Кыргызстан
+23°
Boom metrics
Сегодня:
Общество4 октября 2018 11:54

Только смелым покоряются…

Поступок пресс-секретаря Госэкотехинспекции Анары Мамбеталиевой вызвал большой резонанс в обществе. Что это было? Крик отчаяния, PR-ход госслужащей или смелость, покоряющая моря?
Анару Мамбеталиеву восстановят в должности. Генпрокуратура нашла, что ее увольнение незаконно.

Анару Мамбеталиеву восстановят в должности. Генпрокуратура нашла, что ее увольнение незаконно.

Фото: СОЦСЕТИ

Самый главный вопрос, которым задавались кыргызстанцы, наблюдая за эпопеей с сотрудницей одного из самых коррумпированных, по мнению большинства, ведомства, - что изменится?

Перемены не заставили себя ждать. Президент отреагировал. Совбез под зорким оком главы государства, который объявил жесткую войну коррупции, провел проверки. Результаты появились 3 октября. И они порадовали. Не потому, что подтвердились догадки о насквозь опутанной сетями коррупции Госэкотехинспекции. А потому, что создан прецедент, который показывает, что говорить надо. Не прозябать в своем убеждении, что все равно ничего не изменится. Изменится, главное - начать.

Я ГОТОВА ВЕРНУТЬСЯ В ГОСЭКОТЕХИНСПЕКЦИЮ

Она не сразу решилась на этот шаг. Анара Мамбеталиева в разговоре с «Комсомолкой» призналась, что сначала пыталась бороться с коррупционными проявлениями в ведомстве тихо и мирно. Не вынося, как говорится, сор из избы. Она целый год обивала пороги начальства, пытаясь донести мысль о том, что госслужащий как лицо государства должен быть честным.

Но ее усилия никто не воспринимал всерьез. И она вышла на мирный пикет. Быть может, это показалось бы смешным, если б не было настолько грустным. И вот она с плакатом в руках «Нет коррупции в Госэкотехинспекции!». Но реакция последовала совсем не такая, какую она ожидала. Ее уволили. Причем по статье, согласно которой она больше не сможет работать на госслужбе. И сделали это в то время, когда она была на больничном.

Пресс-секретарь Госэкотехинспекции устроила мирный митинг перед дверьми приемной руководства в июле. А 15 августа ее уволили.

Пресс-секретарь Госэкотехинспекции устроила мирный митинг перед дверьми приемной руководства в июле. А 15 августа ее уволили.

Фото: СОЦСЕТИ

- Я не собиралась обращаться к президенту. Хотела решить все внутри. Но меня уволили, и мне некуда было деваться, - рассказывает бывший пресс-секретарь Госэкотехинспекции Анара Мамбеталиева.

Она записала видеообращение, где озвучила факты, имена и фамилии тех, кто причастен к коррупции. Перед этим был пост в соцсетях и фото Анары с плакатом в руках.

- Я знала, что президент услышит меня. Я рада, что он услышал. Я считаю, что каждый гражданин должен поддержать призыв президента бороться с коррупцией. И начинать надо с себя, - убеждена Анара Мамбеталиева.

Кстати, ее борьба небезрезультатна не только в масштабах блага для общества, но и для нее самой. Генпрокуратура направила представление в Государственную кадровую службу о незаконном увольнении пресс-секретаря. И, как сообщили уже Анаре, ее должны восстановить в должности.

Сама она не против вернуться.

- Многие спрашивают, как я буду работать здесь после всего произошедшего. Буду работать. И буду продолжать бороться с коррупцией. Я надеюсь, что для всех это станет уроком. Не только для тех, кого уволят, - уверенная в своей правоте говорит Анара.

ТАЙНЫ ГОСЭКОТЕХИНСПЕКЦИИ

Совбез ответственно отнесся к поручению президента и действительно провел массовую проверку по заявлению уволенного незаконно пресс-секретаря. Проверка выявила массовые нарушения в ведомстве.

Премии в Госэкотехинспекции выдавались не как поощрение, а в качестве дополнительной зарплаты со ссылкой на праздничные дни. Только за 2016 год здесь выдали свыше 5 млн сомов таких допзарплат. А в 2017-м - более 2 миллионов. Итого за два года - 7,2 млн сомов потрачено на премии к праздничным датам. Незаконно, как выяснила проверка, выдавали в Госэкотехинспекции и материальную помощь. С 2016 по сентябрь 2018 года было выдано более 3,5 млн сомов.

А сотрудники центрального аппарата Госэкотехинспекции (проще говоря, начальство) начисляли себе зарплату больше, чем нужно. Почти 400 тысяч сомов ушло на такие «левые» зарплаты. Не отказывали себе в Госэкотехинспекции и в подарках. На 45 тысяч сомов порадовали они себя.

Мудрили здесь и с тендерами. Так, на приобретение формы выделялось 796 450 сомов. Но поставщик получил почему-то 1 млн 167 тысяч 335 сомов. 370 тысяч переплатили при том, что поставщик все сроки нарушил.

Кстати, по поводу формы. Руководство решило, что в форме здесь должны ходить все. Даже секретарь с водителем. И купили-таки форму на 268 тысяч сомов. 45 сотрудников финансово-экономического управления и технического персонала одели. Хотя форма им по закону не положена.

А вот машины Госэкотехинспекция так и не получила. Три специальных грузопассажирских автомобиля должны были прибыть в срок до 3 марта 2018 года. Но не прибыли до сих пор.

Еще Совбез нашел нарушения в приеме на работу, когда принимали по трудовому договору временно, а потом человек работал годами. Да и принимали, как оказалось, по знакомству, только своих.

В общем, выводы Совбеза таковы: антикоррупционная политика в Госэкотехинспекции не проводится. Поэтому принято решение рассмотреть вопрос соответствия занимаемой должности ряда руководящих лиц, в том числе и статс-секретаря. Всех, от начальников управлений до главы Госэкотехинспекции, привлекут к строгой дисциплинарной ответственности.

Проверки продолжаются. Только теперь коррупционным ведомством займутся другие ответственные органы.

ЕСТЬ КОНТАКТ

Анара Мамбеталиева - не единственная женщина в Кыргызстане, которая вступила в неравный бой с коррупцией. Проводницы кыргызской железной дороги в начале августа также обратились к президенту, озвучив многочисленные факты нарушений на железной дороге. Это и безбилетники, и формы, которые их заставляют покупать за собственные деньги, и незаконные отчисления из зарплаты. И это тоже был крик души. Потом одна из проводниц Алия Асанбаева сделала повторное обращение к президенту, плакала и говорила, что боится за свою жизнь.

Кстати, Анаре Мамбеталиевой тоже угрожали, пытались объяснить, что она может сильно пожалеть о своих порывах к справедливости. Но они, слабые кыргызские женщины, не испугались. И дело сдвинулось. По крайней мере, в это так хочется верить.

Это еще не победа. Но уже показатель. И глас вопиющего в пустыне прозвучал-таки громом для отдельных коррупционеров.