, когда повреждается автономная система в целом (например, при ортостатической гипотензии), а может поражаться только часть системы, например, при комплексном регионарном болевом синдроме или при синдроме Горнера. Это очень серьезные, хотя и редкие заболевания.

Например, синдром Горнера связан с поражением шейной симпатической цепочки, когда, если объяснять упрощенно, нарушается связь между «центром управления» в мозге и лицевыми мышцами на поврежденной стороне. Проявления эти очень заметны: опущение века (птоз), сужение зрачка (миоз), западение глазного яблока (энофтальм), ослабление потоотделения на пораженной стороне лица (гипогидроз). Несмотря на пугающие проявления, синдром Горнера чаще всего относительно доброкачественный и не является признаком каких-то страшных заболеваний (за очень редким исключением).

К счастью, заболевания, реально поражающие автономную нервную систему, возникают довольно редко.

В своей книге «На нервной почве» невролог, популяризатор науки, частый эксперт «КП» Павел Бранд развенчивает мифы о неврологических заболеваниях

В своей книге «На нервной почве» невролог, популяризатор науки, частый эксперт «КП» Павел Бранд развенчивает мифы о неврологических заболеваниях

Откуда же в картах берется диагноз «вегетососудистая дистония»?

Все дело в том, что в середине ХХ века немецкие ученые обнаружили взаимосвязь между психологическими проблемами и реакцией автономной нервной системы. Эта связь заключалась в том, что при выраженной тревоге у людей проявлялись симптомы поражения автономной нервной системы: учащался пульс, усиливалось потоотделение, расширялся зрачок, возникало чувство нехватки воздуха, ощущение страха смерти — вплоть до панической атаки. Эту взаимосвязь обозначили как психовегетативный синдром. Именно в такой ипостаси автономная нервная система предстала перед советскими врачами.

В СССР теорию развили и постепенно отдали на откуп неврологам, а они обнаружили, что часть реакций сопровождается изменением артериального давления, которое в свою очередь зависит от тонуса сосудов. Так психовегетативный синдром трансформировался в вегетососудистую дистонию (ВСД). Создавались целые научные отделы, которые занимались «новой» патологией.

Кардиологи, которые часто наблюдали такую симптоматику, обозначили тот же комплекс симптомов как нейроциркуляторную дистонию и тоже начали углубленное изучение проблемы. Таким образом, вегетососудистая дистония и нейроциркуляторная дистония, «обнаруженная» кардиологами, — одно и то же с акцентом на проявления со стороны сердечно-сосудистой системы: учащенное сердцебиение, чувство выпрыгивающего сердца и т.д. И кардиологи определили этот же комплекс симптомов именно как нервно-циркуляторную дистонию.

В любом случае, эти диагнозы прочно вошли во врачебные головы, став на какое-то время модным медицинским трендом.

Помойка для любого диагноза

Однако ввиду недостатка четких диагностических критериев эти диагнозы постепенно превратились в «помойки» для любых симптомов, в которых врачи не могли или не хотели разобраться.

Сюда же попали головные боли и головокружения, обмороки и тремор, тахикардия и гипотония, бессонница и одышка, и многое другое, включая тошноту, общую слабость, частые ОРВИ, хроническую усталость и т.д. Практически любой симптом, особенно у подростков, трактовался как проявление вегетососудистой дистонии. Если проявления касались учащенного сердцебиения или ощущения перебоев в работе сердца, то диагноз звучал как нейроциркуляторная дистония или, например, кардионевроз.

Эта теория так плотно засела в головах российских врачей, что многие до сих пор продолжают действовать в том же духе, не задумываясь ни секунды, не сомневаясь в существовании этой патологии.

Тем не менее наши западные коллеги уже много лет назад поняли, что все далеко не так просто, как кажется на первый взгляд. Они выявили очень простую закономерность — при всей полноте и возможной тяжести клинических проявлений болезни сама автономная система никак не страдала. Как уже говорилось выше, когда вегетативная нервная система поражена, возникают исключительно либо синдром Горнера, либо комплексный регионарный болевой синдром (КРБС), а не тошнота, головокружение, дурное настроение или общая вялость.

И было принято решение разделить истинные болезни автономной нервной системы и состояния, при которых проявлялись лишь перечисленные расстройства ее функций без поражения самой системы. В результате во всем мире был принят термин «функциональное расстройство нервной системы», который позволил более точно провести границы. В него и укладываются симптомы знаменитой вегетососудистой или нейроциркуляторной дистонии.

Но тут в споры о природе этих расстройств вмешались психиатры, добавив к букету психосоматические диагнозы: синдром раздраженного кишечника или головную боль напряжения. Они действительно существуют и действительно могут выбивать его из колеи. Таким образом, появился целый букет проблем как с самим диагнозом, так и с тем, кто из врачей должен выявлять и лечить подобные психосоматические патологии, которые вынуждают людей обращаться за помощью.

А это огромный пул пациентов, и им без разбора выставляется фактически несуществующий, морально устаревший даже на словах диагноз, назначаются ненужные, а зачастую и вредные обследования вплоть до компьютерной, магнитно-резонансной томографии, ультразвуковой допплерографии (УЗДГ), реоэнцефалографии — все возможные методы, которые придуманы человеком, могут быть использованы… Результат такого подхода — неадекватное и необоснованное лечение.

Здесь очень важно понять принципиальный момент: хотя диагноз — «несуществующий», проблема — реальная, существующая. Это функциональное расстройство автономной нервной системы. И лечить его должны психиатры или психотерапевты.

ВАЖНО

Что маскирует ВСД?

Что же делать людям с диагнозом «вегетососудистая дистония»?

На самом деле пациентам с вышеперечисленными жалобами необходимо пройти полноценное обследование для исключения органической природы заболевания. Ведь под маской вегетососудистой дистонии могут скрываться совершенно другие болезни.

* Чаще всего эти пациенты страдают тревогой, депрессией

* Подобные же симптомы могут говорить и о бронхиальной астме, хронической обструктивной болезни легких (ХОБЛ), которой, между прочим, страдают около 15% россиян, зачастую даже и не зная об этом.

* Под маской ВСД скрываются дефицит железа и гипотиреоз.

После того как будут полностью исключены реальные, связанные с истинным поражением органов и систем причины страдания, такие пациенты могут быть направлены к неврологу или психиатру/психотерапевту для коррекции функциональных расстройств. В современной зарубежной практике такие пациенты лечатся преимущественно у психотерапевтов.

Очень важно понять: эти пациенты не «с приветом», а люди, которые не в состоянии справиться со стрессом или отличаются повышенной чувствительностью, оказались в режиме физической или эмоциональной перегрузки. Им можно и нужно помочь.

К сожалению, весьма распространен миф, в том числе и среди врачей, что все, кто страдает от подобных функциональных расстройств, либо притворяются, либо сами себе придумывают болезнь. Тем не менее, эти пациенты на самом деле больны и требуют квалифицированного и зачастую длительного лечения с применением противотревожных препаратов, антидепрессантов, психотерапевтических методик, например, когнитивно-поведенческой терапии.