Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Готовимся к переписи24 октября 2018 11:10

Савва ШИПОВ – о переписи населения: «Цифровые решения позволят экономить бюджетные средства и время людей»

Заместитель министра экономического развития России – о задаче по цифровизации статистики
Павел ЧЕРНЫХ
Савва Шипов, заместитель министра экономического развития России.

Савва Шипов, заместитель министра экономического развития России.

1 октября в России началась пробная перепись населения – ключевой этап подготовки к Всероссийской переписи населения 2020 года. Нынешняя массовая акция кардинально отличается от предыдущих: впервые пробная перепись населения охватывает всю страну, впервые в ней можно принять участие по интернету, впервые она проходит на труднодоступных территориях. О первых итогах и перспективах полной цифровизации процесса сбора статистических данных рассказал заместитель министра экономического развития России Савва Шипов.

НОВЫЙ ШАГ К ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

– Савва Витальевич, никогда раньше пробные переписи населения не были столь масштабными. В 2018 году в нее оказалась вовлечена вся страна. К чему такой размах?

– За прошедшие с предыдущей переписи населения десять лет изменилось много: цифровизация серьезно трансформировала и экономику страны, и жизнь общества. Мы стали свидетелями глобальной цифровой революции. И одно из ее следствий – принципиальное изменение требований к сбору и обработке данных.

В первую очередь это касается официальной статистики: стремительно увеличивается поток информации из официальных источников, одновременно с этим растут требования к оперативности ее обработки и анализу. Потребителей статистических данных все меньше интересуют общие усредненные характеристики. Очевиден запрос на глубокую детализацию статистики, поскольку от этого напрямую зависит и скорость принятия решений, и их качество.

Цифровая экономика невозможна без цифровизации статистики, вывода ее на качественно новый уровень. И пробная перепись населения 2018 года – важный шаг на этом большом пути. Мы апробируем принципиально новую систему сбора и обработки данных о населении. Через два года эта система будет применяться в ходе Всероссийской переписи населения, а в дальнейшем станет одним из компонентов формируемой на базе Росстата Национальной системы управления данными.

– Чем новая система сбора и обработки данных о населении будет отличаться от той, что есть сейчас?

– В рамках создания национальной системы предполагается полная цифровизация процесса сбора, обработки, предоставления и анализа данных. В конечном итоге мы должны прийти к созданию единого информационного пространства данных в России.

Что мы вкладываем в это понятие? В первую очередь это сбор, обработка, сопоставление, проверка непротиворечивости данных в автоматизированном режиме с формированием отчетов без временных задержек в режиме онлайн.

Цифровизация статистики в итоге должна существенно облегчить жизнь и гражданам, и бизнесу. Например, сейчас ведется работа над созданием единого реестра форм и показателей отчетности единой системы нормативно-справочной информации и метаданных. Также мы выявляем показатели, которые дублируются в той или иной отчетности.

Важным экономическим эффектом должно стать значительное снижение нагрузки на бизнес путем перехода на цифровой формат взаимодействия с контрагентами, поставщиками и государством. Все данные от предприятий планируется собирать через «одно окно» или с помощью автоматической интеграции с учетными системами предприятий.

Применительно к социально-демографической статистике речь идет о переходе к максимальному упрощению для граждан процесса прохождения переписи.

Подходы, которые мы опробуем в рамках пробной переписи, позволяют экономить и бюджетные средства, и время людей. В привычной для миллионов пользователей портала госуслуг среде создан удобный интерфейс заполнения переписного листа. Учитывая количество переписавшихся в ходе пробной переписи, уже сейчас можно говорить о выходе на новый уровень доверия между государством и обществом.

– То есть итоги первого, цифрового, этапа пробной переписи вы рассматриваете как успешные?

- Да, и об этом свидетельствует обратная связь, полученная от участников. На вопрос, как вы относитесь к переписи населения в интернете, более 42% опрошенных ответили «отлично», более 30% – «хорошо». Качество предоставления услуги на отлично оценили более 35%, более 39% ответили «хорошо» и более 6% – «нормально». Всего за 10 дней в интернет-переписи приняли участие более 1 миллиона 200 тысяч человек.

– Тем не менее перепись через интернет – это скорее эксперимент, переписчики пока остаются важным элементом в системе сбора данных о населении. Как много времени нужно на полную цифровизацию этого процесса?

– Задача пробной переписи заложена в ее названии. Сейчас мы тестируем технологии и рассчитываем, что в 2020 году сможем мотивировать людей к участию в онлайн-переписи.

Пока новая схема полностью не отработана, мы не можем отказаться от старой, важным элементом которой являются переписчики. Нужен переходный период. Но если говорить о перспективе, то Всероссийская перепись населения 2020 года с большой долей вероятности станет последней переписью, проведенной с использованием традиционных методов сбора информации. Переписчики и бумажные переписные листы до 2030 года уйдут в прошлое.

– Обеспечение потребностей общества и государства статистикой в режиме реального времени – насколько в принципе достижима эта задача, особенно с учетом динамичного роста и массивов данных, и запросов пользователей?

– Национальная система управления данными – масштабный проект, рассчитанный на долгосрочную перспективу и поэтапную реализацию. В настоящее время горизонт планирования – шесть лет. К 2024–2025 годам перед нами стоит задача выстроить единое информационное пространство. Но тут надо понимать, что информационные технологии развиваются значительно быстрее, чем общество и государственные институты. Иными словами, цифровизация системы государственного управления и статистики как ее неотделимой части – это улица с двусторонним движением. Мы создаем условия для развития цифровой среды, предлагаем новые сервисы оказания государственных услуг, но их внедрение сильно зависит от готовности общества не только принять новый технологический уклад, но и деятельно участвовать в его совершенствовании. Итоги цифрового этапа пробной переписи позволяют говорить, что у нас все получится.